Сценарий новогоднего внеклассного мероприятия "Святки.Неизвестные традиции"
методическая разработка (5 класс) по теме
С давних времен наши предки славяне встречали и провожали времена года как важных и добрых гостей. Их ждали, зазывали, заманивали песнями, плясками, угощением, с почетом провожали, приглашали прийти вновь.
А сколько славных народных праздников отмечалось ими в декабре и январе:
- Введение Богородицы во храм (4 декабря);
- Екатерина – саночница (7 декабря)- праздник всех Катюш;
- Юрьев день (9 декабря) – «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»;
- Наум – грамотник (14 декабря) – праздник крестьянских школьников-грамотеев;
- Никола – чудотворец (19 декабря) – именины Коли;
- Святки (7-8 января).
С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться? И именно поэтому я решила показать своим ученикам это замечательное время – святки. Научить их веселиться и радоваться, как это делали их прабабушки и прадедушки…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 997 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный огонёк
Классный руководитель 5-1 класса
Богатырёва Ирина Валентиновна
Санкт-Петербург
2010 год
Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Дать возможность каждому учащемуся реализовать свои творческие возможности.
Образовательная задача: расширять знания учащихся о культуре и традициях русского народа.
Воспитательная задача: способствовать привитию интереса к изучению истории и традиций русского народа. Воспитывать у учащихся ответственность за порученное дело, самостоятельность.
Развивающая задачи: развивать творческие способности учащихся. Развивать у учащихся умения общаться друг с другом при организации и проведении внеклассного мероприятия.
Форма проведения: классный огонёк, посвященный празднованию Нового года.
Этапы подготовки классного праздника:
- Обсуждение идеи, сюжета;
- Распределение ролей, их разучивание;
- Репетиции;
- Обсуждение, изготовление декораций, костюмов, реквизитов;
- Праздничное оформление класса;
- Музыкальное оформление.
Главное в работе – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность, сотрудничество с учителями и родителями, выступающих в роли помощников и советчиков.
При работе над классным праздником необходимо соблюдать принцип доступности и учета возрастных особенностей.
Оформление класса: Экран для демонстрации мультимедийной презентации (по середине классной доски).
Справа от экрана длинная лавка (или несколько стульев поставленных в один ряд). Рядом с лавкой на полу стоит прялка-самопряха, на лавке лежит кукла в русском народном костюме, пяльцы с вышивкой, гребень для льна и береста для плетения.
Ширма, задрапированная голубой тканью, у стены, рядом с входной дверью.
С другой стороны, слева от экрана, должен стоять импровизированный накрытый стол с самоваром и угощением к чаю.
Кабинет может быть украшен большими цветными бумажными снежинками и цепочками из цветной бумаги, выполненными учащимися класса (Приложение 1).
В ходе праздника используется мультимедийная презентация (Приложение 2).
Ход праздника
Слайд 1 Звучит музыка | |
Классный руководитель: | Слайд 2 ОТКУДА ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД? Новый год слетает с неба? Или из лесу идёт? Или из сугроба снега К нам приходит новый год? Он, наверно, жил снежинкой На какой-нибудь звезде Или прятался пушинкой У Мороза в бороде? Спать залез он в холодильник Или к белочке в дупло... Или в старенький будильник Он забрался под стекло? Но всегда бывает чудо: На часах двенадцать бьёт... И неведомо откуда К нам приходит Новый год! (А.Усачёв) |
Звучит лирическая музыка | |
История празднования Нового года на Руси. | |
Появляются ведущие две девочки и мальчик. Их выступление проиллюстрировано слайдами презентации. | |
Егор: | Слайд 3 Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января и, наверное, является самым любимым праздником и детей и взрослых. |
Маша: | Слайд 4 Но настоящим праздником для верующего человека является Рождество Христово. |
Егор: | Слайд 5 Если бы мы могли сейчас заглянуть в книгу времен, то мы бы с вами узнали, что празднование нового года на Руси имеет очень сложную судьбу. |
Ксюша: | Слайд 6 Так у наших предков древних славян новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 21 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали – значит, наступил новый год. |
Егор: | Слайд 7 Вместе с христианством на Руси (988 г. – Крещение Руси) появилось новое летоисчисление – от сотворения мира, так и новый европейский календарь – Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. |
Ксюша: | Слайд 8 По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября. Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. |
Егор: | Слайд 9 В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов |
Маша: | Слайд 10 Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. |
Щемиловка | |
На экране появляется карта, которая по ходу рассказа начинает меняться. | |
Классный руководитель: | Слайд 11 А знаете ли вы, что наша школа № 331 находится в очень необычном месте? Слайд 12 Под новый год случаются различные чудеса! И сейчас мы с вами воспользуемся новогодней машиной времени и перенесёмся на несколько веков назад… |
Слайд 13 Посмотрите на карту, вот наша школа, знакомые нам улицы по которым мы ходим каждый день… А время бежит назад… И Что же мы видим? | |
Территория, которая была ограничена Фарфоровской улицей, проспектом Обуховской Обороны, Леснозаводской улицей, улицей Бабушкина, бульваром Красных Зорь и Московской линией железной дороги называлась Щемиловкой. Т.к. здесь располагались две деревни Большая и Малая Щемиловка. Улица Фарфоровская называлась в начале прошлого века Большой Щемиловкой, улица Полярником – Малая Щемиловка. | |
Деревни получили своё название по реке Щемиловке (ныне она не существует). В XIX — начале XX века Щемиловка была рабочей окраиной, на территории которой размещались карьер, избы и общежития рабочих Императорского фарфорового завода, отсюда пошло другое название местности — Фарфоровская слобода. | |
Святки. | |
Классный руководитель: | Слайд 14 И вот в Фарфоровской слободе, как и во всех русских деревнях и селах в январе существовали двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) и называли их Святками. |
Слайд 15 На фоне заснеженного окна в импровизированной избе сидят девочки. Кто-то прядет, кто-то вышивает, кто-то чешет лён…и поют. | |
Девочки класса: | Пряха В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха У окна сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца... Ты о чем мечтаешь, Девица-краса? В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха У окна сидит. |
Марина: | Сегодня день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой. |
Маша: | Сегодня начинаются Святки. Это наш молодежный праздник. |
Марина: | Что-то мы засиделись девочки, а ведь сегодня работать нельзя. Запрет на вечернюю работу касается всех. |
Алёна: | А ведь правда считается, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой… |
Лейла: | … а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. |
Классный руководитель: | Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, обезопасить себя от нечистой силы. |
Лейла: | Что бы жизнь была счастливой, поставим сноп в красный угол избы… |
Маша: | … да рассыплем солому по полу… |
Марина: | …, а я пойду покормлю куриц кутьёй… |
Алёна: | Ой, а что же это?! Кто это к нам в гости пожаловал?! |
Марина: | Заскрипели сани За моим окном. Заходите, гости, Ряженый народ… |
Появляются ряженные, которые поют… | |
Мальчики класса: (ряженые) | Господин, господа, Господинова жена, Двери отворите И нас одарите! Пирогом, калачом Или чем-нибудь еще! |
Маша: | Подставляйте горсти - Ячменёк кладу… |
Мальчики класса: (ряженые) | Коляда, коляда, Накануне Рождества! Тетенька добренька, Пирожка-то сдобненька Не режь, не ломай, Поскорее подавай, Двоим, троим, Давно стоим, Да не выстоим! Печка-то топиться, Пирожка-то хочется! |
Алёна: | Прорастай, зернинка, Гость мой, богатей. Вот тебе и свинка, Дам тебе курей |
Егор К.: | Не дашь мне ватрушки – Получишь по макушке! Не дашь пирога – Уведу корову за рога. |
Получает ватрушку или пирог от девочек. | |
Классный руководитель: | И что вы думаете, — колядующая молодежь действительно могла осуществить свои угрозы, потому что на Святках дозволялось все, и всякое озорничанье считалось просто баловством. |
Мальчики класса: (ряженые) | Коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Отворяйте, хозяева, сундучки, Вынимайте пятачки! По копеечке давайте Колядовщикам! |
Лейла: | Ничего не жалко, Эх, гуляй, Душа! И Коляда с палкой Ходи не спеша... |
Ряженные собирают угощения. | |
Все рассаживаются за импровизированный накрытый стол. | |
Классный руководитель: | Уже после первого, рождественского, обхода домов молодежь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки. |
Классный руководитель: (календарь святок) | Слайд 16 Подобные обходы проводились трижды — в Сочельник, под Новый год и накануне Крещения. И в каждой семье ждали колядующих, заранее готовили для них угощение и как дети радовались их приходу. |
Угощаются, пью чай. | |
Классный руководитель: | После застолья начинались хороводы, игрища. |
Хоровод. | |
Все встают в хоровод и поют: | Коляда, Коляда! А бывает Коляда Накануне Рождества. Коляда пришла, Рождество принесла. Коляда-моляда! Ты пришла на двор Накануне Рождества По снежному полю. Гулять на просторе! Уродилась Коляда |
Игрища | |
Классный руководитель: | Сегодняшнее значение слова “игра” не совсем соответствует тому, что было употребительно в прошлом. Игрой, например, считалось загадывание загадок. |
Девочки и мальчики встают напротив друг друга и поют. | |
Девочки хором: | Кругло, горбато, Около мохнато; Придет беда, Потечет вода… |
Егор К.: | Ох, глаза, вы мои глаза, |
Мальчики хором: | Мои глазоньки… |
Две девочки выходят вперёд и поют речитативом. | |
Лиза: | Еще гриет, Еще гриет, |
Лейла: | Да во всю землю, |
Ксюша: | Да во всю руську, Да во всю святоруську? |
Мальчики класса: | Солнце гриет, Солнце гриет, Да во всю землю, Да во всю руську, Да святоруську. |
Классный руководитель: | Одной из любимейших была игра в “молчанку”. По команде: раз, два, три — все парни и девушки должны были хранить самое серьезное молчание. Даже за каждый смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой с головы до ног… |
Начинается игра «Молчанка», в это время двое мальчиков одевают маску «Козёла» и пытается забодать девочек и гостей… | |
Дети занимают свои места за столом. | |
Гадания | |
Чтение стихов сопровождается показом репродукций с картин художников, например М. К. Маковский «Святочные гадания» и др. | |
Классный руководитель: | Слайд 17 Гадание и всевозможная ворожба особенно увлекали детей и подростков, чаще женского пола, взрослых девиц да и замужних женщин. «Раз в крещенский вечерок Девушки гадали…» |
Марина: | Закружила вьюга, И в окно снежок. Милая подруга, Дай-ка сапожок. Выйдем в полуночье, Бросим чрез врата. Что за узорочье Выдаст нам судьба? |
Снимает валенок с подружки и бросает за порог… | |
Классный руководитель: | Куда укажет носок валеночка, оттуда и следует ждать суженного ряженного… |
Лейла: | Слайд 18 Зеркальце лукавит- Образ не знаком… Лучше будем славить С светлым вертепОм. Распевай стихеры, Восхваляй Христа, Нам без нашей веры Горечи верста. |
Слайд 19 На полу раскладывают щепотку крупы, кусок хлеба, монетки, зеркальце. Приносят петуха и смотрят, что он начнет клевать в первую очередь. | |
Алёна: | Слайд 20 Крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, монетки — к деньгам, … |
Ксюша: | Слайд 21 … ну а если петух тронет зеркало — муж будет щеголем. |
Приметы на Святки | |
Мальчики рассказывают о приметах на Святки. | |
Рома Е.: | Слайд 22 Иней на деревьях в первые три дня Рождественских праздников - к обильному урожаю хлебов |
Рома З.: | Слайд 23 Снега глубоки, так травы хороши и хлеб |
Слава: | Сугробы высоки набило - к хорошему году |
Ваня: | Если в этот день тепло - весна будет холодная |
Андрей: | Слайд 24 Если метельная ночь - пчелы хорошо роиться будут |
Рома Б.: | Слайд 25 В ночь звезд густо - густо и ягод будет много, если редко звезды, то мало и ягод уродится |
Кто же такой Коляда? | |
Демонстрируются слайды презентации. | |
Таня: | Слайд 26 Но вот что же такое коляда? Слово то это мы с вами уже не раз произнесли и услышали, да вот не поняли… По повериям наших с вами предков древних славян, Коляда — древний бог веселых застолий, имя его образовано от слова «коло» (круг), и колядки, возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. Что ж, в каждом предположении была часть правды, жаль только, что люди забыли великого учителя жизни Коляду. Слайд 27 В древности его имя всегда упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами. Крышень слетел с небес и дал людям огонь, а (Слайд 28) Коляда подарил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Он рассказал людям как движется время и каких перемен от него следует ожидать. |
Родители выносят мешок с подарками для участников праздника. | |
Классный руководитель: | Слайд 29 Все мы любим праздники, ведь праздники это не только веселье, но и подарки. Коляда припас для вас волшебный мешочек с дарами. Давайте вместе решим кому, какой подарок достанется… |
Раздаются цветные бумажки, которые соответствуют цвету подарка. | |
Классный руководитель: | А сейчас приглашаем всех к нашему праздничному столу, давайте попьем чаю и русского самовара с теми угощениями, которые вы наколядовали сегодня на празднике. |
Ребята получают свои подарки и отправляются на чаепитие. |
Технические средства:
- Компьютер;
- Проектор;
- Экран;
- CD магнитофон.
Музыкальное оформление праздника:
- Музыка на начало праздника;
- Лирическая музыка на выступление ведущих в начале вечера;
- Музыка, которая будет звучать во время чаепития.
Реквизит:
Для девочек класса, исполняющих песню пряха | ||
1 | Прялка-самопряха | 1 штука |
2 | Фарфоровая кукла в русском народном костюме | 1 штука |
3 | Гребень для вычёсывания льна | 1 штука |
4 | Пяльцы с вышивкой | 1 штука |
5 | Береста для плетения | |
Для девочек класса, рассказывающих о приметах на Святки | ||
1 | Сноп (сухие колосья пшеница или овса) | 1 штука |
2 | Солома (нарезанные полоски желтой и оранжевой бумаги) | По мере необходимости |
3 | Миска с кутьей | 1 штука |
Для импровизированного стола | ||
1 | Скатерть в русском народном стиле | 1 штука |
2 | Посуда украшенная хохломской росписью | 10 предметов |
3 | Керамическая посуда (крынка, горшки и т.д.) | 7 предметов |
4 | Самовар | 1 штука |
5 | Импровизированное угощение | По мере необходимости |
Подношения колядующим | ||
1 | Пучок колосьев ячменя | 1 пучок |
2 | Рушник «Рождество» | 1 штука |
3 | Деревянная разделочная доска | 1 штука |
4 | Пирог | 1 штука |
5 | Игрушка «свинка» | 1 штука |
6 | Корзинка | 1 штука |
Для колядующих | ||
1 | Посох с изображением солнца (с цветными лентами на лучах) | 1 штука |
2 | Бубны | 3 штуки |
3 | Трещотки (или деревянные скрепки на веревке) | 5 штук |
4 | Деревянные ложки | 10 штук (5 пар) |
Для святочных гаданий | ||
1 | Валенки | 1 пара |
2 | Зеркальце с ручкой | 1 штука |
3 | Мешочек с крупой | 1 штука |
4 | Кусочек круглого хлеба на тарелочке | 1 кусочек |
5 | Мешочек с монетками | 1 штука |
6 | Игрушка «Петух» | 1 штука |
Для ведущих | ||
1 | Папки для текста | 4 штуки |
Для подарков и угощений | ||
1 | Красный мешок с подарками для учащихся класса | 1 штука |
2 | Золотой мешок с угощениями, которые успели наколядовать мальчики | 1 штука |
3 | Подарки-сюрпризы | 26 штук |
4 | Цветные бумажки для жеребьёвки | 26 штук |
Ширма задрапированная голубой тканью | 1 штука |
Костюмы:
Для девочек класса | |||
1 | Русские народные сарафаны | 8 штук | |
2 | Полушубки для девочек класса | 8 штук | |
Для колядующих мальчиков класса | |||
1 | Русская народная рубаха (косоворотка) украшенная вышивкой | 1 штука | Для ведущего |
2 | Русская народная рубаха (косоворотка) повседневная | 1 штука | Для поющего колядку сольно |
3 | Жилетка льняная | 1 штука | |
4 | Жилетка меховая | 1 штука | |
5 | Шапка ушанка | 1 штука | |
6 | Сюртук серый | 1 штука | |
7 | Штаны с заплатками | 1 штука | |
Для мальчиков шутников | |||
1 | Шуба для «Козла» | 1 штука | |
2 | Маска «Голова козла» | 1 штука | |
3 | Страшная маска | 1 штука | |
Для взрослого ведущего | |||
1 | Русский народный костюм | 1 штука | |
2 | Павлово-посадский платок | 1 штука |
К праздничному чаепитию:
- Одноразовые чашки;
- Одноразовые чайные ложки;
- Скатерти;
- Чай в пакетиках;
- Сахарные песок;
- Угощение (бублики, сухарики, сушки, пряники, печенье и т.п.);
- Самовар (3-х литровый).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Сценарий новогодней сказки
Новогодняя сказка "Father Frost" предназначена для постановки в начальной школе в школах с углубленным изучением англ. языка....
Внеклассное мероприятие. Сценарий новогодней сказки
Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начальной школы. Сценарий написан в соавторстве с моими учениками....
Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские традиции в Британии и России"
Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские традиции в Британии и России" 5 класс, английский язык...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/20/picture-625660-1429544881.jpg)
Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Новогодний праздник»
«Новогодний праздник»Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Новогодний праздник»Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Новогодний праздник»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-1217199-1581312914.jpg)
Разработка по внеклассной работе. Сценарий новогоднего представления "Тайна волшебного шара"
Разработка короткой сценки для выступления класса на новогодней елке для учеников 5-6 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/15/picture-1249337-1589560815.jpg)
Внеклассное мероприятие «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»
Внеклассное мероприятие «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»...
Сценарий новогоднего праздника. "Волшебство новогодних традиций".
Цель:- создание радостного праздничного настроения и условия для развития творческих способностей у воспитанников, через активную деятельность при подготовке к новогоднему празднику....
Комментарии
СПАСИБО ЗА СТОЛЬ КРАСИВО