Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи Тема. Насекомые
план-конспект на тему
Цель занятия: углубить и расширить знания о насекомых. закрепить обобщающее слово "насекомые", закреплять умение образовывать слова-антонимы, учить употреблять предлоги ЗА, В, НА, ИЗ, ЧЕРЕЗ. Развивать умение подбирать признаки к предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_attestatsiyu_nasekomye.odt | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по развитию словаря и совершенствованию грамматического строя речи
Тема. Насекомые
Цели:
коррекционно-образовательные:
-углубление и расширение знаний о насекомых, закрепление обобщающего слова «насекомые»;
-пополнение и уточнение словаря по теме «Насекомые»;
-образование слова-антонимов,
-употребление предлогов: за, из, на , по , через, над, в;
коррекционно-развивающие:
-развитие умения подбирать признаки к предмету, согласовывать существительные с прилагательными;
-развитие слухового внимания, речевого слуха, памяти, мышления, мелкой моторики;
коррекционно-воспитательные:
-воспитание любви, интереса ибережного отношения к природе;
-воспитание умения слушать ответы товарищей.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, проектор, магнитная доска, сухой бассейна с песком, набор пластиковых насекомых.
Раздаточный материал: пособие «бабочка и иромашка» для развития речевого дыхания, маленькие плоскостные изображения насекомых с креплением (липучкой).
Форма работы: подгрупповая.
Демонстрационный материал: презентация «Насекомые вредные, полезные и просто интересные», плакат с изображением лесной поляны с крупными цветами, деревьями, аудиозапись стука в дверь.
Методические приёмы:
Словесные: беседа, ответы на вопросы, объяснение.
Наглядные- демонстрация картинок, презентация.
Игровые- дидактическая игра «Кто где?», «Скажи наоборот», сюрпризный момент-гость-игрушка «божья коровка Клава».
Практические-упражнение для развития речевого дыхания «Сдуй бабочку с ромашки», отгадывание загадок, дидактическая игра с использованием сухого бассейна «Летают, прыгают, ползают».
Лексика.
Предметный словарь: насекомое, стрекоза, комар, богомол, клещ, личинки, яйца насекомых, надкрыльля, куколка, усы, улей.
Словарь признаков: полосатая, полезный, вредный, пёстрый, разноцветный, блестящий, трудолюбивый, выносливый, летающий, прыгающий, ползающий.
Глагольный словарь: ползать, порзать, летат, кружиться, жужжать, звенеть, стрекотать, кусать, жалить.
Используемые технологии:
-технология дифференцированного обучения (дидактические игры и задания на активизацию различных видов памяти для включения каждого ребёнка в развивающую деятельность, сказочный персонаж для развития познавательного интереса к занятиям).
-здоровьесберегающие (физкультминутка «В гости к нам», упражнение «Сдуй бабочку с ромашки», развитие мелкой моторики -использование сухого бассейна в игре «Летающие, прыгающие, ползающие»).
-информационные (видеопрезентация «Насекомые вредные, полезные и просто интересные, конспект занятия, аудиозапись стука в дверь).
Ход занятия
1.Организационный момент.
Л: В ярком платье модница-погулять охотница.
От цветка к цветку порхает, утомиться-отдыхает.
-Кто это?
Д: Бабочка!
2.Упражнение на развитие речевого дыхания «Сдуть бабочку с ромашки».
-А сейчас задание: возьмите на столах каждый свою ромашку. Кто к ней прикреплён на нитке?
Д: Бабочка.
Л: Сдуйте бабочку с ромашки. Как надо дуть? (Набрать воздуха через нос, подуть на бабочку, вытягивая губы хоботком, щёки не надувать).
-Хорошо справились с заданием все ребята.
3.Сообщение темы занятия.
Л: Посмотрите на картинки и назовите их.
Д: Муравей, муха, воробей, кузнечик, гусеница.
Л: Кто здесь лишний?
Д: Воробей.
Л: Уберём воробья. Как одним словом назвать, кто изображён?
Д: Насекомые.
Л: Сегодня мы поговорим о насекомых.
(Сюрпризный момент: логопед включает запись стука в дверь и незаметно достаёт игрушку-божью коровку.)
-Кто к нам в гости пожаловал?
Д: Божья коровка!
Л: Она принесла нам письмо. Прочитаем, что в письме. Зовут её Клава. Прислали её другие божьи коровки, которые хотят, чтобы дети знали о них побольше и не обижали полезных насекомых. Она принесла нам диск, просмотрев который, мы увидим, какие бывают её божьи коровки, их разновидности, какие ещё есть насекомые.
4.Просмотр видеопрезентации «Насекомые вредные, полезные и просто интересные». Комментирует слайды учитель-логопед.
Слайд 1. Какие бывают божьи коровки6 круглые, вытянутые, семиточечные, пятиточечные, какого цвета: жёлтые, красные, коричневые, чёрно-белые, синие.
Слайд 2. Где живут божьи коровки6 в Азии, в Африке, в Европе и Америке, только в тёплом климате. Некоторые на зиму собираются в стаи и улетают в тёплые края, зимующие забиваются в развалы камней, под кору деревьев.
Слайд 3. Чем питаются божьи коровки: пыльцой цветов, тлёй, гусеницами, яйцами бабочек. Живут около года. Очень полезное для человека насекомое.
Л: Ребята, Клава заметила, что вы немного устали. Пусть глазки отдохнут. А вам такая игра «Скажи наоборот».
5.Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Л: Я говорю вам слово и передаю в руки Клаву, а вы подбираете противоположное слово и возвращаете Клаву мне в руки.
- Есть насекомое вредное, а есть...
Д: Полезное!
- Некоторые насекомые живут высоко, а некоторые...
Д: Низко!
- Стрекоза летае, а муравей...
Д: Ползает!
- У жука усы толстые. А у бабочки...
Д: Тонкие.
- Шмель большой, а пчела...
Д: Маленькая!
- Пчела трудолюбивая, а гусеница...
Д: Ленивая!
6.Продолжение видеопрезентации.
Слайд 4. Клещ. Водится в лесах, на полянах. Питается кровью животных и человека. Переносит болезнь-энцефалит (заболевает головной мозг). Нельзя самостоятельно вынимать клеща, давить его, только ехать в больницу.
Слайд 5. Муха. Водится повсеместно. Любит ползать по гниющим продуктам и отходам жизнедеятельности. На лапках и теле переносит около 6 миллионов вредных бактерий, вызывающих заболевания кишечника.
Слайд 6. Комар. Обитает в лесах, рощах, парках, возле водоёмов. Питается кровью человека и животного. Самы вредный-малярийный, переносит опасную болезнь-марярию, вызывающую болезнь крови, лихорадку.
Слайд 7. Пчела медоносная. Водится на территории всей Земли, кроме самых северных и холодных районов. При полёте жужжит. Живёт в улье. Питается нектаром Опыляет плодовые деревья, многие другие растения. Пчелиный яд используется в изготовлении лекарств. Даёт человеку мёд.
Л: Какие интересные факты из жизни насекомых вы запомнили? Какие бывают насекомые?
Д: Вредные и полезные. Клава очень довольна, что в многое запомнили и узнали. А сейчас разомнёмся.
7. Физкультминутка. «В гости к нам».
Прилетела к нам вчера полосатая пчела. | Руки за спину, кружимся на месте. |
А за нею шмель-шмелёк и весёлый мотылёк. | Руки на поясе-двигаем локтями вперёд-назад. |
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. | Пальцы кольцами вокруг глаз, наклоны вперёд. |
Полетали, полетали, от усталости устали. | Прыжки на месте, взмахи оруками, на последнем слове-присели на корточки. |
8.Дидактическая игра с использованием сухого бассейна «Летающие, прыгающие, ползающие».
Л: Клава приготовила для вас игру. В бассейне спрятаны насекомые. Вы подходите по одному к бассейну, достаёте насекомое, называете его и определяете, какое оно: летающее, прыгающее, ползающее.
(В сухом бассейне спрятан набор пластиковых насекомых: богомол, кузнечик, майский жук, жук-рогач, бабочка, стрекоза, блоха, комар, паук, гусеница).
Д: Это бабочка. Она летает. Это паук. Он ползает. Это кузнечик. Он прыгает.
Л: Ребята, божья коровка Клава рада, что вы отвечали правильно.
9.Задание на развитие навыка подбора признаков к предмету, умения согласовывать существительные с прилагательными.
Л: А теперь Клава хочет, чтобы вы рассказали, какая она красивая и какие интересные и разнообразные насекомые водятся на планете Земля. (Учитель-логопед листает слайды с изображениями насекомы, дети называют насекомое и подбирают признак к нему).
Д: Это божья коровка.
Л: Какая она?
Д: Разноцветная, красная, синяя, добрая, овальная, красивая.
Д: Это стрекоза.
Л: Какая?
Д: Стрекоза большеглазая, больша, летающая, серебристая, голубая.
Д: Это паук.
Л: Какой он?
Д: Страшный, мохнатый, криволапый, голодный, ужасный, ловкий, трудолюбивый.
Д: Это пчела.
Л: Какая она?
Д: Полосатая, добрая, трудолюбивая, полезная, медоносная, маленькая.
Д: Это комар.
Л: Какой он?
Д: опасный, вредный, малярийный, злой, маленький, незаметный, летающий, звонкий.
Д: Это клещ.
Л: Какой он?
Д: Коричневый, круглый, блестящий, опасный, вредный, мелкий, злобный.
Л: Молодцы, ребята, вы запомнили нашу беседу о насекомых. Клава довольна!
10.Дидактическая Игра «Кто где?» (Употребление предлогов).
На доске вывешивается плакат с изображением лесной поляны с крупными цветами, деревом, пнём, муравейником..
Л: Нужно подойти к лесной поляне, выбрать насекомое (они лежат в коробке) и прикрепить его на полянку туда, куда я покажу. Комментируете так: «Это пчела. Она спряталась за дерево».
- Д: Это жук. Он выглядывает из колокольчика.
- Это богомол. Он сидит возле дерева.
- Это гусеница. Она ползёт по листу.
- Это кузнечик. Он прыгает через пенёк.
- Это комар. Он пролетает над цветком.
- Это муравей. Он заползает в муравейник.
Л: Хорошо!
11. Итог занятия. Оценка работы детей.
Л: Божьей коровке Клаве понравилось у нас в гостях. Вы весёлые и добрые. Клава надеется, что теперь в будете больше знать о жизни божьих коровок и других насекомых. Клава улетает, а самым активным ребятам дарит наклейки со своим изобажение. (Учитель-логопед убирает игрушку за дверь).
Л: О чём мы говорили на занятии?
-Каких полезных насекомых вы запомнили? Почему их нельзя обижать?
-Назовите вредных насекомых. Почему они вредные?
-Спасибо за работу, занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юные автолюбители» Лексическая тема: «ТРАНСПОРТ»
Данный конспект предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедической группы детского сада.Конспект применим для подгруппового занятия с детьми 6-7 лет.Конспект по лексической теме "Транспо...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»
Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...
Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»
Субъект: обучающиеся старшего дошкольного возраста с ТНР ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель: создать условия для обоб...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему: «Звуки, слоги и слова»
Цель: Закрепить понятия «звук, слог, слово»Задачи:Развивающие:Создание проблемной ситуации,Развивать фонематическое восприятие,Развивать память, внимание,Развивать словесно-логическое...