Разработка классного часа "Хлеб на стол - и стол престол"
классный час

МАтериал для проведения классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия: «Хлеб на стол, и стол – престол».

    Форма проведения: внеклассное мероприятие совместно с родителями с    элементами конкурсов, чаепитием.

Цели и задачи мероприятия:

- воспитание уважения к труду, к людям труда;

- воспитание патриотизма;

- воспитание бережного отношения к главному достоянию человечества;

- знакомство с  историей  хлеба;

- знакомство со старинными и современными способами производства хлебобулочных изделий, длительным и трудоёмким путём от зёрнышка до каравая;

- формирование умения работать в коллективе сверстников  и  совместно с родителями;

- профориентационная работа.

Оборудование: 

-персональный компьютер,

- мультимедийный проектор,

- экран,

-столы с выпечкой,

-выставка  книг о хлебе,

- детские рисунки и семейные фотографии,

- мини-галерея картин русских, советских и зарубежных художников о  хлебе,

-хлеб-соль,

- «кусочек хлеба блокадного Ленинграда»,

- метроном.

Ход мероприятия:

 За несколько дней до проведения мероприятия в школьной столовой накрыт обед без хлеба.И когда дети начинают говорить, что им забыли положить хлеб, классный руководитель сообщает, что это сделано специально: «Ежедневно на завтрак, обед и ужин вы получаете дома и в школе свой кусочек хлеба, даже не задумываясь о его ценности. Некоторые из вас, не доев свой хлеб, могут его просто выбросить. В годы войны от этого кусочка порой зависела человеческая жизнь. А задумывался ли кто-нибудь из вас, сколько труда вложено в этот кусочек. Да и что вообще мы знаем об этом ценном продукте? Так о чём же наш следующий классный час?»

« Тема нашего мероприятия: «Хлеб на стол, и стол- престол» (слайд 1)

В день проведения мероприятия у  входа в класс:  выставка  книг о хлебе, детские рисунки и семейные фотографии с «хлебной» тематикой.

В центре класса - праздничный стол с мучной выпечкой, приготовленной родителями и учениками.

В качестве ведущего может быть как классный руководитель, так и подготовленные обучающиеся.

Начинается мероприятие встречей участников (родителей и детей) хлебом-солью со словами:

Если мы хотим кого-то

 Встретить с честью и почетом,                                                                                                                                                Встретить щедро, от души,                                                                                                                                                    С уважением большим,                                                                                                                                                                То гостей таких встречаем                                                                                                                                  Пышным круглым караваем.                

  Ведущий:  Вот такое коротенькое, но ёмкое слово – «хлеб». И сегодня  давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют достоянием человечества?

 Хлеб каждый день на нашем столе.  А кто из нас знает, как давно  появился хлеб?

 Учащиеся рассказывают об истории хлеба:

1 ученик: (слайд 2) Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре – это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.

2 ученик: В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять  тесто  способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

3 ученик: (слайд 3)  Слово “хлеб” пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках “хлибаносах”. Вместе с древним хлебом появилась и профессия “пекарь”. Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба.

В Индии преступника лишали  права есть хлеб.

Считалось, что человек без хлеба обречён на несчастье. 

В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

3 ученик: (слайд 4)На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами.  Пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники.

  4 ученик: (слайд 5)  Вы видели, как хлеб едят в деревне? Нарежут ломтями, крошки соберут в ладонь, поднесут ко рту. Не от бедности это. А потому, что "кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки". В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

 

Конкурс “Знатоки зерновых” (две команды: родители и дети)

Хлеб выпекается из муки, муку получают путём перемалывания зерновых культур.  Растения,  зёрна  которых    годятся  в  пищу,  называются  хлеба.

 Назовите их.

( 1-пшеница,  2-рожь,  3-ячмень, 4- овёс, 5- просо, 6- гречиха,  7-рис,  8-кукуруза,  9-горох, 10- соя) (слайд 6)

(Изображения данных растений открываются по гиперссылкам на зёрнышках колоска, каждое растение под своим номером. Ведущий открывает картинки под соответствующими номерами. Аналогичная процедура в других конкурсах).

За верный ответ команде присваивается сушка, нанизываемая на связку.

Конкурс “Знатоки техники”  

Выращивание хлебов начинается ранней весной - яровые культуры,  и даже осенью - озимые культуры, и длится до следующей осени. В этом процессе используется разнообразная техника и приспособления.

Необходимо назвать как можно больше сельскохозяйственных машин и приспособлений в порядке их применения, используемых при выращивании и уборке зерновых.

 Команды называют технику по очереди. (1-трактор, 2-борона, 3-сеялка,4- каток, 5-«рюмка»,6-комбайн,7- грузовик.). Ведущий открывает соответствующие картинки  (слайд 7)

Конкурс “Знатоки профессий

Но техника не работает без людей. Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, должно потрудиться много людей различных профессий.

Вспомните, пожалуйста, какие это профессии?
(1-трактористы,2- комбайнёры, 3-агрономы, 4-мельники, 5-шофера, 6-пекари, 7-кондитеры, 8-продавцы)  
(слайд 8)

 У нас сегодня в гостях человек, который о хлебе знает не по фильмам и книгам. Николай Михайлович много лет выращивал хлеб своими руками.

Рассказ гостя - дедушки одного из учащихся об одном из дней в  уборочную страду.

Конкурс “Знатоки истории

Перечисленная нами  техника используется менее 100 лет. До этого были ручные орудия труда.

Назовите орудия труда и помещения, используемые для обработки зерновых культур в начале прошлого столетия. Объясните их назначение.

(1-серп, 2-рига, 3-гумно, 4-цеп, 5-жернова,6- решето,7-мельница) (слайд 9)

В старину хлеб в каждой семье выпекали в русской печи (слайд 10),  сейчас это тоже можно сделать в домашних условиях в хлебопечке.

 Но большинство населения использует в пищу хлеб, выпеченный на хлебокомбинате. Мы с вами едим в основном хлеб с нашего, Калязинского,   хлебокомбината. Назовите хлебобулочные изделия, которые там выпекаются. (слайд 11)

Вашему вниманию предлагается видеоролик о производстве хлеба на Калязинском хлебокомбинате.

Конкурс “Знатоки поговорок

Но   пшеницу,  рожь,  ячмень  называют  ещё  и  жито. Это название  сходно  со  словом  «жить»  не  случайно.  Есть  ещё  одно  слово,  которое  тоже  близко  слову  «жить» - это  «жильё». В народе мудро говорили: «Был  бы  кусок  хлеба  да  крыша  над  головой - и  жить  можно».

Наш народ создал много поговорок о хлебе. Ваша задача - соединить начало и конец поговорки и объяснить её смысл. (Командам предлагаются разрезанные поговорки:

-Хлеб на стол, и стол – престол.

- Пот на спине, так и хлеб на столе.

-Горька работа, да хлеб сладок.                                                                                                                                        -Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

 - Хлеб в закромах – счастье в домах.

 - У кого хлеб родится, тот всегда веселится. (слайд 12)

Конкурс “Знатоки обрядов и традиций

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу.

 А какие  обряды, связанные с хлебом, знаете вы? (слайд 13)

  1. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься.  
  2. С хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания.
  3.  Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.
  4. Хлеб  дарят  космонавтам,  возвращающимся  из  длительных  полётов.

Наши дедушки и бабушки, пройдя дорогами войны, пережив голодное военное и послевоенное время, знают настоящую цену хлеба. (слайд 14)

Стихотворение Н. Самковой  читают дети:

Я видела однажды, по дороге,
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги,
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав  вдруг, ушла.
Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке рядом,
Поднялся и к мальчишке подошел.
« Зачем - спросил он голосом усталым –
Ты, мальчик,  поступил нехорошо?»

А утром, в день победы, ветераны
Все при параде в школу ту пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб с собой несли.

Узнал мальчишка в старом ветеране.
Седого старика на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале,
И хлеб душистый на большом столе.

И та старушка, что ушла с батоном,  
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке нежно в руки подала.
И быль, рассказанная  той старушкой,
Его в блокадный Ленинград перенесла.                                                                                                                                                          

Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома бережно батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери ее кусок несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок?»

Он понял цену тем слезам и хлебу,
Который  дерзко превратил он в мяч.
На землю вновь его вернули с неба
Слова старушки «Ешь, сынок, не плачь».

Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему вдруг  стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге
Идет мальчишка,  голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души молчаньем сохранив.      

1 ученик:

Как  не  хватало  хлеба  во  время  войны.  Чтобы  получить  несколько  граммов  хлеба,  необходимо  было  отстоять  бесконечные  очереди,  держа  в  руках  заветную  хлебную  карточку. Хлеб  с  примесью  опилок, мякины,  сена,  соломы,  желудей,  семян  лебеды   был  таким  желанным.

               

2 ученик:  (слайд 15)

Во  время  Великой  Отечественной  войны  жителям  Ленинграда  выпала  страшная  доля─ 900  дней  вражеской  блокады.  Рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители 125 граммов,  но  именно  этот  хлеб  помог  ленинградцам  не  только  выстоять,  но  и  победить. Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба.

               

                   Был  хлеб  всегда  в  почёте  на  Руси─

                   Её  просторов  главное  богатство,

                   Его  ты  цену  хочешь  знать?─

                   Спроси.

                   Тебе  ответить  могут  ленинградцы.

             В музее истории Санкт-Петербурга хранится этот кусочек хлеба, толщиной с мизинец.

В класс вносится полузасохший  кусочек хлеба весом 125 г и по маленькому кусочку разламывается и раздаётся   детям в память о героях Ленинграда.   

3 ученик: (слайд 16) 641803  ленинградца  умерли  во  время  блокады  от голода.  На Пискарёвском  кладбище─ тысячи  могил.  Около  одной  всегда  много  людей,  они  стоят  и  молча  плачут.  На  могиле  лежит  ломтик  чёрного  хлеба,  а  рядом  записка  «Доченька,  если  б  я  могла  дать  его  тогда»…

             

Многим  известна  печальная  история  11─летней  ленинградки  Тани  Савичевой.  От  голода у  неё  умерла  вся  семья.  Умирающую  Таню  удалось  вывезти  с  детским  домом  в  посёлок  Шатки  Горьковской  области,  но  спасти  её  не  удалось ─ истощённая  голодом,  девочка  умерла.

 Звуки метронома, минута молчания.

                                     

Ведущий: «ПРИ  СЫТОСТИ  ПОМНИ  ГОЛОД»─ звучит  русская  пословица,  которую  мы не  должны  забывать.

           Тысячи  лет  существует  на  Земле  этот  удивительный  продукт,  и  всё  это  время  люди  не  перестают  удивляться  ему  как  великому  чуду,  не  перестают  уважать  его  и  воздавать  ему  должное.  Ещё  в Древнем  Египте  учителя  в  школах  учили  детей  бережному  отношению  к  хлебу. Если  падал  на  землю  кусок  хлеба,  ребёнок  должен  был  поднять  его  и  поцеловать. Не стоит и нам забывать об этом.

Уважение и бережное отношение к хлебу – это уважение к себе, к родным и близким, к Родине.

Давайте сформулируем правила обращения с хлебом.

(работа в группах).

 Основные правила выведем на экран: (слайд 17)

 1. Покупайте  столько  хлеба,  сколько  потребуется.    

2. В  магазинах  самообслуживания,  чтобы  выяснить,

 мягкий  ли  хлеб  в  продаже,  пользуйтесь  специальными  вилками  или  ложечками.

3. Бери хлеба столько, сколько съешь.

4. Никогда не бери хлеб грязными руками.

5.Не выбрасывай чёрствый хлеб, из него можно приготовить вкусные блюда

Конкурс рецептов и (или) блюд из чёрствого хлеба.

Ведущий: Всё самое святое и дорогое рядом с человеком и в горе и в радости. Поэтому хлеб воспевается в песнях, изображается на картинах.

В качестве домашнего задания наши ученики создали мини-галерею репродукций картин «хлебной» тематики. Они сами проведут экскурсию по своей галерее.

( Под «Песню о хлебе» в исполнении Л.Зыкиной  каждый ученик переворачивает напечатанную репродукцию картины, указывая автора и название. Так как классный руководитель заранее знает, о каких картинах пойдёт речь, по своему усмотрению может расширить эту галерею. Данную галерею можно создать в виде презентации.)

Ведущий: Итогом нашего мероприятия станет собранное нами предложение.

(Из отдельных слов нужно собрать предложение)

(к в меру, – обеду хлеб не драгоценность, Хлеба им бери сори)

(Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори) (слайд 18)

Подведение итогов конкурсов и чаепитие, которое можно разнообразить блиц-викториной: (слайд 19)

Назовите хлеб ласково (хлебушек)

Поджаристая часть хлеба (корочка)

После его съедания остается только дырка (бублик)

Самая маленькая частица хлеба (крошка)

Детская хороводная игра, получившая название в честь хлеба (каравай)

Какой хлеб пекут на пасху? (кулич)

Сказочный персонаж из теста (колобок)

Часть хлеба, которая находится внутри (мякиш)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени... (мука)

Как называется смесь из воды, муки, соли, яиц? (тесто)

Добавляют в тесто, чтобы оно увеличилось в размере (дрожжи)

Как называют хранилище для зерна: эскалатор, элеватор, экскаватор? (элеватор)

Чем принято есть хлеб? (руками)

Как называется засохший хлеб? (чёрствый)

Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку (крендель)

Изготовление какого продукта часто не удается с первой попытки? (блины)

В перевод с немецкого: хлеб с маслом (бутерброд)

 

Литература:  ресурсы Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока кулинарии 5 класс "Сервировка стола".

Методическая разработка урока кулинарии 5класса "Сервировка стола" состоит из  конспекта урока и презентации....

Классный час "Праздничный стол"

Сценарии классного часа "Праздничный стол"...

Классный час в форме круглого стола с учащимися 8 класса. « ПАВ и последствия их употребления»

Открытое занятие - круглый стол с учащимися 8 класса.ТЕМА: ПАВ и последствия их употребления.Цели:-выработать у подростков негативное отношение к употреблению ПАВ. -познакомить с понятием ПАВ и и...

Методическая разработка по теме "Сервировка стола. Этикет"

В методической разработке по теме "Сервировка стола. Этикет" даются рекомендации по проведению занятий. Представлена историческая справка по данной теме, рассказывается об общих правилах сервировки ст...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Круглый стол "Как стать успешным".

Данное мероприятие имеет важное место в учебно-воспитательном процессе.Мероприятие входит в целый комплекс занятий по профориентации и самоопределению....

классный час КРУГЛЫЙ СТОЛ «Экология, проблемы и пути решения»

Цель: раскрыть основные направления экологических проблем в современном мире, на конкретных примерах показать масштабы экологических бедствий, показать некоторые пути решения этих проблем с точки зрен...