Сценарий новогоднего внеклассного мероприятия "Святки.Неизвестные традиции"
методическая разработка (5 класс) по теме
С давних времен наши предки славяне встречали и провожали времена года как важных и добрых гостей. Их ждали, зазывали, заманивали песнями, плясками, угощением, с почетом провожали, приглашали прийти вновь.
А сколько славных народных праздников отмечалось ими в декабре и январе:
- Введение Богородицы во храм (4 декабря);
- Екатерина – саночница (7 декабря)- праздник всех Катюш;
- Юрьев день (9 декабря) – «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»;
- Наум – грамотник (14 декабря) – праздник крестьянских школьников-грамотеев;
- Никола – чудотворец (19 декабря) – именины Коли;
- Святки (7-8 января).
С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться? И именно поэтому я решила показать своим ученикам это замечательное время – святки. Научить их веселиться и радоваться, как это делали их прабабушки и прадедушки…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_prazdnika_svyatki.neizvestnye_tradicii.doc | 997 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный огонёк
Классный руководитель 5-1 класса
Богатырёва Ирина Валентиновна
Санкт-Петербург
2010 год
Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Дать возможность каждому учащемуся реализовать свои творческие возможности.
Образовательная задача: расширять знания учащихся о культуре и традициях русского народа.
Воспитательная задача: способствовать привитию интереса к изучению истории и традиций русского народа. Воспитывать у учащихся ответственность за порученное дело, самостоятельность.
Развивающая задачи: развивать творческие способности учащихся. Развивать у учащихся умения общаться друг с другом при организации и проведении внеклассного мероприятия.
Форма проведения: классный огонёк, посвященный празднованию Нового года.
Этапы подготовки классного праздника:
- Обсуждение идеи, сюжета;
- Распределение ролей, их разучивание;
- Репетиции;
- Обсуждение, изготовление декораций, костюмов, реквизитов;
- Праздничное оформление класса;
- Музыкальное оформление.
Главное в работе – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность, сотрудничество с учителями и родителями, выступающих в роли помощников и советчиков.
При работе над классным праздником необходимо соблюдать принцип доступности и учета возрастных особенностей.
Оформление класса: Экран для демонстрации мультимедийной презентации (по середине классной доски).
Справа от экрана длинная лавка (или несколько стульев поставленных в один ряд). Рядом с лавкой на полу стоит прялка-самопряха, на лавке лежит кукла в русском народном костюме, пяльцы с вышивкой, гребень для льна и береста для плетения.
Ширма, задрапированная голубой тканью, у стены, рядом с входной дверью.
С другой стороны, слева от экрана, должен стоять импровизированный накрытый стол с самоваром и угощением к чаю.
Кабинет может быть украшен большими цветными бумажными снежинками и цепочками из цветной бумаги, выполненными учащимися класса (Приложение 1).
В ходе праздника используется мультимедийная презентация (Приложение 2).
Ход праздника
Слайд 1 Звучит музыка | |
Классный руководитель: | Слайд 2 ОТКУДА ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД? Новый год слетает с неба? Или из лесу идёт? Или из сугроба снега К нам приходит новый год? Он, наверно, жил снежинкой На какой-нибудь звезде Или прятался пушинкой У Мороза в бороде? Спать залез он в холодильник Или к белочке в дупло... Или в старенький будильник Он забрался под стекло? Но всегда бывает чудо: На часах двенадцать бьёт... И неведомо откуда К нам приходит Новый год! (А.Усачёв) |
Звучит лирическая музыка | |
История празднования Нового года на Руси. | |
Появляются ведущие две девочки и мальчик. Их выступление проиллюстрировано слайдами презентации. | |
Егор: | Слайд 3 Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января и, наверное, является самым любимым праздником и детей и взрослых. |
Маша: | Слайд 4 Но настоящим праздником для верующего человека является Рождество Христово. |
Егор: | Слайд 5 Если бы мы могли сейчас заглянуть в книгу времен, то мы бы с вами узнали, что празднование нового года на Руси имеет очень сложную судьбу. |
Ксюша: | Слайд 6 Так у наших предков древних славян новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 21 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали – значит, наступил новый год. |
Егор: | Слайд 7 Вместе с христианством на Руси (988 г. – Крещение Руси) появилось новое летоисчисление – от сотворения мира, так и новый европейский календарь – Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. |
Ксюша: | Слайд 8 По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября. Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. |
Егор: | Слайд 9 В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов |
Маша: | Слайд 10 Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. |
Щемиловка | |
На экране появляется карта, которая по ходу рассказа начинает меняться. | |
Классный руководитель: | Слайд 11 А знаете ли вы, что наша школа № 331 находится в очень необычном месте? Слайд 12 Под новый год случаются различные чудеса! И сейчас мы с вами воспользуемся новогодней машиной времени и перенесёмся на несколько веков назад… |
Слайд 13 Посмотрите на карту, вот наша школа, знакомые нам улицы по которым мы ходим каждый день… А время бежит назад… И Что же мы видим? | |
Территория, которая была ограничена Фарфоровской улицей, проспектом Обуховской Обороны, Леснозаводской улицей, улицей Бабушкина, бульваром Красных Зорь и Московской линией железной дороги называлась Щемиловкой. Т.к. здесь располагались две деревни Большая и Малая Щемиловка. Улица Фарфоровская называлась в начале прошлого века Большой Щемиловкой, улица Полярником – Малая Щемиловка. | |
Деревни получили своё название по реке Щемиловке (ныне она не существует). В XIX — начале XX века Щемиловка была рабочей окраиной, на территории которой размещались карьер, избы и общежития рабочих Императорского фарфорового завода, отсюда пошло другое название местности — Фарфоровская слобода. | |
Святки. | |
Классный руководитель: | Слайд 14 И вот в Фарфоровской слободе, как и во всех русских деревнях и селах в январе существовали двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) и называли их Святками. |
Слайд 15 На фоне заснеженного окна в импровизированной избе сидят девочки. Кто-то прядет, кто-то вышивает, кто-то чешет лён…и поют. | |
Девочки класса: | Пряха В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха У окна сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца... Ты о чем мечтаешь, Девица-краса? В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха У окна сидит. |
Марина: | Сегодня день зимнего солнцеворота, первый день победы солнца над тьмой. |
Маша: | Сегодня начинаются Святки. Это наш молодежный праздник. |
Марина: | Что-то мы засиделись девочки, а ведь сегодня работать нельзя. Запрет на вечернюю работу касается всех. |
Алёна: | А ведь правда считается, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой… |
Лейла: | … а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. |
Классный руководитель: | Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, обезопасить себя от нечистой силы. |
Лейла: | Что бы жизнь была счастливой, поставим сноп в красный угол избы… |
Маша: | … да рассыплем солому по полу… |
Марина: | …, а я пойду покормлю куриц кутьёй… |
Алёна: | Ой, а что же это?! Кто это к нам в гости пожаловал?! |
Марина: | Заскрипели сани За моим окном. Заходите, гости, Ряженый народ… |
Появляются ряженные, которые поют… | |
Мальчики класса: (ряженые) | Господин, господа, Господинова жена, Двери отворите И нас одарите! Пирогом, калачом Или чем-нибудь еще! |
Маша: | Подставляйте горсти - Ячменёк кладу… |
Мальчики класса: (ряженые) | Коляда, коляда, Накануне Рождества! Тетенька добренька, Пирожка-то сдобненька Не режь, не ломай, Поскорее подавай, Двоим, троим, Давно стоим, Да не выстоим! Печка-то топиться, Пирожка-то хочется! |
Алёна: | Прорастай, зернинка, Гость мой, богатей. Вот тебе и свинка, Дам тебе курей |
Егор К.: | Не дашь мне ватрушки – Получишь по макушке! Не дашь пирога – Уведу корову за рога. |
Получает ватрушку или пирог от девочек. | |
Классный руководитель: | И что вы думаете, — колядующая молодежь действительно могла осуществить свои угрозы, потому что на Святках дозволялось все, и всякое озорничанье считалось просто баловством. |
Мальчики класса: (ряженые) | Коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Отворяйте, хозяева, сундучки, Вынимайте пятачки! По копеечке давайте Колядовщикам! |
Лейла: | Ничего не жалко, Эх, гуляй, Душа! И Коляда с палкой Ходи не спеша... |
Ряженные собирают угощения. | |
Все рассаживаются за импровизированный накрытый стол. | |
Классный руководитель: | Уже после первого, рождественского, обхода домов молодежь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки. |
Классный руководитель: (календарь святок) | Слайд 16 Подобные обходы проводились трижды — в Сочельник, под Новый год и накануне Крещения. И в каждой семье ждали колядующих, заранее готовили для них угощение и как дети радовались их приходу. |
Угощаются, пью чай. | |
Классный руководитель: | После застолья начинались хороводы, игрища. |
Хоровод. | |
Все встают в хоровод и поют: | Коляда, Коляда! А бывает Коляда Накануне Рождества. Коляда пришла, Рождество принесла. Коляда-моляда! Ты пришла на двор Накануне Рождества По снежному полю. Гулять на просторе! Уродилась Коляда |
Игрища | |
Классный руководитель: | Сегодняшнее значение слова “игра” не совсем соответствует тому, что было употребительно в прошлом. Игрой, например, считалось загадывание загадок. |
Девочки и мальчики встают напротив друг друга и поют. | |
Девочки хором: | Кругло, горбато, Около мохнато; Придет беда, Потечет вода… |
Егор К.: | Ох, глаза, вы мои глаза, |
Мальчики хором: | Мои глазоньки… |
Две девочки выходят вперёд и поют речитативом. | |
Лиза: | Еще гриет, Еще гриет, |
Лейла: | Да во всю землю, |
Ксюша: | Да во всю руську, Да во всю святоруську? |
Мальчики класса: | Солнце гриет, Солнце гриет, Да во всю землю, Да во всю руську, Да святоруську. |
Классный руководитель: | Одной из любимейших была игра в “молчанку”. По команде: раз, два, три — все парни и девушки должны были хранить самое серьезное молчание. Даже за каждый смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой с головы до ног… |
Начинается игра «Молчанка», в это время двое мальчиков одевают маску «Козёла» и пытается забодать девочек и гостей… | |
Дети занимают свои места за столом. | |
Гадания | |
Чтение стихов сопровождается показом репродукций с картин художников, например М. К. Маковский «Святочные гадания» и др. | |
Классный руководитель: | Слайд 17 Гадание и всевозможная ворожба особенно увлекали детей и подростков, чаще женского пола, взрослых девиц да и замужних женщин. «Раз в крещенский вечерок Девушки гадали…» |
Марина: | Закружила вьюга, И в окно снежок. Милая подруга, Дай-ка сапожок. Выйдем в полуночье, Бросим чрез врата. Что за узорочье Выдаст нам судьба? |
Снимает валенок с подружки и бросает за порог… | |
Классный руководитель: | Куда укажет носок валеночка, оттуда и следует ждать суженного ряженного… |
Лейла: | Слайд 18 Зеркальце лукавит- Образ не знаком… Лучше будем славить С светлым вертепОм. Распевай стихеры, Восхваляй Христа, Нам без нашей веры Горечи верста. |
Слайд 19 На полу раскладывают щепотку крупы, кусок хлеба, монетки, зеркальце. Приносят петуха и смотрят, что он начнет клевать в первую очередь. | |
Алёна: | Слайд 20 Крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, монетки — к деньгам, … |
Ксюша: | Слайд 21 … ну а если петух тронет зеркало — муж будет щеголем. |
Приметы на Святки | |
Мальчики рассказывают о приметах на Святки. | |
Рома Е.: | Слайд 22 Иней на деревьях в первые три дня Рождественских праздников - к обильному урожаю хлебов |
Рома З.: | Слайд 23 Снега глубоки, так травы хороши и хлеб |
Слава: | Сугробы высоки набило - к хорошему году |
Ваня: | Если в этот день тепло - весна будет холодная |
Андрей: | Слайд 24 Если метельная ночь - пчелы хорошо роиться будут |
Рома Б.: | Слайд 25 В ночь звезд густо - густо и ягод будет много, если редко звезды, то мало и ягод уродится |
Кто же такой Коляда? | |
Демонстрируются слайды презентации. | |
Таня: | Слайд 26 Но вот что же такое коляда? Слово то это мы с вами уже не раз произнесли и услышали, да вот не поняли… По повериям наших с вами предков древних славян, Коляда — древний бог веселых застолий, имя его образовано от слова «коло» (круг), и колядки, возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. Что ж, в каждом предположении была часть правды, жаль только, что люди забыли великого учителя жизни Коляду. Слайд 27 В древности его имя всегда упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами. Крышень слетел с небес и дал людям огонь, а (Слайд 28) Коляда подарил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Он рассказал людям как движется время и каких перемен от него следует ожидать. |
Родители выносят мешок с подарками для участников праздника. | |
Классный руководитель: | Слайд 29 Все мы любим праздники, ведь праздники это не только веселье, но и подарки. Коляда припас для вас волшебный мешочек с дарами. Давайте вместе решим кому, какой подарок достанется… |
Раздаются цветные бумажки, которые соответствуют цвету подарка. | |
Классный руководитель: | А сейчас приглашаем всех к нашему праздничному столу, давайте попьем чаю и русского самовара с теми угощениями, которые вы наколядовали сегодня на празднике. |
Ребята получают свои подарки и отправляются на чаепитие. |
Технические средства:
- Компьютер;
- Проектор;
- Экран;
- CD магнитофон.
Музыкальное оформление праздника:
- Музыка на начало праздника;
- Лирическая музыка на выступление ведущих в начале вечера;
- Музыка, которая будет звучать во время чаепития.
Реквизит:
Для девочек класса, исполняющих песню пряха | ||
1 | Прялка-самопряха | 1 штука |
2 | Фарфоровая кукла в русском народном костюме | 1 штука |
3 | Гребень для вычёсывания льна | 1 штука |
4 | Пяльцы с вышивкой | 1 штука |
5 | Береста для плетения | |
Для девочек класса, рассказывающих о приметах на Святки | ||
1 | Сноп (сухие колосья пшеница или овса) | 1 штука |
2 | Солома (нарезанные полоски желтой и оранжевой бумаги) | По мере необходимости |
3 | Миска с кутьей | 1 штука |
Для импровизированного стола | ||
1 | Скатерть в русском народном стиле | 1 штука |
2 | Посуда украшенная хохломской росписью | 10 предметов |
3 | Керамическая посуда (крынка, горшки и т.д.) | 7 предметов |
4 | Самовар | 1 штука |
5 | Импровизированное угощение | По мере необходимости |
Подношения колядующим | ||
1 | Пучок колосьев ячменя | 1 пучок |
2 | Рушник «Рождество» | 1 штука |
3 | Деревянная разделочная доска | 1 штука |
4 | Пирог | 1 штука |
5 | Игрушка «свинка» | 1 штука |
6 | Корзинка | 1 штука |
Для колядующих | ||
1 | Посох с изображением солнца (с цветными лентами на лучах) | 1 штука |
2 | Бубны | 3 штуки |
3 | Трещотки (или деревянные скрепки на веревке) | 5 штук |
4 | Деревянные ложки | 10 штук (5 пар) |
Для святочных гаданий | ||
1 | Валенки | 1 пара |
2 | Зеркальце с ручкой | 1 штука |
3 | Мешочек с крупой | 1 штука |
4 | Кусочек круглого хлеба на тарелочке | 1 кусочек |
5 | Мешочек с монетками | 1 штука |
6 | Игрушка «Петух» | 1 штука |
Для ведущих | ||
1 | Папки для текста | 4 штуки |
Для подарков и угощений | ||
1 | Красный мешок с подарками для учащихся класса | 1 штука |
2 | Золотой мешок с угощениями, которые успели наколядовать мальчики | 1 штука |
3 | Подарки-сюрпризы | 26 штук |
4 | Цветные бумажки для жеребьёвки | 26 штук |
Ширма задрапированная голубой тканью | 1 штука |
Костюмы:
Для девочек класса | |||
1 | Русские народные сарафаны | 8 штук | |
2 | Полушубки для девочек класса | 8 штук | |
Для колядующих мальчиков класса | |||
1 | Русская народная рубаха (косоворотка) украшенная вышивкой | 1 штука | Для ведущего |
2 | Русская народная рубаха (косоворотка) повседневная | 1 штука | Для поющего колядку сольно |
3 | Жилетка льняная | 1 штука | |
4 | Жилетка меховая | 1 штука | |
5 | Шапка ушанка | 1 штука | |
6 | Сюртук серый | 1 штука | |
7 | Штаны с заплатками | 1 штука | |
Для мальчиков шутников | |||
1 | Шуба для «Козла» | 1 штука | |
2 | Маска «Голова козла» | 1 штука | |
3 | Страшная маска | 1 штука | |
Для взрослого ведущего | |||
1 | Русский народный костюм | 1 штука | |
2 | Павлово-посадский платок | 1 штука |
К праздничному чаепитию:
- Одноразовые чашки;
- Одноразовые чайные ложки;
- Скатерти;
- Чай в пакетиках;
- Сахарные песок;
- Угощение (бублики, сухарики, сушки, пряники, печенье и т.п.);
- Самовар (3-х литровый).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогоднего праздника в ШРР «Букварёнок» «Новогодний хоровод»
Цель: создание условий для совместного отдыха детей и родителей.Задачи:- сплочение детского коллектива;- привитие детям и взрослым умения дарить радость общения в коллективе; умения ...
Внеклассное мероприятие. Сценарий новогодней сказки
Новогодняя сказка "Father Frost" предназначена для постановки в начальной школе в школах с углубленным изучением англ. языка....
Внеклассное мероприятие. Сценарий новогодней сказки
Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начальной школы. Сценарий написан в соавторстве с моими учениками....
Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские традиции в Британии и России"
Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские традиции в Британии и России" 5 класс, английский язык...
Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Новогодний праздник»
«Новогодний праздник»Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Новогодний праздник»Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Новогодний праздник»...
Разработка по внеклассной работе. Сценарий новогоднего представления "Тайна волшебного шара"
Разработка короткой сценки для выступления класса на новогодней елке для учеников 5-6 классов....
Внеклассное мероприятие «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»
Внеклассное мероприятие «Рождественские традиции» в рамках программы по внеурочной деятельности «Праздники и традиции англоговорящих стран»...
Комментарии
СПАСИБО ЗА СТОЛЬ КРАСИВО