Литературный вечер "По страницам сказок Корнея Чуковского" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
план-конспект

Позднякова Оксана Анатольевна

Сценарий литературного вечера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_vecher.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9»

Литературный вечер

«По страницам сказок Корнея Чуковского»

                                                               Подготовили:

учитель-логопед Позднякова О.А

воспитатель Иванова Е.А

Цель: развитие речевых навыков детей через театрализованную деятельность

Задачи:

  • углубить, расширить и закрепить знания детей о сказках К. Чуковского, приобщать к художественному слову;
  • расширить словарный запас детей, развивать познавательную активность, внимание, слуховое восприятие.
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к книжкам любовь, добро, чувство коллективизма, взаимопомощи, бережное отношение к окружающему миру через сказки.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Участники: учитель-логопед, воспитатель, дети группы компенсирующей направленности №3, родители.

Предварительная работа:

  • оформление стенда  для родителей: «Мир сказок Корнея Чуковского»,  «Мама, папа, я – читающая семья»,  «Ребенок и книга»;
  • подбор литературных произведений К. Чуковского для детского чтения и создание библиотеки стихов и сказок писателя;
  • чтение сказок и стихов К. Чуковского, просмотр мультфильмов «Федорино  горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», рассматривание книг, создание мини-музея;  драматизация сказки «Айболит»; лепка по сказке «Путаница», «Муха-Цокотуха»; рисование героев из любимых сказок Чуковского; создание своей книги из рисунков детей  – «По страницам сказок К. Чуковского», проведение викторины «По страницам сказок дедушки Корнея».

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, разрезные и сюжетные картинки по сказкам К.Чуковского: «Путаница», «Телефон», «Мойдодыр», «Бармалей;, 3 больших телефона сделанного из картона, предметы сказочных персонажей:мочалка, варенье, шоколад, воздушный шар, маски кошки, мышки, лисы, собаки, зайчики; одежда доктора.          

Ход литературного вечера:

Звучит песня «Сказки гуляют по свету» (музыка Владимира Шаинского, слова Юрия Энтина). (Дети танцуют под музыку)

Учитель-логопед. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное  путешествие по сказкам замечательного детского писателя, чье творчество знакомо многим поколениям.

       Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино (слайд 2), в небольшом доме много лет жил  человек, которого знали все дети страны. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского писателя.  Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Айболита, Бармалея, Мойдодыра  с которыми выросло не одно поколение детей.

       Занимаясь литературной критикой, писать детские стихи и сказки Чуковский стал совершенно случайно. Он вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то его развлечь Корней Иванович стал рассказывать: «Жил  да был крокодил. Он по улицам ходил…». Ребенок неожиданно затих и стал слушать. А на следующее утро, едва проснувшись, потребовал у отца продолжения. 
Так родилась сказка «Крокодил». Интересна и история создания «Мойдодыра».

Работая в своём кабинете, писатель услышал громкий плач младшей дочери, не желавшей мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам -

Стыд и срам! Стыд и срам!»

          Так появился «Мойдодыр».

        Интересный факт. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Своё литературное имя великий сказочник  придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.

        Мы совершим с вами необычное путешествие и встретимся с героями сказок Корнея Чуковского, которые так нам полюбились. В пути вам пригодятся смекалка, юмор, эрудиция и взаимовыручка.

       Но сначала давайте посмотрим,  как мы готовились к литературному вечеру (слайды №3-8).Мы читали книжки, беседовали о прочитанном, смотрели мультфильмы, пересказывали содержание сказок,  учились задавать вопросы по тексту, разучивали загадки и  отрывки из стихотворений Чуковского, проводили викторину.   Лепили из пластилина полюбившихся героев сказок Чуковского.   Рисовали героев и на основе рисунков создали свою книжку «По станицам сказок Чуковского».              

       Ну а начнем мы с игры «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко» (слайд №9 )

А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Закончите начатую мной фразу и назовите произведение Корнея Чуковского. Ответ будет приниматься по первой поднятой руке.

Пошла муха на базар

И купила …. самовар. («Муха – Цокотуха»)

Загляни-ка ты в кадушку

И увидишь там - … лягушку. («Федорино горе»)

Море пламенем горит,

Выбежал из моря … кит. («Путаница»)

Стыдно старому реветь

Ты не заяц, а … медведь. («Краденое солнце»)

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает …….головой  (Мойдодыр»)

И пришла к Айболиту лиса:

- Ой, меня укусила …оса. («Айболит»)

И снова медведь:

- О, спасите моржа!

Вчера проглотил

он морского … ежа. («Телефон»)

Итог. Молодцы!

Инсценировка отрывка из сказки «Телефон»

Учитель-логопед.  А сейчас ребята вам покажут отрывок из этой замечательной сказки «Телефон».

  1. У меня зазвонил телефон.
    — Кто говорит?
    — Слон.
    — Откуда?
    — От верблюда.
    — Что вам надо?
    — Шоколада.
    — Для кого?
    — Для сына моего.
    — А много ли прислать?
    — Да пудов этак пять. Или шесть:
    Больше ему не съесть,
    Он у меня ещё маленький!
     
  2. А потом позвонил
    Крокодил
    И со слезами просил:
    — Мой милый, хороший,
    Пришли мне калоши,
    И мне, и жене, и Тотоше.

— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?

— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

Учитель-логопед.  А сейчас прозвучат два отрывка из произведения «Мойдодыр»

  1. Одеяло
    Убежало,
    Улетела простыня,
    И подушка,
    Как лягушка,
    Ускакала от меня.

Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

  1. Надо, надо умываться
    По утрам и вечерам,

А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

 Игры с бабушкой  Федорой. 

Звучит музыка из сказки «Федорино горе».

Учитель-логопед.  Ребята, к нам кто-то в гости пришел.

Федора.  Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

Учитель-логопед. Вы узнали нашу гостью?   (Бабушка Федора из сказки «Федорино горе»)

Бабушка Федора. Здравствуйте, ребята. Я рада побывать у вас в гостях. После того как от меня убежала вся посуда, я полюбила порядок.  А вы любите, чтобы вещи лежали на своих местах, и была чистота.  Мамам дома помогаете убираться?   Тогда помогите навести мне порядок в этой корзине.

Игра «Корзинка сказочных находок»  

Бабушка Федора. У меня в корзинке находятся предметы, которые потеряли сказочные герои К. Чуковского.  Отгадайте, что это за предметы и в какую сказку нужно их вернуть.  (Если дети не отгадают, спрашивать у родителей)

  • Что проглотил крокодил?

Это? (Мочалка).  В какой сказке? («Мойдодыр»)

  • Чем угощали бабочку?

Это? (Варенье).  В сказке? («Муха-цокотуха»)..

  • Чем лечил бегемотиков доктор?

Это? (Шоколад).  В сказке? «Доктор Айболит».

  • На чем ехали комарики?».

 Это? (Воздушный шар). В сказке? «Тараканище»

 Итог. Молодцы!

Загадки. Чтение загадок детьми и отрывков из произведений Чуковского.

Учитель-логопед.. Спасибо бабушка Федора. Наши ребята не только стараются помогать своим мамам, но и еще умеют загадывать загадки и читать стихи.  Корней Иванович Чуковский очень любил сочинять для детей загадки. Давайте вместе попробуем их разгадать. А загадывать их будут ребята.

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

                             (Рот и зубы)

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо

(Яйцо и цыплёнок)

Хожу – брожу не по лесам

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расчёска)

 Учитель-логопед.  А сейчас ребята прочитают отрывки из сказок К. Чуковского.

  1. Ехали медведи на велосипеде.

   А за ними кот задом наперёд.

   А за ним комарики на воздушном шарике.

   А за ними раки на хромой собаке.

   Волки на кобыле. Львы в автомобиле.

   Зайчики в трамвайчике.

   Жаба на метле...

   Едут и смеются, пряники жуют.

   Вдруг из подворотни страшный великан,

   Рыжий и усатый Та-ра-кан!

Учитель –логопед. Из какого произведения отрывок? («Тараканище»)

  1. Скачет сито по полям,
    А корыто по лугам.
    За лопатою метла
    Вдоль по улице пошла.
    Топоры-то, топоры
    Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».  («Федорино горе»)

  1. Маленькие дети!
    Ни за что на свете
    Не ходите в Африку,
    В Африку гулять!
    В Африке акулы,
    В Африке гориллы,
    В Африке большие
    Злые крокодилы
    Будут вас кусать,
    Бить и обижать,-
    Не ходите, дети,
    В Африку гулять.

        В Африке разбойник,
       В Африке злодей,
       В Африке ужасный
       Бар-ма-лей!  

 Игра  «Знакомые странички»

Бабушка Федора. Молодцы ребята, вы замечательно читаете отрывки из произведений Чуковского. Я предлагаю вам поиграть в  игру «Знакомые странички».  Вам нужно будет разделиться на пары, собрать из частей картинку и назвать  сказку, которая на ней изображена.

«Мойдодыр», «Телефон», «Путаница», «Федорино горе», «Муха цокотуха»

Итог. Класс! Вы быстро справились с предложенным заданием. Молодцы!

 

Инсценировка сказок «Катауси и Мауси» и «Закаляка»

Учитель-логопед.

Котауси и Мауси представим вам сейчас.

О кошке и о мышке наш следующий рассказ.

Одно хотим мы вам сказать.

Чужим не стоит доверять.

 

Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»

Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!»
Так ответила умная Мауси —
И скорее бегом от Котауси.

Учитель-логопед . Сейчас ребята покажут инсценировку еще одного стихотворения. Оно называется «Закаляка».

Мы очень любим рисовать,

Творить и создавать.

Но иногда от творчества

Мы можем убежать.

Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это — козочка рогатая.
Это — ёлочка мохнатая.
Это — дядя с бородой.
Это — дом с трубой».

«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»

«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».

«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»

«Я её боюсь!»

Игра «Лишний предмет»

Бабушка Федора.  Сейчас мы поиграем в еще одну игру.

На столах лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Нужно отобрать только те вещи, которые подходят к  сказке. Разделить детей на 2 команды.

1-ая команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

Учитель-логопед. (Слайды № 17-19). Давайте продолжим играть, но теперь уже с интерактивной игрой. Ваша задача выбрать 4 лишнюю картинку и объяснить причину выбора.

         Учитель-логопед.  А сейчас дети вам еще прочитают несколько отрывков из сказок Чуковского.

  1. Муха, Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо!
    Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.
    Пошла Муха на базар
    И купила самовар:

 "Приходите, тараканы,
  Я вас чаем угощу!"

    Тараканы прибегали,
   Все стаканы выпивали,
   А букашки -
   По три чашки
   С молоком
    И крендельком:
 Нынче Муха-Цокотуха
 Именинница!

  1. Замяукали котята:
    "Надоело нам мяукать!
    Мы хотим, как поросята,
    Хрюкать!"

 А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!

Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!

  1. Учитель-логопед. Стихотворение «Ежики смеются»

У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».

Игра  «Я – не Я».

Учитель-логопед.  А сейчас пока ребята будут готовится к инсценировке сказки «Айболит» мы поиграем в веселую игру с бабушкой Федорой на внимание «Я - нет Я».

Бабушка Федора. Если согласны с моим утверждением – говорите  «Я», если нет, говорите - «не Я».

Кто любит шоколад?

- Кто любит мармелад?

- Кто не моет уши?

- Кто любит гранат?

- Кто любит виноград?

- Кто любит урюк?

- Кто не моет рук?

- Кто любит мороженое?

- Кто любит пирожное?

- Кто любит ириски?

- Кто лакает из миски?

- Кто любит помидоры?

- Кто жарит мухоморы?

- Кто любит кино?

- Кто разбил окно?

- Кто любит печенье?

- Кто любит варенье?

- Кто любит мед?

- Кто все время врет?

- Кто хочет пельмени?

- Кто хочет банан?

- Кто упрямый, как баран?

- Кто хочет «Кока - колу»?

- Кто вымоет всю школу?

 Инсценировка  сказки «Айболит»

 Учитель-логопед. А сейчас ребята вам покажут отрывок из замечательной сказки «Айболит»

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит

И пришла к Айболиту лиса:
"Ой, меня укусила оса!"

И пришёл к Айболиту барбос:
"Меня курица клюнула в нос!"

И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!"

И сказал Айболит: "Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке".
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она и кричит:

«Ай, спасибо тебе, Айболит!»  

Учитель-логопед.  Вот и подошло к концу наше путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского.  Мы очень рады, что вы хорошо знаете сказки этого  замечательного автора. Мы с огромным удовольствием с бабушкой Федорой вручим вам медали знатоков творчества И. Чуковского.

Подведение итогов и награждение медалями «Знаток К. Чуковского» и грамотами за участие в викторине  по сказкам Чуковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юные автолюбители» Лексическая тема: «ТРАНСПОРТ»

Данный конспект предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедической группы детского сада.Конспект применим для подгруппового занятия с детьми 6-7 лет.Конспект по лексической теме "Транспо...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи Тема. Насекомые

Цель занятия: углубить и расширить знания о насекомых. закрепить обобщающее слово "насекомые", закреплять умение образовывать слова-антонимы, учить употреблять предлоги ЗА, В, НА, ИЗ, ЧЕРЕЗ. Развивать...

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Еженедельные заданияучителя-логопедавоспитателямподготовительной к школегруппы компенсирующейнаправленности для детей сТНР...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»

Субъект:  обучающиеся старшего дошкольного возраста  с ТНР  ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель:  создать условия для   обоб...