сценарий литературно-музыкальной композиции "Не ушла война в забвенье – и в земле живет, и в нас»
методическая разработка
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_na_konkurs.docx | 27.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к сценарию литературно-музыкальной композиции
«Не ушла война в забвенье – и в земле живет, и в нас»
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В моей работе одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Данное мероприятие было разработано в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне. В мероприятии хотелось осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма граждан нашей страны в трудные военные годы. Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Её дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своём пламени миллионы людей, принесла колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро и скорбно тревожат народную память. Вместе с тем она оставила и глубокое чувство национальной гордости за свою Родину.
Цель мероприятия:
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни людей во время войны.
Задачи:
Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Слышится звон колокола
1 ведущий. Что это? Ты слышишь?
2 ведущий. Это колокола. Колокола памяти…
1 ведущий. Памяти? А разве такие бывают?
2 ведущий. Бывают, слушай! Это говорит сама память…
1 ведущий. Но разве память бывает живой?
2 ведущий. А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
1 ведущий:
Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего фестиваля. Здравствуйте все, кто сегодня находится в этом зале. А это значит, что вы не остались в стороне от великого подвига советского народа от гнетущей боли, не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого хоть как-то коснулась своим черным крылом Великая Отечественная война.
Память… Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже более 70 лет все идут и идут запоздавшие письма с войны, и невесты не верят похоронкам, а сыновья и внуки стали взрослее своих отцов и дедов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня». И их тела, вложенные в землю, давно стали землей и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец! И сегодня мы собрались в этом зале, чтобы сказать вам, что мы помним о вас, мы благодарны вам, мы склоняемся перед вашим мужеством головы.
2 ведущий:
Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись!
1 ведущий: Да, сейчас мы живем в то время, когда приходится переживать крушение многих идеалов и святынь, еще вчера казавшихся незыблемыми.
2 ведущий: Меняется наше отношение к давнему и недавнему прошлому, уходят прежние кумиры, но одно остается неизменным – отношение к тем, кто воевал.
1 ведущий: Это они восемнадцатилетние, в пору Великой Отечественной были тогда самыми молодыми, попавшими на фронт прямо со школьной скамьи.
1 ведущий: На груди – ордена,
На висках седина,
Позади боевые походы.
Не грусти, старина,
Что украла война
Ваши лучшие юные годы.
Снятся Днепр и Моздок
И тревожный гудок,
Снятся вам штыковые атаки.
Поезда – на восток,
Облака – на восток,
Вы – на запад, под пули и танки.
2 ведущий: В двадцать лет седина…
Не грусти, старина,
Трудный век вам судьбою положен.
Ваша нам седина, ваши нам ордена
С каждым годом родней и дороже.
На висках седина, за окном тишина.
Пусть она никогда не взорвется!
Пусть пришла седина, но осталась страна,
Что Великой Россией зовется!
Звучит песня «Я Служу России»
3 ведущий: Чтобы памяти нить живую
В поколениях не порвать,
Мы солдата судьбу фронтовую
Будем с нашими вечно сверять.
4 ведущий: Солдат – он до своей солдатской доли
Был просто мальчиком таким, каким был я.
Он дотемна был на футбольном поле –
По этой страсти мы уже друзья.
3 ведущий: 41-й… Он был жестоким…
Чтобы вражеский взять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки
в неумелых еще руках…
1 ведущий: Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики – где, не знали сами.
2 ведущий: Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте…
Не продали мальчики совести и чести.
3 ведущий: Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой,
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
4 ведущий: Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу - в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом…
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.
Звучит песня «До свидания, мальчики!»
1 ведущий: До свидания, девочки…
Женщина и война… Оба эти слова женского рода… Но они несовместимы. Женщина и война…
1 девушка: Ровесницы наши со школьной скамьи
Когда – то под пули шагнули в бои.
И тяжесть войны, что бедой обожгла
На плечи вчерашних девчонок легла.
2 девушка: Ровесницы наши просились на фронт,
Туда, где в полнеба пылал горизонт.
Спешили, попасть поскорей в медсанбат.
Спасали от ран умиравших солдат.
1 девушка: Да, в гимнастерках и шинелях,
И не на танцах, а в бою
Сжав губы, и неся потери,
Девчонки юность встретили свою.
2 девушка: Я сегодня думаю о многом,
В сапогах солдатских, все в пыли,
По лихим, не девичьим дорогам,
Наши девушки в бессмертье щли.
1 девушка: Они не станцевали своих вальсов,
Не дождались признания в любви,
Девчонками ушли на фронт сражаться –
За мирный дом и за свои мечты.
Звучит мелодия довоенного вальса
1 девушка: Первое взрослое платье надела
Первые туфли на каблуке.
Ах, этот вальс танцевать так хотелось! –
Бусы и ленты, рука в руке!
2 девушка: Бал выпускной закружил нас с тобою,
Вот и заря в проеме окна!
1 девушка: Нет, не заря, это зарево боя!
2 девушка: Это июнь – двадцать второе,
Год сорок первый – война.
1 юноша: Разорвалась земля от снаряда
Вы не знали, что это война,
Но она уже шла с вами рядом
И глядела по сторонам.
Смерть везла на разбитой телеге
И месила кровавую грязь.
Далеко еще было до снега,
Был июнь, но морозило вас.
Вы же – дети, еще пацанята,
В смертном списке вы уже есть!
Смерть не смотрит на возраст солдата,
Не взирает на доблесть и честь!
2 юноша: Сплети, мне, милая, кольчугу из ромашек
От пуль сготовь отвар из васильков.
Тогда не стану без вести пропавшим,
Я прорасту пшеничным колоском.
Я опущусь листвой в твои ладошки,
Лучом зари щеки твоей коснусь,
Звездою загляну в твои окошки
И, чтобы не случилось, я вернусь!
Я упаду дождем из туч уставших,
Снежинкой лягу у твоих, у ног.
Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек,
Из тех, что у тебя сплетен венок!
Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек,
Чтоб крепче в мире не было брони!
Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек,
И я вернусь живым с любой войны!
Звучит песня «Тучи в голубом»
1 ведущий: Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души, и тела
Война проклятая попрала.
1 юноша: В 17 лет я не гулял по паркам,
В 17 лет на танцах не кружил,
В 17 лет цигарочным огарком
Я больше, чем любовью дорожил.
Среди друзей, как я, в сукно одетых,
Я шел, и бился о бок котелок,
И песни измерялись не в куплетах,
А в километрах пройденных дорог.
А я бы мог быть нежен, смел и кроток,
Чтоб губы в губы, чтоб хрустел плетень…
С тяжелой ленты вымокших обмоток
Мой начинался и кончался день.
Я с песней шел сквозь снежные завалы,
Сквозь непогодь метельных январей…
В 17 лет я был влюблен в привалы
И в пайку почерневших сухарей.
Звучит песня «Война»
1 девушка: Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
2 девушка: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крик: «Танк! Танк!» и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, ушибаясь, но не чувствуя боли. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от своего танка.
1 девушка: А я, когда увидела впервые раненого, упала в обморок. А когда первый раз поползла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама себе и перевязала.
1 юноша: Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала.
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Но вот, в сто первый раз,
Ее сразил осколок мины лютой…
Склонился шелк знамен в печальный час.
И кровь ее пылала в них как будто…
1 девушка: Только что пришла с передовой,
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять,
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: «Молодец, сестра!» -
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
- Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою.
Звучит песня «Фронтовая сестра»
1 ведущий: Женщина на войне… Ее образ, даже незримый, поддерживал бойцов в трудную минуту.
2 ведущий: Все мы любим милую «Катюшу»,
Любим слушать, как она поет.
Из врага выматывает душу,
И друзьям отваги придает!
И так уж исстари в краю моем ведется,
Что если петь, то значит от души.
Пусть сердце выплачется, коль беда коснется,
А если праздник, то давай – пляши!
Исполняется танец «Катюша»
1 ведущий: Шли по войне, шли по великой всей,
И в сорок первом шли, и в сорок третьем,
И после. И теряли мы друзей,
Не зная, что таких уже не встретим.
2 ведущий: Но нам навечно памятью дано
Их видеть сквозь разрывы, в отдаленье.
Мои друзья, которых нет давно,
Они и нынче – наше поколенье.
1 ведущий: Все в жизни с нами было пополам.
Мы все – одно! И нет прочнее сплава.
И с песнею далекой по полям –
Прислушайся! – проходит наша слава.
2 ведущий: Война закончилась, но песней опаленной
Над каждым домом до сих пор она кружит.
И не забыли мы, что миллионы
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить!
1 ведущий: Война закончилась, но память поколений
Как фронтовая дружба – вечна и тверда.
Нас никогда, никто не ставил на колени
И не поставит ни за что и никогда!
2 ведущий: Чтоб снова на земной планете,
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта правда – наша совесть,
Она как силы нам нужна!
Звучит песня «Воспоминание о синем платочке» на мотив «Синий платочек»
1 юноша: Почему мы в 21 веке
Вспоминаем прошлую войну?
Даже время – самый лучший лекарь –
Не сумеет память обмануть.
Выстрелы давно отгрохотали,
Новые настали времена.
Сколько ты оставила печали,
Страшная Великая война!
1 девушка: Ветераны, вас осталось мало,
Мы хотим в стране свободной жить.
Знайте, что и наше поколенье
Родину сумеет защитить.
Вдовьими платками, горькими стихами,
Пламенем гвоздики у гранитных плит,
С мудрыми глазами – оставайтесь с нами,
Ведь на этом целый мир стоит.
2 юноша: Ушедшие бойцы не умирают,
Они в сердцах потомков будут жить.
Их подвиги годами прославляют,
И память поколений их хранит.
Бойцам – защитникам поклон наш низкий,
Которые, пройдя чрез ад войны,
Несли победу, думая о близких,
Чтоб счастливо и мирно жили мы.
Вами гордится наше поколенье!
Для нас вы образец и идеал!
Для вас не изготовлен пьедестал,
Но уготовлено для вас бессмертье,
А это выше всех мирских похвал!
1 юноша: Над страною звучит набат,
Оглянись, сквозь года назад.
Сорок первый… Горящие хаты.
В бой, на смерть шли тогда солдаты.
2 юноша: Сорок пятый… Победные марши.
Те ребята ведь были чуть старше нас.
Позабыть не имеем мы права,
Те года, что овеяла слава.
1 юноша: И своим мы расскажем детям,
Как народ наш врагу ответил,
Как прошел сквозь огонь, сквозь беды,
Все вместе: Мы – наследники той Победы!
Танец «Детство»
Литература:
- Внеклассные мероприятия /Авт.– сост. Л.Л. Загуменова – М.: ВАКО, 2008 – (Мозаика детского отдыха).
- Журнал Чем развлечь гостей №1 (38), 2005 г.
- Юлия Друнина. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Они ушли, чтоб нам с тобою жить...", посвященная 65-летию Великой Победы
В 2010 году в нашей школе прошли зональные игры клуба ДИКС (Дмитровского интеллектуального клуба старшеклассников). Одна из игр была посвящена 65-летию Великой Победы.Прошло уже два года, и я с ...
Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»
Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Забвению неподвластно"
Сценарий "Забвению наподвластно", посвященный Дню памяти калмыцкого народа. 28 декабря -День памяти жертв депортации....
Литературно- музыкальная композиция « Я ушла из детства в санитарный взвод»
Композиция посвящена медсестрам, связанным с Тюменской областью....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"
Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует нравственно-патриотическому воспи...
сценарий литературно - музыкальной композиции "Женское лицо войны"
Роль женщин во время Великой Отнчественной войны...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "История той войны"
Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....