Логопедическое занятие по теме "Однокоренные слова" с обучающимися имеющими нарушения интеллекта (5 класс)
план-конспект
Данное логопедическоне занятие было проведено в 5 классе в школе для детей с ОВЗ имеющими нарушения интеелекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедическое занятие по теме "Однокоренные слова" | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по теме:
«Путешествие в подводное царство Нептуна»
Цели. Образовательные: уточнить представления обучающихся о родственных и однокоренных словах, упражнять в подборе родственных слов с корнем «ВОД», дифференциации родственных и однокоренных слов; формировать навыки грамотного письма
коррекционно – развивающие: развивать внимание, память, восприятие, операции мышления: анализ, синтез, классификацию, сравнение; проводить анализ собственного состояния и деятельности; расширять активный словарный запас за счёт навыков словообразования.
воспитательные: воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе, любовь в природе , умение жить во взаимодействии с природой окружающим миром познавать их и охранять.
Оборудование: Чудо- дерево, карточки с родственными словами , конверты с заданиями, предметные картинки.
Ход занятия
I. Вводная часть занятия
1. Оргмомент
Логопед: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на нашем занятии. Я думаю, что вы хорошо потрудились на уроках и пришли с хорошим настроением. Но, возможно, кто – нибудь из вас устал. Как бы вы оценили свои силы? Перед вами три «озера сил» разного размера. Большое – прилив сил, среднее – спокойствие, маленькое – упадок сил. Выберите озеро, соответствующее количеству ваших сил.
II. Основная часть
1. Введение в тему
Логопед: Речь человека – великое чудо. С помощью нее мы общаемся, и наша речь должна быть яркой, образной, выразительной.
Логопед: Из чего речь состоит?
Обучающиеся: Из слов
Логопед: Да, и как у нас есть родственники, так и слово может иметь родственников
Слайд 1
Родственные слова – это слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу.
Логопед: Сегодня мы будем работать над расширением словаря и учиться подбирать слова, родственные слову «вода».
Логопед: Посмотрите на доску – какое интересное дерево выросло. Послушайте, как оно росло.
Слайд 2
Как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов.
На этом дереве росли слова, родственные слову «вода». Но царю подводного мира Нептуну эти слова понравились, и поэтому сильным ливнем он смыл их и унес в свое царство.
Давайте вернём слова на дерево, но для этого надо отправиться в путешествие в подводное царство Нептуна. Вы. Ведь знаете, что ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЁТ.
(Открывается записанная на доске пословица).
- Как вы понимаете эту пословицу?
Обучающиеся: Чтобы чего - то добиться, надо приложить силы.
2. Введение в сказку
Логопед говорит на фоне музыки.
Обучающиеся имитируют плавательные движения
Мы в страну «живого слова»
Держим путь сегодня снова
В мир волшебной, доброй сказки-
Лишь на миг зажмурим глазки.
В подводном царстве покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, перемещается по дну краб.
II. основная часть заняития
Логопед: Дорогу к Нептуну покажет нам сказочный герой.
Отгадаете загадку и узнаете кто же это.
Внутри его водица
С ним не хотят водиться
А все его подружки
Пиявки да лягушки.
Обучающиеся отгадывают: Водяной.
Логопед: Задание от Водяного называется «Спустись по лесенке». (достает задание из конверта)
Вставьте в пустые квадратики слово «вод», прочитайте полученные слова. (Запись на доске)
А
Н Ы Й
Я Н О Й
П О Д Н Ы Й
Логопед: С заданием вы справились, отправляемся дальше.
В этом конверте следующее задание от Нептуна.
«Подбери слова к схемам»
Подбери слова к схемам
ПОДВОДНИК
ВОДИЦА
ПОДВОДНАЯ
Логопед: Скажите, эти слова родственные?
Обучающиеся: Да.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Мы все ближе к Нептуну, и вот еще одно задание от того, кто:
В акваланге, в маске, ластах
Очень плавает прекрасно.
Он герой такой один
В тишине морских глубин.
Обучающиеся отгадывают: Водолаз
Логопед: Водолаз предлагает нам выполнить дыхательную гимнастику.
- Глубокий вдох – выдох
- Дыхание через правую – левую ноздрю
- Вдох через правую ноздрю, выдох через левую
- 3 раза вдохнуть – выдохнуть, «нырнуть» под воду и не дышать, зажав нос. На счет 1-2-3 дышать.
Упражнения в подборе родственных слов
Логопед: Мы отдохнули, и теперь давайте подберем слова с корнем – «вод» так, чтобы они обозначали:
- Люди, работающие под водой
- Что – либо, лишенное воды
- Лодка, плавающая под водой
Обучающиеся отвечают: подводники, безводное, подводная и записывают в тетрадь, выделяя корень слов, делая вывод, что слова родственные.
Различение родственных и однокоренных слов.
Логопед: Ребята, а каких Вы знаете обитателей воды?
Обучающиеся: Рыбы, крабы, медузы.
Логопед: Краб подготовил для Вас интересные вопросы. Слушайте их внимательно.
- Почему не ШИПИТ ШИПОВНИК?
- С кем не ВОДИТСЯ ВОДИЦА?
- Можно ли РИСОВАТЬ РИСОМ?
Обучающиеся делают вывод, что слова не являются родственными, хотя и имеют одинаковый корень.
Физкультминутка
Логопед: Чтобы немного отдохнуть, давайте сделаем упражнения от рыбки:
-Рыбка, рыбка, как дела,
Хлопают в ладоши
Ты откуда приплыла?
-Наклонись скорей вперед:
Туловище наклоняют вперед
Рыбка по морю плывет.
-Рыбка, рыбка, как живешь?
Приседают
И куда теперь плывешь?
-Рыбка хвостиком виляет,
Имитируют плавательные движения
Но от нас не уплывает.
Логопед: А не уплыла рыбка, потому что у нее есть задание для вас.
Распределите по предложениям слова с корнем –вод.
Обучающимся раздаются карточки с заданием.
- Уже облетели и плавают в … пожелтевшие листья ив.
- Необычной красотой поражают нас белоснежные …лилии.
- Стремительно падают вниз потоки горного … .
Слова для справок: вода, водяные, водопад.
Логопед: Что такое водопад?
Обучающиеся: Это когда вода падает с большой высоты.
Логопед: Положите на одну ладошку слово «вода», на другую – слово «падает» и соедините ручки. Какое слово получилось?
Обучающиеся: Водопад
Логопед: Наше путешествие близится к концу, осталось последнее задание. И если мы выполним его быстро и верно, Нептун отдаст вам слова с дерева.
Обучающиеся делятся на 2 группы и достают из конвертов задания.
4.Закрепление темы
Прочитайте, найдите «чужака».
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водяным на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.
Вода увидела родственников и сразу приметила «чужака».
Логопед: Кто «чужак»?
Обучающиеся: Водитель, т. к. оно образовано от слова «водит».
Делают вывод, что объединяет родственные слова.
Логопед: Вот и ларец, в котором находятся слова с дерева, но будьте внимательны, там могут быть не родственные слова.
Обучающиеся достают слова и прикрепляют к дереву: водопад, водяной, подводник, водолаз, водитель, безводный, вода, подводная.
III. Заключительная часть занятия
1. Выход из сказки
Логопед: Наше путешествие закончилось. Мы не прощаемся с нашими героями, а говорим им до свидания. Давайте выплывем из царства Нептуна и вернемся в наш обычный мир. (музыка)
2. Итог занятия
Продолжите фразу: Сегодня на занятии мне понравилось … . Мне было трудно … . Мне не понравилось … .
А сейчас посмотрите на свои озёра сил. Как бы вы оценили свои силы после нашего путешествия. Выберите соответствующее озеро сил.
Обучающиеся выбирают, учитель - логопед комментирует их выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта
Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, имеющими нарушения интеллекта, одновременно воспитывая у них трудолюбие...
Коррекционно-развивающее занятие «Мир профессий» для детей с нарушением интеллекта 7 класса
Цели: формирование у учащихся ответственного отношения к выбору специальности в ПУ, а затем и профессии.Задачи:Актуализировать проблемы успешного выбора профессии;Формировать у подростков отношения к ...
Рецензия на рабочую программу по предметам учебного плана 12 класса (для обучающихся с нарушениями интеллекта)
Данная рабочая программа соответствует целям и задачам образовательной организации и основным требованиям федерального образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (...
Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушение интеллекта
методика...
Сценарий внеклассного мероприятия "Финансы - это серьезно" для учащихся 1-6 класса с ОВЗ имеющих нарушение интеллекта.
Сценарий внекласного мероприятия "Финансы -это серьезно"разработан для учащихся 1- 6 класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения. Цель внеклассного мероприятия:познакомитьучащихся с нар...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....
Рабочие программы по предмету "Логопедические занятия" для обучающихся с нарушением интеллекта
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционного занятия(коррекционно – развивающей области)«Логопедические занятия»7 класс(умеренная умственная отсталость)...