Социокультурный проект "Русские традиции"
проект
Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на его духовно-нравственное становление. В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству воспитывают в них нравственные чувства и развивают мировоззрение. Все это обусловило выбор темы программы: «Русские традиции как основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения». Программу предполагается осуществлять каждый год с сентября по май. Каждое мероприятие состоит из 3 блоков. Первый блок – информационно-познавательный (повествование о том или иной традиции и т.п.), второй - театрально-игровой (танцы, песни, игры в определённой тематике мероприятия), третий - практический (мастер-класс). Использование такой формы предоставления информации, считаем наиболее продуктивной для освоения основ духовно-нравственного воспитания через приобщение младших школьников к русским традициям, беря за основу психо-возрастные особенности данного периода развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_traditsii.doc | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы
Социокультурный проект
«Русские традиции»
Выполнили: педагоги
дополнительного образования
Дроздова А.А.
Иванова А.Р.
п. Панковка, Новгородская область, 2014
Содержание
Введение | 3 |
Характеристика целевой группы проекта | 5 |
Механизм реализации проекта | 7 |
План осуществления проекта | 8 |
Ожидаемый результат проекта | 13 |
Необходимые ресурсы проекта | 14 |
Бюджет проекта | 15 |
Заключение | 16 |
Список использованной литературы | 17 |
Приложение |
Введение
«Народ, который не знает своей
культуры и истории – презрен и легкомыслен»
Н.М.Карамзин
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка. [1]
В своей работе мы сделали главный акцент на эмоциональную сферу ребёнка, а именно её благополучное развитие посредством приобщения его к знаниям русских народных традиций. Данная тема является актуальной, так как широкое распространение и развитие массовой культуры в обществе, особенно для подрастающего поколения, ставит под угрозу социализацию ребёнка, усвоение им традиционных форм деятельности общества. Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А.Н. Леонтьев назвал периодом “первоначального сложения личности”. В этом возрасте начинают развиваться первые “механизмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.[2]
Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. В эпоху массового распространения и развития высочайших информационных технологий, по новому начинаешь относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Передавать и усваивать накопленный опыт поколений дошкольникам лучше всего в художественно-эстетической форме, так как оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, живопись, народный танец и творчество. Всё это пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.[3]
Исходя из выше сказанного нами была определена цель проекта – создание условий для поэтапного освоения детьми дошкольного возраста основ русских традиций.
На основе поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
- приобщение детей к народному творчеству;
- привитие любви к народным традициям;
- расширение представлений о культуре русского народа;
- развитие эстетического и нравственного вкуса;
- пополнение знаний детей в области русского фольклора;
- создание условий для проявления творческой активности детей.
Методы исследования выбраны в соответствии с целью и задачами. Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:
- теоретические: сравнительно-сопоставительный метод теоретического анализа и синтеза научной литературы по психологии, педагогике;
- эмпирические: опросно-диагностические методы (беседа, анкетирование,); эмпирические методы, включающие количественный и качественный анализ полученной информации.
Характеристика целевой группы
Дети старшего дошкольного возраста – 5,5-7 лет.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо".
Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.
К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях.[4]
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.[5]
Вышеперечисленные особенности детей дошкольного возраста подчёркивают важность взаимодействия его с взрослыми людьми. Особенно ценен тот взрослый, который преподносит ребёнку новую информацию для него в незатейливой лёгкой для восприятия и запоминания форме.
Исследование в рамках проектной деятельности
Перед началом проекта нам необходимо было определить проблематику и актуальность нашего исследования. Проведя анализ источников таких как: программы для работы с детьми дошкольного возраста, беседуя с администрацией дошкольного учреждения и проведя анкетирование, мы выявили, что такая работа как знакомство дошкольников и русскими традициями проводится на низком уровне или не проводится вообще. Свои выводы мы основывали на результатах проведённого анкетирования, целью которого было выявление необходимости работы с детьми дошкольного возраста по вопросу приобщения их к знаниям о русских традициях. Нами было опрошено 200 человек – родители детей дошкольного возраста п. Панковка Новгородского района в возрасте от 25 – 35 лет – 100 чел., а также дети дошкольного возраста старшей группы в возрасте от 6 до 8 лет. (4 группы детского сада по 25 чел. в каждой (100 детей)). Итоги опроса были следующие: на вопрос: «Необходимо ли проведение социокультурного проекта «Русские традиции?» - положительно ответили 87% респондентов, 13% респондентов выразили возможную необходимость проведения подобного типа работы с детьми. 80% родителей не знают, какие русские народные праздники являются главными в определённый месяц года и 20% могут назвать праздники. На вопрос: «В какой форме Вы видите знакомство детей дошкольного возраста с русскими традициями?» 70% респондентов ответили, что в игровой, 20% в художественно-творческой и 10% в песенной форме. Около 87% детей знают только такие праздники как «Новый год» и «Пасха».
На основе полученных результатов нами был получен запрос на то, чтобы организовать работу с дошкольниками по вопросам приобщения их русским традициям, на основе чего нами был разработан план мероприятий, который в итоге сформировался в единый социокультурный проект «Русские традиции».
Механизм реализации проекта
Реализация проекта включает три этапа.
1. Подготовительный этап (01.09.2014 – 30.09.2014) включает в себя следующие мероприятия:
- определение состава рабочей группы проекта;
- распределение обязанностей внутри группы;
- проведение опроса среди родителей детей старшей группы детского сада;
- обработка результатов и выявление наиболее подходящего направления работы;
- разработка необходимых методических материалов;
- определение места и времени проведения мероприятия;
- поиск ресурсов для реализации проекта;
- организация заседаний рабочей группы.
2. Основной этап (01.10.2014 – 30.06.2014). Данный этап представляет собой непосредственное проведение мероприятий и включает:
- работа с администрацией и воспитателями детского сада;
- знакомство с детьми;
- развешивание афиш, раздача флаеров и оповещение детей и их родителей о мероприятиях;
- проведение ежемесячных мероприятий;
- заключительная ярмарка-выставка «Русские традиции».
3. Заключительный этап (01.04.2013 – 11.04.2013). Данный этап включает в себя:
- подведение итогов реализации проекта;
- повторная диагностика и анализ полученных результатов;
- оформление проекта;
- подготовка и проведение круглого стола со специалистами Центра (рефлексия).
План осуществления проекта
№ | Мероприятия | Срок реализации | Ответственный |
1. | Определение состава рабочей команды, распределение функций и обязанностей. | 10.09.2014 15.09.2014 | Дроздова А.А. Иванова А.Р. Ильина Е.Ю. |
2. | Поэтапная разработка мероприятий и методического материала (содержание проблемы, цель и задачи проекта, целевая аудитория, ресурсное обеспечение) | 16.09.2014 25.09.2014 | Дроздова А.А. Иванова А.Р. |
3. | Поиск ресурсного обеспечения. Определение места и времени мероприятия. | 26.09.2014 30.09.2014 | Дроздова А.А. Иванова А.Р. |
4. | Корректировка сценария, оформление текста проекта, репетиция мероприятия, закупка материала. | 1.10.2014 5.10.2014 | Дроздова А.А. Иванова А.Р. |
5. | Проведение мероприятия «Покров» | 13.10.2014 15.10.2014 | Дроздова А.А. Иванова А.Р. |
6. | Определение места и времени мероприятия. Корректировка сценария, оформление текста проекта, репетиция мероприятия, закупка материала. | 20.10.2014 12.11.2014 | Дроздова А.А. Иванова А.Р. |
7. | Проведение мероприятия «Кузьминки». Проведение мастер-класса. | 27.11.2014 28.11.2014 | Дроздова А.А. Иванова А.Р. |
8. | Подведение итога первых мероприятий, фото и видео отчёт. | 29.11.2014 30.11.2014 | Дроздова А.А. Иванова А.Р. |
9. | Подготовка к празднику «Новогодний сюрприз». Разработка сценария, распределение ролей. | 5.12.2014 10.12.2014 | Дроздова А. А Иванова А.Р. |
10. | Репетиция праздника, подготовка атрибутики и костюмов. | 10.12.2014. 19.12.2014. | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
11. | Праздник «Новогодний сюрприз». | 20.12.2014. 25.12.2014. | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
12. | Подведение итогов, анкетирование родителей. | 25.12.2014 27.12.2014. | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
13. | Подготовка к празднику «Крещение» разработка сценария, покупка материала для мастер–класса. Расклеивание афиш, и раздача флаеров. | 8.01.2015 17.01.2015 | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
14. | Проведение праздника, «Крещение». Подготовка и оформление фото и видео материала на сайт. | 19.01.2015. | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
15. | Подготовка к «Масленице». Составление сценария, привлечение школьников для организации, распределение ролей, подготовка атрибутики «чучело», «солнце», а также мастер-класса. | 2.02.2015. 9.02.2015. | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
16. | Масленичная неделя. | 10.02.2015. 16.02.2015 | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
17. | Изучение истории праздника «Сороки». Подборка фольклорных песен, подготовка к мастер – классу по лепки из соленого теста. | 19.02.2015. 7.03.2015. | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
18. | Праздник « Сороки». Проведение мастер-класса по изготовлению изделий из солёного теста. Выставка поделок из соленого теста. | 15.03.2015 19.03.2015. | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
19. | Праздник « Пасха». Подготовка сценария, изучение истории праздника. Подготовка материала для мастер – класса по украшению пасхальных яиц. | 25.03.2015 10.04.2015 | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
20. | Реализация праздника «Пасха»: проведение игр, песен, танцев, катание яиц - русская забава. Мастер-класс. Ярмарка поделок. | 12.04.2015 14.04.2015. | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
21. | Подготовка к празднику «Егорий Вешний»: составление сценария, покупка реквизита, подборка музыкального материала. Подбор мастер-класса. | 23.04.2015 15.05.2015. | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
22. | Проведение праздника «Егорий Вешний», мастер-класс. | 16.05.2015 18.05.2105 | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
23. | Подготовка и проведение праздника «Троица». Экскурсия к дереву береза, завязывание ленточек. | 25.05.2015 1.06.2015 | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
24. | Подведение итогов проекта. Организация выставки фотографий детей, участвовавших в мероприятиях в течение года, поделок. Работа с детьми по изготовлению самого запомнившегося праздника. Беседа,обсуждение. Игры на свежем воздухе. | 1.06.2015 | Дроздова А. А. Иванова А.Р. |
*Каждое мероприятие, проведенное в рамках проекта освещается на сайте учреждения: http://zvrnov.edusite.ru/ .
Ожидаемый результат проекта
По итогам реализации проекта «Русские традиции» мы планируем получить следующее:
- Дети познакомятся и освоят основы русского фольклора;
- Освоят невербальные средства общения;
- Научатся выражать свои чувства и эмоции, а также понимать других людей;
- Формирование уверенности в ребёнке;
- Формирование интереса к фольклору и театрализованным играм;
- Развитие моторики, внимания, творческих способностей ребенка в ходе освоения различных художественно-творческих техник изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, через проведение мероприятий в рамках проекта.
Итогом проекта должно стать не только всестороннее развитие ребёнка и активизация родителей, но ещё немаловажным станет тот факт, если определённая часть детей станет посещать художественные или танцевальные студии и у них появится желание заниматься и развиваться. Это может стать одним из факторов дальней успешной и творческой жизни ребёнка.
Оценка результатов проекта и мониторинг
Проект «Русские традиции» находится на стадии реализации, поэтому можно только подвести промежуточные его итоги.
Мониторинг освоения знаний о традициях русского народы мы осуществляем с помощью анкетирования участников и их родителей.
По результатам промежуточного мониторинга мы выявили, что:
- дети стали более раскрепощенными и внимательными, хорошо запоминают особенности того или иного праздника (свободно рассказывают о нём на следующем мероприятии и родителям), родители также подчёркивают, что их дети заинтересованы данным видом деятельности)
- задания во время творческой мастерской выполняют аккуратнее, внимательнее, знают, к какому празднику изготавливается вещь. Происходит усложнение работы с различными материалами, с которыми дети справляются без затруднений.
В ходе анкетирования также выявлено, что 95% детей без затруднений называют и рассказывают о проведённых нами мероприятий и 5% рассказывают при небольшой помощи родителей. 100% родителей и детей изъявили желание участвовать в дальнейших мероприятиях в рамках проекта.
Необходимые ресурсы проекта
Административный | Разрешение Администрации МАУ ДОД Центр внешкольной работы на проведение мероприятий с дошкольниками. |
Материально-технический | Необходимое оборудование: ноутбук, колонки, фотоаппарат. Стулья,столы, игрушечные ведёрки. Инвентарь: фломастеры, бумага, картон, вата. Распечатка буклетов и листовок. фигурок для раскрашивания. |
Временной | Сроки проведения: подготовительный этап проекта - с 1.09.2014-30.09.2014; основной этап – 1.10.2014-30.06.2014; заключительный этап – 01.07.2014-31.07.2014 |
Пространственный | Удобное помещение для встреч, посвященных организации проекта - МАУ ДОД Центр внешкольной работы. |
Кадровый | Руководители проекта – педагоги доп.образования Дроздова А.А. и Иванова А.Р. Сотрудники Центра – помощь в организации. |
Финансовый | Привлечение денежных средств происходило на добровольной основе или в виде материальной помощи (картон, клей и т.д.) |
Информационно-правовой | Знание важных основ общения с детьми дошкольного возраста, правил проведения детских игр, основ возрастной психологии, устав МАУ ДОД Центра внешкольной работы, составление документации (текст проекта) |
Бюджет проекта
№ | Наименование | Количество, шт. | Цена за единицу товара, руб. | Стоимость, руб. |
Мероприятие, посвящённое празднованию праздника «Покров» | ||||
1. | Лента | 6 м | 7 | 42 |
2. | Лента | 10 м | 6 | 60 |
3. | Скотч | 2 | 120 | 120 |
4.. | Сушки | 1 упаковка | 28 | 28 |
5. | Стаканы | 2 упаковки | 7 | 14 |
6. | Стаканы | 1 упаковка | 60 | 60 |
Итого: 324 руб. | ||||
Мероприятие, посвящённое празднованию праздника «Кузьминки» | ||||
1. | Вата | 1 | 37 | 37 |
2. | Картон | 3 | 50 | 150 |
3. | Картон | 1 | 70 | 70 |
Итого: 257 руб. | ||||
Мероприятие, посвящённое празднованию праздника «Новый год» | ||||
Примерная сумма: 300 руб. | ||||
Мероприятие, посвящённое празднованию праздника «Крещение» | ||||
Примерная сумма: 300 руб. | ||||
Мероприятие, посвящённое празднованию праздника «Масленица» | ||||
Примерная сумма: 300 руб. | ||||
Мероприятие, посвящённое празднованию праздника «Сороки» | ||||
Примерная сумма: 300 руб. | ||||
Мероприятие, посвящённое празднованию праздника «Пасха» | ||||
Примерная сумма: 300 руб. | ||||
Мероприятие, посвящённое празднованию праздника «Егорий Вешний» | ||||
Примерная сумма: 300 руб. | ||||
Мероприятие, посвящённое празднованию праздника «Троица» | ||||
Примерная сумма: 300 руб. | ||||
Заключительная ярмарка-выставка «Русские традиции» | ||||
Примерная сумма: 400 руб. | ||||
Итого: 3081 руб. |
Бюджет проекта расписан не полностью, так как проект находится на стадии реализации, но определена примерная сумма на каждое мероприятие.
Заключение
Создавая проект, мы старались вложить в него основы для воспитания в подрастающем поколении чувства причастности к своей Родине, своему народу, своей стране, а также к малой Родине – Новгородскому району.
Беря за основу фольклор и творчество, проект получился лёгким для восприятия ребёнка дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание дошкольников - есть сложный, системный и последовательный процесс, направленный на формирование субъективно значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.
Большим педагогическим потенциалом в области патриотического воспитания обладает народная традиция. Она выступает как коллективная память народа, является элементом народного самосознания, содействует возникновению у людей национально этнического притяжения, совершенствует характер личности по отношению к малой Родине, семье, родной природе, формирует чувство национальной гордости. Специфика традиций народной педагогики в том, что они позволяют воздействовать на детей с раннего возраста, вызывая чувства, представления, убеждения, формируя патриотическое сознание.
В перспективе реализации проекта «Русские традиции» мы планируем расширить возможности охвата аудитории, т.е адаптировать проект к детям школьного возраста (1-4 классы).
Список использованной литературы
- Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с..- (Высшее образование)
ISBN 5-7695-1058-7, 20 000 экз.; - Леонтьев А. Н.Формирование личности. Тексты - М, 1982;
- Дерепаскина Т. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности [Текст] / Т. В. Дерепаскина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 50-52;
- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005;
- Воеводина А. И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст] / А. И. Воеводина, С. В. Горшунова, Г. А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 67-71;
- Календарь событий [Электронный ресурс]. URL: http://www.calend.ru/narodevent/6755/ (дата обращения 10.10.2014);
- Публичная библиотека Новоуральского городского округа [Электронный ресурс]. URL: http://www.publiclibrary.ru/readers/kzd/prazdniki-kuzminki.htm (дата обращения 09.11.2014).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценарий мероприятия, посвящённого празднику «Покров»
Цель: развитие знаний ребёнка дошкольного о празднике «Покров».
Задачи: сформировать всесторонне развитую личность, ориентированную на истинно семейные ценности.
Оборудование и атрибутика:
-Костюмы для ведущих.
-Карусель, рушники, картинки по тематике, белая ткань.
-нитки, станканчики, ножницы, скотч, ленты, наклейки.
Музыкальное оформление:
-Русский хоровод.
-Русская плясовая.
Зал оформлен декорациями на тему праздника «Покров».
Главные герои: Аннушка и сестрица Аленушка-рукодельница.
Аннушка: Здравствуйте гости дорогие, веселья вам и радости!
-Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
-Идёт матушка Осень-милости просим!
-Первый сентябрь пришёл, всех детей сюда привёл.
-А за ним октябрь настал,
Покров праздник заиграл! И хороводом Аннушка заводит детей в зал.
Аннушка: Хотите я вам расскажу, почему стали отмечать этот праздник?
Начало празднику Покрова положила история, произошедшая в Х веке во время всенощной службы во Влахернской церкви, в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В воздухе, над людьми, они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и Ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады врагов. Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простерла его над молящимися и вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий.
Праздник Покрова стал в России одним из самых любимых. В честь него строилось множество храмов, писались иконы.
Установил празднование Покрова на Руси князь Андрей Боголюбский. И поставил князь на тихой речке Нерли храм Покрова Пресвятой Богородицы. Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме и белокаменной рубахе, стоит этот храм и по сей день.
Ай! гости дорогие, давайте познакомимся. Игра «Светит Месяц, светит ясный».(Мальчики становятся спиной в круг, а девочки лицом в круг, и смотрят друг на друга, как только заиграет музыка дети играют в ладоши, после здороваются и меняются местами.)
Светит месяц, светит ясный.
Светит полная луна.
Мы обнимемся, да поздороваемся.
И местами поменяемся.
Аннушка: Ребята, В старые времена в этот день 14 октября все люди пришли в храм, и вдруг небо озарилось белым светом. К ним пришла Божья Матерь и укрыла всех людей , которые были там белым пушистым платком, это означало ,что она уберегла от бед и несчастья. И сразу же пошел белый снег.
Игра: «Покров». Дети танцуют под музыку народную плясовую, а когда музыка останавливается ребята прячутся под белую, большую, пушистую ткань.
Загадка:
Стоит Матрена, здорова, ядрена. Рот открывает, все, что дают - глотает. (Печь)
Аннушка: В Покров Девушки выходили замуж, а парни женились, считалось, кто выйдет замуж на покров, тот будет счастлив всю жизнь. На этот праздник веселились и гуляли, катались на качелях и каруселях.
Игра: «Карусель»
После игры дети подходят к стенду, на стенде висят картинки о рукоделии. Так же имеются рушники ручной вышивки, дети узнают историю, про рушники, могут потрогать подержать, как в старые времена. После этого детей приглашает Аленушка – рукодельница за стол на мастер-класс.
Мастер – класс: Изготовление стаканчиков под карандаши в технике «обрывная аппликация».
В конце Мероприятия сестры спрашивают: Какой же праздник мы сегодня отмечали? Понравилось ли вам? Если да, то приглашаем вас на следующее мероприятие.
До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сценарий мероприятия, посвящённого празднику «Кузьминки»
Цель: развитие знаний ребёнка дошкольного о празднике «Кузьминки».
Задачи:
- Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
- Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
Оборудование: стол, лавка, ведра, горох, вата, клей ножницы, нитки, балалайка.
Костюмы: ведущие одеты в народные костюмы, для игр костюм петуха.
Музыкальное оформление: народные песни.
Ход мероприятия:
Аннушка встречает детей у себя в доме.
Ой, гости милости просим, скучала я по вам, а вы долго добирались ко мне?
Были у меня в октябре, да праздник , какой был?
Дети: Покров.
Аннушка: Правильно, все вы помните, да знаете, а сегодня на дворе осень, батюшка ноябрь, нынче праздник у нас Кузьминки–по осени поминки. Провожаем осень, а зиму встречаем.
Дети встают в хоровод и заходят в зал встают в большой круг.
Аннушка ведет рассказ.
Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.
В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:
Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.
К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.
Гулянье часто продолжалось до утра.
А имена то у всех разные, красивые ласковые. Игра «Ласковые имена».
Каждый по очереди проговаривает свое им, но только ласково исполняет поклон. К примеру: Ваня-Иванушка, Алина - Алинушка……
Танец: Листопад (провожали осень).
После танца мы проверяли силу богатырскую. Праздник Кузьма и Демьяна покровитель кузнецов, женщин рукодельниц.
Конкурс для мальчиков: «Петушиные бои».
Конкурс для девочек: «Дуня-тонкопряха».
Аннушка: Кузьминки - куриные именины. Курочка, это часть праздника. Что кушает курица?
Дети отвечают:
Игра: «Дедушка Рох.»
Дедушка Рох, посеял горох,
Землю копал, тяжело вздыхал.
Когда молотил, по пальцу схватил,
Зато, когда ел, язык прищемил.
Вот такой вкусный горох.
Всё, что дети говорят, то и показывают, а в кругу стоит Дедушка Рох, в руках у него большая горошина. и кому захочет, тому и положит горошину., тот и будет после Дедушкой Рох.
Игра: «Перебери горох от бобов» игра развивает моторику.
После прекрасных игр, дети переходят на мастер-класс.
Мастер-класс по изготовлению «Новогоднего сапожка» в технике «обрывная аппликация», работа с клеем, картинками (задание на дом – разукрасить картинки, что способствует развитию мелкой моторики).
В конце праздника мы спрашиваем: С каким праздником мы сегодня познакомились?
Что узнали о празднике?
Спасибо, вам дети за праздник. Приходите к нам еще в гости! Будем рады! Вам понравился праздник? До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Афиша к мероприятию «ПОКРОВ»
Внимание! Внимание! Внимание!
15 октября в 10.00 ч.
МАУ ДОД Центр внешкольной работы
приглашает на
Детское Развлекательное мероприятие, посвящённое фольклорному
празднику «Покров»
Вас ждёт:
- Весёлая тётушка Агафья с интересными рассказами;
- Мастер-класс по изготовлению красочных стаканчиков;
- Забавные игры;
- Задорные песни и танцы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Флаеры к мероприятию «ПОКРОВ»
Внимание! Внимание! Внимание!
13 октября в 14.00 ч.
МАУ ДОД Центр внешкольной работы
приглашает на
Детское Развлекательное мероприятие, посвящённое фольклорному
празднику «Покров»
Вас ждёт:
- Весёлая тётушка Агафья с интересными рассказами;
- Мастер-класс по изготовлению красочных стаканчиков;
- Забавные игры;
- Задорные песни и танцы.
Внимание! Внимание! Внимание!
13 октября в 14.00 ч.
МАУ ДОД Центр внешкольной работы
приглашает на
Детское Развлекательное мероприятие, посвящённое фольклорному
празднику «Покров»
Вас ждёт:
- Весёлая тётушка Агафья с интересными рассказами;
- Мастер-класс по изготовлению красочных стаканчиков;
- Забавные игры;
- Задорные песни и танцы.
[1] Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с..- (Высшее образование)
ISBN 5-7695-1058-7, 20 000 экз.
[2] Леонтьев А. Н.Формирование личности. Тексты - М, 1982.
[3] Дерепаскина Т. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности [Текст] / Т. В. Дерепаскина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 50-52.
[4] Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
[5] Воеводина А. И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст] / А. И. Воеводина, С. В. Горшунова, Г. А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 67-71.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"
В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...
Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа. Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.
ПатриотизмОснованный на традициях...
Методическая разработка информационно- развлекательного мероприятия «Традиции села – мои традиции»
Цель сценария: приобщение детей к исторически сложившимся традициям и обычаям родного села, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях лагеря дневного пребывания...
ФГОС: Развитие социокультурных умений учащихся (социокультурной осведомлённости) через участие в конкурсах эссе на английском языке.
Рассматривая перечень коммуникативных умений по предмету «Иностранный язык» по видам речевой деятельности (Программа к УМК «Английский в фокусе» , которые учащиеся развивают за курс основного общего о...
Традиции нас объединяют (сходства и различия в культуре и традициях России и Великобритании)
В настоящее время, знание любого иностранного языка обязательно для каждого человека, который хочет, чтобы его считали образованным. Однако, знание языка важно не только как способ общения, но и как с...
Проектная работа. «Повышение лингво- и социокультурной компетентностей учащихся при обучении иностранным языкам» Тема: « Англия и Россия: традиции общения. У истоков сотрудничества. Переплетение судеб».
Английский язык стал глобальным языком, и теперь любое международное общение невозможно без его знания. Интерес к языку неизбежно ведет и к интересу к народу, на нем говорящему. Подлинное понимание и ...
Приобщение школьников к социокультурным традициям семьи, общества, государства на занятиях ИЗО-деятельности.
В числе задач, которые ФГОС ставит перед педагогами, есть одна из важнейших —приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование у них представлений о куль...