Приобщение школьников к социокультурным традициям семьи, общества, государства на занятиях ИЗО-деятельности.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sp2.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитина Светлана Павловна,
педагог дополнительного образования СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»
Приобщение школьников к социокультурным традициям семьи, общества, государства на занятиях ИЗО-деятельности
В числе задач, которые ФГОС ставит перед педагогами, есть одна из важнейших —приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование у них представлений о культурных традициях, о величии и истории своей Родины. Это актуальная задача развития школьника как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, и культурного, в полной мере обладающего традиционной культурой и преобразующего ее в своей деятельности. От педагога требуется как можно раньше актуализировать любовь ребенка к родной земле, помочь формированию характера, который поможет ему стать достойным человеком и гражданином, а не «Иваном, родства не помнящим».
Имея целью организовать работу по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо иметь в виду следующие задачи:
- сформировать уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, городу, Родине, к природе родного края; к культурному наследию своего народа;
- воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Реализации данных задач способствуют:
- развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с отечественной историей, лучшими образцами отечественной живописи, музыки и фольклора;
- побуждение выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через изодеятельность и другое творчество.
Через лучшие образцы живописи детей необходимо обучать основным социокультурным понятиям: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и др. Для этого используется наглядный иллюстративный материал, в частности, репродукции произведений русских и советских художников. Чем чаще дети участвуют в обсуждении изображенного и беседах на их материале, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими.
Первичная и основная социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. К сожалению, в настоящее время родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Это накладывает на педагога дополнительные обязанности. Зачастую же не в семье, а на занятиях приходится учить детей не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, любить свой город и свою Родину.
Выполнению этих задач способствует календарно-тематическое планирование, включающее темы:
- государственная символика: флаг России, герб и гимн, а также символика Петербурга (исторический и художественный аспекты) 12 июня и 4 ноября;
- родной город: «Симфония Петербургских улиц», «Санкт-Петербург — морская столица», «Город морской славы», «27 мая — день рождения Петербурга»;
- народные традиции: «К нам пришло-прикатило Рождество Христово», «Светлый праздник», «Жавороночки-перепелочки», «Каргопольские тетеры», «День семьи, любви и верности»;
- историю: «125 блокадных грамм», «Это надо не мертвым, это надо живым», «У войны не детское лицо»;
- великих людей Отечества: «Он сказал: Поехали», «Непобедимый адмирал», «Генералиссимус Суворов».
По итогам занятий оформляются выставки рисунков.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением стало патриотическое воспитание. Суть его в том, чтобы привить детям любовь к своей Родине, ее природе, родному дому, семье, истории и культуре своего города, страны. Воспитание чувств патриотизма — процесс сложный и длительный. В его воспитании в качестве сопровождения занятий ИЗО используется и музыка в виде соответствующих фрагментов музыкальных произведений. Любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, — все это чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.
Таким образом, занятия изодеятельностью позволяют приобщить школьников к социокультурным традициям семьи, общества, государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение к духовно-нравственным традициям на занятиях дополнительного образования
В статье показана неразрывная связь духовной и материальной культуры народа на примере работы кружка с использованием природных материалов при создании сказочных персонажей. Представленный материал от...
"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.
В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опы...
Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства. «Самобытная культуры народов ханты и манси»
Конкурсная работа для участия в издании книги «Ступени осознания культурного кода»...
«Проблема приобщения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом».
основной целью проведения физкультурно-массовой работы в МАОУ СОШ № 67 является содействие всестороннему развитию личности по средствам формирования физической культуры школьников и приобщения к систе...
«Приобщение младших школьников к народным традициям при освоении декоративно-прикладного искусства в условиях объединения ОДОД «Творческая мастерская»
Богато и разнообразно декоративно-прикладное искусство. Человек сегодня живет в мире, который заставляет его искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образую...
доклад «Эстетическое воспитание и приобщение к традициям русского общества Пушкинской эпохи»
Опыт работы по модулю «В ритмах танца» к программе «Азбука танца».Понимая необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения и возрождения духовно-нравс...