Туган як серләре. Программа
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Тюлячинского муниципального района РТ
Принята «Утверждаю»
На заседании педагогического совета Директор МБУДО «ЦДТ»
От________________2019 года __________ З.Ш. Махмутова
Проток №1 Приказ №___
«____»______________2019 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности
«Туган як серләре»
Возраст обучающихся 8-15 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Рахматуллина Н.В.
Педагог дополнительного образования
Оглавление
- Информационная карта программы
2. Пояснительная записка
3. Учебный план 1-го года обучения (базовый уровень)
4. Содержание учебной программы 1-го года обучения (стартовый уровень)
5. Учебный план 2-го года обучения (базовый уровень)
6. Содержание учебной программы 2-го года обучения (базовый уровень)
7.Матрица дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
8. Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение
реализации программы
9. Список литературы
10. Приложение 1 – Календарный учебный график 1-го года обучения (стартовый уровень)
11. Приложение 2 - Календарный учебный график 2-го года обучения (базовый уровень)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. | Учреждение | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Тюлячинского муниципального района РТ |
2. | Полное название | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая |
программы | программа «Туган як серләре» | |
3. | Направленность программы | Туристско-краеведческая |
4. | Сведения о разработчиках | |
4.1. | ФИО, должность | Рахматуллина Н.В., педагог дополнительного образования «Центр детского творчества» Тюлячинского муниципального района РТ |
5. | Сведения о программе | |
5.1. | Срок реализации | 2 года |
5.2. | Возраст обучающихся | 8-15 лет |
5.3. | Характеристика | Тип - авторская программа |
программы: | Вид - дополнительная общеразвивающая программа | |
- тип программы | Принцип проектирования - разноуровневость программы | |
- вид программы | Модульная форма организации содержания учебного процесса | |
- принцип | ||
проектирования | ||
программы - форма | ||
организации | ||
содержания | ||
учебного процесса | ||
5.4. | Цель программы | Формирование патриотического сознания школьников на основе изучения истории и культуры родного края. |
5.5. | Образовательные модули(в | Стартовый уровень |
соответствии с уровнями | ||
сложности содержания и | Базовый уровень | |
материала программы) | ||
6. | Формы и методы | Методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; |
образовательной | частично-поисковый; метод творческих проектов, игровой | |
деятельности | метод, творческие конкурсы, метод коллективных дел, Формы: объяснение, инструктаж, демонстрация, лекция и др.; воспроизведение действий, применение знаний на практике, викторины, компьютерные презентации и др. | |
7. | Формы | Входная и выходная диагностика, промежуточная аттестация, |
мониторинга | итоговая аттестация | |
результативности | Творческая карта обучающегося, банк достижений | |
освоения | обучающихся, конкурсы, | |
программы | учебно-исследовательские конференции | |
8. | Дата утверждения и последней корректировки программы | |
9. | Рецензенты |
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р)
3. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждѐн распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р)
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждѐн Приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008)
5. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41)
6. «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодѐжной политики, применяемых при расчѐте объѐма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (утверждены пунктом 4.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 №1040)
7. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодѐжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от18.11.2015 № 09-3242).
1.1. Направленность программы
Программа «Мой край родной» по содержательной, тематической направленности – краеведческая; по функциональному предназначению – учебно-познавательная; по форме организации – групповая; по времени реализации – двухгодичная.
Программа предназначена для обучающихся в основной школе детей в возрасте 8-15 лет и направлена на обеспечение дополнительной подготовки детей, интересующихся историей, природой родного края.
Содержательной основой программы являются первоначальные знания
об окружающем мире, географии, истории. Если спросить современных школьников о родном крае, то их знания очень малы и они не систематизированы. Ребенку нужно показать мир родной природы, научить осознавать её уникальность и невосполнимость, тогда он не будет лишь её потребителем.
Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родине, уважения к её истории и культуре невозможно воспитать патриота. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Милый сердцу край, родное село, его жители, природа, пройдя через сознание, становятся неотъемлемой частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё и свой, дорогой сердцу уголок земли, где он сделал первые шаги, нашёл первых друзей, получил путёвку в жизнь. Это наша Малая Родина, это наша Республика Татарстан, наш Тюлячинский район, наше село - Сауш.
Данная программа разработана с учетом принципа разноуровневости, в ней представлены 2 уровня – стартовый и базовый. Каждый уровень – это образовательный модуль, предполагающий использование и реализацию определенных форм организации учебного материала и приобретение конкретных знаний, умений и навыков.
Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие поисковой направленности у учащихся в освоении родной местности.
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности, самостоятельного приобретения новых знаний.
Воспитание любви к своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.
Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Программа имеет метапредметные связи со школьной программой, на занятиях воспитанники объединения дополняют знания по данным предметам, как в теоретическом, так и в практическом направлении.
Актуальность программы в том, что знания, умения и навыки, полученные на занятиях, готовят школьников к краеведческой деятельности, дают ориентацию в выборе профессии, что является важнейшей частью современных образовательных стандартов.
1.2. Отличительные особенности предлагаемой дополнительной образовательной программы от уже существующих программ.
Для успешной реализации целей и задач данной программы в отличие от других внесены следующие изменения:
1. Внесены изменения в учебный план с учетом интересов детей и их психологических особенностей.
2. Программа руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях: научная достоверность используемого материала; соответствие содержания, комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
1.3. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа ориентирована на учащихся от 8-15 лет.
В практическом плане важным принципом деятельности является глубокое поэтапное изучение родного края как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.
Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.
Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.
Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
Программа предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из результатов диагностики и стартовых возможностей каждого ребенка.
Теоретическая подготовка на занятиях получает дальнейшее развитие, благодаря углубленной проработке теоретических задачи выполнению практических работ.
1.4. Цель и задачи программы
Целью 1-го года обучения: является создание условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире; воспитание гражданского самопознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.
В основу обучения по данной программе положены принципы интеграции теоретического обучения с процессом практической репродуктивной деятельности и исследовательских проектов, принцип обучения «от простого к сложному», которые и определяют задачи:
Основные задачи:
- расширять представления о ближайшем социальном окружении;
- учить видеть прекрасное в окружающем мире;
- познакомить с картой района, республики;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;
- способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны;
- дать понятие о символах города, республики и Российского государства;
- учить пользоваться картой;
- расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;
- учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Целью 2-го года обучения: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей района и края.
Основные задачи:
- уточнять знания о достопримечательностях Татарстана, Тюлячинского района, сел района;
- учить пользоваться картой;
- познакомить с земляками внёсших вклад в победу над врагом;
- продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район;
- развитие творческих способностей учащихся.
- расширять знания об истории родного города;
- обобщать знания о труде людей нашего края;
- продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
1. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации обучающихся.
2. Научиться применять имеющиеся знания и практические навыки в изучении и творческой переработке информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
3. Способствовать формированию умения самостоятельно создавать проекты (выбор материала, способов обработки, умение планировать, осуществлять самоконтроль).
Обучающие:
- свободное владение учащимися специфическими понятиями, атрибутами, терминами;
- ознакомить детей с историей и современной жизнью Республики Татарстан;
- дать школьникам основные знания об истории, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Татарстан,
- познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
- овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;
- обучение различным формам экспериментальной деятельности, практической и теоретической;
Воспитательные:
- формирование эмоционально-волевого отношения к познанию, постоянного стремления к активной деятельности;
- воспитание бережного отношения к технологической среде и окружающей природе;
- формирование межличностных отношений, воспитание толерантного сознания, обеспечивающего дружелюбное отношение детей друг к другу;
- формирование у детей потребностей к саморазвитию, предприимчивости;
- формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность;
- формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Что будут знать учащиеся по итогам 1-го года обучения:
- своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ;
- знать символику района, названия сёл района, рек и других объектов;
- составлять устный рассказ о школе;
- названия улиц, памятных мест района;
Что будут знать учащиеся по итогам 2-го года обучения:
- ориентироваться по карте, находить объекты (села, реки, улицы…)
- составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- национальный состав района, праздники и обычаи народов;
- фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом;
Что будут уметь учащиеся по итогам обучения:
- составлять родословную;
- переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;
- общаться, сотрудничать;
- заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
Личностные универсальные учебные действия:
- стремление к получению новых знаний и развитие эмоционально-волевой
сферы;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность основ экологической культуры
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение определять понятия, создавать обобщения;
-умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение планировать свою деятельность, последовательность действий с
учетом планирования конечного и промежуточных результатов;
- коррекция своего поведения и способов действий исходя из изменившихся условий;
- владение приемами оценки и самооценки результатов своей деятельности.
- умение корректно оценивать других;
- фиксировать и анализировать динамику собственных результатов;
- разработать проекты на основе условий задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- сформированность навыков управления своим поведением;
- готовность к планированию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- владение диалогической и монологической формами речи;
- готовность самостоятельно выделять и формировать познавательную цель иуметь ее определять;
- сформированность умений поиска и выделения необходимой информации;
- развитие способности к моделированию и преобразованию модели с помощью выявления общих законов;
- использование информации с учетом этических и правовых норм;
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,необходимые для решения задач.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Возраст детей 8-15 лет общеобразовательной школы
1.6. Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы 2 года.
Перед современными педагогами в настоящее время стоят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле на которой родился.
Данный курс решает следующие проблемы:
- знакомство с естественно-историческим направлением;
- экономическим направлением;
- культуроведческим направлением;
- экологическим направлением.
Специальный отбор не производится. Учитывается желание ребенка.
Важная роль отводится формированию у детей культуры труда:
содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдениеправил безопасности труда.
В программе предусмотрены два уровня освоения программы:
- подготовительный;
- период овладения профессиональным мастерством.
Подготовительный период (1 год обучения). Включает в себя:
организацию следующих видов деятельности:
- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний);
- ценностно-ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения);
- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел);
- художественно-эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов);
- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка рядом с домом, в школе). Период овладения профессиональным мастерством (2 год обучения). Учащиеся приобретают умения, которые переходят в прочные навыки по работе с природными объектами.
В основе обучения используется индивидуально-личностный подход:
каждый учащийся имеет свободное право выбора предмета практической работы, который определяется его возможностями, интересами. Занятие включает в себя сообщение теоретических сведений, формирование практических умений и навыков в выполнении различных операций, закрепление и проверку полученных знаний и навыков в ходе самостоятельной работы. Теоретический материал в учебных программах дается в том минимуме, который объективно необходим для осмысленного выполнения практической работы, который очевидно увеличивается год от года.
1.7. Форма и режим занятий.
В работе применяются формы: занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа.
Теоретическую работу лучше ограничить краткими беседами пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости его на практике.
Программа первого года занятий охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
На занятиях учащиеся знакомятся с первоначальными сведениями по изучению своей малой родины. Работа на втором году расширяет знания учащихся по краеведению. Работа идет в основной индивидуально, каждый выбирает свой проект и разрабатывает самостоятельно.
Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях Тюлячинского района РТ. Познакомятся с богатой историей местности, культурой и традициями жителей нашего края, получат навыки толерантного поведения в многонациональной республике. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа (1 год об.).
1.8. Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки
Личностные:
- сформированность целостного мировоззрения, нравственности инравственного поведения;
- стремятся к самостоятельности в принятии решений, в выборе профессии исферы самореализации;
- владеют навыками самообразования, стремятся повышать свой общекультурный уровень;
- усваивают базовые ценности «труд», «ответственность»;
- учатся уважать свой труд, труд товарищей и педагогов.
Предметные:
- Учащиеся овладеют знаниями, навыками и умениями приемов и технологий для изучения родного края;
- умение выдвигать свои творческие идеи по созданию моделей и план их реализации;
- умение придерживаться разработанного плана;
- научатся свободно владеть специфическими понятиями, атрибутами, терминами;
- сформируется представление о будущем профессиональном выборе;
Метапредметные:
- умеют самостоятельно использовать учебные пособия и периодическую литературу, словари, справочники;
- умеют синтезировать знания, приобретаемые в рамках школьной программы со знаниями, полученными в лаборатории и применять их на практике;
- участвуют в исследовательской деятельности, умеют ее организовать, планировать и проектировать.
- умеют организовать совместную групповую деятельность при выполнении практико-ориентированного задания и нести личную ответственность;
- умеют проводить публичные выступления в группе, на конференциях - умеют самостоятельно искать, систематизировать, использовать информацию;
- умеют подбирать информацию из разных источников: интернета, справочной литературы;
- владеют навыками исследовательской деятельности индивидуально и в творческих группах:
- принимают участие в профориентационной работе (знакомятся с представителями профессии «этнолог», участвуют в конкурсах, конференциях).
Для отслеживания результативности образовательного процесса
используются следующие виды контроля:
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- итоговый контроль (май-июнь)
При реализации программы большое внимание уделяется работе с родителями: участие в соревнованиях, оказание помощи в оснащении материалами, защита интересов объединения.
1.9. Формы подведения итогов программы
Результаты обучения по данной программе оцениваются по каждому году обучения (промежуточная аттестация). В планирование включены итоговые занятия по каждому курсу. Промежуточная аттестация по данному курсу проводится в форме теоретического зачета, викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы.
2.Учебный план (стартовый уровень)
1-го года обучения
№п/п | Наименование темы | теория | практика | всего | Форма аттестации/ контроля |
1 | «Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях. | 1 | 1 | 2 | опрос |
2 | Моя малая родина | 5 | 13 | 18 | Опрос, практическая работа |
3 | Название улиц | 3 | 9 | 12 | Опрос, практическая работа |
4 | Мой район. | 16 | 20 | 36 | Опрос, практическая работа |
5 | О предках татар. | 7 | 7 | Опрос, практическая работа | |
6 | Традиционное хозяйство и культура татар. | 6 | 30 | 36 | Опрос, практическая работа |
7 | Татарстан - мой край родной | 9 | 9 | Опрос, практическая работа | |
8 | Наши символы. | 3 | 3 | Опрос, практическая работа | |
9 | Татарстан - многонациональная республика. | 4 | 4 | Опрос, практическая работа | |
10 | Татарское народное декоративно-прикладное искусство. | 1 | 10 | 11 | Опрос, практическая работа |
11 | Занятие-диспут “Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации”. | 2 | 2 | Практическая работа | |
12 | Контроль ЗУН | 1 | 3 | 4 | Контроль работа |
Итого по курсу | 56 | 88 | 144 |
2 го года обучения(базовый уровень)
№п/п | Наименование тем | теория | практика | всего | Форма аттестации/ контроля |
1 | « Знай и люби свою малую родину» | 4 | 6 | 10 | Опрос, практическая работа |
2 | «Географическое краеведение» | 6 | 14 | 20 | Опрос, практическая работа |
3 | «Историческое краеведение» | 10 | 26 | 36 | Опрос, практическая работа |
4 | «Имена» | 3 | 9 | 12 | Опрос, практическая работа |
5 | «Моя семья» | 6 | 10 | 16 | Опрос, практическая работа |
6 | «Война, страшное слово…» | 6 | 2 | 8 | Опрос, практическая работа |
7 | «Колхозное движение» | 8 | 10 | 18 | Опрос, практическая работа |
8 | «Моя школа» | 10 | 10 | 20 | Опрос, практическая работа |
9 | Контроль ЗУН | 2 | 2 | 4 | Контрольная работа |
Итого по курсу | 55 | 89 | 144 |
Первый год обучения (стартовый уровень)
Занятия в группах первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания о природе и истории родного края, оформительского дела, дают общие представления о жизни и быте марийского населения, учат работе в коллективе. Включает в себя формирование творческого объединения, диагностику личности каждого участника, распределение социальных ролей внутри объединения.
Второй год обучения (базовый уровень)
На втором году обучения обучающиеся изучают себя, свои способности, проводят небольшие исследовательские работы. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решения педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации образовательной программы. Анализ и самоанализ проделанной работы.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Содержание программы первого года обучения (стартовый уровень)
- «Край, в котором я живу» (2 часа)
Цели и задачи курса. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях.
Правила поведения на занятиях, правила пользования материалами и инструментами. Устное изложение. Формирование внутренней культуры.
2. “Название улиц» (12 часов). Теория. Название улиц. Улицы моего села. Практика.
3.«Моя малая родина» (18 часов).
Теория. Моя семья. Дом, в котором я живу. Мое родное село - Сауш.
4.«Мой район» (36 часов).
Теория. Что таят недра Тюлячинского района? Погода и климат. Мир растений. Лесное разнотравье. Животный мир. Практика.
5.«О предках татар» (7 часов).
Теория.истории своего края. По следам булгарских предков. Казанское Ханство. Золотая орда. Практика.
- «Традиционное хозяйство и культура татар» (36 часов).
Теория. Пища и домашняя утварь. Семейный быт. Народный фольклор. Практика.
- «Татарстан - мой край родной» (9 часов).
Теория. Легенды о Казани. Казань – столица Татарстана. Экономика РТ. Практика.
- «Наши символы» (3 часа).
Теория. Государственная символика РТ.
- «Татарстан - многонациональная республика» (4 часа).
Теория. Многонациональный состав республики. Практика.
- «Татарское народное декоративно-прикладное искусство» (11 часов).
Теория. Разновидности декоративно-прикладного искусства. Народные орнаменты. Художественная обработка кожи. Резьба и роспись по дереву. Татарская вышивка. Ювелирное искусство. Практика.
- Занятие-диспут “Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации” (2 часа).
Практика.
2. Содержание программы второго года обучения (базовый уровень)
1 . «Знай и люби свой край» (10 часов)
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг. Знакомство с видами музеев, музейные работники. Профориентационная работа. Значение музеев. Музеи древности
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.
Форма проведения: беседа, тестирование.
Диагностика Форма подведения итогов: подготовка индивидуальных сообщений, проведение небольших исследовательских работ
2 .«Географическое краеведение» (20 часов)
Теоретические занятия: Знакомство с ГП Тюлячинского района, РТ на карте Республики Татарстан, охрана природы в Тюлячинском районе, в нашей местности.
Примерные темы занятий: «Мира не узнаешь, не зная края своего», «Тюлячинский район на карте Татарстана», «Природа Тюлячинского района РТ», «Охраняемые территории Тюлячинского района», « Положение Татарстана на карте России»
Практическая деятельность: работа с картами Тюлячинского района, РТ, РФ, творческие работы, подготовка сообщений. Экскурсии.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа с детьми и др.
Форма проведения: беседа, практическая работой, уроки,
Диагностика Форма подведения итогов: защита творческих работ, работа с архивными материалами.
Оборудование: карты, презентации, рисунки учащихся. Интернет ресурсы.
3. «Историческое краеведение» (38 часов)
Теоретические знания: Тюлячинский район, экскурсия в прошлое. Современное село, Названия улиц села.
Практическая деятельность: составление экскурсионного маршрута, Что обозначают названия улиц села.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа, экскурсия в музей истории Тюлячинского района.
Форма проведения: сбор материла по теме, защита творческих работ
Диагностика. Форма подведения итогов: Выставка работ учащихся, выступление на родительском собрании.
Материал: методическая литература, компьютер, воспоминания жителей,
4. «Имена» (12 часов)
Теоретические знания: История появления часто используемых имен. История известных имен.
5. «Моя семья» (16 часов)
Теоретические знания: Что такое семья? История появления фамилий. История известных фамилий. Основные понятия в семейной иерархии. История семейных отношений в России. Что такое родословная. Генеалогическое древо.
Примерные темы занятий: «Родословная моей семьи. Мои родственники, добившиеся высоких результатов, «Родственники», «Мои родственники на обширной Российской территории»,
Практическая деятельность: изучение родственных связей в семье, составление генеалогического древа.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой. Составление генеалогического древа. Работа с картами России, Индивидуальная работа с семейными реликвиями.
Диагностика. Форма подведения итогов: Выставка работ учащихся, конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», презентации, сочинения «Семейные реликвии»
Оборудование: компьютерные презентации, карта России, семейные архивные фото, семейные реликвии т. д.
6. « Война Страшное слово…» (12 часов)
Теоретические знания: деревня Сауш в годы Великой отечественной войны.
Примерные темы занятий: «Великая битва за Родину!», «Они защищали страну», «Наши знаменитые земляки», «Наша деревня в годы Великой отечественной войны», «Наши земляки - орденоносцы»
Практическая деятельность: подбор материала по теме, работа в библиотеке, мини-исследовательская работа.
Методы и приемы: словесный, наглядный игровой, беседа с детьми и др.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью
Диагностика. Форма подведения итогов: защита работ.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация, карта ВОВ,
7. «Колхозное движение» (18 часов)
Теоретическая часть: История развития сельского хозяйства в нашей местности, в Тюлячинском районе в деревне Сауш, сельское хозяйство сегодня и 30 лет назад.
Примерные темы занятий: «История колхозного движения», «Они растят хлеб», «Наши знаменитые земляки», « Хлеб всему голова», «Наши земляки – участники сельхоз выставок»
Практическая деятельность: подбор материала по теме, работа в архиве колхоза, мини- исследовательская работа
Методы и приемы: словесный, наглядный игровой, беседа с детьми и др.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью, открытое внеклассное мероприятие
Диагностика. Форма подведения итогов: выставка творческих работ учащихся, защита работ, выступление в НПК
Оборудование: карточки с заданиями, презентация, рисунки детей
8 . «Моя школа» (30 часов)
Теоретическая часть: История школы, развитие образования в районе
Примерные темы занятий: «Знаменитые выпускники школы», «Школа сегодня» «Работа с архивными документами»
Практическая деятельность: подбор материала по теме, работа в архиве школы, мини- исследовательская работа
Методы и приемы: словесный, наглядный игровой, беседа с детьми и др.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью, открытое внеклассное мероприятие
Диагностика. Форма подведения итогов: выставка творческих работ учащихся, защита работ, выступление в НПК.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация, рисунки детей
Методическое обеспечение, условия реализации программы 2 года обучения
- Экспонаты Саушского школьного музея; музея истории Тюлячинского района,
- История Тюлячинского района «Туган ягым Теләче»
- Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы « Охрана природы в Тюлячинском районе»,
Диагностика. Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, презентации, соревнования и участие в конкурсах, тестирование (Мониторинг усвоения материала)
Задача занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем селе и районе. Эстетической категорией выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле, чувство патриотизма, любви к Родине.
Широко используются местные ресурсы: музей школы, исследовательские работы, выполненные старшеклассниками, культурные учреждения села. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Курс дополнительного образования рассчитан на 144 часов (4 час в неделю).
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ, ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение 1 год обучения (стартовый уровень)
Раздел и темы программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательно го процесса | Дидактические материалы | Тех. оснащение |
«Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях. | урок изучения нового материала | рассказ, беседа | Инструктаж по ТБ | Проектор, ПК |
Моя малая родина | урок изучения нового материала | Творческое задание, экскурсия | книга «Авыллар тарихы» | ПК, Письменные принадлежности |
Мой район. | применение полученных знаний и навыков | Творческое задание, экскурсия | Красная книга Тюлячинского района РТ | ПК, Письменные принадлежности |
О предках татар. | применение полученных знаний и навыков | рассказ, беседа | Д.И.Латышина «По берегам Идели. Татарский народ» | ПК |
Традиционное хозяйство и культура татар. | применение полученных знаний и навыков | Творческое задание, экскурсия | «Этнография татарского народа» Д.М.Исхаков | ПК, Письменные принадлежности |
Татарстан - мой край родной | применение полученных знаний и навыков | рассказ, беседа | Аминов А.М. «История татарского народа и Татарстана», В.И.Пискарева «Хрестоматия по истории Татарстана», А.В.Миронов «Природа и экология» | ПК, Письменные принадлежности |
Наши символы. | урок изучения нового материала | рассказ, беседа | Символы РТ,РФ | ПК |
Татарстан - многонациональная республика. | урок изучения нового материала | Словесный, экскурсия | ПК, альбомы | |
Татарское народное декоративно-прикладное искусство. | урок изучения нового материала | Словесно- наглядный. | «Декоративное искусство Татарстана» Г.Ф. Валеева-Сулейманова | ПК, материалы для рукоделия |
Занятие-диспут “Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации”. | закрепление полученных знаний и навыков | конференция | ПК |
Методическое обеспечение 2 год обучения (базовый уровень)
Раздел и темы программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательно го процесса | Дидактические материалы | Тех. оснащение |
«Знай и люби свой край». Цели и задачи курса. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях. | урок изучения нового материала | рассказ, беседа | Инструктаж по ТБ | Проектор, ПК |
Географическое краеведение | урок изучения нового материала | Творческое задание, экскурсия | работа с картами Тюлячинского района, РТ, РФ | ПК, Письменные принадлежности |
Историческое краеведение. | применение полученных знаний и навыков | Творческое задание, экскурсия | Книга “Туган ягым Теләче “ | ПК, Письменные принадлежности |
«Моя семья» | применение полученных знаний и навыков | рассказ, беседа | семейные архивные фото, семейные реликвии | ПК |
« Война Страшное слово…» | применение полученных знаний и навыков | Творческое задание, экскурсия | Книга памяти Тюлячинского района | ПК, Письменные принадлежности |
«Колхозное движение» | применение полученных знаний и навыков | рассказ, беседа | Книга “Туган ягым Теләче” | ПК, Письменные принадлежности |
«Моя школа» | урок изучения нового материала | рассказ, беседа | Работа с архивами | ПК |
5. Список основной литературы
1.«Сказ о Казани» Бухарев Р.
2. «Путешествие в историю татар» Шарафиева А.
3. «Моя Республика, Мой Татарстан» Мияссарова И.Х., Нуреева Э.М.
4. «Увлекательный Татарстан» Сафина А.
5. «Туган ягым–Теләче» Р.Сверигин, Д.Давыдов
6. А.В.Миронов «Природа и экология»
7. Символика РТ, РФ
8. «Кыз-Әбиләр» Шарафиев И., Гилемханов Р.
9. «Книга памяти» (том 11) Павлова И.А., Габдрахманова Н.Г.
10. «Хәтер» Издательство книга памяти 1997 г.
Использованная литература.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Методические рекомендации МО и Н РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерство образования и науки России от 18.11.2015 г. (№09-3242)
5. Инструктивное письмо ИРО ИО «О применении методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), утвержденных 18.11.2015 г.»
6. Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДОП.– Москва, 2015.
7. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 567 - 572.
8. Методические рекомендации по разработке разноуровневых программ дополнительного образования. – ГАОУ ВО «МГПУ» АНО ДПО «Открытое образование», Москва, 2015.
9. Попова, И.Н., Славин, С.С. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. – Москва, 2015.
Список вспомогательной литературы
- Архивные документы Узякского сельского поселения.
- Татарстан тарихы. М.Х.Хәсәнов, И.Р. Таһиров.
- Багаутдинова Ф.Г. « Туристско-краевдческая деятельность учащихся»
Приложение 1
Календарно-учебный план первого года обучения (стартовый уровень)
№пп | месяц | число | Время проведения | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | «Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях, правила пользования материалами и инструментами. Устное изложение. Формирование внутренней культуры. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
18 | Моя малая родина | |||||||
2 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Моя семья. «Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства». Помни имя свое. Творческое задание: написать сочинение «Один день нашей семьи». | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
3 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 3 | Дом, в котором я живу Творческое задание: коллаж «Наш дом». | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
4 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Мое родное село - Сауш. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
5 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Улицы моего села. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
6 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 1 | Викторина «Мое село». | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
7 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Встреча с поэтами нашего села. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
8 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Проектная работа «Улицы моего села». | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
9 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Экскурсия «Достопримечательности села ». Экскурсия в сельский музей. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
10 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 4 | Знакомство с природой и ландшафтом села. Пешеходные экскурсии, беседа | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
12 | Название улиц | |||||||
11 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Касим, Талгат, Юсуф Сиразетдиновы | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы | |||
12 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Васил Гарифуллин | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы | |||
13 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Багавиева Бибинур | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы | |||
14 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Анас Кариев | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы | |||
15 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Викторина | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы | |||
16 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Проектная работа «Улицы моего села» | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы | |||
36 | Мой район | |||||||
11 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Что таят недра Тюлячинского района? | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
12 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Погода и климат. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
13 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Времена года. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
14 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Выполнение творческих коллективных работ. Как образуется град? Почему бывает роса? Как возникают туманы? | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
15 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Богатство лесов. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
16 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Мир растений. Лесное разнотравье. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
17 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Лекарственные растения | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
18 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Ядовитые растения. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
19 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Растения, нуждающиеся в охране. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
20 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Царство грибов | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
21 | 15.00-17.00 | Применение получ. знаний и навыков | 2 | Грибы. Викторина «Знаете ли вы грибы?» Творческое задание: составить альбом «Царство грибов» | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
22 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Хвойные и лиственные деревья. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
23 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Кустарники. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
24 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Викторина «Что в лесу растёт?» | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
25 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Экскурсия в лесничество | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
26 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Посадка саженцев. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
27 | 15.00-17.00 | 2 | Проектная работа «Растения нашего края | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | ||||
28 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Животный мир Тюлячинского района | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
29 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Обитатели лесов | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | 30.01 | ||
30 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Обитатели водоёмов, болот | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
31 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Животные - спутники человека. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
32 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Экскурсия в лес Птицы наших лесов. Муравейники-лечебницы для птиц. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
33 | 15.00-17.00 | 2 | Творческое задание: составить альбом «Обитатели лесов и водоёмов Тюлячинского района РТ» | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | ||||
34 | 15.00-17.00 | 2 | Контроль ЗУН | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | ||||
35 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Красная книга Тюлячинского района РТ. Проектная работа «Птицы, занесённые в Красную книгу Тюлячинского района РТ». | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
36 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 3 | Поездка на Тюлячинский агропромышленный парк. Встреча с резидентами. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
37 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Промышленность и сельское хозяйство Тюлячинского района. Вклад района в хозяйство республики. Влияние предприятий на окружающую среду. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
О предках татар | ||||||||
38 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 7 | Углубить знания учащихся об истории своего края. Дать представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар. Объяснительно-иллюстративный. Д.И.Латышина «По берегам Идели. Татарский народ» | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
39 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Откуда взялось название «татары». | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
40 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | По следам булгарских предков. Казанское Ханство. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
41 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Золотая орда. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
36 | Традиционное хозяйство и культура татар | |||||||
42 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 3 | Пища и домашняя утварь. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
43 | 15.00-17.00 | 1 | Экскурсия в школьный музей. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | ||||
44 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Семейный быт. Объяснительно-иллюстративный. Расширять круг представлений о традиционной культуре и о народных играх. «Этнография татарского народа» Д.М.Исхаков | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
45 | 15.00-17.00 | 3 | Детские игры и развлечения. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | ||||
46 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 3 | Народный фольклор | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
47 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 3 | Былины, легенды, сказки татарского народа | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
48 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 5 | Песни татарского народа | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
49 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 8 | Танцы, пляски, хороводы татарского народа | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
50 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Народные игры | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
51 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Старинные татарские обычаи. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
52 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Байрам –народные традиции | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
53 | 15.00-17.00 | 2 | Творческое задание: нарисовать национальный татарский костюм. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | ||||
9 | Татарстан - мой край родной. | |||||||
54 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Легенды о Казани. Углубить знания учащихся об истории своего края. Сформировать представление о территории республики, её хозяйстве. Аминов А.М. «История татарского народа и Татарстана», В.И.Пискарева «Хрестоматия по истории Татарстана», А.В.Миронов «Природа и экология» | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
55 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Казань – столица Татарстана. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
56 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Достопримечательности Казани | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
57 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Музеи Казани. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
58 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Знаменитые люди, живущие в Казани | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
59 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Татарстан- страна «Чёрного золота» | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
60 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Современные поэты и писатели | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
61 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Экономика РТ. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
62 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Экология РТ | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
3 | Наши символы | |||||||
63 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Государственная символика РТ. Воспитание уважения к истории, культуре, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
64 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Государственная символика РФ | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
65 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Герб и флаг Тюлячинского района | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
4 | Татарстан - многонациональная республика | |||||||
66 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Многонациональный состав республики. Словесный метод. Познакомить с представителями различных религиозных конфессий. Подвести детей к выводу о необходимости добрососедства в нашем регионе. Кряшены и татары Тюлячинского района | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
67 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 3 | Известные личности Тюлячинского района (герои, писатели, ученые, артисты), Экскурсия в храм, мечеть. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
11 | Татарское народное декоративно-прикладное искусство | |||||||
68 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 1 | Разновидности декоративно-прикладного искусства.Словесно- наглядный. Создавать условия для ценностного самоопределения и саморазвития личности, развивать гибкость мышления. «Декоративное искусство Татарстана» Г.Ф. Валеева-Сулейманова | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
69 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Народные орнаменты | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
70 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Художественная обработка кожи. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
71 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Резьба и роспись по дереву. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
72 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Татарская вышивка. Ювелирное искусство | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | |||
73 | 15.00-17.00 | 2 | Контроль ЗУН | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | ||||
74 | 15.00-17.00 | 2 | Занятие-диспут “Что бы я сделал для района и деревни, если бы был главой администрации”. | МБОУ-Саушская ООШ (кабинет татарского языка и литературы) | ||||
75 | 144 |
Приложение 2
Календарно-учебный план второго года обучения (базовый уровень)
№пп | месяц | число | Время проведения | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Введение. Правила техники безопасности на занятиях Задачи кружка. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы. Изучение склонностей учащихся. Анкетирование | Саушская ООШ | |||
2 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 4 | Краеведение – наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | Саушская ООШ | |||
3 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 4 | Краеведение – наука о родном крае. Археология и краеведение Что такое археология. Прошлое и настоящее. Краеведение. Краеведы нашей местности | Саушская ООШ | |||
4 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Музеи и его виды Понятие о музее. Знакомство с видами музеев. Правила поведения в музее | Саушская ООШ | |||
5 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Мира не узнаешь, не зная края своего. Рассказы об истории родного края. Пословицы и поговорки о родном крае. Народные приметы | Саушская ООШ | |||
6 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Работа с картой Татарстан. Характеристика ГП Района. Особенности рельефа.. Анализ по карте соседей Тюлячинского района. | Саушская ООШ | |||
7 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Особенности природы Тюлячинского района. Климат района, рельеф, природные условия и ресурсы. Полезные ископаемые | Саушская ООШ | |||
8 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Характеристика рек Тюлячинского. Их размещение, питание и режим рек. Значение рек в народном хозяйстве. | Саушская ООШ | |||
9 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Государственный природный заказник регионального значения. Расположение. Охрана природы. | Саушская ООШ | |||
10 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Памятники природы Тюлячинского района, их размещение. Охрана природы в Тюлячинском районе. | Саушская ООШ | |||
11 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Татарстан на карте мира. Как найти республику на мелкомасштабных картах. | Саушская ООШ | |||
12 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Сообщения о соседях республики. | Саушская ООШ | |||
13 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Анализ по картам природных богатств республики. Внеклассное мероприятие. | Саушская ООШ | |||
14 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Происхождение названия улиц. Их значение. | Саушская ООШ | |||
15 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Практикум. Количество домов и жителей на каждой улице. | Саушская ООШ | |||
16 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Внеклассное мероприятие ко дню толерантности. Проектная деятельность | Саушская ООШ | |||
17 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Характеристика легенд и предании о возникновении села Сауш. | Саушская ООШ | |||
18 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Развитие творческих способностей учащихся | Саушская ООШ | |||
19 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Население Тюлячинского народа. Национальный состав. Основные национальность. | Саушская ООШ | |||
20 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Внеклассное мероприятие с приглашением родителей. Проектная деятельность | Саушская ООШ | |||
21 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Русский народ. Традиции и культура русского народа. Населенные пункты с преобладанием русскоязычного населения | Саушская ООШ | |||
22 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Традиции и культура татарского народа. Населенные пункты с преобладанием татарского населения | Саушская ООШ | |||
23 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Традиции и культура кряшенского народа. Населенные пункты с преобладанием кряшенского населения | Саушская ООШ | |||
24 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Проектная работа составление новогодней открытки (Контроль ЗУН) | Саушская ООШ | |||
25 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Знакомство и сравнение календарных праздников народов проживающих в районе. | Саушская ООШ | |||
26 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Традиции и культура разноязыных народа. Населенные пункты с преобладанием разноязыных населений | Саушская ООШ | |||
27 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Знакомство с историко-культурным села Исенбаево. Сравнение культуры народов | Саушская ООШ | |||
28 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Посещение музея с.Тюлячи. Культурное наследие района | Саушская ООШ | |||
29 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Составление проекта «Моя фамилия» | Саушская ООШ | |||
30 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Классный час по программе «Основы лидерства» | Саушская ООШ | |||
31 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Проектная работа о родителях передовиках производства | Саушская ООШ | |||
32 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Наши имена и их значение. | Саушская ООШ | |||
33 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Знаменитые люди Тюлячинского района. | Саушская ООШ | |||
34 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Чьими именами названы родники нашего села. | Саушская ООШ | |||
35 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Встреча со знаменитыми личностями нашего села. | Саушская ООШ | |||
36 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Часто встречающиеся имена в нашей деревни и их значение | Саушская ООШ | |||
37 | 15.00-17.00 | Проектная работа | 2 | Проектная работа «Часто встречающиеся имена в нашей деревни» | Саушская ООШ | |||
38 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Знакомство с обычаями проводов в армию. Рассказ о месте службы родителей. | Саушская ООШ | |||
39 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Экскурсия на лыжах. | Саушская ООШ | |||
40 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Развитие творческих способностей учащихся | Саушская ООШ | |||
41 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Развитие творческих способностей учащихся. | Саушская ООШ | |||
42 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Промежуточный мониторинг | Саушская ООШ | |||
43 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Конкурс, посвященный Дню Защитника Отечества | Саушская ООШ | |||
44 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Характеристика вклада населения Узякского сельского поселения в ВОВ | Саушская ООШ | |||
45 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Кто такие комсомольцы. Учителя – комсомольцы, родители – комсомольцы, приглашение на игру: «Что, где, когда?» | Саушская ООШ | |||
46 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Знакомство с Героями Советского Союза, уроженцами Тюлячинского района. | Саушская ООШ | |||
47 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Внеклассное мероприятие совместно с родителями | Саушская ООШ | |||
48 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Наши односельчане на фронтах ВОВ. Нахождение своих родственников в книге Памяти. Составление небольшого сообщения | Саушская ООШ | |||
49 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | История возникновения колхоза. Изменение названия в течение исторического периода | Саушская ООШ | |||
50 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Характеристика колхозного движения. Участники сельхозконкурсов | Саушская ООШ | |||
51 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Проектная работа. Подготовка сообщений о председателях хозяйства. | Саушская ООШ | |||
52 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Передовики сельхозпроизводства, награжденные государственными наградами. | Саушская ООШ | |||
53 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Проектная работа по изучению Истории семьи | Саушская ООШ | |||
54 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Проектная работа по изучению Истории семьи. | Саушская ООШ | |||
55 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Характеристика с/х современного времени, экскурсия в животноводческий комплекс | Саушская ООШ | |||
56 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Проектная работа. Сочинение рассуждение | Саушская ООШ | |||
57 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Подготовка сообщений. | Саушская ООШ | |||
58 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Выпуск стенгазеты | Саушская ООШ | |||
59 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Проектная работа | Саушская ООШ | |||
60 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Работа в музее школы | Саушская ООШ | |||
61 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Работа в музее школы | Саушская ООШ | |||
62 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Подготовка проектов и участие в конференциях, конкурсах | Саушская ООШ | |||
63 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Воины интернационалисты Знакомство с афганской войной, участниками Афганской войны | Саушская ООШ | |||
64 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Подготовка проектов и участие в конференциях, конкурсах | Саушская ООШ | |||
65 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Отчет руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ учащихся. | Саушская ООШ | |||
66 | 15.00-17.00 | 2 | Организация экскурсионной поездки в город Казань | Саушская ООШ | ||||
67 | 15.00-17.00 | Изучение нового материала | 2 | Пионеры. Пионерское движение. Символика пионерской организации. | Саушская ООШ | |||
68 | 15.00-17.00 | Применение получ.знаний и навыков | 2 | Подводим итоги работы кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ учащихся | Саушская ООШ | |||
69 | 15.00-17.00 | 2 | Контроль ЗУН | Саушская ООШ | ||||
144 |
Матрица дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровни | Критерии | Форм и методы диагностики | Методы и педагогические технологии | Результаты | Методическая копилка дифференцированных заданий |
Стартовый | Предметные: -видеть прекрасное в окружающем мире | Фронтальная индивидуальная, комбинированная форма. Методы: беседа, опрос, игра наблюдение | Групповые технологии. Технология коллективной творческой деятельности, коммуникативная технология Методы: проектов, разъяснения, дискуссий, организация опыта | Предметные: Знают как работать,искать и использовать информационные ресурсы; | Облегчённая - группа учащихся готовит выразительное чтение стихов на пройдены темы, среднея - группа учащихся готовит рефераты на пройдены темы, повышенная - группа работает над слайдами для презентации. |
Метапредметные: - знать о ценностном отношении с природой района, обычаями народов, населяющих наш район; | . | Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя | |||
Личностные: -соблюдать правила и дисциплину; | Личностные: высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | ||||
Базовый | Предметные: -составление целостную картину жизни своего края, устанавливать связь живущих в нем поколений | Фронтальная, индивидуальная, комбинированная форма Методы: беседа, опрос, игра, наблюдение | Групповые технологии, технология коллектив- ной творческой деятельности, коммуникативная технология. Методы: Проектов, разъяснения, дискуссий, организация опыта | Предметные: импровизировать; работать в группе, в коллективе. выступать перед публикой, зрителями | Облегчённая - группа учащихся готовит выразительное чтение стихов на пройдены темы, среднея - группа учащихся готовит рефераты на пройдены темы, повышенная - группа работает над слайдами для презентации |
Метапредметные: уметь самостоятельно искать, систематизировать, использовать информацию | Метапредмедные: умеют организовать совместную групповую деятельность при выполнении практико-ориентированного задания и нести личную ответственность | ||||
Личностные: определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Личностные: правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туган җирем - татар җире, туган телем- Тукай теле.
Туган телгә, туган җиргә багышланган кичә....
Туган җирем - татар җире, туган телем- Тукай теле.
Туган җиргә , туган телгә мәхәббәт тәрбияләү....
Программа элективного курса "Туган ягым, туган төбәгем"
Программа элективного курса "Туган ягым, туган төбәгем" в 9 классе. Прогрмма содержит объяснительную записку, тематический календарьный план....
Туган телем - иркә гөлем (Туган тел бәйрәме)
21нче февраль- халыкара туган тел көне. Шул уңайдан мәктәбебездә туган тел бәйрәме үткәрелде. Кунакка балаларның яраткан газетасы "Сабантуй"ның әдәби бүлек мөдире, шагыйрә Йолдыз апа Шәрәпованы да чак...
Авторлык дәрес проекты "Туган телнең серле сүзләр сандыгында ниләр бар?"
Бу дәрес 5-6 нчы сыйныф укучыларын татар теленнән олимпиадаларга әзерләгәндә, татар теле лексикасыннан белемнәрне ныгыту һәм тирәнәйтү өчен тәкъдим ителә....
Авторлык дәрес проекты "Туган телнең серле сүзләр сандыгында ниләр бар?". Презентация.
Бу дәрес 5-6 нчы сыйныф укучыларын татар теленнән олимпиадаларга әзерләгәндә, татар теле лексикасыннан белемнәрне ныгыту һәм тирәнәйтү өчен тәкъдим ителә. Дәрес,яшь үзенчәлекләрен искә алып, туган тел...