Внеклассное мероприятие "Вовка в тридевятом царстве, в пушкинском государстве"
материал по литературе (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Вовка в тридевятом царстве, в пушкинском государстве».
Действующие лица:
Ведущий
Балда
Бесенок
Вовка
Золотая рыбка
Кот
Старуха
Царь Дадон
Царевна-лебедь
Царевна
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о великом русском поэте А. С. Пушкине, о его замечательных сказках, которые вы знаете и любите.
Стук в дверь.
Ведущий: Войдите, пожалуйста!
Входит Вова.
Вовка: Ой, куда это я попал?
Ведущий: На длинных ножках вдоль стены
Вместились сказки старины.
И Черномор, и князь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай! (Библиотека)
Вовка: Не знаю.
Ведущий: А вы, ребята, знаете?
Ответы детей.
Ведущий: Правильно, библиотека. (Обращается к Вовке). Как тебя зовут?
Вовка: Я Вовка из книжки «Вовка в тридевятом царстве». А это кто? (показывает на ребят)
Ведущий: Это ребята, они пришли в библиотеку, чтобы совершить путешествие.
Вовка: Путешествие? Вот здорово! Это я люблю. А куда?
Ведущий: В тридевятое царство, в Пушкинское государство
Вовка: А что там делать?
Ведущий: Мы хотим побольше узнать о поэте А. С. Пушкине и его сказках.
Вовка: Опять учиться? Ну нет. И так в школу ходить заставляют, уроки учить. Думал, здесь отдохну! А я вообще хочу, где исполняются все желания.
Ведущий: Так тебе как раз с нами и надо. В сказках Пушкина-чудеса, там и желания исполняются.
Вовка: Ладно, уговорили. Отправляюсь с вами в путешествие, я чудеса люблю.
На стене портрет А. С. Пушкина. Ведущий подводит к нему ребят и читает написанные под ним слова: «Слушаю сказки-и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». А. С. Пушкин.
Вовка: Это кто такой важный?
Ведущий: Стыдно, Вовка, не знать. Ребята, подскажите, пожалуйста, Вове кто изображен на портрете.
Ответы детей.
Ведущий: Правильно, это великий русский поэт А. С. Пушкин.
Вовка: А почему вы его сюда не пригласили?
Ведущий: Потому что он жил давно. Родился А. С. Пушкин 6 июня 1799 г. в Москве в семье помещика Сергея Львовича Пушкина. У Александра были брат Лев и сестра Ольга, с которой он очень дружил. Маленький Пушкин вел себя как все дети: то был молчалив, то ленив, вял, то, наоборот, шаловлив и резв, порой не слушался родителей, за что его строго наказывали. Александр горячо любил свою бабушку, Марию Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за него перед родителями. Была у них няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми и любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество сказок и прекрасно умела рассказывать их. От нее Пушкин впервые услышал народные песни и сказки, которые произвели на него неизгладимое впечатление. В одном из стихотворений он вспоминает о тех преданиях, которые рассказывали ему перед сном:
…Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Когда А. Сергеевич вырос, он пересказал некоторые нянюшкины сказки стихами.
Вовка: Вот здорово! Аж дух захватывает! Скорее бы попасть в эти сказки!
Ведущий: Ну что ж, тогда начнем путешествие!
Ведущий ведет в комнату, на 1-ой из стен которой написано «Лукоморье». Перед ними-нарисованный на листе ватмана дуб с прикрепленными к нему бумажными листами и желудями с вопросами.
Звучит фрагмент из оперы Глинки «Руслан и Людмила».
Вовка: Куда это мы попали?
Ведущий: В Лукоморье. У А. С. Пушкина есть поэма «Руслан и Людмила», она начинается так:
У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Налево-сказку говорит.
Входит Кот.
Кот: Кто это к нам пожаловал?
Ведущий: Это ребята. Мы хотели совершить путешествие, но попали почему-то сюда.
Кот: Правильно. Дорога в Пушкинское государство идет через наше Лукоморье.
Ведущий: Очень хорошо. Пропусти нас, пожалуйста. Нам не терпится увидеть чудеса.
Кот: Ишь, какие хитрые! А вы сказки Пушкина читали?
Ответы детей.
Кот: Молодцы! Видите, дуб? Так вот, на нем висят листочки и желуди, на которых написаны вопросы. Если вы правильно на них ответите, так и быть, пущу вас в наше царство.
Ведущий: Ну, что, ребята, ответим.
Ответы детей.
Вовка: Опять учиться? Не хочу. Я думал, в сказках только и делай, что ничего не делай.
Кот: Ну, как хотите. Можете идти обратно домой.
Вова: Вова, что ты наделал? Нас теперь не пустят в Пушкинское царство.
Вовка: Ладно уж, отвечайте.
Дети по очереди подходят к дереву. Ведущий читает, ребята отвечают на них.
Вопросы ученого кота.
Дети должны определять, из каких сказок взяты следующие отрывки.
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. Чем отравилась царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
4.Что грызла белочка в «Сказке о царе Салтане»?
5. В кого превращалась Царевна в «Сказке о царе Салтане»?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
8. У кого в лесу жила царевна из «Сказки о мёртвой царевне»?
9. Какие сказочные герои Пушкина живут под водой? (Золотая рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке», тридцать три богатыря – «Сказка о царе Салтане...», черти – «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Кот: Молодцы! Милости прошу в наше царство! Садитесь на ковер. Вы полетите в волшебную страну, а я останусь здесь, мне нельзя свой дуб оставить. Путешествовав, возвращайтесь ко мне, в Лукоморье, я вам обратную дорогу покажу. А сейчас закройте глаза. (Кот трижды мяукает). Полетели!
Звучит музыка. Дети открывают глаза. Перед ними царь с короной на голове ремонтирует стул.
Вовка: Эй, царь!
Царь (подпрыгнув): Ой, кто здесь?
Вовка: Это я, Вовка, а это — ребята. Это мы в какую сказку попали?
Царь: А вы отгадайте!
Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
(Ответы детей).
Царь: Правильно. Милости прошу в «Сказку о золотом петушке» Александра Сергеевича Пушкина.
Вовка: Царь? Зачем Вы стул ремонтируете? Вам положено только и делать, что ничего не делать?
Царь: Знаю, но ведь так и со скуки помереть можно!
Вовка: Ничего вы не понимаете! Царь, а работаете!
Царь: Ах, вот оно что! Лодырь, значит, явился. Эй, стража! Отрубите-ка ему голову!
Вовка: Ой, спасите! Помогите!
Ведущий: Помилуйте, его, пожалуйста. Он больше не будет.
Царь: Так и быть.
Ведущий: Скажите, пожалуйста, уважаемый царь, а чудеса в вашей сказке есть? Мы хотим побыстрее узнать о них и отправиться дальше.
Царь: Как же, так я вас и отпустил. Вот отгадайте мои загадки, тогда и
посмотрим.
Вовка: Опять отгадывать? Надоело!
Царь: Что? Эй, стража!
Вовка: Нет, нет… Буду отгадывать! Ребята, вы мне поможете?
Ведущий: Мы согласны. Ребята у нас умные, вмиг ваши загадки отгадают.
Царь: Это мы еще посмотрим. Слушайте, думайте и отвечайте.
Загадки царя Дадона.
- Кто подарил Золотого петушка царю Дадону? (звездочёт)
- Что должен был делать золотой петушок? (Охранять царство.)
3. Как золотой петушок предупредил царя Дадона об опасности? («Кука-ре-ку! Царствуй, лежа на боку!»)
Царь: Ну и ну! До чего же умная детвора! А теперь садитесь на свой ковер-самолет. Закройте глаза! Летите в другую сказку, да мою не забывайте.
Дети открывают глаза.
(Звучит вступление «Океан – море «из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Перед зрителями сидит старуха, рядом – разбитое корыто).
Вовка: Здравствуй, бабушка! Это мы в какую сказку попали?
Старуха: А ты догадайся?
Вовка (ворчит): И тут что-то отгадывать …
Ведущий: А вы, ребята, сможете ответить?
(Ответы детей.)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
……………………….
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою.
Вовка: Вот бы мне Золотую рыбку повидать!
Старуха: Да вот оно, море-то, рядом.
Вовка: Ух ты, сейчас побегу!
Старуха: Попросил бы ты, милок, у нее корыто!
Вовка: Ну да, сначала корыто, потом стиральную машину… Нет уж.
(Старуха уходит. Звучит музыка. Вовка подходит к ширме, на которой изображено море).
Вовка (кричит): Эй, Золотая рыбка! Золотая рыбка! Ты что, не слышишь, что ли?
(Появляется Рыбка. Потягивается.)
Рыбка: Ах, кто это меня разбудил?
Вовка: Здорово, Золотая рыбка!
Рыбка: Ой, кто это такой невежа?
Вовка: Это я – Вовка. Я хочу, чтобы ты…
Рыбка: Что? А ты сплел невод, ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а туда же. Эй, слуги мои морские! Накиньте на этого невоспитанного мальчишку сети да выбросьте в море!
Вовка: Ой, что же мне делать? Ребята, спасите меня!
Ведущий: Помилуйте, государыня Рыбка, он больше не будет. Золотая рыбка! Мы пришли к тебе с добром, хотим получше познакомиться с героями твоей сказки.
Рыбка: Я согласна. Только надо пройти испытания.
Вовка: Какие?
Вовка: Эй, слуги!
(Слуги выносят аквариум, внутри которого – вырезанные из бумаги маленькие «золотые рыбки». На каждой написан вопрос.)
Рыбка: Видите этот аквариум? В нем живут мои маленькие сестры. Попробуйте выловить рыбок сачком и ответить на их вопросы. Ну, кто желающий?
Вовка: Я.
Рыбка: А ты что-нибудь разве знаешь?
Вовка: Я попробую, я постараюсь.
Ребята и Вовка вылавливают бумажных рыбок и отвечают на их вопросы.
Вопросы Золотой рыбки.
- Жилище старика со старухой? (Землянка)
- Сколько раз закидывал старик невод в море? (три)
- Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года.)
Рыбка: Ну, молодцы! Порадовали вы меня. Следуйте в следующую сказку, но и мою не забывайте. Садитесь на ковер Закрывайте глаза. Полетели.
(Звучит музыка П. И. Чайковского к балету «Спящая Красавица».
Дети открывают глаза. Стоит шарма. На ней картина или макет острова, терема с золочеными куполами, маленький хрустальный домик для белочки, волны, сделанные из гофрированной бумаги, иллюстрация, на которой изображены богатыри во главе с Черномором. (Она прикрыта). Из-за ширмы выходит Царевна-лебедь.
Вовка: (подходит к ней). Вот это да! Ты кто такая? Это мы в какую сказку попали? Царевна-лебедь: Отгадайте!
Стоит на острове Буяне
Красивый город-лучше нет.
Ведущий: Мы в сказке о царе Салтане
Царевна-лебедь: Я принимаю ваш ответ. Здравствуйте, красны девицы да добра молодцы. Добро пожаловать в мою сказку.
Ведущий: Спасибо.
Царевна-лебедь: Я, надеюсь, вы тоже догадались, кто я?
Ответы детей.
Царевна-лебедь: Ой, вы гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ведущий: Мы путешествуем по пушкинским сказкам. В двух уже побывали, теперь вот к вам попали, хотим про чудеса услышать.
Царевна-лебедь: Чудес у нас видимо-невидимо.
Вовка: Поскорее бы о них узнать!
Царевна-лебедь: А читали вы «Сказку о царе Салтане»? Назовите ее героев.
Ответы детей.
Царевна-лебедь: А вот ответьте мне, что увидел, проснувшись утром, князь Гвидон, после того, как освободил Царевну-лебедь?
Дети: Городок большой.
Царевна-лебедь: Правильно.
Вовка: Когда же чудеса начнутся?
Царевна-лебедь: Сейчас вы узнаете о трех чудесах сразу.
Мы объехали весь свет,
За морем житье не худо
…………………………
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
У меня вопрос.
Вовка: Опять вопрос?
Царевна-лебедь: Значит, вы не хотите узнать про другие чудеса?
Дети: Хотим, мы хотим.
Царевна-лебедь: Из чего были сделаны ядра орешек, которые грызла белка?
Дети: Чистый изумруд.
Царевна-лебедь: А какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде). Правильно, молодцы! Тогда слушайте про другое чудо
В свете есть иное диво
……………………….
С ними дядька Черномор
Царевна-лебедь: (открывает картину, на которой изображены богатыри). Они охраняют остров Буян.
Вова: Это диво, так уж диво
Можно молвить справедливо!
Царевна-лебедь: А среди вас богатыри найдутся? Покажите-ка, ребята, какую зарядку вы делаете по утрам?
Звучит музыка, дети делают разные упражнения. Свет гаснет. Песня прекращается, раздаются шум и треск.
Вовка: Ой, что это? Я не трус, но я боюсь.
Свет зажигается. Царевна-лебедь исчезла. На полу-бочонок, в котором лежат игрушечная белка, орешек, корона, богатырский шлем. К бочке прикреплена записка.
Ведущий: В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Тучка по небу идет
Бочка по морю плывет
Кто с нами так зло шутит?
(подходит к бочке, читает записку).
«Ничего у вас не получится! Мы все страницы из книги вырвали. Теперь ни в одну сказку не попадете, ни про какие чудеса не узнаете. Изведем вас, велим в бочку посадить, засмолить и пустить в море-окиян, так велел-де царь Салтан». Подпись: «Тетки и бабушка князя Гвидона».
Вовка: Кто это мог быть? Ребята, вы не знаете?
Дети: Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой!
Вовка: Как мы узнаем, что было дальше, если эти злодейки все страницы вырвали?
Ведущий: Не расстраивайтесь. Здесь лежит еще какое-то письмо. Давайте его прочитаем: «Дорогие ребята! Пишет вам князь Гвидон. Чувствую, что вы попали в беду. Задумали мои тетки дело недоброе, извести вас хотят. Но не пугайтесь. Чтобы чары исчезли, надо отгадать, какие предметы лежат в бочке». Ну что ж, ребята, давайте отгадывать, что лежат в бочке.
После того, как отгадки найдены, ведущий вынимает из бочки угаданные предметы и показывает из ребятам. Свет снова гаснет. Звучит музыка. Появляется Царевна-Лебедь.
Царевна-лебедь: Молодцы, ребята! Избавили меня от злых чар. Теперь можно вам и о третьем чуде рассказать.
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть.
А во лбу глаза горит
Вова: Я, я знаю! Вот она и есть (показывает на Царевну-Лебедь).
Ведущий: Молодец, Вова, правильно угадал, исправляешься
Вова: Я тоже кое-что знаю
Царевна-лебедь: Тогда перечисли чудеса на острове Буян
Вова: Белка, 33 богатыря, Царевна-лебедь.
Ведущий: Ну вот, нам пора в другую сказку
Царевна-лебедь: Садитесь на свой ковер-самолет. Закрывайте глаза. Счастливого пути, не забывайте нас!
Звучит музыка. Дети открывают глаза, перед ними Балда с веревкой в руках
(Звучит музыка из мюзикла о Балде А. Быканова. Перед зрителями Балда с веревкой в руках.)
Вовка: Ты кто?
Балда: Здравствуй, мил человек! У нас здороваться принято. А у Вас?
Вовка: Совсем забыл. Здравствуй! Ты правда, что ли, за меня все делать будешь?
Балда: Ага.
Вовка: Вот здорово! Ну, тогда принеси мне, во – первых, пирожных, во – вторых, мороженого, в-третьих, конфет ….
(Балда загибает Вовке пальцы.) Ты и пальцы за меня будешь загибать?
Балда: Да.
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу …
Согласен?
Вовка: Щелчка? Ладно!
Ведущий: Что ты, Вова? Разве не читал эту сказку?
Вова: Нет.
Ведущий: Ребята, кто знает, как рассчитался Балда с попом? Расскажите об этом Вове.
Ответы детей.
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка;
Лишился поп языка;
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
Вовка: Ой, мама! Что ж вы мне сразу–то не сказали? Нет, Балда, не надо мне ни пирожных, ни мороженого, я домой хочу.
Балда: Ан, нет. Теперь от меня не сбежишь. Выполни сначала трудное задание-анаграмма называется. Это слова, в которых перепутали, помешали буквы.
На больших листах написаны анаграммы.
Рапов-повар.
Нюкох-конюх
Тинпокп-плотник.
Балда: Ты пока разгадывай, а я пойду работать.
Балда уходит.
Дети помогают Вове разгадать анаграммы.
Балда: Ну как? Отгадал? А теперь ответьте на мои вопросы.
Вопросы Балды.
Балда: Молодцы, ребята! Все знаете, много читаете. Такие же любознательные, как и я. Ты что же? (обращается к Вове)
Вовка: Я исправлюсь. Вот вернусь домой и все сказки Пушкина прочитаю.
Ведущий: И правда, загостились мы. Покажи нам, Балда, дорогу домой.
Балда: Ученый Кот для вас подспорье, ступайте прямо к Лукоморью.
Дети входят в комнату, из которой начинали путешествие. Перед ними снова дуб, около него ходит Кот.
Кот: Ну вот, вы и вернулись из путешествия по нашему царству,
Пушкинскому государству. Понравилось вам? Тогда ответьте мне,
почему Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок?» .
Ответы детей.
Ведущий: В сказках добро всегда побеждает зло. А ведь так и должно быть, правда? Они учат нас не быть жадными, лживыми, понимать чужую беду, помогать слабым.
Вовка: Я тоже понял, что сказки помогают стать добрыми и вежливыми. Спасибо вам, ребята, что путешествовали с нами и правильно отвечали на вопросы.
Ведущий: Наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно? Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это – наше вечное начало.
Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике "В тридевятом царстве, в школьном государстве".
Внеклассное мероприятие по математике, русскому языку, предметов начальной школы....
Сценарий внеклассного мероприятия "ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ"
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ....
В тридевятом царстве, в Верхотомском государстве
сценарий последнего звонка...
«Вовка в Тридевятом царстве - дорожном государстве"
Сценарий театрализованного представления команды ЮИД...
Интегрированное занятие. Литературная гостиная "В тридевятом царстве в Пушкинском государстве"
Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, сделать его стихи и сказки частью внутреннего мира ребёнка. Соприкоснуться с творчеством поэта и самому научиться творить. Прививать любовь к русскому слов...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Вовка в тридевятом царстве осеннем государстве»
Сценарий осеннего праздника для обучающихся с ОВЗ...
Презентация Внеклассного мероприятия "Вовка в тридевятом царстве, в наркотическом государстве"
Антинаркотическая пропаганда. Пагубное влияние наркотиков на организм человека....