Интегрированное занятие. Литературная гостиная "В тридевятом царстве в Пушкинском государстве"
план-конспект на тему

Хваджаева Евгения Александровна

Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, сделать его стихи и сказки частью внутреннего мира ребёнка. Соприкоснуться с творчеством поэта и самому научиться творить. Прививать любовь к русскому слову, развивать речь, ее выразительную интонационность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_ridevyatom_tsarstve_v_pushkinskom_gosudarstve.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

 «В тридевятом царстве, в Пушкинском государстве»  

Пушкин – это наше всё!

А.Григорьев

Художественное слово А.С.Пушкина вызывает глубокие чувства и эмоции. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность, красочность его стихов, всегда находит отклик в душе как взрослого, так и ребёнка. Его сказки прославляют вечные моральные, нравственные ценности. Пушкин становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых – познакомить ребёнка с его творчеством, сделать его стихи и сказки частью внутреннего мира растущего человека. Соприкоснуться с творчеством поэта и самому учиться творить.

Вид проекта: долгосрочный, комплексный, практически – творческий, игровой, познавательный.

Участники: логопед – Хваджаева Евгения Александровна, воспитатели – Щербакова Надежда Львовна, Шутова Галина Витальевна,  дети старшей логопедической группы, родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет.  

Цели проекта:  

Расширение знаний, приобщение детей к богатству русской классической литературы посредством знакомства с творчеством А.С.Пушкина.

Развитие познавательного интереса, социально – коммуникативных навыков, речевых навыков, творческих способностей детей в процессе знакомства с творчеством А.С.Пушкина.

Создание игр, викторин по сказкам А.С.Пушкина.  

Задачи проекта:  

Содействовать гармонизации отношений, психологическому благополучию между взрослыми и детьми, между взрослыми, формировать навыки сотрудничества, коммуникативные навыки.  

Способствовать формированию у детей интереса к книгам, литературным произведениям.

Расширять знания детей, продолжая знакомить их с творчеством А.С.Пушкина.

Обогащать и расширять словарный запас детей.

Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности.

Способность формированию социально- нравственных норм поведения.  

Повышать заинтересованность родителей, жизнью детского сада, активизировав их участие в проекте.

Развивать у родителей способности  видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.  

Продукт детской деятельности:

Совместное создание декораций для оформления литературной гостиной.

Выставка детских работ.  

Результаты проекта 

- Создание игр по сказкам А.С.Пушкина.

- Организация выставки детских Работ по сказкам А.С.Пушкина.

- Совместное участие в подготовке и проведении литературного вечера  «В тридевятом царстве, в Пушкинском государстве».

- Презентация проекта, подведение итогов и поощрение участников проекта.

 

Итоги, опыт совместной деятельности положительны для всех участников проекта, так как возник интерес и желание продолжить изучение жизни и творчества А.С.Пушкина в подготовительной группе.

 

Ход мероприятия  

Гостиная литературного вечера

«В тридевятом царстве, в Пушкинском государстве»

 

Три чуда -  опера.   (пока собираются гости)

Гостей встречают витязи  и дядька Черномор  

дядька Черномор    

 

- Здравствуйте, гости. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы поговорить о сказках Александра Сергеевича Пушкина, ведь их  любят и взрослые, и дети.  Мы решили отправиться в страну Сказок. Скажите, вы хотите туда попасть?  

1 витязь

Покупайте билеты в страну сказок,  

2 витязь

но приобрести вы их сможете не за деньги, а за правильный ответ -  пригласительный билет.

3 витязь

 на  участие в литературном вечере. Итак, мы начинаем!  

- (витязи раздают пригласительные билеты и провожают гостей до места)

  1. Сколько жил старик со своей старухой? (30 лет и 3 года)  
  2. Кто и из какой сказки говорит такие слова: «Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» (царица) из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  3.  Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их! (комар, муха, шмель).
  4.  В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
  5. Рыбка непростая, чешуёй сверкает. Плавает, ныряет, желанья исполняет. («Золотая рыбка»)
  6. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане…»)
  7. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)
  8. От чего заснула молодая царевна (от яблока)
  9. У кого царевич  Елисей просил помощи, чтобы разыскать свою невесту?  (солнце, месяц, ветер)

10. Белка песенки поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые все  скорлупки золотые…   В какой сказке была белочка? («Сказка о царе Салтане…»)

11. Не дождался, к старухе воротился. Глядь: опять перед ним землянка, на пороге его старуха, а перед ней разбитое корыто.  А это какая сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

12. Ветер ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе  В какой сказке ветер помог царевичу Елисею? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») 

13. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит; глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт («Сказка о царе Салтане…»)  

14. С помощью какого предмета одна своенравная царица узнавала, красива она?  (зеркало) Как называется эта сказка? («Сказка о мёртвой царевне….»)

15. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)

16. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том,что опасности возле его царства нет? (Кири –ку – ку, царствуй лёжа на боку»)

17. С чем приходил невод?

Первый раз – с тиною,

Второй раз – с травою морскою,

Третий раз – золотой рыбкой.

Все рассаживаются за столы.    

 

Воспитатель 1    

Сегодня наш литературный вечер  будет посвящен не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин.  

Ребёнок.

Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,

О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.

Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.

И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.

Воспитатель 2  

Ребята, а вы любите сказки? (да). А кто эти сказки придумывает, знаете? Ясное дело кто – сказочники. Вот послушайте и вы ребята, что я вам сейчас расскажу. Было это давным-давно,  уже более 200 лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин.  

Воспитатель 1

В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».

Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.

Воспитатель 2  

Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве 6 июня  1799 году.

Саша был шустрый, любопытный, черненький и кудрявый мальчик. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием двух женщин  Марией Алексеевной Ганибал (бабушкой) и любимой няней Ариной Родионовной.

Воспитатель 1

Арина Родионовна, простая крестьянка – мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Бывало, начнёт няня сказывать Саше сказки, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой.

Когда Сашенька подрос и выучился грамоте, то стал писать красивые стихи, да сказки. А сказки получились у него такие ладные, да чудесные, что стал он великим сказочником на Руси.

1 ребенок. 

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:


2 ребенок.
 

И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.


3 ребенок.
 

 Там чудеса: там леший бродит,

 Русалка на ветвях сидит;


5 ребенок.
 

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;


6 ребенок.
 

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;


7 ребенок.
 

Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя;


8 ребенок. 

Там в облаках перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;


9 ребенок. 

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей, верно, служит;


10 ребенок.
 

Там ступа с Бабою Ягой,
Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет

Все
Хором. 
Там русский дух... там Русью пахнет.


Воспитатель 1

 Мне кажется, кто-то мяукает. Признайтесь, кто принёс кошку?

Воспитатель 2

-  Как вы сюда попали?

Кот

Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает, 
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно. 
Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю, 
В сказку с вами я попадаю… 

Кот: 
Но вначале для порядка,
Загадаю вам загадку.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье! 

Загадка: 

Он в землянке жил 33 года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Назови мне скорей с улыбкой!

- Это сказка о… ( рыбаке и рыбке)

Воспитатель1

Гости наши дорогие,  а сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки.
(Инсценировка отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» диалог старика и рыбки)

Девочка – сказочница, выглядывая из окна

Тут синее море, тут берег морской.
Старик выйдет к морю, он невод забросит, 
Кого-то поймает, и что-то попросит.

Ведущая сказки

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Жили они в ветхой землянке.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла ему пряжу.

Старик

Появляется старик, присаживается перед неводом и перебирает его.

Старуха встает на колени перед корытом и стирает.

Старуха: (отбрасывает тряпку)

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, простофиля, корыто, избу!

Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть черною крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой!

Ведущая

Вот пошел старик к синему морю

Видит, - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку.  

Выбегают дети – создание иллюзии моря, из – за которого появляется золотая рыбка.

Золотая рыбка:

- Что тебе надобно, старче?

Старик:

- Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой.

Золотая рыбка:

- Не печалься, ступай себе с Богом!

Девочка – сказочница, выглядывая из окна

Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончилось дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.

Кот: 

- Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами. Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».


Кот уходит.  

Воспитатель  2

-А сейчас ребята будьте внимательны! Я  буду называть  персонажей из  различных сказок, и если эти герои – из сказок А.С. Пушкина, то вы поднимаете руки. Но если герои не относятся к произведениям Пушкина – руки не поднимать!  

Приготовились…..  

Лиса, братья – богатыри, комар, колобок, царевна – лебедь, кот леопольд,  царь Салтан, сестрица Алёнушка, конёк – горбунок, чебурашка, месяц, журавль, князь Гвидон, дядька Черномор, шмель, мыши, заяц – хваста, белочка, ветер, братец Иванушка, золотая рыбка.

Молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием! Надеюсь, что эти сказки навсегда останутся в вашем сердце.  

Воспитатель 1    

- А мы продолжаем!

- Дорогие наши участники, перед вами конверт  с разрезными картинками, ваша задача правильно собрать картинку и назвать из какой она сказки.  

- Приготовились, начали!

- Здорово справились  и с этим заданием.  

 

 Что – то мы засиделись, встанем на дорожку, подравняем ножки.

Игра «Повторяй за мной»  

 Мы будем показывать движения, а вы делаете их вместе с нами!

И царица - хохотать, 
И плечами пожимать, 
И подмигивать глазами, 
И прищелкивать перстами, 
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

- Молодцы. А сейчас вас ждёт ещё одно испытание.

Воспитатель 2  

- Ну что же друзья соберём внимание для следующего задания .

У меня в руках «волшебный мешочек», а в нём различные картинки. Вам нужно достать картинку, глядя на неё  назвать из какой сказки персонаж и поставить к ней вопрос кто это или что это? Таким образом определить: Живое или не живое.  

Здорово справились и с этим заданием!!!

Воспитатель 3

Имя Пушкина черты его лица входит в наше сознание с самого раннего детства, а первые сказки и стихи его мы принимаем как подарок, который от времени становится только дороже.  

Воспитатель  Евгения Александровна

Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца. В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса. Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало, но всё Пушкинкое это – наше вечное начало.

 

Воспитатель 1

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них Русский дух, в них Русью пахнет.  

Воспитатель 2  

Наше путешествие подходит к завершению. Мы с вами чуть – чуть прикоснулись к творчеству любимого поэта, а в дальнейшем нас ждут новые встречи с его творчеством.  

 (Свеча Памяти)

Воспитатель 1

Но сегодня мы собрались почтить память Александру Сергеевичу Пушкину  и зажечь свечу памяти.  

Воспитатель 2

всем огромное спасибо надеемся, надеемся, что оно вам понравилось.  А сейчас настало время вручить памятные книжки – раскраски по сказкам А.С.Пушкина.

Дарим книжки – раскраски.  

Спасибо за участие!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "В тридевятом царстве, в школьном государстве".

Внеклассное мероприятие по математике, русскому языку, предметов начальной школы....

Литературная викторина "В некотором царстве, в некотором государстве..."

Литературную викторину "В некотором царстве, в некотором государстве..." можно использовать на уроке литературы и в группе продленного дня....

Презентация Внеклассного мероприятия "Вовка в тридевятом царстве, в наркотическом государстве"

Антинаркотическая пропаганда. Пагубное влияние наркотиков на организм человека....