сценарий литературно-музыкальной композиции "Не ушла война в забвенье – и в земле живет, и в нас»
методическая разработка

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_na_konkurs.docx27.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к сценарию литературно-музыкальной композиции

«Не ушла война в забвенье – и в земле живет, и в нас»

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В моей работе одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Данное мероприятие было разработано в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне. В мероприятии хотелось осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма граждан нашей страны в трудные военные годы. Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Её дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своём пламени миллионы людей, принесла колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро и скорбно тревожат народную память. Вместе с тем она оставила и глубокое чувство национальной гордости за свою Родину.

Цель мероприятия:
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; 
Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни людей во время войны.

Задачи: 
Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; 
Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; 
воспитывать бережное отношение к традициям своего народа. 

Слышится звон колокола

1 ведущий. Что это? Ты слышишь?

2 ведущий. Это колокола. Колокола памяти…

1 ведущий. Памяти? А разве такие бывают?

2 ведущий. Бывают, слушай! Это говорит сама память…

1 ведущий. Но разве память бывает живой?

2 ведущий. А ты не веришь? Человек может умереть дважды:

                    Там на поле боя, когда его догонит пуля,

                    А второй раз – в памяти народной.

                    Второй раз умирать страшнее.

                    Второй раз человек должен жить!

1 ведущий:

Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего фестиваля. Здравствуйте все, кто сегодня находится в этом зале. А это значит, что вы не остались в стороне от великого подвига советского народа от гнетущей боли, не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого хоть как-то коснулась своим черным крылом Великая Отечественная война.

Память… Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже более 70 лет все идут и идут запоздавшие письма с войны, и невесты не верят похоронкам, а сыновья и внуки стали взрослее своих отцов и дедов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня». И их тела, вложенные в землю, давно стали землей и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец! И сегодня мы собрались в этом зале, чтобы сказать вам, что мы помним о вас, мы благодарны вам, мы склоняемся перед вашим мужеством головы.

2 ведущий:

Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись!

1 ведущий: Да, сейчас мы живем в то время, когда приходится переживать крушение многих идеалов и святынь, еще вчера казавшихся незыблемыми.

2 ведущий: Меняется наше отношение к давнему и недавнему прошлому, уходят прежние кумиры, но одно остается неизменным – отношение к тем, кто воевал.

1 ведущий: Это они восемнадцатилетние, в пору Великой Отечественной были тогда самыми молодыми, попавшими на фронт прямо со школьной скамьи.

1 ведущий: На груди – ордена,

                    На висках седина,

                    Позади боевые походы.

                    Не грусти, старина,

                    Что украла война

                    Ваши лучшие юные годы.

                    Снятся Днепр и Моздок

                    И тревожный гудок,

                    Снятся вам штыковые атаки.

                    Поезда – на восток,

                    Облака – на восток,

                    Вы – на запад, под пули и танки.

2 ведущий: В двадцать лет седина…

                   Не грусти, старина,

                   Трудный век вам судьбою положен.

                   Ваша нам седина, ваши нам ордена

                   С каждым годом родней и дороже.

                   На висках седина, за окном тишина.

                   Пусть она никогда не взорвется!

                   Пусть пришла седина, но осталась страна,

                   Что Великой Россией зовется!

Звучит песня «Я Служу России»

3 ведущий: Чтобы памяти нить живую

                    В поколениях не порвать,

                    Мы солдата судьбу фронтовую

                    Будем с нашими вечно сверять.

4 ведущий: Солдат – он до своей солдатской доли

                    Был просто мальчиком таким, каким был я.

                    Он дотемна был на футбольном поле –

                    По этой страсти мы уже друзья.

3 ведущий: 41-й… Он был жестоким…

                    Чтобы вражеский взять размах,

                    Шли мальчишки, зажав винтовки

                    в неумелых еще руках…

1 ведущий: Уходили мальчики – на плечах шинели,

                   Уходили мальчики – храбро песни пели.

                   Отступали мальчики пыльными степями,

                   Умирали мальчики – где, не знали сами.

2 ведущий: Попадали мальчики в страшные бараки,

                    Догоняли мальчиков лютые собаки,

                    Убивали мальчиков за побег на месте…

                    Не продали мальчики совести и чести.

3 ведущий: Не хотели мальчики поддаваться страху,

                    Поднимались мальчики по свистку в атаку.

                    В черный дым сражений, на броне покатой,

                    Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

4 ведущий: Повидали мальчики – храбрые солдаты

                    Волгу - в сорок первом,

                    Шпрею – в сорок пятом…

                   Показали мальчики за четыре года,

                   Кто такие мальчики нашего народа.

Звучит песня «До свидания, мальчики!»

1 ведущий: До свидания, девочки…

Женщина и война… Оба эти слова женского рода… Но они несовместимы. Женщина и война…

1 девушка: Ровесницы наши со школьной скамьи

                    Когда – то под пули шагнули в бои.

                   И тяжесть войны, что бедой обожгла

                   На плечи вчерашних девчонок легла.

2 девушка: Ровесницы наши просились на фронт,

                  Туда, где в полнеба пылал горизонт.

                  Спешили, попасть поскорей в медсанбат.

                  Спасали от ран умиравших солдат.

1 девушка: Да, в гимнастерках и шинелях,

                    И не на танцах, а в бою

                    Сжав губы, и неся потери,

                   Девчонки юность встретили свою.

2  девушка: Я сегодня думаю о многом,

                     В сапогах солдатских, все в пыли,

                     По лихим, не девичьим дорогам,

                     Наши девушки в бессмертье щли.

1 девушка: Они не станцевали своих вальсов,

                    Не дождались признания в любви,

                   Девчонками ушли на фронт сражаться –

                   За мирный дом и за свои мечты.

Звучит мелодия довоенного вальса

1 девушка: Первое взрослое платье надела

                    Первые туфли на каблуке.

                   Ах, этот вальс танцевать так хотелось! –

                   Бусы и ленты, рука в руке!

2 девушка: Бал выпускной закружил нас с тобою,

                    Вот и заря в проеме окна!

1 девушка: Нет, не заря, это зарево боя!

2 девушка: Это июнь – двадцать второе,

                    Год сорок первый – война.

1 юноша: Разорвалась земля от снаряда

                 Вы не знали, что это война,

                 Но она уже шла с вами рядом

                 И глядела по сторонам.

                 Смерть везла на разбитой телеге

                 И месила кровавую грязь.

                 Далеко еще было до снега,

                 Был июнь, но морозило вас.

                 Вы же – дети, еще пацанята,

                 В смертном списке вы уже есть!

                 Смерть не смотрит на возраст солдата,

                 Не взирает на доблесть и честь!

2 юноша: Сплети, мне, милая, кольчугу из ромашек

                 От пуль сготовь отвар из васильков.

                 Тогда не стану без вести пропавшим,

                 Я прорасту пшеничным колоском.

                 Я опущусь листвой в твои ладошки,

                 Лучом зари щеки твоей коснусь,

                 Звездою загляну в твои окошки

                И, чтобы не случилось, я вернусь!

                Я упаду дождем из туч уставших,

                Снежинкой лягу у твоих, у ног.

                Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек,

                 Из тех, что у тебя сплетен венок!

                Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек,

                Чтоб крепче в мире не было брони!

                Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек,

                И я вернусь живым с любой войны!

Звучит песня «Тучи в голубом»

1 ведущий: Какая музыка была!

                    Какая музыка играла,

                    Когда и души, и тела

                    Война проклятая попрала.

1 юноша:  В 17 лет я не гулял по паркам,

                  В 17 лет на танцах не кружил,

                  В 17 лет цигарочным огарком

                  Я больше, чем любовью дорожил.

                  Среди друзей, как я, в сукно одетых,

                  Я шел, и бился о бок котелок,

                  И песни измерялись не в куплетах,

                  А в километрах пройденных дорог.

                 А я бы мог быть нежен, смел и кроток,

                 Чтоб губы в губы, чтоб хрустел плетень…

                 С тяжелой ленты вымокших обмоток

                 Мой начинался и кончался день.

                 Я с песней шел сквозь снежные завалы,

                 Сквозь непогодь метельных январей…

                 В 17 лет я был влюблен в привалы

                 И в пайку почерневших сухарей.

Звучит песня «Война»

1 девушка: Я только раз видала рукопашный.

                   Раз – наяву. И тысячу – во сне.

                   Кто говорит, что на войне не страшно,

                   Тот ничего не знает о войне.

2 девушка: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крик: «Танк! Танк!»  и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, ушибаясь, но не чувствуя боли. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от своего танка.

1 девушка: А я, когда увидела впервые раненого, упала в обморок. А когда первый раз поползла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама себе и перевязала.

1 юноша: Сто раненых она спасла одна

                 И вынесла из огневого шквала.

                Водою напоила их она

                И раны их сама забинтовала.

                Под ливнем раскаленного свинца

                Она ползла, ползла без остановки

                И, раненого подобрав бойца,

                Не забывала о его винтовке.

                Но вот, в сто первый раз,

                Ее сразил осколок мины лютой…

                Склонился шелк знамен в печальный час.

                И кровь ее пылала в них как будто…

1 девушка: Только что пришла с передовой,

                    Мокрая, замерзшая и злая,

                    А в землянке нету никого,

                    И, конечно, печка затухает.

                    Так устала – руки не поднять,

                   Не до дров – согреюсь под шинелью.

                    Прилегла, но слышу, что опять

                    По окопам нашим бьют шрапнелью.

                    Из землянки выбегаю в ночь,

                    А навстречу мне рванулось пламя.

                   Мне навстречу – те, кому помочь

                   Я должна спокойными руками.

                   И за то, что снова до утра

                   Смерть ползти со мною будет рядом,

                   Мимоходом: «Молодец, сестра!» -

                   Крикнут мне товарищи в награду.

                   Да еще сияющий комбат

                   Руки мне протянет после боя:

                   - Старшина, родная! Как я рад,

                    Что опять осталась ты живою.

Звучит песня «Фронтовая сестра»

1 ведущий: Женщина на войне… Ее образ, даже незримый, поддерживал бойцов в трудную минуту.

2 ведущий: Все мы любим милую «Катюшу»,

                    Любим слушать, как она поет.

                    Из врага выматывает душу,

                    И друзьям отваги придает!

                    И так уж исстари в краю моем ведется,

                   Что если петь, то значит от души.

                    Пусть сердце выплачется, коль беда коснется,

                   А если праздник, то давай – пляши!

Исполняется танец «Катюша»

1 ведущий: Шли по войне, шли по великой всей,

                    И в сорок первом шли, и в сорок третьем,

                    И после. И теряли мы друзей,

                    Не зная, что таких уже не встретим.

2 ведущий: Но нам навечно памятью дано

                   Их видеть сквозь разрывы, в отдаленье.

                   Мои друзья, которых нет давно,

                   Они и нынче – наше поколенье.

1 ведущий: Все в жизни с нами было пополам.

                    Мы все – одно! И нет прочнее сплава.

                    И с песнею далекой по полям –

                    Прислушайся! – проходит наша слава.

2 ведущий: Война закончилась, но песней опаленной

                    Над каждым домом до сих пор она кружит.

                    И не забыли мы, что миллионы

                    Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить!

1 ведущий: Война закончилась, но память поколений

                    Как фронтовая дружба – вечна и тверда.

                   Нас никогда, никто не ставил на колени

                   И не поставит ни за что и никогда!

2 ведущий: Чтоб снова на земной планете,

                    Не повторилось той беды,

                    Нам нужно, чтобы наши дети

                    Об этом помнили, как мы!

                    Я не напрасно беспокоюсь,

                    Чтоб не забылась та война,

                    Ведь  эта правда – наша совесть,

                   Она как силы нам нужна!

Звучит песня «Воспоминание о синем платочке» на мотив «Синий платочек»

1 юноша: Почему мы в 21 веке

                 Вспоминаем прошлую войну?

                 Даже время – самый лучший лекарь –

                 Не сумеет память обмануть.

                 Выстрелы давно отгрохотали,

                 Новые настали времена.

                 Сколько ты оставила печали,

                 Страшная Великая война!

1 девушка: Ветераны, вас осталось мало,

                    Мы хотим в стране свободной жить.

                    Знайте, что и наше поколенье

                    Родину сумеет защитить.

                    Вдовьими платками, горькими стихами,

                    Пламенем гвоздики у гранитных плит,

                    С мудрыми глазами – оставайтесь с нами,

                    Ведь на этом целый мир стоит.

2 юноша: Ушедшие бойцы не умирают,

                 Они в сердцах потомков будут жить.

                 Их подвиги годами прославляют,

                 И память поколений их хранит.

                 Бойцам – защитникам поклон наш низкий,

                   Которые, пройдя чрез ад войны,

                   Несли победу, думая о близких,

                   Чтоб счастливо и мирно жили мы.

                   Вами гордится наше поколенье!

                   Для нас вы образец и идеал!

                   Для вас не изготовлен пьедестал,

                   Но уготовлено для вас бессмертье,

                   А это выше всех мирских похвал!

1 юноша: Над страною звучит набат,

                 Оглянись, сквозь года назад.

                 Сорок первый… Горящие хаты.

                 В бой, на смерть шли тогда солдаты.

2 юноша: Сорок пятый… Победные марши.

                 Те ребята ведь были чуть старше нас.

                 Позабыть не имеем мы права,

                 Те года, что овеяла слава.

1 юноша: И своим мы расскажем детям,

                 Как народ наш врагу ответил,

                 Как прошел сквозь огонь, сквозь беды,

                 Все вместе: Мы – наследники той Победы!

Танец «Детство»

Литература:

  1. Внеклассные мероприятия  /Авт.– сост. Л.Л. Загуменова – М.: ВАКО, 2008 – (Мозаика детского отдыха).
  2. Журнал Чем развлечь гостей №1 (38), 2005 г.
  3. Юлия Друнина. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Они ушли, чтоб нам с тобою жить...", посвященная 65-летию Великой Победы

В 2010 году в нашей школе прошли зональные игры клуба ДИКС (Дмитровского интеллектуального клуба старшеклассников). Одна из игр была посвящена 65-летию Великой Победы.Прошло уже два года, и я с ...

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Забвению неподвластно"

Сценарий "Забвению наподвластно", посвященный Дню памяти калмыцкого народа. 28 декабря -День памяти жертв депортации....

Литературно- музыкальная композиция « Я ушла из детства в санитарный взвод»

Композиция посвящена медсестрам, связанным с Тюменской областью....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует  нравственно-патриотическому воспи...

сценарий литературно - музыкальной композиции "Женское лицо войны"

Роль женщин во время Великой Отнчественной войны...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "История той войны"

Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....