сценарий литературно - музыкальной композиции "Женское лицо войны"
материал на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Женское лицо войны»
Добрый день, уважаемые гости! Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы!
Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн – Великой Отечественной
Войны – это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, страх, принесенные человечеству войнами, то на земле не звучали бы больше выстрелы.
Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки тоже взвали на себя тяжесть войны. Говорят, «у войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц… Их стихи знали, ждали… На фронт ушла 17-летняя Юлия Друнина, стала медсестрой Вероника Тушнова. Сегодня мы приглашаем вас на литературно- музыкальную композицию «У войны не женское лицо», посвященную женщинам – поэтессам, участницам этой страшной войны, посвященную памяти всех, кто воевал, кто погиб, защищая Родину.
С сердечным трепетом склоняем головы перед величием подвига Женщины на войне.
Они героически трудились на заводах и фабриках, на полях и фермах. Они дежурили в ПВО, тушили пожары, рыли противотанковые рвы. Стояли в голодных очередях. Пухли с голода. И все равно, стиснув зубы, изнемогая и падая, женщина вставала. Через огонь скорбей, смертей вставала, чтобы кормить, одевать всю страну.
Милая женственность без преувеличения была и дважды, и трижды мужественной, непобедимой женственностью там, на войне. В голосах женщин-писательниц и поэтов С Алексиевич, Ю.Друниной, О.Берггольц, А.Ахматовой, творчество и подвиг слились воедино. В чистозвонном слове живет душа подвига, светлая, верная. Юлия Друнина стала «соловьиным чудом» России.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне, - пишет Друнина.
Верность фронтовому братству навсегда сохранила Юлия Друнина, шагнувшая с порога школы в железную метель войны («Не знаю, где я нежности училась...»)
Поэтесса была свидетелем войны с первых дней ее, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»:
Я ушла из школы в блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому, что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать…
Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической, и счастливой. Трагической – потому, что в ее юность вторглась война, счастливой – потому, что война сделала ее поэтом, потому, что она выжила.
Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. В1952 году окончила Литературный институт имени М.Горького. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Его ядро составили стихи военных лет.
Книги Ю. Друниной «Стихи», «Разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Современник», «Тревога» - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях. «Бросив нас в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи»,- писала поэтесса.
Ю.Друнина трагически ушла их жизни, покончив с собой 21 сентября 1991 в Москве.
Ольга Берггольц была душой блокадного Ленинграда, была тоже Солдатом, ковавшим Победу. Ей выпало великое и трудное счастье стать поэтической музой, поэтическим знаменем блокадного Ленинграда. Это её стихотворные строки «Никто не забыт, и ничто не забыто» высечены над входом на Пискаревское кладбище.
Ольга Федоровна Берггольц – «блокадная поэтесса», влюбленная в свой город, в свой народ и в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача. Окончив в 1930 году Ленинградский университет, Ольга Берггольц работала корреспондентом в Казахстане, а в 1931 году вернулась в Ленинград, пишет стихи, рассказы. Большие и тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. «В скудости судьбы я упрекнуть не смею», - напишет она позже.
Первый муж ее Борис Корнилов, был расстрелян. Второй, Николай Молчанов, умер от голода в блокадном Ленинграде. Сама О.Берггольц в 1937 году была арестована по ложному навету. 171 день провела она в тюрьме, в 1939 году была реабилитирована. Две дочери ее (8 лет и 1 год) умерли еще до ареста, третий ребенок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его сгубила тюрьма. Как сумела она все это вынести?
Неужели вправду это было:
На окне решетки, на дверях?..
Я забыла б – сердце не забыло
Это унижение и страх,-
нписала О. Берггольц после освобождения. Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знала, что такое блокада.
По свидетельству ее сестры, Ольга Федоровна «Умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны Берггольц создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму», поэму «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинградский дневник» и др. Голос Берггольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев… Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдается и пишет лучшие свои стихи. Одно из них, написанное в 1941 году, «Я говорю с тобой под свист снарядов» (Читать стихотворение «Я говорю с тобой под свист снарядов»)
900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Но город выжил.
Десятки тысяч музыкантов, актеров, певцов и танцовщиков, собранных почти в четыре тысячи выездных бригад, выступали с концертами в воинских частях. Их репертуар был самым разнообразным – от классической музыки, балета и пьес Шекспира до народных танцев и популярных эстрадных песен. Часто эти бригады выступали прямо на линии фронта, попадая иногда под бомбежки и обстрелы, с аудиторией от трех человек до трех тысяч. В таких группах бывали излюбленная кинозвезда самого Сталина Любовь Орлова и прославленная исполнительница народных песен Лидия Русланова.
Во времена Второй мировой войны певица выступала на фронте, она пела в госпиталях, на передовой. Ее песни поднимали боевой дух раненых, солдат. На фронте певица была феноменально популярна. «Катюша», «Валенки», «Степь да степь кругом» - эти песни были известны всем. В 1942 году певице дали звание заслуженной артистки РСФСР. В 1945 году певица выступала вместе с ансамблем донских казаков.
В 1950 году певица была заключена во Владимирскую тюрьму, вслед за мужем. Он обвинялся в том, что вел «антисоветские разговоры с маршалом Г. Жуковым». В тюрьме Лидия Русланова находилась вплоть до 4 августа 1953 года. В этом году умер Сталин, а Жуков ходатайствовал об освобождении Лидии. Мужа (генерала Крюкова) тоже освободили. Лидия, перед тем как покинуть тюрьму, дала в ней концерт.
Кинозвезда Валентина Серова выступала в госпиталях Москвы.
Как и американская кинодива, Валентина Серова обожала тайны. До сих пор точно не известна дата ее рождения. По официальным данным, Валентина Серова родилась 23 декабря 1917 года под Харьковом, а по другим данным - 10 февраля 1919 года. Однако ее дочь Мария Симонова утверждает, что мать нарочно прибавила себе два года, чтобы быть допущенной к экзаменам в театральное училище при Театре рабочей молодежи. Тем не менее, свой день рождения Валентина Серова праздновала 23 февраля.
Серова не только играла в театре, снималась в кино, но и прекрасно пела. Так, в фильме "Девушка с характером" она исполнила песню "У меня такой характер". В фильме "Жди меня" в ее исполнении прозвучал романс "Сколько б ни было в жизни разлук, в этот дом я привык приходить", застольную "Мы сегодня выпили, как дома, коньяку последний мой запас" и песню "Ты, крылатая песня, лети с ветром буйным в родные края".
Ее первый муж - военный летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов прославился во время гражданской войны в Испании, где его авиагруппа сбила 70 самолетов противника. Второй муж - поэт, писатель и драматург Константин Симонов посвящал ей свои произведения и называл актрису своей музой. Именно для нее он написал известное стихотворение "Жди меня".Стихотворение «Жди меня», в котором поэт умолял любимую дождаться его, спасти своим ожиданием, заучивали наизусть во всех уголках страны. Одноименный фильм с Валентиной Серовой в главной роли, помогал воющей стране пережить голод, бомбежки, разлуки — если есть такая верная любовь, то, значит, стоит жить и бороться…
Некоторые историки утверждают, что это стихотворение и фильм повлияли на ход войны не меньше, чем разгром немцев под Москвой и Сталинградская битва.
Но не только стихотворением «Жди меня» зачитывались люди. Когда в 1942 году вышел сборник «С тобой и без тебя», посвященный Валентине Серовой, то книгу просто нельзя было купить. Стихи переписывались от руки, учили наизусть, посылали любимым с фронта и на фронт. Тема расставаний, разлук, которые могут стать вечными, были близки миллионам читателей… («Жди меня…»)
Тем не менее, Валентина Серова была крайне несчастна в личной жизни. Ее первый супруг Анатолий Серов разбился при испытании нового самолета. Константин Симонов ушел к другой женщине и даже на похороны не приехал.
Марина Раскова
Пилот, Герой Советского союза, установила несколько женских рекордов по дальности перелетов. Создала женский боевой легкобомбардировочный полк, прозванный немцами "Ночные ведьмы".
С началом Великой Отечественной войны Раскова приложила все свои усилия и связи, чтобы добиться разрешения на формирование отдельной женской боевой части. Осенью 1941 года с официального разрешения правительства она приступила к созданию женских эскадрилий. Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ, в состав авиаполков – от командира до обслуживающего персонала – подбирались только женщины.
С началом Великой Отечественной войны Марина Раскова возглавила женский авиационный полк, который вступал в жесточайшие сражения с врагом и одерживал нелегкие победы. К сожалению, в одном из боев Марина Михайловна погибла. В память о любимом командире её лётчицы перед каждым последующим боем писали на бомбах: “За Раскову!” и отважно продолжали начатое ею дело.
Сама Раскова, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза, была награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени.
Ночные ведьмы
Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями.
Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы».
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.
Ночные ведьмы (Серж Антонов)
Посвящается Надежде Поповой, Марине
Расковой и всем девушкам - пилотам,
штурманам, механикам и техникам
46 гв. женского полка ночных
бомбардировщиков.
И что с того, что звались "ведьмы",
Врага крушили на "Ура".
И в каждый вылет, как в последний
Звала военная пора.
Ваш возраст был чуть-чуть за двадцать.
И все красивы и стройны.
Джульетами вам надо б зваться,
А не рабочими войны.
Не ждали в небе вы поблажек
От смерти злобной и шальной.
Порой никто и не расскажет,
Каким ваш был последний бой.
С собой не брали парашюты,
Чтоб больше стал боезапас.
Марины, Нади и Анюты
Спасая мир, спасали нас.
Вершины все вы покорили,
Но матерями стали те,
Кто до конца войны дожили,
Не растворившись в пустоте.
25.12.11
Да, у войны не женское лицо. Но угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 г., заставила советских женщин по-иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами, заменить в тылу ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев. Победа ковалась и в тылу. Их было очень много – женщин, беззаветно любивших Родину и готовых отдать за нее жизнь. Они стали примером бесстрашия и героизма. Не каждый мужчина способен выдержать трудности войны, а женщины выдерживали. Наверное, в них было заключено то, что фашисты называли "русской силой".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"
Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...
Сценарий литературной гостиной "Женское лицо войны"
Сценарий написан к 65-летию Великой Победы. Гостиная проведена для учителей, учащихся старших классов и ветеранов. В сценарии отражена роль женщины в Великой Отечественной войне как на фронте, так и в...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "У войны не женское лицо!"
Внеклассное мероприятие, посвящённое 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...
Сценарий литературно-музыкального вечера "У войны - не женское лицо"
Литературно-музыкальная композиция "У войны - не женское лицо" посвящена подвигу женщин в Великой Отечественной войне....
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции "Дорогами войны".
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции "Дорогами войны"....
Сценарий литературно-музыкального мероприятия «У войны не женское лицо»
Сценарий литературно-музыкального мероприятия«У войны не женское лицо»...