НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).
статья на тему
В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, учебные заведения, а также классы казачьей направленности, к примеру, школа №2 станицы Выселки. В связи с возникшей ситуацией именно через новое / будущее поколение мы не вернем, но хотя бы сохраним те частицы фольклора, которые еще доносятся от наших предков.
В школе № 2 ст. Выселки средством воспитания нравственных ценностей подрастающего поколения в классах казачьей направленности, изучают традиции и культуру не только на уроках кубановедения, но и на кружковой работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИРХИНА Е.В.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).
На сегодняшний день возрос интерес к кубанскому казачеству и к традиционной культуре в целом, которая является связующей, живой нитью между поколениями. В первую очередь надо сказать, что Культура – это способ деятельности человеческого общества; механизм его приспособления к природной и социальной среде и одновременно механизм приспособления природы к человечеству. [2;5]
Традиционная народная культура - это совокупность элементов культуры, имеющее массовое распространение, создававшихся на протяжении жизни нескольких поколений и охватывающих все стороны жизнедеятельности общества. Вообще традиционная культура
– это сложное и систематическое явление, состоящее из компонентов и элементов, взаимодействующих друг с другом. Выделяются три основных блока:
- Материальная культура. В рамке этого блока выделяется жизнеобеспечение.
- Соционормативная культура – это нормы и правила поведения, принятые в данном обществе.
- Духовная культура – это выработанная этносом система производственных навыков, народных знаний, традиционных обычаев, различные виды искусства, верования, которые передавались как обязательная информация от поколения к поколению, через рассказ или показ, или существующую форму воспитания. [2;11]
Именно духовная культура - является «центром» модели мира, она создает базу для материальной и соционормативной культур.
К сожалению, на протяжении целой эпохи (70 лет) традиционная культура сознательно игнорировалась, подменялось и разрушалось, что подорвало механизм естественной преемственности между поколениями. [2; 3] В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, учебные заведения, а также классы казачьей направленности, к примеру, школа №2 станицы Выселки. В связи с возникшей ситуацией именно через новое / будущее поколение мы не вернем, но хотя бы сохраним те частицы фольклора, которые еще доносятся от наших предков. Все мы знаем, что, не смотря на обширную дореволюционную историографию и исследования, проводившиеся в советский период, меньше всего была изучена духовная культура, а изучение ее тем более актуально, если учесть, что, не смотря на присущий ей консерватизм, она не оставалась не изменой. Особенностью всякой традиции является развитие во времени, оно может заключаться в исчезновении жанров или целых комплексов и в появлении новых, обладающих большими выразительными средствами, так же может заключаться в адаптации старых « текстов», обрядов, к новым условиям бытования. Выше сказанное относится к одной из подсистем духовной культуры кубанского казачества – календарным праздникам и обрядам, которые играют особую роль в жизнедеятельности человека. Нужно сразу сказать, что календарь – активно функционирующая система, самая плодотворная тема для работы с детьми в школе.
В школе № 2 ст. Выселки средством воспитания нравственных ценностей подрастающего поколения в классах казачьей направленности, изучают традиции и культуру не только на уроках кубановедения, но и на кружковой работе. Учителя Швецова Е.А. (кружок «Казачьи традиции») и Ирхина Е.В. (кружок «Казачьи ремесла») уделяют внимания традициям и обрядам, которые наполнены казачьим фольклором, глубоко вникая в специфику народного творчества. Часто наши действия пересекаются. Разучивая какие – то обряды, традиции, занимаясь ремеслами, мы пытаемся объяснить, почему так было, ведь каждый текст, предмет, каждое действие имело какое-то значение. Я предлагаю посмотреть на календарную обрядность со стороны традиционного мышления наших предков.
Наверное, нужно начать с традиционной модели мира, которая в традиционном мировоззрении не соответствует современному научному определению, а есть плод сознания человека. Пространство архаической модели мира одухотворено и священно, его структура отличается от мирского.[7] Оно космизированно, т.е. упорядоченно. Ритуальные действия календарных праздников можно понимать как преобразование хаоса в космос. Где существует временные рамки – начало и конец, а также пространственные ориентации по горизонтали и вертикали, т.е. по системе бинарных оппозиций (положительное и отрицательное) верх – низ, право – лево. Кроме того, будем учитывать такие оппозиции как: свой – чужой, которые могут выступать более абстрактно: дом- лес, внутреннее - внешнее.
Самым ярким в календарной обрядности кубанского казачества, является зимнее время - святки. Это период, когда заканчивается очередной круговой календарный цикл: связан со сложной системой ритуалов. Обряды этого сакрального отрезка времени приходятся на стык старого и нового года. Для традиционного мировоззрения характерно особое отношение к началу года, так как « Рождение года трактовалось как ежегодное повторение космогонического акта».[4;53] В период умирания старого и зарождения нового года временно утрачиваются границы трехмерного пространства, и космос, и хаос приходят в состояние активного взаимодействия .[1;28] Хотя, скорее всего, мы имеем дело в данном случае с идеей временной декосмонизации мира/конец- умирание, исчезновение изжитого года, миропорядка. Установить связи между ними, как считает А.К. Байбурин, возможно с помощью обрядов и ритуалов.
Основными ритуалами рождественской обрядности на Кубани являлись: вечеря, приглашение Мороза, ношение вечери, колядование, Христославление. Большая часть действий ( вечеря, ношение вечери, колядование) совершаются с момента появления «вечерней звезды», т.е., ночное время. Это не просто, оно обладает особой направленностью (от начала суток к концу), т.е., характеризуется как убывающее. Особое место в ряду рождественских ритуалов занимает Христославление, которое совершается рано утром с появления « утренней звезды». Данный отрезок сакрального времени имеет очевидную противоположную маркировку (начало) и направленность (вектор роста, наполнения). В целом здесь наблюдается четкое проявление таких временных характеристик, как конец и начало, реализующихся через оппозицию вечер-утро и имеющих свои точки отсчета, временные границы: вечерняя звезда – утренняя звезда.
В пространственном отношении основные события происходят во внутреннем, своем пространстве, доме: вечеря, ношение вечери (из дома в дом), Христославление. Исключение колядование, которое совершается под окном (внешнее пространство) или, в крайнем случае, у порога. Т.е. на границе внутреннего - внешнего, своего – чужого. Обратимся к конкретному событию и ритуалам святочного цикла.
Ритуальной вечери под Рождество предшествует обустройство, покути. В пространственно – временном отношении обустройство покути, выглядит следующим образом.
Заранее в печи готовят «кутю» (кашу пшеничную, позже рисовую) и узвар, со двора приносят на стол, в святой угол сено и на кануне наступления сакрального времени, кашу и узвар из печи переносят на сено в святой угол со словами:
- Пошла, кутя на покутя, а узвар на базар…(переносится кутья из печи к святому углу). Где печь- пространство, из которого превращает сырое (не окультуренное, не человеческое) в готовое, в варенное.
Далее следует основное действие- вечеря. Совершалась в самом сакральном локусе- святой угол - стол. Передний, святой угол чистое место во внутреннем пространстве жилища. Он (святой угол) располагается с восточной стороны - это восход солнца – свет – тепло – жизнь.
-Благослови, Господи нас кутью исты…(переносится к столу).
Прежде чем сесть за стол и попробовать кутьи, отец семейства набирал ложку каши, подходил к окну и приглашал к вечере умерших предков или Мороза:
-Мороз, Мороз, иди до нас вечерять, кутью исты, да не морозь наших ягнят, телят, поросят, цыплят…
Очевидным является во всех этих ритуалах явное или подразумеваемое противопоставление внутреннего, своего и внешнего, чужого пространства (святой угол, стол) и периферия, границ внутреннего и внешнего пространств (окно).
После вечери дети, девушки ходили колядовать. Л. Ивлева считает колядовщиков представителями иного, другого мира.[3] В пользу этого свидетельствует их внешний вид и поведение. Подойдя ко двору, колядовщики просили разрешения:
-Тёть! Пустите поколядовать!
-Нечего давать!
-Да мы много не возьмём, только грудочку кашки, кильце колбаски, кусок сала и так, чего папало…
-Ну, заходите!
Надо заметить, что подходят колядовать только к окну, в дом не заходили.
Коляд – коляд, колядын,
Я у бытьки одын,
Коротенький кожушок,
Дай, тётка, пирожок,
А ты, дядько, гроши!
Колядка хороша!
Коляд – коляд, коляда,
Дид на бабу погляда,
А баба на дида,
Дайте кусок хлиба!
Грудочку кашки,
Кильце ковбаски,
А ще мало!
Дайте кусок сала!
Колядовщики не просят, а требуют за свои пожелания награды. Если им отказывали, следовала угроза:
Дай тётка, пятака,
А ты, дядько, грывни,
А то викна выбъю!
Или
Як ны дасышь пятока,
Возьму быка за рога,
А кобылку за чубрынку,
Тай поведу на могылку.[5]
Во временном отношении характеристики колядования остаются прежними – ночь. С той лишь оговоркой, что время еще больше приблизилось к своему концу. В связи с этим обращает на себя внимание факт ритуальной активности, девушек причем ряженных (т.е. перевоплотившихся в нечеловеческое), или одетых в старые одежды, старую обувь, (ветхое, изношенное ,как бы доживающее последний срок). По сути дела эти персонажи во многом олицетворяют собой иное – нечеловеческое пространство ( в котором они находятся в обычное время) и через некоторые элементы костюма( старое изношенное) время. Неоднородность и значимость прострастранства и времени прослеживается и в обрядовых вербальных текстах. Если брать время, то эти характеристики проявляются косвенно, через время исполнения колядок - ночь. Категория пространства проявляется более четко. Причем она манифестируется как в косвенной форме – исполнение под окном (окно не просто граница своего – чужого, но и не регламентированный вход в дом, через который проникает опасность. [7]), так и не посредственно в тексте. Например, во второй части цитированной колядки (« як ны дасы пятока…»), упоминается (отнюдь не для рифмы) « могыла», т.е. в фольклорном тексте указывается на пространственный локус – кладбище связанное со смертью, и в конечном итоге с хаосом (небытием).
Самым важным событием в Рождественское утро, пока еще горит звезда, являлось христославие. Мальчики, юноши и мужчины ходили по станице к каждой хате, исполняя специальные гимны. Самыми распростанеными на Кубани являлись тексты « Рождество твое, Христи, Боже наш», « Многие лета», «Ой святое Рождество, що нам радисть принысло». Не редко парни ходили со звездой, веткой тройчаткой ( Такая атрибутика связана, очевидно с дохристианским символом мирового древа, древа жизни.[2;18] ), «Молодыком»[6]( Молодык- молодой, нарождающийся). Т.е. звезда может иметь значение соединения верха и низа. В некоторых станицах просили мальчиков посидеть на пороге . Свиту детей одаривали сладостями, деньгами. Кстати, мотив собирания, который относиться к жертве, связан с темой соединения двух миров. Пространственные и временные характеристики данного ритуала в целом качественно отличаются от предыдущих. Во-первых, они совершаются в начале нового дня, с утренней звезды. Это время появления, нарождения, роста. Не случайно в качестве символов используется «Молодык», в вербальных текстах основным является мотив рождения /нарождения. Обращает на себя внимание и состав участников христославия. Это мальчики, юноши, мужчины. Т.е. это по преимуществу «мужское» время. В предыдущее вечернее (ночное время в не дома наиболее активными были дети или девушки, женщины), что может восприниматься как женская маркировка этого отрезка времени.
По сути дела канун Рождества (Рождество) время перехода космоса в хаос, но это же временная пространственная граница между хаосом (вечерняя звезда) и космосом (утренняя звезда).
К числу основных новогодних обрядов и ритуалов относиться: щедрование; вождение Мыланки; появление первого посетителя; посевания; вождение козы. Многие из этих обрядов дублируют соответствующие моменты Рождества, другие носили оригинальный характер. Часть действий (щедрование, вождение Мыланки) совершается вечером, на кануне Нового года, т.е. в ночное время, как было выше сказано, обладающей особой направленностью, характеризующее убывание (от начало суток к концу). Здесь вектор убывания аналогичен Рождественскому блоку ритуалов, т.е. связан с рождественской идеей «рождения» (обряды в известном случае дублируют друг друга, например, даже вербальные тексты колядок и щедровок похожи) также ночное время ассоциируется с нечеловеческим, чужим временем. Пространственные границы в новогодней обрядности немного изменяются, щедрования (как и колядование) совершаются под окном (внешнее простоанство), в крайнем случае, у порога (граница внутреннего - внешнего).
Щедровочка щедровала,
До виконца припадала:
Шо ты, тётка напекла –
Неси нам до викна!
Щедрик – ведрик!
Дай вареник,
Вареника мало,
Дай кусок сала,
А я сала не хочу,
Дай мне, баба, ковбасу,
Я до дому отнесу!
Исключением является одна из интересных разновидностей щедровок –Мыланки, которая совершается в хате /в своем окультуренном пространстве. Обратимся к конкретным событиям и ритуалам нового года.
Вечером после ужина начинался обход домов щедровальщиков. Состав группы ни чем не отличался от колядовщиков, разве, что более заметной была роль замужних женщин. Кстати особое отличие от колядовщиков отсутствие ряженных в свите Мыланки, участники которой одевались просто в праздничную одежду. Особо надо отметить наряд Мыланки, который состоял из традиционного украинского костюма. И венка из бумажных цветов украшенный разноцветными лентами. Василя играла девушка, наряженная в казачий костюм.
Сам факт ритуальной активности в этот период женщин говорит о том, что в это время можно воспринимать как женскую маркировку этого отрезка суток. Категория пространства появляется более четко, причем она проявляется в исполнении под окном (как было выше сказано - окно граница), своего - чужого пространства. Показательными являются вербальные тексты, которые более устойчивы во времени. В тексте «Щедривочка щедрувала/ До виконця прыподала» заостряется внимание на окно, которое находиться на стыке двух частей указывающих на границу переход между двумя по разному устроенных пространств – внешним и внутренним.
Щедровочка щедровала,
До виконца припадала:
Шо ты, тётка напекла –
Неси нам до викна!
А я девочка манэнька,
В мэнэ платье рябэнько,
Чэревички новэньки,
Будьтэ здоровэньки.
С помощью вербальных текстов, а конкретно щедровка « Ой, сив Хрыстос до нас вэчеряты», можно проследить восстановление, соединение пространственных границ
( между Богом – Человеком - Предком) через оппозицию верх – низ. Сам приход И.Христа (верх) к людям уже говорит об этом. Просьба «Божьей Маты» дать ей «райски ключи»(верх\небо), чтобы отомкнуть «замок прыисподней» (низ) и выпустить на верх «правыдни души». Ключ связан с небом. Все что происходит на земле, все ключи от всего этого находятся на небе (т.е. все предопределенно Богом). Замком в данном случае является преисподняя Земли (низ/ ад).
Особое внимание надо уделить одной из разновидности щедровки – Мыланкувание, которая так же происходит в вечернее время, что и подчеркивается в вербальном тексте « ой, учора, из вэчора/ пасла Мыланка в чистом поле два качора». В самом тексте пространственная оппозиция чисто поле – хата/дом. Просьба пустить Мыланку в хату сопровождается отказом « А я ж тебе ны пустю,/ Тай в садочку посадю.» Здесь оппозиция сад – хата, Василько не пускает ее, потому что она связана с чужим пространством. Далее в тексте любопытен мотив окультуривания в широком смысле слова: «Посажу в садочке, буду полывать, сухое (прим. не живое) обрывать…». Здесь мы наблюдаем такие временные характеристики, которые реализуются в оппозиции вечернее время/дневное время, а пространственные реализуются в оппозициях поле – дом, сад – дом, окультуренное – не окультуренное.
Итак, некоторые пространственные параметры меняются, действия разворачиваются таким образом: внешнее пространство (улица) - внутреннее пространство (дом). Движение в неокультуренном пространстве (улица), к жилым домам (своим) включает щедровальщиков в единое с природой пространство. Тем более что хождение следует рассматривать как сотворение своего пространства.
Особое значение придавалось первому дню Нового года. Новый год являлся особым временем и во многом как бы определял, «программировал» будущий год. Поэтому с ним связан целый ряд поверий. Самым важным событием в новогоднее утро был приход чужого (извне) мужчины, именно в этот отрезок суток особенную роль играет мужское начало. Он закладывает основу счастья будущего года, как правило, это были посевальщики. Главное обрядовое действие посевальщиков разбрасывание/подбрасывание зерна в доме, а в частности в один из сакральных локусов жилища – святой угол, что символизирует рост, умножение. Подбрасывание вверх, к небу можно трактовать как установление вертикальных пространственных границ. Здесь прослеживается оппозиция верх – низ; небо – земля. Задействованы, также являются локусы жилища порог/граница, и святой угол – сакральный центр. А мотив рождения подтверждается и вербальными текстами:
Сею, вею, посеваю,
С новым годом поздравляю!
Зароди Боже,
Жито, пшеницу,
Всяку пашаницу,
На каждом месте
Копён по двести,
На каждом колосочку
Зерна по мешочку!
В первое утро Нового года мужчины водили «козу», которую сопровождала, свита (имеется в виду ряженные). Во временном отношении характеристики хождения ряженных, в сравнении с колядовщиками меняются – это утро. Обратить нужно внимание на факт ритуальной активности парней и мужчин (как было выше сказано ряженных), перевоплотившихся в нечеловеческое, например в козу. Это еще раз доказывает внешний вид козы – вывернутая на изнанку (не так как у людей) мехом наружу, шуба. Подвешенный к рогам колокольчик указывает на связь с умершими предками.[2;8] Остальные участники были одеты в ветхое, старое уже отживший свой срок вещи (через эти элементы костюма подчеркивается само время). Это еще раз доказывает , что ряженные посланники/пришельцы из другого мира, не человеческого, чужого пространства. Это также подтверждает и вербальный текст:
Мы не сами йдём,
Мы козу ведём,
Мы козу ведём
С козенятками…
Ряженные, пришедшие с неокультуренного пространства (улицы) в окультуренное(дом), можно трактовать как соединение границ. Интересен факт убиения/умерщвления и воскрешения Козы, именно внутри жилища, что символизирует умирание старого, ветхого и нарождение нового здорового.
А коза впала,
Сдохла, пропала…
(коза падает)
(к хозяевам):
-Ой, что-то наша козочка заболела, надо бы её полечить.
Что у вас есть из лекарств?
Давайте полечим!
(Хозяева подносят козе воду):
- На, козочка, попый воды…(коза не шевелится)
-На, козочка, пойишь хлебушка…(не шевелится)
- На, козочка, тоби ковбаскы …(встаёт, танцует)
При задабривании козы и ряженных следует пожелания хозяевам
-А где коза рогом – там жито стогом,
-А где коза ногою – пшеница горою…
С праздничком, с Новым годом!
Итак, пространственные и временные характеристики новогодних ритуалов качественно практически не отличаются от рождественских.
Заканчивается святочный период крещением, т.е. заканчивается начальный период года. Это период, когда временно утратившие границы трех мерного пространства, восстанавливаются. Все становиться на свои места.
Итак, на первом этапе святочного периода, четкое разграничение пространственных границ по цепочке своё – менее своё – менее чужое - чужое. Для ясности границы начинались с внутреннего пространства дом и постепенно расширялись – ношение Кутьи из дома в дом; щедрование по территории поселения и окончательные границы это крещенский выход к реке.
Фольклорные тексты, обрядовые действия зимних святок играют огромную роль в традиционной культуре, так с их помощью происходит передача от поколения к поколению казачьих традиций. Рассматривая специфику святочных обрядов, мы видим, как философская сторона культуры спрятана от непосвященных. Наша задача, задача педагога на сегодняшний день поддерживать связь времен, сотрудничать с отделами традиционной культуры, казачеством, поддерживать отношения со стариками и работая с детьми сохранить традиции предков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. С – Пб., 1993
2 Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества( кон.XIX –
нач. XX в.в.). // Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994//
3 Ивлева Л. Ряженные в русской традиционной культуре С. – Пб., 1994
4 Мирче Эллиаде.Священное и мирское. М., 1994
5 Полевые материалы. Анапский район, ст. Гастогаевская. Инф. КозловаК.П.
Басенко М.Ф. ФЭЭ 1997
6 Полевые материалы. Анапский район, ст. Гастогаевская. Инф.Гайдара В.А.
Варапай И.П. ФЭЭ 1997
7 Топоров В.Н. Пространство и текст.// Текст: семантика и структура. М., 1983//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...
Материальная культура кубанского казачества
Быт казаков конец18 начало 19 века...
Кубанская свадьба (традиционно-бытовая культура кубанского народа)
Внеклассное мероприятие о свадебных обрядах и традициях на Кубани, которые необходимо возобновить . Ребята узнают много познавательного из истории традиционно-бытовой культуры Кубани. ....
Духовно-нравственное воспитание на основе традиционной культуры казачества
Рассматривается организация духовно-нравтсвенного воспитания в кадетском классе испульзуя традиционную культуру казачества...
Духовно-нравственное воспитание на основе традиционной культуры казачества
Рассматривается организация духовно-нравтсвенного воспитания в кадетском классе испульзуя традиционную культуру казачества...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...
Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»
Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать! Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...