«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО)». Сценарий дефиле
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Мероприятие проходит в форме дефиле, которое требует предварительной подготовки и пошива костюмов. В дефиле могут участвовать как учащиеся, так и педагоги. Каждому найдётся дело по душе. А в результате интеграции разных учебных дисциплин и досуга происходит не простое «слоистое» или рядоположенное приращение информации, а формируется совершенно новая структура знания, более качественная, с новыми свойствами и воспитательными возможностями. Всё это постепенно превращается в систему, развивающую у детей интерес к учению, формирующую у них глубокие знания, обеспечивающую развитие творческой личности.Мероприятие проходит в форме дефиле, которое требует предварительной подготовки и пошива костюмов. В дефиле могут участвовать как учащиеся, так и педагоги. Каждому найдётся дело по душе. А в результате интеграции разных учебных дисциплин и досуга происходит не простое «слоистое» или рядоположенное приращение информации, а формируется совершенно новая структура знания, более качественная, с новыми свойствами и воспитательными возможностями. Всё это постепенно превращается в систему, развивающую у детей интерес к учению, формирующую у них глубокие знания, обеспечивающую развитие творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kostyuma_na_rusi.10-21vv.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Липецкой области
Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
История костюма на Руси. X-XXI вв.
(интеграция истории, технологии, МХК и ДО)
Автор Кудашева Людмила Ивановна,
Методист, педагог ДО
внеурочное мероприятие для 2-11 классов
Автор идеи и постановщик:
Кудашева Людмила Ивановна,
руководитель детского т/о «СПЕКТР»
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
г. Липецка
Липецк - 2017
История костюма на Руси. X-XXI вв.
(интеграция истории, технологии, МХК и ДО)
ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса к изучению истории, технологии и МХК через внеурочную деятельность посредством интегративного подхода.
Задачи:
- Предоставление школьникам возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности: проектной, исследовательской, творческой.
- Использование подиума театра моды исторического костюма как средства для развития аналитического образа мышления обучающихся.
- Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма.
- Воспитание эмоционально-эстетического вкуса обучающихся.
Оборудование:
1. Музыкальное сопровождение на проход каждой модели.
2. Акустическая система.
Оформление:
Импровизированный подиум.
Модели выходят на сцену, проходят по центру через зал и
садятся в конце зала на отведённые места)
Под мелодию «Всегда» (Н.Кадышева) ведущие выходят на сцену).
Ведущий 1: Д о б р ы й д е н ь, дорогие гости!
Ведущий 2: З д р а в с т в у й т е! Сегодня мы с вами совершим небольшое, но очень
в а ж н о е путешествие: путешествие в и с т о р и ю русского костюма.
Ведущий 1: Мы постараемся рассказать и показать вам, какую одежду носили наши предки, какой фасон складывался и почему.
Ведущий 2: Итак, смотрите и слушайте!
(Звучит мелодия «Гусляр». Ведущие спускаются к мкрф и начинают своё повествование).
Ведущий 1: К X веку на территории Европы складывается Древнерусское государство со столицей в Киеве. Тесные связи Руси домонгольского периода с Византией и Западной Европой определили характер русского костюма, который, несмотря на свою самобытность, развивался в русле общего направления.
(1 модель на сцене: мальчик в грубо связанной домотканной рубахе, но искусно вышитой, в простых брюках, босиком, за плечами лапти, в руках – пучок пшеницы ).
Ведущий 2: На формирование древнерусской одежды огромное влияние оказала суровая русская зима, занятия землепашеством и скотоводством. Поэтому основным материалом для изготовления одежды были льняные ткани, от грубого холста до тончайших полотен.
(Модель проходит по залу, поворачивается).
Ведущий 1: Домотканная шерсть грубой выделки называлась с е р м я г а, а цветные ткани получили название к р а ш е н и н ы. Искусные мастерицы украшали одежду нарядной вышивкой, бахромой из ниток разного цвета, называемой п е с т р я д ь ю. Крестьяне носили онучи с л а п т я м и, обувь из лыка и берёзовой коры. (Уход).
Ведущий 2: Основой мужского костюма была р у б а х а, подпоясанная узким поясом.
(2 модель: мальчик в подпоясанной рубахе из дорогой атласной ткани, порты из шёлка, заправлены в сапоги, на голове – шапка. Большие пальцы рук – за поясом).
Ведущий 1: Рубаха шилась ниже пояса, но не ниже икры ноги. Почти все одежды надевались через голову, то есть, не были р а с п а ш н ы м и, а имели спереди небольшой разрез.
(Модель начинает медленно двигаться по залу, поворачивается).
Ведущий 2: Если бедные люди носили одежду из холстины и лапти, то богатые крестьяне использовали дорогие шёлковые ткани и высокие сапоги без каблуков.
(Уходит).
Ведущий 1: Одежду киевских князей дополнял небольшой плащ – к о р з н о, который на правом плече застёгивался ф и б у л о й.
(3 модель: мальчик в длинной оранжевой рубахе, на левом плече – корзно,
на голове – обруч, на ногах – сапоги, на поясе – меч и кошелёк).
Ведущий 2: В Новгороде и Владимире корзно заменялся шубой, которую носили внакидку. К поясу подвешивался к о ш е л ё к – к а л и т а. (Уходит).
Ведущий 1: Шло время. Русь освободилась от монгольского ига. (Звучит «Скоморох»). Росли границы государства, налаживались экономические и торговые связи. Одежда становилась богаче и тяжелее. Появляется удлинённый кафтан – т я г и л я й со стоячим воротником – к о з ы р е м.
(4 модель: мальчик в кафтане, в тюбетейке, в сапожках. В руках – ларец.).
Ведущий 2: Как следствие монгольского ига в русском костюме появились предметы восточного обихода: тюбетейка (т а ф ь я) и пояса (к у ш а к и).
(Модель проходит по залу, поворачивается).
Ведущий 1: Одежды этого периода шьют из привозных тканей: из Италии, Турции, Византии, Ирана, Англии, Франции. У знати в почёте бархат, парча, атлас ярких цветов. Но для народного костюма использовались ткани, изготовлявшиеся дома. (Уходит).
Ведущий 2: Женщины на Руси тоже носили рубаху, которая отличалась от мужской лишь длиной.
(5 модель: девушка в кокошнике, в косе – лента, в длинной красной рубахе, в душегрее, в туфлях на каблучке. В руках – зеркальце с ручкой, на пальчике платочек).
Ведущий 1: Отличием женского костюма являлась д у ш е г р е я, пошитая из дорогих тканей и отороченная мехом Её носили женщины всех сословий и только в праздник. Вышивку исполняли шёлком и к а н и т е л ь ю, кручёной золотой и серебряной нитью.
(Модель проходит по залу. Поворачивается).
Ведущий 2: Женские причёски довольно просты. У девушек - длинные распущенные волосы, подхваченные тесьмой или лентой, а также косы, низко заплетённые на затылке. На голове – к о к о ш н и к. (Ждёт следующую модель).
Ведущий 1: Замужние женщины полностью скрывают свои волосы под головным убором: ч е п ч и к о м - п о в о й н и к о м, нарядным к и к у, платком - у б р у с о м.
(6 модель: на девушке – понёва, поверх нарядный фартук, свободная кофта, в руках – крынка, на ногах – сапоги на широком устойчивом каблучке).
Ведущий 2: Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали п о н ё в у – юбку, которая закреплялась на талии шнуром – г а ш н и к о м. Понёву шили из пёстрых и ярких тканей.
(Модели делают круг по залу и уходят).
Ведущий 1: Модель, которую вы видите, была продемонстрирована в Москве на выставке достижений народного хозяйства в 1997 году. Этот костюм принадлежит уроженке села Колыбельское Чаплыгинского района Липецкой области. (Уходит).
(Мелодия на выход боярыни, царя и царевны).
Ведущий 2: Костюм боярыни отличался пышностью и богатством. Л е т н и к убирался мехом. Иногда костюм весил 15-20 килограммов. Это придавало походке плавность и гордую осанку.
(7 модель: боярыня в бордовом сарафане, в летнике, руки - в муфте, бордовые сапожки)
Ведущий 1: Головной убор украшался драгоценными камнями. На ногах – сапожки. Чело к и ч н о е, украшено р я с н ы м и жемчужными прядями с подвесками вдоль щек, спадающими на плечи.
(Модель проходит по залу и уходит).
Ведущий 2: Царские одежды настолько ярки и богаты, что их сравнивали с «солнцем, убранным звёздами».
(8 и 9 модели: Царь с посохом и поодаль за ним царевна выходят на сцену).
Ведущий 1: Царское облачение состояло из п л а т н а – длинного одеяния без воротника, с широкими рукавами. Сверху надевался круглый широкий воротник – б а р м ы.
(Царь проходит через зал, останавливается, ждёт царевнц).
Ведущий 2: Шапка Мономаха представляла собой кованную золотом тюбетейку, обтянутую бархатом с драгоценными камнями, с собольей опушкой и крестом сверху. По-видимому это был подарок хана Узбека Ивану Калите.
(Царевна идёт через зал, подходит к царю. Оба начинают движение по кругу).
Ведущий 1: Костюм царевны состоял из царского платья. Линия застёжки борта, низ рукавов обшивались декоративной полосой. Голову украшал убор, расшитый золотом, жемчугом, драгоценными камнями и самоцветами.
(Оба уходят).
Ведущий 2: Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась.
(10 модель: Колокольный перезвон. Входит митрополит с посохом и крестом в руках).
Ведущий 1: Головным убором священнику служил белый или чёрный (в зависимости от сана) к л о б у к. Во время службы надевали специальное облачение. С конца XVII века чёрный цвет стал считаться траурным.
(Священник медленно проходит через зал и уходит).
Ведущий 2: Бояре, купцы, крестьяне сотни лет оставались при своём, исконно русском, лишь постепенно осваивая отдельные детали европейской моды.
Ведущий 1: В XVIII веке европейская мода шагает в Россию!
(11 модель: Фейерверк. Появляется Император Петр I, в руках – грамота, читает).
Ведущий 2: Замена русского платья на общеевропейский костюм произошла в начале XVIII столетия по воле Петра Первого и имела большое политическое значение. Это было одним из средств борьбы со старозаветным боярством. С трудом, со скрипом приживается новое. Иноземный костюм, спущенный сверху петровским указом, не пошёл дальше дворянского сословия.
(ПетрI проходит через зал. Останавливается).
Ведущий 1: Пример в простоте одежды подавал сам царь. Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным ж а б о, и к а ф т а н а с расширенными полами. Наиболее распространённой формой шляпы была т р е у г о л к а.
(Останавливается, ждёт модель в костюме Екатерины).
Ведущий 2: Женскому костюму периода царствования Екатерины II в 70-90 годы XVIII века характерны особая пышность и богатство.
(12 модель: Выходит на сцену Екатерина II, в руках – веер).
Ведущий 1: Придворные дамы носили широко декольтированные, приталенные платья на каркасной основе. Для каждого парадного выхода императрице готовилось новое платье.
(Модель проходит через зал. Петр I подаёт ей руку, делают круг, уходят).
Ведущий 2: В Петербургских и Московских музеях хранятся тронные и свадебные наряды царственных особ. После дочери Петра I Елизаветы осталось 15 тысяч парадных платьев.
(Петр I и Екатерина уходят).
Ведущий 1: В начале XIX века народный костюм остался почти без изменений. Но под влиянием французской моды девушки стали подпоясывать сарафаны под грудью.
(13 модель: Звучит мелодия «Я в садочке была». Девушка в зелёном сарафане и девушка в юбке и вышитой рубахе, у обеих в руках корзинки, на ногах полусапожки).
Ведущий 2: Русская аристократия тоже увлеклась античностью. Дамы носили прямые платья с завышенной талией, длинную юбку и узкий лиф, короткий рукав - фонарик и перчатки, на ногах туфельки без каблука.
(14 модель: Появляется девушка в костюме Наташи Ростовой, в руках ридикюль).
Ведущий 1: С XIX века в России регулярно выходят журналы мод, и российские модницы привозят платья из Парижа или шьют их по модным образцам.
(Наташа Ростова, вальсируя, проходит через зал. Потом уходит).
Ведущий 2: Детский костюм отражал детали взрослого костюма, а мужской – вобрал в себя военный дух того времени. В моде на балах – вальс и мазурка.
(Звуки мазурки. Танцует детская пара, потом проходят по залу и уходят).
Ведущий 1: Атрибуты и аксессуары женского костюма несут дополнительную информацию о хозяйке платья, подчеркивая её вкус и индивидуальность.
(Мелодия из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово»).
(15 модель: девочка в серебряном платье и шляпке-капоре, в руках ридикюль).
Ведущий 2: В моде жабо, пуговицы, карманы, шляпки, перчатки, платки и сумочки. Лицо обрамляют локоны. Всё очень женственно и возвышенно.
(Девочка проходит через зал).
Ведущий 1: Поражение Наполеона в Отечественной войне 1812 года привело к поражению французской моды в России. (Делает круг и уходит)
Ведущий 2: В 30-е годы XIX века утверждается пышность и помпезность русского аристократического костюма. Она является своего рода отголоском жестокой реакции в общественной жизни после расправы с декабристами.
(Звучит «Романс» из к/ф «Метель»).
(16 модель: девушка в пышном голубом платье медленно идёт по залу и читает роман).
Ведущий 1: Снова в моде – приталенный с и л у э т. Платье украшено кружевом, бантами, воланами. В моде – мечтательность и увлечение сентиментальными романами. (Ждёт).
Ведущий 2: Украшение кружевами и искусственными цветами делает светскую красавицу ослепительной. Тонкую талию подчёркивают пышность юбок и особый крой рукавов б и д е р м е й е р. (Продолжает звучать мелодия «Романса»).
(17 модель: девушка в вечернем белом платье, в руках букетик цветов).
Ведущий 1: Естественную красоту лица подчёркивает причёска из туго стянутых волос и свободных локонов с вплетёнными цветами. А как хороши украшения! Как не вспомнить слова А.С. Пушкина: «Чистейшей прелести чистейшей образец».
(Обе модели делают круг и уходят).
Ведущий 2: Вторая половина XIX века. В моду входит т у р н ю р, женский силуэт в профиль S-образной формы. (Звучит «Вальс» из к/ф «Метель»).
(18 и 19 модели: появляются девушки в розовом платье с зонтиком и в зимнем наряде с муфтой. Обе останавливаются на сцене. Через зал идёт девушка в розовом платье).
Ведущий 1: Талия сзади несколько завышена и прямо от неё начинаются сборки, украшенные воланами. Огромную роль в костюме играют дополнения: перчатки, зонтик и маленькая шляпка.
(Модель проходит через зал и останавливается).
Ведущий 2: В зимнем костюме турнюр заменён мягкой драпировкой. Костюм дополняют головные уборы, украшенные бантами или вуалью.
(Обе девушки поворачиваются и уходят).
Ведущий 1: Мода начала XX века – это новый ритм жизни. Стиль м о д е р н, то есть, новейший, современный. Появляются автомобили, фотография, кино. В парках играют духовые оркестры. (Звучит вальс «Воспоминание» в исполнении духового оркестра).
(20 модель: Появляется девушка в чёрно-оранжевом платье с цветком в руке. На голове большая шляпа с газовым шлейфом, украшенная цветами).
Ведущий 2: Идеалом моды становится женщина–цветок, женщина – украшение салонов и театров. (Проходит через зал. Уходит).
Ведущий 1: В начале XX века формируется тип самостоятельной женщины и костюм русской интеллигенции.
(21 модель: Мелодия «Время, вперёд!». Появляются три марксистки,
в руках одной из них – книга. Стоят на сцене, склонившись к книге, читают).
Ведущий 2: У женщин – п а р о ч к а: тёмная юбка и светлая блузка. Одежда скромная, строгая, которая следовала общепризнанной моде, но при этом была удобной и доступной.
(Девушки-марксистки пересекают зал и уходят. Мелодия продолжает звучать).
Ведущий 1: Октябрьская революция изменила социальный состав общества. Исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности, а также слепое подражание западной моде.
(22 модель: появляется девушка-революционерка в кожаной куртке, в красной косынке,
в сапогах, в руках – газета. Стоит на сцене, рука с газетой поднята.).
Ведущий 2: Красный цвет, цвет знамени, приобрёл в это время важнейшее символическое значение в декоративном решении костюма. Кожаные куртки, прямые юбки, красные косынки, повязанные на лоб – одежда женщин.
(Модель решительно пересекает зал и останавливается).
Ведущий 1: В обстановке хозяйственной разрухи и гражданской войны создавался новый человек, боец, герой, красноармеец-буденновец!
(23 модель: мальчик в шинели и будённовке с винтовкой в руках чётко выполняет команду «кругом», пересекает зал и останавливается рядом с революционеркой).
Ведущий 2: Форма красноармейца – матерчатый ш л е м, ш и н е л ь, с а п о г и. Старинные мотивы отделки петлицами удачно сочетались с красным цветом звезды на шлеме. Скромность и строгость пролетарского народного костюма объяснялась тем, что, разрушая старый мир «гнёта и насилия», революционеры отреклись от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нём.
(Уходят, делая круг по залу).
Ведущий 1: Рациональный крой народного костюма и его декор сохранились едва ли не в первозданном виде.
Ведущий 2: Поэтому русский к у т ю р ь е Вячеслав Зайцев советует: «Нам в наследство оставлена жемчужина народной мудрости – народный костюм. И его надо использовать повсеместно!».
Ведущий 1: И в заключении мы предлагаем вам посмотреть деловой стиль нашего современника, ваших ровесников, учеников г и м н а з и и № 19!
(24 – 33 модели: Звучит мелодия «Сказочный бал». На сцену выходит шеренга старшеклассников, затем шеренга учащихся среднего звена. Становятся в два ряда. Выходят по одному на центр сцены, поворачиваются, проходят через зал, останавливаются).
Ведущий 2: Перед вами брючный костюм, он подчёркивает строгость и элегантность.
Ведущий 1: Брюки – это одна из 5 вещей, которые одели людей XX века. Брюки определяют свободу движений, а брючный костюм делает стройной любую фигуру.
Ведущий 2: Жилет наряду с галстуком составляет яркую деталь делового стиля.
Ведущий 1: Костюм «тройка» был и остаётся основной формой одежды деловых мужчин
Ведущий 2: Удачно подобранные цвета пиджаков и брюк сохраняют за мужским костюмом стиль делового.
Ведущий 1: Строгую деловитость этой мужской одежды подхватили женщины: появились прямые юбки, пиджаки на подкладке. Белый цвет блузок всегда делает костюм парадным.
Ведущий 2: Синий цвет костюма наряду с чёрным считается цветом делового стиля.
Ведущий 1: Звание гимназиста требует от учащихся соблюдение опрятного вида и ношение одежды делового стиля.
Ведущий 2: Всё это в сочетании с причёской, обувью и походкой воспитывает человека нового тысячелетия.
(Модели делают круг по залу и уходят. Все Ведущие в это время поднимаются на сцену).
Ведущий 1: Мы благодарим всех, кто совершил с нами путешествие в историю русского костюма. Хочется надеяться, что сегодня Вы узнали много нового и интересного.
Ведущий 2: В показе моделей участвовали учащиеся 2-11 классов!
Ведущий 1: Художники по костюмам педагог дополнительного образования и учитель технологии!
Ведущий 2: _ Постановщик и музыкальный редактор педагог дополнительного образования!
Ведущий 1: А вели сегодняшнее шоу ученик 11 класса ____________________,
Ведущий 2: И ученица 11 класса
Ведущие оба: До новых встреч, друзья!
(Звучит мелодия «Всегда»)
__________________________________________________________________________
Список использованной литературы
- Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2002. – 176 с.
- Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности / Раиса Владимировна Захаржевская.-3-е изд.доп.-М.: РИПОЛ классик, 2007.-288 с.: ил.
- Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. – 496с.
- Современная энциклопедия. Аванта+. Мода и стиль/Глав.ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 480 с.:ил.
- Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик; Худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 509 с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка программы дополнительного образования " История Отечества - в истории костюма ".
Данная программа может быть использована в качестве дополнительного образования учителями истории, МХК,а так же педагогами школьных музеев и всеми преподавателями, интересующимися этнографией....
Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)
Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «В ИСТОРИИ КОСТЮМА - ИСТОРИЯ НАРОДА»
Данный проект связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями. История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме являе...
Практическое занятие по дисциплине История костюма по теме: Сравнительный анализ костюмов стран Древнего мира
Цель урока: Закрепить знания о составных частях костюмов Древнего мира, их характерных особенностях для стилизации современного костюма К уроку студенты должны знать: Характеристику материально-культ...
Фефилова Т.Ю. Звягина Л.Ю. Простые формы изучения сложных тем в истории костюма (на примере урока-игры «Костюм ханты»)
В статье описывается урок-игра "Апликация" по теме "Костюм ханты". Урок может быть проведен как на уроках истории и КНС, так и во внеурочных занятиях, а также в работе детских лагерей дневного пребыва...
урок географии технологии и литературы "История костюма в зеркале литературных произведений 19 века"
Данный урок является интегрированным для учеников 9 класса...
Технологическая карта урока технологии 6 класс «История костюма. Женская рубаха Тамбовской губернии конца18 начала19 века ».
Класс: 6 «А»Время: 45 минутПедагогические целиЗакрепить знания по теме плечевое изделиеЗадачиобучения – научить классифицировать плечевые изделия, познакомится с женским костюм...