Литературный вечер "По страницам сказок Корнея Чуковского" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
план-конспект
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9»
Литературный вечер
«По страницам сказок Корнея Чуковского»
Подготовили:
учитель-логопед Позднякова О.А
воспитатель Иванова Е.А
Цель: развитие речевых навыков детей через театрализованную деятельность
Задачи:
- углубить, расширить и закрепить знания детей о сказках К. Чуковского, приобщать к художественному слову;
- расширить словарный запас детей, развивать познавательную активность, внимание, слуховое восприятие.
- воспитывать бережное и заботливое отношение к книжкам любовь, добро, чувство коллективизма, взаимопомощи, бережное отношение к окружающему миру через сказки.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Участники: учитель-логопед, воспитатель, дети группы компенсирующей направленности №3, родители.
Предварительная работа:
- оформление стенда для родителей: «Мир сказок Корнея Чуковского», «Мама, папа, я – читающая семья», «Ребенок и книга»;
- подбор литературных произведений К. Чуковского для детского чтения и создание библиотеки стихов и сказок писателя;
- чтение сказок и стихов К. Чуковского, просмотр мультфильмов «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», рассматривание книг, создание мини-музея; драматизация сказки «Айболит»; лепка по сказке «Путаница», «Муха-Цокотуха»; рисование героев из любимых сказок Чуковского; создание своей книги из рисунков детей – «По страницам сказок К. Чуковского», проведение викторины «По страницам сказок дедушки Корнея».
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, разрезные и сюжетные картинки по сказкам К.Чуковского: «Путаница», «Телефон», «Мойдодыр», «Бармалей;, 3 больших телефона сделанного из картона, предметы сказочных персонажей:мочалка, варенье, шоколад, воздушный шар, маски кошки, мышки, лисы, собаки, зайчики; одежда доктора.
Ход литературного вечера:
Звучит песня «Сказки гуляют по свету» (музыка Владимира Шаинского, слова Юрия Энтина). (Дети танцуют под музыку)
Учитель-логопед. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие по сказкам замечательного детского писателя, чье творчество знакомо многим поколениям.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино (слайд 2), в небольшом доме много лет жил человек, которого знали все дети страны. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского писателя. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Айболита, Бармалея, Мойдодыра с которыми выросло не одно поколение детей.
Занимаясь литературной критикой, писать детские стихи и сказки Чуковский стал совершенно случайно. Он вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то его развлечь Корней Иванович стал рассказывать: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил…». Ребенок неожиданно затих и стал слушать. А на следующее утро, едва проснувшись, потребовал у отца продолжения.
Так родилась сказка «Крокодил». Интересна и история создания «Мойдодыра».
Работая в своём кабинете, писатель услышал громкий плач младшей дочери, не желавшей мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так появился «Мойдодыр».
Интересный факт. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Своё литературное имя великий сказочник придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
Мы совершим с вами необычное путешествие и встретимся с героями сказок Корнея Чуковского, которые так нам полюбились. В пути вам пригодятся смекалка, юмор, эрудиция и взаимовыручка.
Но сначала давайте посмотрим, как мы готовились к литературному вечеру (слайды №3-8).Мы читали книжки, беседовали о прочитанном, смотрели мультфильмы, пересказывали содержание сказок, учились задавать вопросы по тексту, разучивали загадки и отрывки из стихотворений Чуковского, проводили викторину. Лепили из пластилина полюбившихся героев сказок Чуковского. Рисовали героев и на основе рисунков создали свою книжку «По станицам сказок Чуковского».
Ну а начнем мы с игры «Доскажи словечко»
Игра «Доскажи словечко» (слайд №9 )
А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Закончите начатую мной фразу и назовите произведение Корнея Чуковского. Ответ будет приниматься по первой поднятой руке.
Пошла муха на базар И купила …. самовар. («Муха – Цокотуха») |
Загляни-ка ты в кадушку И увидишь там - … лягушку. («Федорино горе») |
Море пламенем горит, Выбежал из моря … кит. («Путаница») |
Стыдно старому реветь Ты не заяц, а … медведь. («Краденое солнце») |
Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает …….головой (Мойдодыр») |
И пришла к Айболиту лиса: - Ой, меня укусила …оса. («Айболит») И снова медведь: - О, спасите моржа! Вчера проглотил он морского … ежа. («Телефон») |
Итог. Молодцы!
Инсценировка отрывка из сказки «Телефон»
Учитель-логопед. А сейчас ребята вам покажут отрывок из этой замечательной сказки «Телефон».
- У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять. Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький! - А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
Учитель-логопед. А сейчас прозвучат два отрывка из произведения «Мойдодыр»
- Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
- Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
Игры с бабушкой Федорой.
Звучит музыка из сказки «Федорино горе».
Учитель-логопед. Ребята, к нам кто-то в гости пришел.
Федора. Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
Учитель-логопед. Вы узнали нашу гостью? (Бабушка Федора из сказки «Федорино горе»)
Бабушка Федора. Здравствуйте, ребята. Я рада побывать у вас в гостях. После того как от меня убежала вся посуда, я полюбила порядок. А вы любите, чтобы вещи лежали на своих местах, и была чистота. Мамам дома помогаете убираться? Тогда помогите навести мне порядок в этой корзине.
Игра «Корзинка сказочных находок»
Бабушка Федора. У меня в корзинке находятся предметы, которые потеряли сказочные герои К. Чуковского. Отгадайте, что это за предметы и в какую сказку нужно их вернуть. (Если дети не отгадают, спрашивать у родителей)
- Что проглотил крокодил?
Это? (Мочалка). В какой сказке? («Мойдодыр»)
- Чем угощали бабочку?
Это? (Варенье). В сказке? («Муха-цокотуха»)..
- Чем лечил бегемотиков доктор?
Это? (Шоколад). В сказке? «Доктор Айболит».
- На чем ехали комарики?».
Это? (Воздушный шар). В сказке? «Тараканище»
Итог. Молодцы!
Загадки. Чтение загадок детьми и отрывков из произведений Чуковского.
Учитель-логопед.. Спасибо бабушка Федора. Наши ребята не только стараются помогать своим мамам, но и еще умеют загадывать загадки и читать стихи. Корней Иванович Чуковский очень любил сочинять для детей загадки. Давайте вместе попробуем их разгадать. А загадывать их будут ребята.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы)
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо
(Яйцо и цыплёнок)
Хожу – брожу не по лесам
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
Учитель-логопед. А сейчас ребята прочитают отрывки из сказок К. Чуковского.
- Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд.
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле...
Едут и смеются, пряники жуют.
Вдруг из подворотни страшный великан,
Рыжий и усатый Та-ра-кан!
Учитель –логопед. Из какого произведения отрывок? («Тараканище»)
- Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму». («Федорино горе»)
- Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
Игра «Знакомые странички»
Бабушка Федора. Молодцы ребята, вы замечательно читаете отрывки из произведений Чуковского. Я предлагаю вам поиграть в игру «Знакомые странички». Вам нужно будет разделиться на пары, собрать из частей картинку и назвать сказку, которая на ней изображена.
«Мойдодыр», «Телефон», «Путаница», «Федорино горе», «Муха цокотуха»
Итог. Класс! Вы быстро справились с предложенным заданием. Молодцы!
Инсценировка сказок «Катауси и Мауси» и «Закаляка»
Учитель-логопед.
Котауси и Мауси представим вам сейчас.
О кошке и о мышке наш следующий рассказ.
Одно хотим мы вам сказать.
Чужим не стоит доверять.
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»
Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!»
Так ответила умная Мауси —
И скорее бегом от Котауси.
Учитель-логопед . Сейчас ребята покажут инсценировку еще одного стихотворения. Оно называется «Закаляка».
Мы очень любим рисовать,
Творить и создавать.
Но иногда от творчества
Мы можем убежать.
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это — козочка рогатая.
Это — ёлочка мохнатая.
Это — дядя с бородой.
Это — дом с трубой».
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я её боюсь!»
Игра «Лишний предмет»
Бабушка Федора. Сейчас мы поиграем в еще одну игру.
На столах лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Нужно отобрать только те вещи, которые подходят к сказке. Разделить детей на 2 команды.
1-ая команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).
2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).
Учитель-логопед. (Слайды № 17-19). Давайте продолжим играть, но теперь уже с интерактивной игрой. Ваша задача выбрать 4 лишнюю картинку и объяснить причину выбора.
Учитель-логопед. А сейчас дети вам еще прочитают несколько отрывков из сказок Чуковского.
- Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
- Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
- Учитель-логопед. Стихотворение «Ежики смеются»
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».
Игра «Я – не Я».
Учитель-логопед. А сейчас пока ребята будут готовится к инсценировке сказки «Айболит» мы поиграем в веселую игру с бабушкой Федорой на внимание «Я - нет Я».
Бабушка Федора. Если согласны с моим утверждением – говорите «Я», если нет, говорите - «не Я».
Кто любит шоколад?
- Кто любит мармелад?
- Кто не моет уши?
- Кто любит гранат?
- Кто любит виноград?
- Кто любит урюк?
- Кто не моет рук?
- Кто любит мороженое?
- Кто любит пирожное?
- Кто любит ириски?
- Кто лакает из миски?
- Кто любит помидоры?
- Кто жарит мухоморы?
- Кто любит кино?
- Кто разбил окно?
- Кто любит печенье?
- Кто любит варенье?
- Кто любит мед?
- Кто все время врет?
- Кто хочет пельмени?
- Кто хочет банан?
- Кто упрямый, как баран?
- Кто хочет «Кока - колу»?
- Кто вымоет всю школу?
Инсценировка сказки «Айболит»
Учитель-логопед. А сейчас ребята вам покажут отрывок из замечательной сказки «Айболит»
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
И пришла к Айболиту лиса:
"Ой, меня укусила оса!"
И пришёл к Айболиту барбос:
"Меня курица клюнула в нос!"
И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!"
И сказал Айболит: "Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке".
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она и кричит:
«Ай, спасибо тебе, Айболит!»
Учитель-логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского. Мы очень рады, что вы хорошо знаете сказки этого замечательного автора. Мы с огромным удовольствием с бабушкой Федорой вручим вам медали знатоков творчества И. Чуковского.
Подведение итогов и награждение медалями «Знаток К. Чуковского» и грамотами за участие в викторине по сказкам Чуковского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юные автолюбители» Лексическая тема: «ТРАНСПОРТ»
Данный конспект предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедической группы детского сада.Конспект применим для подгруппового занятия с детьми 6-7 лет.Конспект по лексической теме "Транспо...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»
Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...
Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи Тема. Насекомые
Цель занятия: углубить и расширить знания о насекомых. закрепить обобщающее слово "насекомые", закреплять умение образовывать слова-антонимы, учить употреблять предлоги ЗА, В, НА, ИЗ, ЧЕРЕЗ. Развивать...
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Еженедельные заданияучителя-логопедавоспитателямподготовительной к школегруппы компенсирующейнаправленности для детей сТНР...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»
Субъект: обучающиеся старшего дошкольного возраста с ТНР ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель: создать условия для обоб...