«Твори добро, не видя в том заслуги»
материал

Осокина Наталья Ивановна

«Твори добро, не видя в том заслуги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_klassnyy_chas.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Правдинская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

«Твори добро, не видя в том заслуги»

Разработала и провела

Классный руководитель

6 класса

Осокина Наталья Ивановна

п. Правда

Цель занятия:

Создание условий для формирования у обучающихся уважения к общечеловеческим ценностям.

Задачи:  

  1. Раскрыть перед обучающимися христианский и общечеловеческий смысл значения слов «добро» и «зло».
  2.  Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
  3. Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, навыки культуры общения, творческие способности учащихся.
  4. Воспитывать взаимоуважение, предупредительность в общении.

Оборудование:   

  1. плакаты «Добро есть жизнь» (Н. Ф. Фёдоров), « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека» (М. Пришвин»)
  2. Запись на классной доске «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»; пословицы, христианские заповеди.
  3. Музыкальная  запись песни «Дорогою добра».

Ход классного часа.

  1. Разминка для души

Давайте проведем разминку для души. Чувствует ли она добро и зло? Один из учителей Церкви говорил: «Душа каждого человека по природе своей христианка». Выйдите из-за столов и встаньте кружком.

Я буду называть различные слова. Некоторые из них вы, может быть, услышите впервые. Если слово доброе и хорошее, вы поднимаете руки вверх; если плохое, недоброе - опускаете руки вниз.

Начнем!

Милосердие,

малодушие,

 послушание,

гордыня,

 чистосердечность,

 зависть,

самолюбие,

гнев,

раздражительность,

пьянство,

курение,

 сквернословие,

жадность,

хвастовство.

- Что же с нами произошло? - Опустились на четвереньки.

- На кого же мы стали похожи? - На животных. Так и бывает в жизни - творя все то, из-за чего мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

- Нравится вам так стоять? Удобно?

Давайте снова станем людьми. Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас.

Терпение,

дружелюбие,

отзывчивость,

 забота,

любовь,

 вежливость,

 бескорыстие,

уважение.

(Дети садятся на свои места.)

2. Словарь Ожегова

Тема нашего классного часа: «Твори добро, не видя в том заслуги»

 И сегодня я предлагаю вам поговорить о доброте и добрых поступках. Наша задача научиться различать добрые и злые поступки и стремиться приучать себя только к добрым поступка.

 Воспользуемся толковым словарем Ожегова. (два человека работают со словарем)

ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро…

 ДОБРЫЙ – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…

3.Словосочетания со словом «Добрый»

Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память. Осталось добрых десять километров пути. Добрый малый. Доброе дело.

(ребята  зачитывают определения  слов из словаря)

4.Имя человека

 Как вы думаете, какое слово для человека самое доброе, самое близкое и дорогое? (его имя)

- Всегда ли вы обращаетесь к друзьям и одноклассникам по имени?

- Какими словами вы иногда заменяете имена других детей? (клички, дразнилки)

- Можно ли назвать клички и дразнилки хорошими, добрыми словами? (нет)

- Как к таким словам относятся разные люди? (иногда с юмором; часто обижаются).

Обращаясь к человеку, всегда нужно помнить о его чувствах.

- Послушайте стихотворение о том, как может плохое или необдуманное слово ранить человека: (чтение   Чулиным Сергеем   стихотворения Т. Дашкевич «Обидное слово»)

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеёй ядовитой ужалить готово,

Ужалит, и станет на сердце темно.

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза.

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

Послушай совета, мой друг, на года:

Будь добрым и вежливым в жизни всегда,

Хорошее только старайся творить

И слов унизительных не говорить!

5. Индийская  сказка "Награда"

 Послушайте индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить ее.

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

 – Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

 Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:

 – Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

 Страшно стало путнику.

 – Ох, тигр, – сказал он,– неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?

 – Она и есть, – ответил тигр.

 – Какая же это награда – платить злом на добро? – возразил путник.

 – Давай, спросим кого-нибудь – награда это или нет?

 Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

 – Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

 – Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

 – Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.

 – Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на поле посеется корова.

 – Эй, корова! – окликнули они ее. – скажи, чем платят за добро?

 – Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на поле. Того и гляди, на мясо сдадут!

 Выслушал ее тигр и сказал путнику:

 – Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

 – Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда нечего делать, ешь меня…

Вопросы:

  1. Почему путник решил помочь тигру?
  2. Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
  3. Как поступил тигр?
  4. Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
  5. Так нужно ли платить за добро?
  6. А чем платят за зло?
  7. Как закончится сказка?
  8.  Съест ли тигр путника?
  9. Удастся ли героям найти того, кому за добром платили добром?

А Настя Кочерова  точно  знает как заканчивается эта сказка. Она нам расскажет

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:

 – Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

 – Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

 Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

 Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.

 Кристина Меер  рассказывает стихотворения о добре.

Дела, поступки, мысли...

Добро и зло шагают в ряд.

И все от нас зависит.

Дров наломаем мы порой,

Все в жизни перемелем.

Жизнь – хаос, не военный строй,

Ошибок счёт немерен.

Мелькают дни, часы, года.

Жизнь мчится век за веком.

Живи по совести всегда.

Будь просто человеком

6. Книга рекордов добра

 Учитель: Я предлагаю в нашем классе создать КНИГУ РЕКОРДОВ ДОБРА.

 Вы видите на доске поле с зернышками. Уже много добрых дел было сделано, делается и будет делаться в нашем коллективе. И я надеюсь, что из маленьких зернышек обязательно прорастут большие растения.

– Давайте вспомним об этих добрых делах. За каждое доброе дело к зернышку прибавляется зеленый росточек.

Дежурство по школе.

Дежурство по классу.

Изготовление скворечников.

Чистка родника.

Уход за клумбами.

Поздравление с праздником учителей.

Работа на пришкольном участке.

Участие в субботниках.

Помощь в столовой.

Играем с учениками начальной школы.

Уважают старших.

Помогают техничкам.

Помощь родителям.

7.  Весы

Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

Давайте сейчас с помощью весов определим  чего в жизни больше добра или зла?

Вывод: Добра в жизни больше, чем зла. И этим добром я хочу с вами поделиться. (раздаются детям шоколадки)

8. Итог. Золотое правило

- И я скажу всем вам «спасибо». Спасибо за хорошую подготовку к занятию, за то, что помогли друг другу понять важность и великую силу каждого сказанного вами слова.

Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя.

Мухина  Наташа читает стихотворение «День добра»

Почему так много в мире зла?
Сможет ли на это кто ответить?
К истине дорога так светла,
К истине, единственной на свете…

Ту дорогу потеряли мы.
Та потеря самая большая!
И теперь бациллами чумы
Мир живёт, друг друга заражая.

Всех мне их, увы, не перечесть.
Назову бациллы основные:
Ложь, измена, рядом с ними лесть,
И конечно все грехи земные.

Что нам сделать, чтобы вырвать зло?
Вырвать с корнем и забыть на веки?
Чтобы никогда не проросло
Это чувство в нраве человека?

Предлагаю сделать День добра
Самым звонким праздником планеты,
Чтоб весь день и с ночи  до утра
Пела радость нам свои куплеты

9. Рефлексия. Выбор дороги

- Ребята, вы уже довольно взрослые люди. Пройдёт совсем немного времени и вам придётся сделать самый главный выбор в жизни – выбор пути, по которому вы захотите её пройти. Чтобы не ошибиться в своём выборе, уже сейчас нужно задуматься о том, чего вы хотите от жизни и к чему стремитесь.

Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас сделали выбор: из трех предложенных дорог выбрали одну.  Итак, какую дорогу вы выбираете?

Я согласна с вашим выбором. Быть добрым, творить добро это значит прожить интересную, богатую и хорошую жизнь. Остаться в памяти людей хорошим человеком.

В заключении  давайте споем песню  «Дорогою добра».

На прощание я хочу подарить вам наше добро, приготовленное  по особому рецепту счастья. Мы смешали Терпение, Любовь, и Великодушие с Пониманием. Добавили щепотку смеха, и щедро перемешали с Юмором. Затем добавили Веры и еще раз хорошо перемешали. Получилось блюдо для каждого дня вашей жизни. Важно угощать им всех, кого вы встречаете на своем пути.

– Спасибо всем. До свидания.

Быть человеком – что это значит?
Просто жалеть, если рядом плачут
Быть справедливым во всех деяньях,
Ближнего разделять страданья
Быть человеком – значит быть добрым,
К людям внимательным и скромным
Быть человеком – значит быть выше,
В слове – вернее, в помыслах – чище
Быть поскромнее в своих желаньях,
Помнить хорошее при расставаньях.
Людям дари уважение, ласку,
А не истерики, шок и встряску
Маленький ты или с чинами –
Все перед богом равны мы с вами
Злу на свете нет оправданья:
Сколько оно приносит страданья
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам
Слабых не обижай стариков:
Сам ведь будешь когда-то таков
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку.
Чтоб выполнять их от века до века
Правы, не правы – Бог нас рассудит,
И по делам вашим и будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра "Твори добро на всей Земли..."

Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...

Внеклассное мероприятие в рамках «Года благотворительности» Тема: «Пока живешь – творить добро спеши, лишь путь добра – спасение души»

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса.«В рамках года благотворительности».Изготовление елочных игрушек и поздравительной газеты для оформления праздничного зала в Доме престарелых....

Сценарий презентации добрых дел "Твори добро"

Сценарий презентации добрых дел, выполненных активистами детского общественного объединения "РИТМ" МБОУ СОШ № 20, на  областном  конкурсе  школьных и молодежных проектов «Дари добро». М...

Буклет к весенней недели добра "Твори добро"

laquo;Весенняя неделя добра» проходит в рамках Всероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра-2015» в регионах России.     Весенняя...

« Твори добро!» ( внеклассное мероприятие духовно – нравственной направленности в рамках проведения акции «Олимп добра и милосердия»

laquo; Твори добро!»( внеклассное мероприятие духовно – нравственной направленности в рамках проведения акции «Олимп добра и милосердия»...

Класснй час: "Твори Добро, не видя в том заслуги".

Класснй час: "Твори Добро, не видя в том заслуги"....