Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадные новеллы"
материал
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадные новеллы", посвященной 78 годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. По мотивам произведений: Людмила Никольская «Должна остаться живой», Олег Шестинский «Блокадные новеллы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_27_yanvarya.docx | 25.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 78 годовщине Полного освобождения Ленинграда от фашистской Блокады
Сцена 1. Пролог.
(Выходят 2 человека взрослый и ребенок. Идут воль сцены. На видео – набережная СПБ, вечер)
Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Из неба, из воды они глядят,
Напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звёзды — слава всех солдат,
Прорвавших ненавистную блокаду.
Воспоминаний череда
Всплывает словно предо мною
Блокада, голод и война
Ты не забудешь?
- Я запомню!
(останавливаются в центре, слушают Левитана)
Сцена 2 «Сентябрь 1941»
Фонограмма ________________________________________
На сцену быстро входит Мама. В одной руке у нее маленькая рубашка. Садиться на ступеньку лестницы, на которой лежит детский чемоданчик.
Мама: (громко)
Таня! Таня!! Ты не видела рубашку Шурика? Белую..мы с папой на Первомайские праздники покупали.(копается в чемодане)
Таня: (берет рубашку с колен матери)
Мама, вот Шуркина рубашка. Ну что же ты?
Мама:
Действительно (утыкается лицом в рубашку)
Таня:
Мама, не плачь. Он ведь не один едет - весь садик в Волхов эвакуируют! Вот скоро война кончится и мы с тобой поедем и заберем Шурку!
Мама:
Таня, Таня! Как же ты не понимаешь - фашисты уже у Ладожского озера, они уже бомбят Ленинград! Война, дочка, скоро не закончится - наши войска пока отступают.
Таня:
Ну вот! А в эвакуации безопасно! Шурик и так плачет постоянно - боится взрывов снарядов. Мама, ты подумай!
Мама: (решительно бросает рубашку в чемодан, закрывает его)
Я уже подумала, Таня! Мы останемся в Ленинграде все вместе - ты, я и Шурка. Кончится же однажды война, вернется папа.
Таня:
И будем мы опять жить одной дружной семьей!
*Таня уходит за кулисы с чемоданом. Мама выходит на авансцену
Фонограмма№3: Валентина Кочкина «Белые панамки»
Мама:
На следующий день, рано утром, я поехала в порт одна, что бы предупредить воспитателей, что Шура не едет в эвакуацию. На пристани собралось много народа-мамы, бабушки: слезы, последние наставления.
В этой толпе я с трудом отыскала Валентину Сергеевну. «Многие родители детей не привели, не захотели расставаться!» - на прощание сказала мне воспитательница. .. И все на пристани долго махали вслед уплывающей барже, вслед уплывающим белым панамкам детей.
*На сцене появляются малыши в белых панамах. Звучит взрыв, малыши закрывают лица от страха, замирают, снимают панамы, кладут на пол, на стулья, на чемоданы. Склонив головы тихо уходят со сцены .Слайд-проекция панамы плывущие по озеру после взрыва парохода
Сцена 3 « Декабрь 1941»
Таня выводит на сцену Шурика, у Шурика в руках воздушный змей,
усаживает рисовать за стол
Таня:
Вот сиди у «буржуйки», рисуй.
Шурик: (рисует)
А почему печку назвали буржуйка? Потому что ее буржуи придумали?
Таня:
Потому что жрет дров много, а толку от нее мало. Как и от буржуев-врагов мирового пролетариата!
Шурик:
Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я - крыс. Их теперь стало так много.
Таня:
Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!
Шурик:
Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!
Таня: (ставит кружку на стол)
Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!
Шурик: (пьет из кружки)
Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!!
Входит мама в валенках, встряхивает платок от «снега», подходит к столу, кладет на него сверток
Таня:
Мама пришла!!
Мама: (устало садится на стул)
Как вы тут?
* Шурик подходит к ней с рисунком
Шурик:
Смотри, что я нарисовал!
Мама: (крутит рисунок)
Ничего не пойму, сынок. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?
Шурик: (объясняет на рисунке)
Черное - это война. А белое - это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать не могу. А у тебя ничего нет поесть? Случайно - прислучайно?
Мама:
Случайно - прислучайно есть! Вот!
*разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины
Мама: (гладит сына по голове)
Ешьте детки - это вам подарок от зайчика.
*Шурик жадно накидывается на еду
Таня:
Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики нам принесла?
Мама:
Я ела, Таня, ела. Это вам.
Таня: (делит свою картофелину пополам)
Тогда пополам, иначе есть не буду! И не спорь со мной!
Едят молча картошку Фонограмма №5: метроном
Читают стихи
Наш город в снег до пояса закопан.
И если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела смерть…
Но в то, что умер город наш, - не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сражённых смертью,
Что означает: «Смертью смерть поправ».
Сцена 6 « Декабрь 1942»
Фонограмма №9: воздушная тревога. Рассказчики мечутся по сцене, обессилено падая, поднимаясь и медленно уходя за кулисы. Входит. Таня в свитере, юбке. В руках два полешка. Подходит к буржуйке. Входит Мама с Маней. Мама - в пальто, ботиках. Маня - в старой шубейке, за плечами торба.
Мама: (Тане)
Почему не в бомбоубежище?
Таня:
Да ладно, мам! Пока оденешься, спустишься - уже отбой.
Мама:
Вот, принимай подружку. Стоит у дверей, плачет. Постучать стесняется.
Таня: (подбегает к подруге, помогает снять торбу)
Маня! Ты что? Проходи, скорей, раздевайся - только «буржуйку» растопила. Ты что так поздно по городу ходишь? Как тебя отпустили-то?
Маня:
Некому отпускать. Страшно одной в квартире…
Мама: (присела на кровать, вытянула усталые ноги)
А бабушка?
Маня: (присаживается к столу, вытирает нос)
Умерла бабушка… Ночью так страшно было, просто жутко одной. Я с головой дрожу под одеялом, а мне слышится, будто мёртвая бабушка ходит по комнате и всё свою брошку разыскивает, которую еще в 41-ом на хлеб сменяла. А потом ко мне наклоняется…Бррр.. Она добрая, а всё равно я её боюсь. Ты когда-нибудь ночевала с умершим?
Таня:(вешает мамину одежду на спинку кровати)
Они же мёртвые, они же не могут по дому разгуливать.
Маня: (оглядывается вокруг)
Вам хорошо, у вас коммуналка. Вон, соседи за стенкой живут.
Таня:
Нет соседей, Маня. Одна наша семья во всей квартире осталась - кто в эвакуации, кто от голода умер давно.
Таня: (матери)
И когда эти сверхурочные смены кончатся? Есть будешь? Там немного хлеба я оставила.
Присаживается рядом с матерью
Мама:
Сил даже на еду нет.
Маня: (встает у стула, обращается к Маме)
Тетя Наташа, а возьмите меня к себе жить, а? Дров на четверых надо будет меньше, у меня еще вот (кладет торбу на стол, показывает Тане содержимое) продукты кой-какие остались.
Мама с Таней переглядываются
Мама:
Да оставайся уж. И Тане все повеселей будет, а то я до ночи на работе.
Маня: (радостно)
А еще я готовить умею! Я однажды такой суп сварганила с отцовского кожаного ремня - наваристый, ух! (усмехнулась) Меня папаня этим ремнем до войны бывало так охаживал, неделю сидеть не могла. Я так этот ремень ненавидела! А голодуха пришла, сгодился - кожа то настоящая, свиная!
Таня:
Сейчас, наверное, жалеешь, что у отца только один ремень был.
Маня: (вытирает нос)
Ага. Вот вернется папанька с войны, а я ему: «Тю-тю твой ремень, мы с бабкой его съели! Мы –блокадники! (сжимает кулак, замирает, задумывается) А я стихи научилась сочинять. Сказать?
Мама: (поправляет)
Прочитать.
Маня:
Не, они не на бумаге, они вот тут (показывает пальцем на лоб)
В новых галошках, в рубашке горошком
Воробей Тимошка скачет по дорожкам.
И ещё:
Мышка в кружечке коричневой
Наварила каши гречневой… (затихает, отпускает голову)
Дальше не успела. Нравятся?
Мама: (с улыбкой)
Мышка в кружечке коричневой наварила каши гречневой…
Мама гладит Шурика по голове, целует обоих в «макушку» и медленно уходит. Таня тянет руки к матери и вскрикивает
Таня:
Мама!!!
Фонограмма №10: Ленинградское радио «Отбой воздушной тревоги»
Сцена 7 « Декабрь 1943»
Таня резко закрывает глаза руками и утыкается в колени. Шурик улыбается Тане и спрашивает
Шурик:
Таня, Ты что?
Таня резко выпрямляется, быстро вытирает слезы, берет лицо Шурика в свои руки,
обнимает его
Таня:
Ничего. Иди ко мне, Шурка.
Шурик прижимается к ней, обнимает
Шурик:
Мама скоро придет?
Таня: (осторожно подбирая слова)
Наша мама, Шурик, не придет.
Шурик:
Она что, в ночную смену осталась?
Таня:
Нет, Шурик. Она.. она уехала далеко, далеко..
Шурик: (встревожено)
В эвакуацию? А как же мы?
Таня:
Нет, не в эвакуацию.. Она..она.. Она теперь будет сидеть на облачке и смотреть на нас с высоты…
Шурик: (смотрит внимательно в глаза сестре)
Таня, наша мама умерла?
Таня тихо кивает головой и обнимает Шурика. Гаснет свет
Сцена 8 «Январь 1944»
Таня: В конце января 44-го полностью снята блокада Ленинграда.
Почти 2,5 года, почти 29 месяцев, долгих 872 дня город жил в осаде.
Таня: я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!
Шурик: Я мечтал сначала стать геологом, потом решил стать поваром. Что бы никогда больше не голодать.
Маня: А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант.
Таня:
Мы останемся живы. Нас найдут в квартире полуживых и отправят в эвакуацию.
Шурка:
И теперь у нас одна мечта - пусть больше никогда, НИКОГДА не повторится война. Пусть больше никогда не повторится блокада!
Таня: Мы должны сохранить мир, мы должны пронести память об этой катастрофе через поколения, ведь только память о прошлом не дает совершить ошибки в будущем.
Шурка: Над смертью вечно торжетсвуют, В ком память вечная живет
Песня
Дети Блокады
Музыка: Л. Шахова
Наш город родной над Невой
Не сломлен суровой войной.
Он в годы блокады, жестокой, нещадной,
Сражался и в холод, и в зной!
Нас память уносит назад,
Туда, где сирены гудят,
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза лютой смерти глядят.
Был в городе голод и мор.
Изрытый бомбёжкою двор.
Но дети взрослели и выжить сумели,
Всё помнится им до сих пор.
Нас память уносит назад,
Туда, где сирены гудят,
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза лютой смерти глядят.
Но выстоял русский народ.
И память об этом живёт
В сердцах поколений.
И точное время
Ведёт непрерывный отсчёт.
Нас память уносит назад,
Туда, где сирены гудят,
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза лютой смерти глядят.
Блокадные ночи и дни,
Как долго тянулись они.
О, сколько утрат познал Ленинград
В суровые годы войны.
В суровые… годы… войны.
В. Медведева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"
Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"
Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...