Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны"
материал (5, 6, 7 класс)
Литературно-музыкальная композиция, посвященная очередной годовщине Великой победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya_deti_voyny.docx | 27.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 71-летию Победы
«Дети страшной той войны»
Песня А. Розенбаума "Красная стена".1 куплет
Ведущий: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.
Память... Она имеет начало, но не имеет конца.
У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Прошло много лет, как закончилась ВОВ, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.
Звучит довоенная музыка. Мальчики и девочки играют на улице. Взрывы бомб. Сирена.
Смотрят в небо, падают, застывают в ужасе.
Слова Левитана о начале войны.
Музыка «Вставай страна огромная»
2 Вед. И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки.
3 уч. Мне на веку запомнилось немало,
И только детства вспомнить не могу:
Его война, как стебелёк, сломала
Июньским днём за речкой, на лугу.
Исполнение песни Б.Окуджавы "До свидания, мальчики"
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли-
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом - солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы , будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
И всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Мальчики одевают пилотки, рюкзаки и уходят.
1-й уч.Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
2-й уч. : Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
3-й уч.: Пламя ударило в небо, – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь» Родина.
4-й: Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
5-й: Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твое – это наше горе, Родина.
6-й: Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина!
Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей...
1Ученик: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
2 Ученица: И вдруг война, страшная война. А мне - 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерть в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность.
3 Ученик: Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл...
2 вед. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом. В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…Но дети в это страшное время были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.
Ученик 1: «Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашей Родины. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови… Мать согласна.»
Ученик 2:
В военных днях мы так и не узнали
Меж юностью и детством где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом паспорта.
Ученик 3: Голик Леня – партизан ВОВ, Герой СС, разведчик, погиб в бою.
Ученик 4: Котик Валя – юный партизан ВОВ, Герой СС, погиб в бою.
Ученик 5: Казей Марат - партизан ВОВ, Герой СС, окружённый фашистами, подорвал себя гранатой.
Ученик 6: Девятиклассник Саша Чекалин, боец истребительного батальона, разведчик, пел на эшафоте.
Ученик 7: Юная зенитчица Мария Барсукова вступила в неравный бой с фашистами. Пламя поглотило девушку раньше, чем замолчал пулемет.
Ученик 8: «Это счастье – умереть за свой народ» - бросила на допросе в лицо палачам Зоя Космодемьянская.
Ведущий: За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 миллионов ваших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. Семь тысяч удостоено звания героя Советского Союза. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!
Александр Твардовский. Рассказ танкиста. ( Читает …)
Ведущий В памяти фронтовиков сохранились тёплые воспоминания о воспитанниках полков, маленьких солдатах, в которых воины видели своих детей, за счастье которых шли в бой. Чаще всего детей, попавших в действующие части, называли ласкательными именами или именами своих детей. Большинство бойцов даже не знало их фамилий.
Из счастливого детства они шагнули в смерть… Во время второй мировой войны на земле погибло тринадцать миллионов детей.
Ученик1.
В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы.
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда! Никогда!
Ученик 2:
Вспомним их поименно, Вспомним горем своим...
Это нужно не мертвым!
Это нужно –живым
Ведущий3: В тылу дети заменили у станка тех, кто ушел на фронт, помогали в госпиталях чем могли, писали на фронт письма и ждали, ждали, ждали возвращения родных с Победой!
Ученица: Пришла я на завод в июне 1942 года со школьной скамьи. Мне было 15 лет… в бригаде нас было девять человек: самому старшему: не было 18-ти, самому младшему 12–ти. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания… все работали в дни войны по 11 – 12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая…
Стихотворение:
Зачем, ты война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтоб достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим - всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию - банку варенья -
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
:Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,
Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
(Удар колокола сменяется стуком метронома. На экране кадры о блокадном Ленинграде).звучит 7 –ая симфония Шостаковича)
Ведущий: В блокадном Ленинграде оказалось около 400 тысяч детей.
Ученица:
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
И он точил пока рука
Могла производить движенья.
И если падал у станка
То падал – как солдат в сраженье.
Ведущий.
«Ленинградские дети»…
Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Сценка
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Сестра:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат:
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране сейчас легко!
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья не нужны.
Сестра:
А вот и мамины шаги слышны!
Брат: (строго)
Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Ученик.
Блокада… Далеко как это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Ведущий.
Опять война, опять блокада…
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить!»
Ученик.
Нет, надо!
Чтобы снова на планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Что вдруг забудется война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Песня "Ленинградские мальчишки"
В далёком тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы некогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
→ http://pesenok.ru/15/Pesni-o-voyne/tekst-pesni-Leningradskie-malchishki
Ведущий.
-- Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. Пятьдесят четыре тяжелобольных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
Такая же участь постигла двести десять детей из симферопольского детдома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.
Ведущий 2.
-- В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты.
Когда крематории не справлялись с людским потоком, то эсэсовцы бросали живых детей в раскалённые печи.
(Звучит фонограмма песни «Бухенвальдский набат» (музыка В.Мурадели, слова А.Соболева).
Пусть будет мир!!!
Как надоели войны на свете.
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.
Хочется крикнуть: " - Люди, постойте !!!
Войну прекратите !!! Живите достойно !!!
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну, неужели вам нравится это ??? "
Война - это боль, это смерть, это слёзы.
На братских могилах - тюльпаны и розы.
Над миром какое - то время лихое....
Где правит война - никому нет покоя.
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн - НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!!
Выходят участники со свечами.
1 - Помните!
Через века, через года. Помните,
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!
2 - Тех. Кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.
3 - Тех, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.
4 - тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.
5 - Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.
6 - Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.
7 - Тех, кто ради победы сердце отдать был готов.
8 - Тех, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Все вместе: Всех, кто ушел в бессмертие. Помните!
Песня и видео И.Резник "Дети войны". Поем все вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне
Композиция может быть использована на внеклассных мероприятиях к 23 февраля, Дню Победы. Сопровождается презентацией....
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Отечественной войне
Пояснительная запискаУчастники литературно-музыкальной композиции: учащиеся средней и старшей школы.Цели: -воспитание гражданственности и патриотизма;- способствовать нравственному и эстетическому вос...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Отечественной войне
Пояснительная запискаУчастники литературно-музыкальной композиции: учащиеся средней и старшей школы.Цели: -воспитание гражданственности и патриотизма;- способствовать нравственному и эстетическому вос...
Методическая разработка сценария (литературно-музыкальная композиция) "Эти страшные годы войны" (1941-1945 гг.)
Методическая разработка сценария...
Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны".
Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны" для учащихся 6-7 классов. Цели: воспитание патриотизма на основе осмысления прошлого страны, ыормирование любви к мирной жизни, формировани...
литературно-музыкальная композиция "Терроризм - страшнее нету слова"
Господи! Я молю тебя, Господи! За детей своих, за родных и близких.. Господа, крови жаждущие! Всяких мастей террористы, Проклинаю вас и взываю к ...
Литературно-музыкальная композиция , посвящённая Великой Отечественной войне "Война и песня"
Цель: познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения....