сценарий образовательной познавательной конкурсной программы «ЗИМНИЕ СВЯТКИ, ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ».
материал
Программа праздника для детей и взрослых для проведения с разными возрастными категориями обучающихся с целью приобщения к культурному наследию и изучению народных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательная конкурсная программа | 37.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ЦРТДиЮ»
г. Каменск - Шахтинский
сценарий
образовательной познавательной
конкурсной
программы
«ЗИМНИЕ СВЯТКИ, ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ».
Подготовили и провели: педагоги дополнительного образования
МБУ ДО «ЦРТДиЮ» г.Каменск-Шахтинский
Малова Л.А.
Турлюн А.Н.
Тушина И.В.
Белкина К.И
Мартакова М.А
2019г
УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ
Педагоги дополнительного образования:
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» и художественное оформление праздника, выставки работ, мастер-класс по ДПИ-
Малова Л.А., ведущая, т/о «Дизайн-деко» и Турлюн А.Н.
Тушина И.В. -ведущая, театральная студия «Страна чудес»
Белкина К.И. -музыкальное сопровождение, вокал, т/о «Звездопад»
Мартакова М.А.- хореографические номера, флешмобы, т/о «Жемчужина»
-обучающиеся Центра:
Т/о «Дизайн-деко» 15ч
«Звездопад» 6ч
«Жемчужина» 13ч
«Страна чудес» 18ч;
-родители 39ч.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 7-11 лет.
ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: 18.01.2019г. актовый зал МБУ ДО «ЦРТДиЮ»,фойе.
ТИП МЕРОПРИЯТИЯ – интерактивная образовательно-познавательная конкурсная программа.
ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - комбинированная (игры, конкурсы, флешмоб, фольклорная часть, практическая работа).
«ЗИМНИЕ СВЯТКИ, ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ».
ЦЕЛЬ: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю,
своей малой родине на основе приобщения к фольклору.
Воспитательные задачи:
Прививать любовь и уважение к традициям, национальным истокам и
культуре своей страны.
Воспитывать чувство патриотизма.
Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и
взрослыми.
Развивающие задачи:
Развивать коммуникативные способности детей, внимание, память,
речь, мышление.
Активизировать применение творческих способностей детей.
Образовательные задачи:
Актуализировать знания детей о песенном народном наследии и об
истоках русской национальной культуры и культуры Дона.
Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.
Знакомить с обрядовыми праздниками .
Предварительная работа:
Разучивание песенных народных и стихотворных текстов, изготовление оберегов «СОЛНЦЕ».
Работа с диалектными словами.
Прослушивание народных песен, плясок, фонограмм, беседы об их
характере.
Материалы и оборудование:
Народные костюмы; символ коляды – солнечный диск из картона,
прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами,
мешок для колядовщиков; снежинки; 2 деревянные ложки, 4
блюдца, 20 горошин, и др. реквизиты для конкурсов.
Оформление зала в стиле казачьей избы: в центре стол со скатертью
с народной вышивкой, самовар, чайная посуда; в одном углу скамейка рядом
с прялкой,
в другом – печь, горшки, утюг, ухват, веники с бантом.
Фойе- выставка детских работ «Народный оберег», «Семейное творчество»- выставка работ семьи Бурлаковой Л.А. (т/о «Дизайн- деко»)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Звучит фоновая музыка.
Ведущие
И.В: Добрый день дорогие друзья!
Л.А: Здравствуйте гости дорогие!
И.В: Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться, в русский пляс с душой пуститься. И узнаем, что такое Святки?
Л.А: После праздника Рождества в течении 12 дней начинались Святки.
И.В: Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали.
Л.А: Самой главной особенностью святок были ряженые. Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их.
И.В: В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год.
Слышится музыка. К «дому» подходят ряженые. Стук в дверь.
И.В. Кто это к нам стучится?
Ряженые говорят за дверью.
Аврора. Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Виолетта. Ворота отворяй
Да гостей принимай!(открывают дверь)снова звучит «Коляда», музыка стихает.
Ярик. Как зашли мы зашли
Да в хорошу хату.
Влад. Добрый вэчир, хозяева!
Пустите щидровать!
Появляются ряженые: Медведь, Коза, Курочка, Корова, Пастух, Коляда и Овсень. Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Медведь играет на баяне или гармошке, Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Курочка - корзинку, Корова - кувшин, Овсень разбрасывает зерно из торбы.
(Вместе)Коляда-коляда, Отворяйте ворота,
Открывайте дверцу, Принесите хлебца,
Доставайте чашки, Положите кашки,
Сладкие конфетки, Медные монетки,
Кренделёк и бублик , И железный рублик!
Угостите калачом, Не болейте нипочём!
Дай Бог радости тому, Кто да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу, Дай похлёбку не пусту,
Да белой холстинки, Да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда, Будет жизнь у вас сыта!
(читают.)
Милана: Как на улице мороз.
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать!
Ярик: Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежки копьем,
Или рубль серебром.
Ксюша: Авсень, авсень!
Завтра будет новый день!
Не дадите пирога,
Мы корову за рога.
Влад: Не дадите пышку —
Свинью за лодыжку.
Не дадите хлеба,
Стащим с печи деда.
Милана: Не дадите лапку,
Стащим с печки бабку.
Виолета: Ой, мороз, мороз, мороз!
Не велел долго стоять,
Велел скоро подавать.
Саша: Открывай, сундучок,
Доставай пятачок.
Пятачок мало,
Давай кусок сала.
Кусок сала мало,
Открывай банку,
Подавай баранку.
Катя: Приходила Коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога –
Тому полон хлев скота.
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога
Тому куричья нога!
Звездопад (поют):
Мыланка ходыла,
Васылька просыла:
Васылько, мий батько,
Пусты мэнэ в хатку,
Я жито нэ жала,
Честный хрэст дэржала,
Золоту кадыльницю.
Кадытэся, люды,
До вас Хрыстос будэ!
Богу свичу ставтэ,
А нам калач дайтэ!
4. Наша Мыланка нэ сама ходэ,
Нашу Мыланку чэрэда водэ,
Наша Мыланка нэ линыва,
Чашкы и ложкы мыла…
5 Ты, Мыланка, нэ гордыся,
Хрысту Богу поклоныся,
А ты, Хозяйка, нэ скупыся,
З нашой Мыланкой росплатыся!
И.В Ай да колядовщики, молодцы!
(несет угощение ,отдает ряженым.)
Катя: Дай Бог тому, кто в вашем дому,
Добрым хозяевам, дорогим гостям, милым детушкам!
Наделил бы вас Господь и живьем, и бытьем,
И здоровьицем!
Дети 4 группы (ряжаные)
Дана: Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними и прабабушки
Алиса: Приходили на веселые святки
На песни всем миром да загадки.
Рита: А что такое святки?
Никита:Этот праздник самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши предки вдоволь ели,
Веселились две недели.
Губарева: От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Колмыкова: Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
Л.А : (кланяется ряженым): Добро пожаловать, гости дорогие!
И.В: Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Ведущая подаёт Коляде каравай на рушнике).
А теперь расскажите нам, кто же вы такие?
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю!
Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу!
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали!
Пастух: А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу!
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю!
Курочка: А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами!
Л.А : Вот так знатная компания собралась!
И.В: А что вы ещё умеете? Народ честной собрался - веселья просит!
А вы загадки умеете отгадывать? Да не простые, а с закавыкою!
Загадки на святки
У нянюшки, у нянюшки
Сорок восемь детушек,
Малы были - все дружили,
Подросли - рассыпались. (колосок)
По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)
Домик деревянный,
В домике - водица. (колодец)
Плачет, плачет рёвушка,
Бедная головушка.
Плачет летом и весной,
А осеннею порой
Так рыдает, так рыдает,
Что почти не высыхает! (дождь)
Не лёд, не снег, а тает. (свеча)
Чудной Сашка –
Зелёная рубашка:
Летом оделся,
К зиме разделся! (дерево)
Деревянный великан
По лесам-полям шагал.
Через реченьку шагнул
Да над реченькой уснул! (мост)
Зрители отгадывают, получают маленькие призы.
Л.А: Ай Да, молодцы! Все загадки отгадали.
И.В: Ну, а какой святочный праздник без веселых игр и
соревнований? На посиделках всегда парни с девчатами соревновались, умом
и смекалкой похвалялись.
Л.А: Разделимся на две команды.Вот и посмотрим, кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Чья команда даст больше правильных ответов, та и выигрывает и получает снежинку- холодинку.
Игра «Ведьмина метелка».
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник,
украшенный бантом по кругу, пока играет музыка. У кого после окончания
музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.
Летом спят, зимой бегут,
В гору – деревяшка , под гору – коняшка. (Сани)
Идет Егорка – бела шубенка.
Глянули в оконце -
Лежит белое суконце. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло.
Я вода, да по воде же плаваю. (Лед)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)
Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает – ковром устилает. (Снег)
Игра «Чудеса в решете».
4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине
нужно перенести из одного блюдца в другое с помощью ложки.
Игра "Хоровод"
Все желающие (и взрослые, и дети) выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу, ряженые тоже в хороводе, кроме Медведя, который играет на баяне, и Коляды, который "водит". В её руках яркий платочек. Пока Медведь играет и поёт. Коляда ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.
Ряженый поёт: «Ходи, ходи, хоровод, Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, Да смотри не прогадай!»
Водящий отвечает словами: «Все собою хороши, Выбираю для души!» (говорит в микрофон и передаёт его выбранному человеку).
Затем всё повторяется сначала. Зрители могут подпевать
И.В (после игры): Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье! У молодёжи во все времена был интерес к шумным играм и забавам. Но зимние праздники - это не только веселье и гуляние. Самая загадочная и таинственная сторона святок - конечно же, гадания. Гадали по вечерам, когда собирались на посиделки и сходки после весёлых дневных игр и забав на свежем воздухе. Сейчас, правда, в самом разгаре недолгий зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним старинным русским народным способом!
Рождественское гадание
Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном, ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (шапочка с красным гребнем). Петушок должен встать в центр получившегося круга.
Л.А: Не пугайтесь, дорогой Петя-Петушок, гадание очень простое, хотя и довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в избу настоящего петуха.
Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства. Если к миске с зерном - то сытным и урожайным.
Если к монетам - то прибыльным и успешным, если к корзине, то - к прибавлению в семействе.
Если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится.
А "Петушок" получает приз за свою работу - леденцового петушка.
И.В: Наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины?
Л.А: У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы.
И.В: Давайте пригласим наших уважаемых мам, поучаствовать в этом конкурсе.
И.В: Ведущая вызывает дам для участия в конкурсе рукодельниц.
Конкурс рукодельниц
Для конкурса потребуется несколько веников. Участницы должны "нарядить" свои веники - для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т.п.). Зрители выбирают трёх победительниц, которые получат небольшие призы.
И.В: Ай да красавицы, ай да рукодельницы! Спасибо вам, дамы, за участие.
Л.А: А есть у нас парни удалые да смелые? Есть ли желающие показать свою силушку молодецкую?
Бои на надувных дубинках (подушки)
Состязаются ребята попарно, каждый стоит внутри небольшого нарисованного круга. Задача - выбить соперника из его круга, но самому при этом не выйти из своего.
И.В: Да, не перевелись ещё на Руси богатыри румяные да красавцы ясноликие!
- А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением! А плясать вы умеете?
Номер-шутка "РУССКИЙ СУВЕНИР" танец ,т/о «ЖЕМЧУЖИНА»
Мартакова М.А.
Флешмоб т/о «ЖЕМЧУЖИНА» (Мартакова М.А.)
Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:
Наша зимушка-зима, Прямо с севера пришла,
Вьюгами завьюжена, Ветрами закружена!
Мы замёрзнуть не хотим, Мы на месте не стоим,
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопали: Топ-топ-топ!
А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали!
А потом прыжки на месте:
Вместе-вместе-
Вместе-вместе!
Улыбнёмся веселее
И начнём ещё быстрее!..
(Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).
Флешмоб т/о «ЖЕМЧУЖИНА» (Мартакова М.А.)
Ведущий
- Щедровки, колядки,
Собрались ребятки.
По деревне пошли,
Вместе Коляду нашли.
Коляда-маляда
Всех ребят созвала,
Всех ребят созвала,
Всем гостинцы раздала.
Ведущий: Спасибо, что не обошли наш дом! Наш праздник подошел к концу.
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
Новый год пришел, Старый угнал, себя показал!
Все дети - С Новым годом!
и взрослые - С новым счастьем!
Ведущий - Всем, кто нас видел,
Всем, кто нас слышал
Дети - Доброго здоровья!
Ведущая: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье! Но и мы от них не отстаём, правда? Такими были на Руси святки - с ряжеными, гаданием, праздничным гулянием. А заканчивались эти весёлые дни водосвятием на Крещение. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что если в простую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Купание в проруби — тоже народный обычай, который не является церковным таинством, но очень популярен. Но если среди присутствующих найдутся любители нырнуть в ледяную воду, то попросим их быть аккуратнее, чтобы не навредить самим себе... Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного!
А мы, в свою очередь, хотим поблагодарить всех ребят, которые приняли участие в сегодняшнем мероприятии и, конечно, наших педагогов, администрацию Центра, и родителей, без помощи которых не было бы такого праздника.
С вами сегодня работали:
Педагоги дополнительного образования:
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» и художественное оформление праздника, выставки работ, мастеркласс по ДПИ-
Малова Л.А., ведущая, т/о «Дизайн-деко» и Турлюн А.Н.
Тушина И.В. -ведущая, театральная студия «Страна чудес»
Белкина К.И. -музыкальное сопровождение, вокал, т/о «Звездопад»
Мартакова М.А.- хореографические номера, флешмобы, т/о «Жемчужина»
НО на этом наш праздник не заканчивается. Мы приглашаем всех детей и родителей в нашу «Творческую мастерскую» для совместного изготовления куколки – закрутки, где с вами будут работать педагоги дополнительного образования: Малова Л.А. и Турлюн А.Н
После мастер-класса сладкое угощение и каравай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогоднего внеклассного мероприятия "Святки.Неизвестные традиции"
С давних времен наши предки славяне встречали и провожали времена года как важных и добрых гостей. Их ждали, зазывали, заманивали песнями, плясками, угощением, с почетом провожали, п...
Проект учеников 5 класса по теме "Зимние святки"
Зимние святки - одна из тем в разделе "Традиционные русские праздники" по программе "Русский фольклор"...
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).
В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, у...
"Рождественская музыка. Готовимся к Зимним Святкам"
Открытый урок в 4 классе 3 четверти. Цели урока: приобщение детей к глубинному традиционному наследию. Важно показать нравственное эстетическое богатство традиционной культуры, ознакомление учащ...
Календарно-обрядовые праздники зимние святки и закликание весны (бинарный урок)
Бинарный урок теоретического отделения и фольклорного ансамбля "Любысток" явился результатом творческого поиска новых методов работы преподавтелей музыкального отделения лицея искусств. Форм...
«Васильев день или Старый Новый год»
Праздник для средней и старшей группы на улице...
Сценарий внеклассного мероприятия "Зелёные святки"
В данном материале представлена разработка массового мероприятия "Зелёные святки". Праздник был проведён на базе летней смены внешкольного лагеря дневного пребывания для детей 8-12 лет.Кратк...