Приобщение школьников к социокультурным традициям семьи, общества, государства на занятиях ИЗО-деятельности.
статья

Никитина Светлана Павловна
В числе задач, которые ФГОС ставит перед педагогами, есть одна из важнейших —приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование у них представлений о культурных традициях, о величии и истории своей Родины. Через лучшие образцы живописи детей необходимо обучать основным социокультурным понятиям: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и др. Для этого используется наглядный иллюстративный материал, в частности, репродукции произведений русских и советских художников. Чем чаще дети участвуют в обсуждении изображенного и беседах на их материале, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими. Выполнению этих задач способствует календарно-тематическое планирование, включающее темы: • государственная символика: флаг России, герб и гимн, а также символика Петербурга (исторический и художественный аспекты) 12 июня и 4 ноября; • родной город: «Симфония Петербургских улиц», «Санкт-Петербург — морская столица», «Город морской славы», «27 мая — день рождения Петербурга»; • народные традиции: «К нам пришло-прикатило Рождество Христово», «Светлый праздник», «Жавороночки-перепелочки», «Каргопольские тетеры», «День семьи, любви и верности»; • историю: «125 блокадных грамм», «Это надо не мертвым, это надо живым», «У войны не детское лицо»; • великих людей Отечества: «Он сказал: Поехали», «Непобедимый адмирал», «Генералиссимус Суворов». Таким образом, занятия изодеятельностью позволяют приобщить школьников к социокультурным традициям семьи, общества, государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sp2.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Светлана Павловна,

педагог дополнительного образования СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

Приобщение школьников к социокультурным традициям семьи, общества, государства на занятиях ИЗО-деятельности

В числе задач, которые ФГОС ставит перед педагогами, есть одна из важнейших —приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование у них представлений о культурных традициях, о величии и истории своей Родины. Это актуальная задача развития школьника как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, и культурного, в полной мере обладающего традиционной культурой и преобразующего ее в своей деятельности. От педагога требуется как можно раньше актуализировать любовь ребенка к родной земле, помочь формированию характера, который поможет ему стать достойным человеком и гражданином, а не «Иваном, родства не помнящим».

Имея целью организовать работу по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо иметь в виду следующие задачи:

  • сформировать уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, городу, Родине, к природе родного края; к культурному наследию своего народа;
  • воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 
  • воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам. 

Реализации данных задач способствуют:

  • развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с отечественной историей, лучшими образцами отечественной живописи, музыки и фольклора;
  • побуждение выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через изодеятельность  и другое творчество.

Через лучшие образцы живописи детей необходимо обучать основным социокультурным понятиям: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и др. Для этого используется наглядный иллюстративный материал, в частности, репродукции произведений русских и советских художников. Чем чаще дети участвуют в обсуждении изображенного и беседах на их материале, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими.

Первичная и основная социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. К сожалению, в настоящее время родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Это накладывает на педагога дополнительные обязанности. Зачастую же не в семье, а на занятиях приходится учить детей не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, любить свой город и свою Родину.

Выполнению этих задач способствует календарно-тематическое планирование, включающее темы:

  • государственная символика:  флаг России, герб и гимн, а также символика Петербурга (исторический и художественный аспекты) 12 июня и 4 ноября;
  • родной город:  «Симфония Петербургских улиц», «Санкт-Петербург — морская столица», «Город морской славы», «27 мая — день рождения Петербурга»;
  • народные традиции: «К нам пришло-прикатило Рождество Христово», «Светлый праздник», «Жавороночки-перепелочки», «Каргопольские тетеры», «День семьи, любви и верности»;
  • историю: «125 блокадных грамм», «Это надо не мертвым, это надо живым», «У войны не детское лицо»;
  • великих людей Отечества: «Он сказал: Поехали», «Непобедимый адмирал», «Генералиссимус Суворов».

По итогам занятий оформляются выставки рисунков. 

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением стало патриотическое воспитание. Суть его в том, чтобы привить детям любовь к своей Родине, ее природе, родному дому, семье, истории и культуре своего города, страны. Воспитание чувств патриотизма — процесс сложный и длительный. В его воспитании в качестве сопровождения занятий ИЗО используется и музыка в виде соответствующих фрагментов музыкальных произведений. Любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, — все это чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.

Таким образом, занятия изодеятельностью позволяют приобщить школьников к социокультурным традициям семьи, общества, государства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к духовно-нравственным традициям на занятиях дополнительного образования

В статье показана неразрывная связь духовной и материальной культуры народа на примере работы кружка с использованием природных материалов при создании сказочных персонажей. Представленный материал от...

"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.

В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опы...

Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства. «Самобытная культуры народов ханты и манси»

Конкурсная работа  для участия в издании книги «Ступени осознания  культурного кода»...

«Проблема приобщения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом».

основной целью проведения физкультурно-массовой работы в МАОУ СОШ № 67 является содействие всестороннему развитию личности по средствам формирования физической культуры школьников и приобщения к систе...

«Приобщение младших школьников к народным традициям при освоении декоративно-прикладного искусства в условиях объединения ОДОД «Творческая мастерская»

Богато и разнообразно декоративно-прикладное искусство. Человек сегодня живет в мире, который заставляет его искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образую...

доклад «Эстетическое воспитание и приобщение к традициям русского общества Пушкинской эпохи»

Опыт работы по модулю «В ритмах танца»  к программе «Азбука танца».Понимая необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения и  возрождения духовно-нравс...