Маленькие жизни Холокоста
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Цель мероприятия:
ознакомление обучающихся с историческим фактом трагедии Холокоста.
Задачи мероприятия:
- Способствовать пониманию учащимися проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида;
- Повысить информационную грамотность учащихся;
- Воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам России и представителям других народов;
- Воспитываать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий мероприятия | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока мужества
«Маленькие жизни Холокоста»
Цель мероприятия:
ознакомление обучающихся с историческим фактом трагедии Холокоста.
Задачи мероприятия:
- Способствовать пониманию учащимися проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида;
- Повысить информационную грамотность учащихся;
- Воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам России и представителям других народов;
- Воспитываать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире.
Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран; презентация, запись аудиоматериалов.
Ведущие – Карпова Г.В., Антонова Н.А.
Возрастные группы обучающихся: 8-9 классы
Время проведения: 22.01.2019 год, 14.40-15.20 час.
Место проведения: зал школьной столовой
Ход мероприятия:
(По середине зала стоит темноволосый мальчик /еврей/, со звездой на груди, имитирует игру на скрипке, под звуки музыки Лолашвили «Еврейская». Вдруг раздаются залпы выстрелов, взрыв гранат. Мальчик уходит из зала, появляется чтец.)
Чтец 1:
Звезда упала и прервалась чья-то жизнь
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!
Совсем недавно он смеялся звонко-
Теперь же в небесах лишь след его парит.
Ведущий 1: 27 января 2019 г. исполняется 74 года с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв Холокоста.
Ведущий 2: Слышали ли вы слово “холокост”? Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.
Ведущий 1. Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. С каждым днем на территории Российской федерации увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории.
Бухенвальдский набат
Чтец 2: Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.
Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.
Чтец 3: Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.
А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе.
Тихо, буднично и просто
Бродят души Холокоста...
Выступление историков.
Историк 1: Основанием для массового уничтожения людей стали расовые теории нацистов, которые привели к уничтожению еврейского, цыганского, белорусского населения, поляков, чернокожих и людей других национальностей.
Историк 2: В 1933 году к власти Германии пришел Адольф Гитлер, который утверждал, что немецкая нация имеет превосходство над остальными народами.
Выходят две девочки (в школьной форме):
1 ученица: «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа… Никто больше не хотел со мной дружить. А некоторые соседи даже боялись разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя больше общаться с евреями». (Хильма Геффен- Людомер)
2 ученица: «С каждым новым днем нацистского правления пропасть между нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие». (Марта Аппель)
Выступление историков.
Историк 1: Чтобы вызвать в людях негативные чувства, использовались все источники: религиозные, политические, экономические, культурные. Охота на евреев становилась легальной. Против них разрешалось применять любые действия, даже те, которые в нормальном обществе считаются преступными.
Историк 2: 9 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась война насилия: сотни евреев погибли, были разграблены тысячи магазинов, хозяевами которых были евреи, десятки представителей данной расы были брошены в лагеря. Организованный Гитлером погром печально знаменуется «Хрустальная ночь». События этой ужасной ночи описал в своем стихотворении «Хрустальная ночь» Валерий Агаронов.
Чтец 1 Дождик льет, протяжно плачет,
Блюз играет патефон.
Память никуда не спрячет
Ночи той хрустальный звон,
Где разбитые витрины,
Груда трупов, детский плач,
Вой толпы...Оскал звериный
Демонстрирует палач!
Этот грех впечатан в Лету!
Звон разбитого стекла
Нам напомнит, век за веком,
Ночь в осколках хрусталя!
Ведущий 1: Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии. Так начался геноцид, который стал одной из главных целей гитлеровской агрессии в других странах.
Ведущий 2: На территории СССР создавались гетто и концлагеря. Их насчитывалось около 400 на территории Украины, 200 в Белоруссии, десятки в Прибалтике, Молдове, России. Жизнь простых людей превращалась в ад…
Выход ребят со свечами
Чтец 1:
Народ мой пролил море слёз,
Где б ни был он рассеян…
Война всегда есть Холокост –
Не только для евреев…
Задувается первая свеча.
В полях, и в ямах, и в лесах,
И в лагерях, и в гетто,
В нацистских газовых печах
Терзали нас… Не спета
Была ни песнь из древних книг,
Ни слово сказано, ни стих…
Но в шуме ветра и знамён,
Где путь прошел армейский,
В могилах братских погребён
И мой народ еврейский…
И я мечтаю об одном:
Чтоб люди веры разной
Покончили с войны проказой.
Земля у всех – наш общий дом!
Века об этом говорим,
А всюду кровь, и смерть, и дым...
Задувается вторая свеча.
Ведущий 1: Юная жизнерадостная голландская 14-летняя девочка Анна Франк вела дневник с 12 июня 1942 года по 1 августа 1944 года, в котором описывала все события, происходившие в ее жизни.Этот дневник - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир. Девушка вместе с родителями и их товарищами скрывалась в доме, каждый день боялась быть обнаруженной и расстрелянной фашистами.
Видеоролик «Дневник Анны Франк» (ученица за столом на фоне горящей свечи пишет в дневнике): «В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались один за другим. Евреи были обязаны носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, не имели права ездить на трамваях и в автомобилях, даже собственных. Евреи могли посещать магазины только с трех до пяти и пользоваться услугами исключительно еврейских парикмахеров. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные учреждения, а также в бассейн, теннисный корт, на греблю, и вообще заниматься любым видом спорта в общественных местах. С восьми вечера евреи не могли сидеть в собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходить в гости к христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мы и жили в ожидании новых запретов. Сестра Джекки говорила: «Боюсь браться за что бы то ни было, а вдруг и это нельзя?»
Ведущий 1: Утром 4 августа 1944 года перед домом на Принсенграхт 263 остановился автомобиль. Оттуда вышел немецкий офицер Карл Йозеф Зилбербауер, одетый в военную форму, и трое вооруженных голландских сотрудников Зеленой полиции в штатском. Без сомнения, кто-то выдал укрывавшихся в доме людей. Все они были арестованы. Полицейские захватили также все найденные ими деньги и ценности.
Ведущий 2: Всех людей 11 сентября 1944 года без суда доставили в лагерь для заключенных. Обитателей Убежища поместили после ареста в амстердамскую тюрьму, а четыре дня спустя доставили в пересадочный лагерь для евреев. 13 сентября 1944 года последним транспортом на восток их депортировали в польский концлагерь Освенцим.
Ведущий 1: Сестры Марго и Анна Франк были депортированы в конце октября 1944 года в концлагерь. Страшные антисанитарные условия лагеря привели к эпидемии тифа, от которого погибли тысячи заключенных, в том числе и сестры Франк. Первой умерла Марго, а спустя несколько дней Анна. Дата их смерти приходится на конец февраля - начало марта 1945 года. Тела обеих девочек, вероятно, захоронены в общей могиле.
Девочка задувает свечу.
Ведущий 1: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр, недалеко от Киева, где было убито более 33 тысяч евреев всего за два дня. Людей заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.
Чтец 1: А люди подходят и падают в яму, на камни.
Дети – на женщин, а старики – на ребят.
И, как пламя, рвущимися к нему руками,
За воздух хватаются и, обессилев, проклятья хрипят.
Девочка снизу:
– Не сыпьте землю в глаза мне!
Мальчик:
– Чулочки тоже снимать?
И замер, в последний раз обнимая мать.
И тут же рядом – девочка или мальчик?
– Дядя, не трогай, я песенки петь тебе буду!..
И вдруг, подпрыгнув, как мячик,
Упал туда – в ещё беспокойную груду.
Задувается свеча
Ведущий 2: В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.
Ведущий 1: Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.
Ведущий 2: Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть!
Под звуки музыки к спектаклю «Поминальная молитва»
Ведущий 1: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.
Ведущий 2: Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
Звучит «Реквием» Моцарта.
Чтец 1 читает «Равенсбрюкскую молитву».
«Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии.
Жестокость несовместима ни с какими нормами и принципами,
Она вне пределов человеческого понимания,
Из-за неё так много мучеников в этом мире»
Ведущий 1: В память обо всех погибших во время Холокоста, обо всех погибших в период Второй мировой войны, прошу встать и почтить минутой молчания.
Звучит метроном.
Выходят учащиеся, произносят по одной строчке:
1) Каждый из нас должен помнить:
2) многое начинается с меня,
3)моих мыслей,
4)поступков,
5) моих действий.
6) Совершая действия, помни, что ты – Человек!
7) Прислушайся к своему сердцу,
8) загляни себе в душу,
9) посмотри на мир справедливыми глазами
10) и помни, что ты – Человек!
11) Протяни руку не для удара, а для помощи.
12) Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.
Ведущий 2:
Для того, чтобы ясному солнцу над детством сиять,
Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать.
Чтоб на деле детей от беды защитить,
Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.
Дети ищут тепло и любовь на далёком пути.
Их сегодня спасай – можешь завтра уже не спасти.
Чтоб на деле детей от беды защитить,
Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить!
Финальная песня «Солнечный круг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лето - это маленькая жизнь! Отчёт о работе ЛОЛ
Лето – лучшая пора для отдыха от учёбы, уроков и занятий. Наконец -то можно вздохнуть свободно – думают дети. Но мы взрослые, должны ...
"Экзамен-это маленькая жизнь".
Материал открытого занятия кружка.Цель:Адаптировать учащихся к ситуации экзамена.Задачи:1.Поиск ресурса для уверенного поведения,2.Повышение мотивации,3.Формирование навыков эмоциональной саморегуляци...
Сценарий классного часа "Лето - это маленькая жизнь" (6 класс).
В предложенном материале даётся подробное описание музыкального оформления классного часа, подборка стихов, анкета и ответы на вопросы....
«Школа - это маленькая жизнь» Программа воспитания и социализации на 2012-2017 годы
Основными направлениями реализации Программы являются:Духовно-нравственноеГражданско- патриотическоеЗдоровьесберегающееЭкологическоеПрофориентационноеХудожественно-эстетическоеСпортивно-оздоровительно...
Заметка "Школа-это маленькая жизнь"
Заметка была опубликована в газете "Север" (№2 от 16.01.15)...
Заметка в районной газете "Север" "Школа - это маленькая жизнь"
Заметка в районной газете "Север" о проведении Недели естественных наук в Каменской СОШ...
Методическая Разработка для преподавателя по организации и реализации учебно-воспитательного проекта "Патриотизм и толерантность. Маленькие жизни Холокоста"
МР учебного проекта для преподавателя по организации и реализации учебно-воспитательного проекта "Патриотизм и толерантность. Маленькие жизни Холокоста" ОУД.01 Русский язык и ОУД....