"Рождественская музыка. Готовимся к Зимним Святкам"
план-конспект занятия по музыке ( класс) на тему
Открытый урок в 4 классе 3 четверти. Цели урока: приобщение детей к глубинному традиционному наследию. Важно показать нравственное эстетическое богатство традиционной культуры, ознакомление учащихся с народными христианскими праздниками- от Рождества Христова до Крещения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Рождественская музыка. Готовимся к святкам".
Урок по музыке в 4-м классе
Тахмазова Надежда Михайловна, учитель музыки
Комбинированный урок.
Цель: приобщение детей к глубинному традиционному наследию. Важно показать нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. Ознакомление учащихся с народными христианскими праздниками – от Рождества Христова до Крещения.
Задачи:
• Образовательная: познакомить обучающихся с христианскими праздниками и его историей.
• Развивающая: слушание рождественской музыки.
• Воспитательная: прививать любовь к народной культуре, ее традициям и обычаям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма урока: урок-практикум.
Место урока: второй урок 3 четверти..
Словарная работа:
• Колядка – это песня, исполняемая во время обряда коляды.
• Коляда – это старинный рождественский и святочный обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями.
• Сочельник – это сложенная в форме пирожка лепешка с начинкой (сочень с творогом).
- Икона – предмет коленопреклонения, живописное изображение Бога.
Оборудование:
• песни о Рождестве;
• музыкальное сопровождение (классическая музыка, колокольный звон).
Оснащение для обучающихся:
• тексты песен
• словарь эмоций
элементы русского народного костюма;
Оформление доски: дата, тема урока, домашнее задание, словарные слова,
На столе обучающихся: учебно-методический комплекс.
ХОД УРОКА
Деятельность педагога Деятельность обучающихся
УЭ-1
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Дети входят в класс под звон колокола (Новогодняя сказка)
Здравствуйте, ребята! (Дети поют «Здравствуйте!»)
Сегодня у нас необычный урок- говорить мы будем о зимних народных праздниках. О каких ? Нам сегодня и предстоит узнать.Но прежде, обратите внимание - на столах у вас листочки с текстом песни и таблица эмоций, для более полного и правильного определения и выражения своих чувств, своего восприятия. А сейчас блиц опрос.
- Как называется музыкально-драматический спектакль, в котором задействованы все виды искусства, но главная роль отводится песне. (опера)
- Что лежит в основе оперы, на которую написана музыка?
(либретто)
- Перечислите жанры оперы.
- Построение оперы. Назовите части оперы.
Именно такому построению будет придерживаться наш урок.
УЭ-2
Актуализация темы урока
Увертюра- вступление, в котором музыка передает краткое содержание оперы.
Показ презентации « Святки»
У:Дети , кто догадался о ком и о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Д: о Рождестве Христовом.( о новогоднем празднике, крещении)
У: И вы догадались, тема нашего урока «Рождественская музыка.Готовимся к зимним СВЯТКАМ. »
И самым веселым были – святки!
Словарь- (Святки – святой)
Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и переплетаются, сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.
УЭ-3
Экспозиция – 1 часть.( знакомство с героями, с интригой)
Первый святочный праздник – Рождество.
Видео рождественская песня тихая ночь
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день "до первой звезды" следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.
Вечером все отправлялись в церковь Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол. После трапезы молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания богатства, урожая, многодетности и т.д.
Инсценировка фрагмента колядования!
Пришла коляда,
Накануне Рождества!
Уж бы дядя доброход!
Выдай денег на проход!
Выдашь – не выдашь,
Будем ждать,
У ворот стоять!
Золотая голова
Шёлкова борода!
Ты подай пирожка,
Ради праздника Христова
Пирожка-то хоть пресного
Хоть кисленького,
Да пшеничненького!
Отрежь потолще,
Подай побольше!
К этому празднику пекли специальное угощение – печенье-"козули". Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами
Не дашь пирога-
Мы корову за рога.
Не дашь кваску-
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка-
Мы хозяина в пинка
Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.
За время Святок колядовали трижды: вРождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.
УЭ-4
Разработка 2 часть – развитие действия
Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день.
Исполнение- Новогодняя сказка
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднееколядование несколько отличалось от рождественского. У песен был иной припев:
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю.
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеница, колос, чечевица,
На поле – копнами, на столе – пирогами.
Кульминация-наивысшая точка напряжения в развитии.
Звучит песня Зимняя сказка
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
УЭ-5
С Васильева дня начинались "Страшные вечера" – настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Конечно, дело это было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье.
Черти, лешие,
Бесы, дьяволы,
Приходите ворожить!
Суженый, ряженый,
Приди меня разувать,
Умой меня, причеши меня.
Гадали и взрослые, но вопросы к духам у них были другие: об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее – богатство или бедность, здоровье или болезнь…
Способов гадания было множество. Но главное – правильно растолковать "знак", который подаёт нечистая сила.
УЭ-6
Финал- развязка
Крещение– третий праздник Святок.
Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освященной водой смывали все грехи – "очищались".
Крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.
Девушки гадали на судьбу свою:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты по полу походи
И судьбу мою найди.
С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.
В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.
Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничными озорными плясками.
И нам следует спеть и сплясать.
Новогодняя песня- Тик-так.
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
Учитель; Скажите пожалуйста, чем отличается народная музыка от композиторской?
На праздниках звучала какая музыка?
Но позже и русские композиторы классики стали сочинять рождественскую музыку. Так П.И.Чайковский написал альбом «Времена года» пьесу « Святки»
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
Видеозапись. Декабрь
При помощи таблицы эмоций назовите свои чувства после прослушивания.
Обобщение и систематизация знаний
Подведение итогов урока
Учитель: Вот и выстроили мы свой урок-оперу по всем правилам ( увертюра,экспозиция, разработка, финал)
3. О каких праздниках мы сегодня говорили?
4. Какие словарные слова запомнили?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Э-7У
Рефлексия
– Какое настроение Вы получили от творческой работы?
– Какие чувства у Вас вызывает данный урок?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
УЭ-8
Домашнее задание
Принести рисунок на музыку песни «Зимняя сказка»
1) Благодарю всех ребят за совместную работу.
2) За создание доброжелательной обстановки.
– Спасибо за урок!
Таблица эмоционального состояния.
Торжественно | Бодро | Энергично |
Нежно | Легко | Задорно |
Весело | Поэтично | Мужественно |
Ласково | Стремительно | Воинственно |
Смело | Изящно | Таинственно |
Величественно | Тревожно | Зловеще |
Гордо | Решительно | Восторженно |
Мечтательно | Игриво | Празднично |
__________________________________________________________________
Таблица эмоционального состояния.
Торжественно | Бодро | Энергично |
Нежно | Легко | Задорно |
Весело | Поэтично | Мужественно |
Ласково | Стремительно | Воинственно |
Смело | Изящно | Таинственно |
Величественно | Тревожно | Зловеще |
Гордо | Решительно | Восторженно |
Мечтательно | Игриво | Празднично |
Зимняя сказка
Музыка
Слова
- Тихо, тихо сказку напевая
Проплывает в сумерках зима.
Теплым одеялом укрывая,
Землю, и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится,
Словно звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.
- Спят на елках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Все меняет форму и окраску
Гасят окна сонные дома.
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама.
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама.
Словарь
Колядка – это песня, исполняемая во время обряда коляды.
• Коляда – это старинный рождественский и святочный обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями.
• Сочельник – это сложенная в форме пирожка лепешка с начинкой (сочень с творогом).
- Икона – предмет коленопреклонения, живописное изображение Бога.
* Вертеп – 1) пещера; 2) убежище; 3) распространённый в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания.
Святки– святой, святые дни.
тропарь и кондак - церковные песнопения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всякая душа празднику рада. Сценарий рождественского праздника СВЯТКИ
Формирование качеств гражданина - патриота Отечества - одно из важнейших и актуальных направлений деятельности педагога - воспитателя. Источниками для национально - регионально...
Конспект занятия "Рождественские святки"
Занятия проводятся в рамках клуба "Горница" Цель: Познакомить детей со святочными забавами....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/17/picture-438247-1397748011.jpg)
Проект учеников 5 класса по теме "Зимние святки"
Зимние святки - одна из тем в разделе "Традиционные русские праздники" по программе "Русский фольклор"...
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).
В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-683053-1444317139.jpg)
Презентация к песне "Город детства" слова Роберта Рождественского, музыка Фрэнка Миллера.
Презентация содержит краткие сведения о популярном советском поэте Роберте Ивановиче Рождественском, историю создания песни, текст, фотографии города Ступино....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/24/picture-977748-1511471857.jpg)
Календарно-обрядовые праздники зимние святки и закликание весны (бинарный урок)
Бинарный урок теоретического отделения и фольклорного ансамбля "Любысток" явился результатом творческого поиска новых методов работы преподавтелей музыкального отделения лицея искусств. Форм...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/02/picture-1368618-1638430133.jpg)
сценарий образовательной познавательной конкурсной программы «ЗИМНИЕ СВЯТКИ, ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ».
Программа праздника для детей и взрослых для проведения с разными возрастными категориями обучающихся с целью приобщения к культурному наследию и изучению народных традиций....