Театрализация - фольклор
методическая разработка

Лапай Лариса Ивановна

Театрализованное развлечение на материале фольклора для детей с 3 - 7 лет с использованием оздоровительных дыхательных игр, упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_deti.docx704.35 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованное развлечение на материале фольклора для детей с 3-7 лет с использованием оздоровительных дыхательных игр, упражнений.

Цель:

-внимание к народному творчеству, укрепление здоровья, радостное настроение

Задачи:

- развивать музыкальные и творческие способности детей в раскрытии образов сказочных, песенных персонажей, выразительность речи, желание играть в сказке, укреплять мышцы голосового аппарата.

Зал оформлен под деревенское подворье:  забор, корыто для еды, будка, озеро с камышами, деревья, пенечки, куст, дудочка, инструменты русского народного оркестра (трещетки, коробочка, ложки, бубенцы, «бугай», колотушка, рубель)

Предварительная работа: разучивание русских народных песен, игр, движений народных плясовых, игре на народных инструментах знакомство с элементами народного русского костюма

Ход мероприятия.

Звучит русская народная музыка. Входит сказочница в русском наряде с мешочком в руках.

Сказочница Добрый день, красны молодцы да красны девицы! Рада встрече я опять, а как звать меня, величать помните, не забыли Правильно тетушка Арина. В моем мешке сказки теснятся, бедолажки. Завязан мешок завязками. Мешок развязать?
Сказку рассказать? Сказки ладно рассказывать, а ты ляг брюшком да послушай ушком, о ком речь пойдет. (напевает) Ай, лю-ли, та-ра-ра На горе стоит гора,А на той горе дубок, А на дубе воронок.
Черный ворон на дубу

Он играет во трубу

Труба точеная, позолоченная.

Что в мешочке у меня, догадались?

Тогда еще загадку загадаю, - сразу отгадаете.

Звук хранится не простой

В дырках палочки простой.

Кто подует, тот поймет,

Откуда звук идет такой.

Если еще сомневаетесь, есть еще загадка.

Если хочешь поиграть, надо в руки ее взять.

И подуть в нее слегка, - будет музыка слышна.

Ду-ду-ду, да-да-да, так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка.

А что же это …..(дудочка).

Арина достает дудочку из мешка, показывает детям.
Арина: Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

 Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Наша сказочка называется, подскажите как? Правильно «Дудочка». Сказку я рассказывать буду, а вы мне помогайте, песни подпевайте да в игры играйте!

(Звучит фон «Звуки животных в деревне»).

Арина рассказывает, а ребенок в роли бабушки Катерины выставляет на ковре игрушки-животные или играют сценку сами дети в костюмах животных

Жила-была бабушка Катерина. Полон дом был у неё скотины. Коровки пасутся в поле. Свинки ждут еду на воле.

У пруда гуляют гуси да утки с утятами, малыми ребятами. Курочки с веселыми, желтыми цыплятами, Пес Барбос дом охраняет, никого не пускает.

Исполняется песня «Утро в деревне»( В.Морозовой). По тексту песни выходят герои сказки, выполняют характерные для персонажа движения.

Фонопедическая игра «В деревне».

Наши уточки с утра - показывают «уточек» - пальцы рук сложены Кря-кря-кря! (2 раза) «клювиком»

Наши гуси у пруда -Га-га-га! (2 раза)

А индюк среди двора - туловище наклоняют слегка вперед, машут руками внизу Бал –бал – бал! (2 раза)

Наши гуленьки вверху - машут «крыльями», поднимая руки вверх Груу – у, гру у–у!

Наши курочки в окно - кисти прижаты кплечам, машут Ко –ко –ко!» ( 2 раза) локтями

А как Петя – петушок раным– рано по утру ходят, высокоподнимая колени, Нам споет «Ку – ка – ре – ку –у!» машут «крыльями», кричат «ку-ка-ре-ку!»

Арина: Всех разбудил Петя-петушок.

Раным-рано по утру,

Пастушок ту - ру, ту – ру

А коровки вслед ему Закричали дружно …. Му-у! (дети подхватывают).
Выходит мальчик – пастушок, наигрывает на дудочке (звучит в записи мелодия на рожке)

Арина : Вот однажды веселый пастушок пошел пасти стадо. Присел под деревцем птиц послушать, заслушался. Красиво поют!
(Фоновая запись  «Звуки леса. Птицы»)

А коровки тем временем далеко в лес ушли. Спохватился пастушок, давай коров догонять. А дудочку под деревом и забыл.

У бабушки Катерины жил-был Козлик.

Арина поет русскую народную песню

«Жил, выполняет  танцевальные движения поскоки с высоким подниманием ко– был у  бабушки серенький  козлик» (два первых куплета).  Выходит  ребенок – козлик , движение «Козлик» (перескок с ноги на ногу). Арина  приглашает  всех детей.

Дети произносят ритмическую  потешку  «Козлик».

Вышел козлик  погулят -  топают ногами в ритме стихотворения, кисти

Свои ножки поразмять.- сжаты в кулачки, указательный палец                                                                                                Ме – е,  ме – е! - выпрямлен   вперед - «рожки»

Козлик  ножками  стучит, - быстро  топают

По – козлиному  кричит  - наклоны туловища вперед  

«Ме – е,  ме – е!» - выполняют прыжок «козлик» с ноги  на  ногу.  

Козлик (ребенок)

 Бу – бу  – я рогатый - показывает  «рожки», бодается

 Бу – бу –   я   хвостатый, - согнувшись в перед, вертит  хвостом

 Бу – бу –  я ушастый, - показывает  уши.

 Бу – бу  -  я  о-очень  страшный -  топает  ногами

 Бу – бу   -   всех  испугаю! -  идет  на детей, бодая «рожками»

F:\козел.jpg Бу – бу – бу -   всех  забодаю! - дети разбегаются на места.

Арина :  Не бойтесь, ребятки! Это козлик с виду только злой. А  так он  очень умный козел  и добрый.                                                                                                              (напевает)

Наш козёл – стрекозёл,

То – то  умный был

Он и по воду  ходил,

 Он и тесто  месил,

Он и печку  топил,

Творогом  лепешки смазывал,                                                              

(говорком)

Песни  пел  и  сказки  сказывал,

Песни пел,  игры водил, хороводы  заводил!

Вот и сейчас он не против  с вами  поиграть. Быстро  всем  в кружочек  встать!

Проводится  подвижная  игра «Шёл  козел  по  мостику». Дети идут по  кругу вправо, Козлик в кругу  противоходом  скачет.

Шёл  козёл  по мостику,  мостику,  мостику - (идут хороводным  шагом, держась за руки)

И вилял  он  хвостиком, хвостиком. - (нагнувшись, виляют «хвостиком»)

 Гулял Козёл по  лесу,  по  лесу,  -(подпрыгивают)

Нашёл себе принцессу,  принцессу. - (выбирает себе девочку, делает русский поклон, становятся в центре круга)

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем! - (все прыгают  на двух ногах)        

И ножками  подрыгаем, подрыгаем! - (выбрасывают ноги  вперед)

Давай с тобой покружимся, покружимся! - (кружатся парами, высоко поднимая колени)

И навсегда подружимся, подружимся! - (обнимают, стоящего в паре).

Дети садятся на  места.

Арина:   Вот так шел Козлик  по лесу, видит: дудочка  лежит.                          Козлик:   Дудочка!  Кто-то, видно, дудочку  потерял. Дай – ка я попробую  на дудочке поиграть.

Арина:    Стал он в дудочку дуть, - да не  тут – то  было:  ничего  у Козлика  не получается.

Козлик:  Не  так – то  просто, оказывается, играть  на дудочке. Пойду поищу того, кто  играть на дудочке  умеет.

Арина:  Пошел наш Козлик искать, кто на дудочке сыграть  сможет. Пошел он на птичий двор  бабушки Катерины. Смотрит Курочка – рябушечка с цыплятами идет.

Инсценировка  песни «Курочка – рябушечка».

Козлик:   Курочка – рябушечка,  куда пошла?

Курочка: За  водой.

Козлик: Курочка – рябушечка, зачем вода?

Курочка: Цыплят поить!

Козлик: Курочка-рябушечка, цыплята чьи?

Курочка: Мои! Они пить  хотят, во все  горло  кричат:  

Цыплята:  Пить, пить, пить!    (выполняют наклоны).

Козлик:  Коршун  в небе  пролетает, за цыплятами  наблюдает. Кто не спрячется  к маме под крыло, - унесет  в  свое  гнездо!

Подвижная игра «Цыплята и коршун». Цыплята»  бегают, клюют зернышки.

Вылетает Коршун. Цыплята  прячутся  под  крыло Курицы – мамы.  Цыпленок, которого  поймал Коршун, выбывает  из игры.

Арина:  Быстро   увела  домой  в курятник  своих цыплят курочка – рябушечка.

Не  успел Козлик про дудочку  спросить. Видит -  Петя – петушок по двору  важно разгуливает,  хвост  с узорами, крыльями  помахивает  шпорами позвякивает,  под окном  стоит, на  весь  двор  кричит.                                                                              Петух:   Я  нарядным уродился:

Гребень  на  головке,

На  ногах  подковки,

Хвост, как  радуга  цветет!

А  еще  голосист,

Закричу, вскочив на  прясно:

«Поднимайся,  солнце  ясно!  

 Ку – ка – ре – ку!»

Козлик:   Здравствуй, Петя – петушок,  золотой  гребешок!   Рано – рано,  ты  встаешь, голосисто  поешь!  А вот  на  дудочке  сыграть  сможешь?

Петух:    Петь  я пою, а вот  на  дудочке  ни  разу не  играл. Давай попробую.

Арина:   Взял петушок дудочку  да подул  в нее. Ничего  не  получается, подул еще разок – опять  ничего.

Козлик: Да ты ее не с  той  стороны  дуешь, переверни дудочку!

Петух:   Тут с одной  стороны и  с другой  стороны  дырочка. В какую  дуть  надо?

Попробую  еще  разок. Ку-ку-ку-ре-ку.  Вот  так у меня  получается. Возьми  свою дудку. Я  лучше  сам петь буду  Ку-ка-ре-ку!

Арина:  И пошел Петух,  важно  распевая  свое «ку-ка-ре-ку». Лучше  иди солнышко  буди  своими  песнями. Оно  тебе  всегда  радо!  Козлик  пошел дальше искать  того,  кто  на  дудочке   играть умеет. Смотрит: два  гуся место ищут, где бы  спрятаться.  Один  гусь серый,  другой  белый. Два веселых гуся.

Два гуся и бабушка Катерина инсценируют  русскую народную песню «Два веселых гуся», используя «звучащие жесты».

Катерина:  Гуси, гуси!

Гуси:  Га -га – га!

Катерина:  Есть  хотите? 

Гуси:  Да – да – да!

Катерина:  Каши  с маслом?

C:\Users\1\Downloads\608624гуси.jpgГуси:  Нет,  нет,  нет!

Катерина: А чего  вам?

Гуси:  Нам  конфет!

Катерина:  Но конфет у меня  нет!    (уходит, разводя руки в стороны, качая головой).

Козлик:  Зато  у меня  есть дудочка!  Вы на ней  играть  умеете?

Гуси:  Да!.

Один  гусь  берет  дудочку, пробует на ней  играть. Получается «га – га – га».

Гусь:   Нет!  На  такой  дудочке я  играть  не умею, плохая  твоя дудочка!

Гусь 2-й пробует поиграть. Ничего не получается.

Гусь 2-й:  Никуда  не годная  твоя  дудочка!  Он  только гогочет.

Отдают Козлику  дудочку, уходят в  развалочку.

Арина:  Посмотрел Козлик  вокруг, поискал,  кто еще на дудочке сыграть бы  смог.

Смотрит, свинка  Ненила в луже рыльце  мыла,

Помыла спинку и живот, и легла  на правый бок.

Рыльцем  завертела, песенку запела.

Свинка  исполняет песню  «Я  - Хрю-хрюшка»   (Слова П. Синявского     Музыка И. Кадомцева)

Я – хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

F:\хрюшка.jpgБыло розовым оно,

А теперь черным-черно.

Я – хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

Для чего ходить под душ,

Раз на свете столько луж?

Я – хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

А ребята не хотят

Превращаться в поросят!  ( выполняет несколько  танцевальных движений).

 Козлик:  Ты песни  хорошо  распеваешь, и, наверное на  дудочке умеешь  играть.

Свинка:   Умею .Давай скорее дудку!

Свинка встает  из  лужи, берет дудочку и пропевает «Хрю- хрю –хрю».

Свинка:   Вот как я  играть  умею, правда  хорошая песня  получается!

Опять  дует, хрюкает.

Козлик:  Нет!  У  тебя  одно  хрюканье  получается!

Свинка: А я по-другому  не  умею, хрю! Тогда  забирай  свою  дудку!

Выходит мальчик – пастушок,  ищет дудочку кругом.

Пастушок:   Вот  беда,  так беда, пропала дудочка моя. Как  без  дудки, вот беда,

Ноги  ходят  не туда. А как  дудочку  почуют, сами  ноженьки  танцуют.(приплясывает, к Козлику).А что  это у тебя?  Это  не  дудочка  моя?

Козлик (прячет  дудочку  за  спину): а ты  на дудочке играть умеешь?

Пастушок:   Если  дудочку  отдашь, тогда покажу, как  на дудке играть умею!

Козлик:  Тогда подыграй мне, а я спою про дудочку.

(поет русскую народную песенку «На зеленом  лугу», пастушок   «подыгрывает»).

На  зеленом  лугу, их – вох!

Раз  нашел я дуду, их – вох!

Стал я в дудку играть, их – вох!

Стали  все подпевать, их – вох!

Да  под  дудку  плясать, их – вох!

Молодец, Пастушок, хорошо  на  дудочке  играешь,  значит это  твоя дудочка,поет она  у  тебя  сама всех в пляс зовет.

Катерина :  Заиграла  дудочка у меня  в саду,

 Услыхала  уточка, плавая в пруду.

Даже свинка  Ненила  про  лужу  забыла.

Арина: Как  у тетушки  Катерины рвзыгралася  скотина. Все  во  двор скорей идут,

Инструменты все  несут.

Свинка  Ненила  рубель  прихватила.

Петушок колотушку приволок.

Утки – все достали  дудки.

Арина напевает:  

Как  у нашего соседа

Весела  была  беседа:

Гуси-  в гусли  -

Дзинь – ля – ля,  дзинь – ля – ля!

Утки   - в дудки  - ду – ду – ду!  Ду – ду – ду!

Поросята  -  в донцы – дон – дон – дон! дон – дон – дон!

Бараны  -  в  барабаны  бом – бом – бом! Бом – бом – бом!

Журавли  пошли  плясать,

Долги  ноги  выставлять – бух – бу – бух!

Захватило у всех дух!

Дети исполняют  на народных инструментах  русскую мелодию. Затем весело пляшут «свободную» или подготовленную  плясовую.

Арина:  Ой, ля –ля, ой ля – ля!  Вот  и  сказочка  вся.

Сказке  конец.

Кто  слушал – тот  молодец.

И надо бы  каждому  молодцу

С  огорода  по  огурцу,

Да  покуда  вы  сказку  слушали –

 Огурцы  на  огороде зайцы  скушали.

Вот  вам и не  осталось!

В сказке этой есть  намек, добрым  молодцам  урок!

Чужую вещь всегда хозяину неси, и любому делу учиться надо.

Ну а мне  пора в путь – дела другие  ждут. Меня не забывайте,  в гости  приглашайте!  До новых встреч и новых  сказок!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой фольклор как часть детского фольклора

-Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоническиразвитой активной личности....

Мир детского фольклора - игровой фольклор.

Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по фольклору для детей 6-10 лет....

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...

Театрализация как средство развития творческих способностей школьников. Виды театрализации.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмо...