«Сколько проталинков – столько и жаворонков»: праздник весеннего настроения
учебно-методический материал (7 класс) на тему

«Сколько проталинков – столько и жаворонков, или праздник весеннего настроения».

Цель: Познакомить учащихся с одним из старинных русских детских праздников.

Задачи: 1) Продолжить формирование у учащихся представления о богатстве русского фольклора, связанного с православной культурой.

2) Способствовать развитию творческого мышления, на основе самобытной русского культуры.

3) Развивать сценическое мастерство, навыки выразительного чтения стихов двигательную активность активизировать словарный запас.

4) Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающему миру.

Оборудование:

- на заднике сцены – солнце, лучи, цветы, летящие птицы;

- русские, кубанские народные костюмы;

- испеченные «жаворонки»;

- музыкальные инструменты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon праздник жаворонков46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сколько проталинков – столько и жаворонков»

или праздник весеннего настроения

для учащихся МАОУ СОШ № 7

3-7 классы

(Курс «Основ православной культуры»)

Составители:

учитель начальной школы: Корж Ирина Михайловна

учитель ОПК и МХК: Казакова Елена Дмитриевна

2015 – 2016 учебный год


«Сколько проталинков – столько и жаворонков, или праздник весеннего настроения».

Цель: Познакомить учащихся с одним из старинных русских детских праздников.

Задачи: 1) Продолжить формирование у учащихся представления о богатстве русского фольклора, связанного с православной культурой.

2) Способствовать развитию творческого мышления, на основе самобытной русского культуры.

3) Развивать сценическое мастерство, навыки выразительного чтения стихов двигательную активность активизировать словарный запас.

4) Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающему миру.

Оборудование:

- на заднике сцены – солнце, лучи, цветы, летящие птицы;

- русские, кубанские народные костюмы;

- испеченные «жаворонки»;

- музыкальные инструменты.

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите!

Звучат русские народные наигрыши (микширование).

Учитель: Здравствуйте ребята! На дворе весна и сегодня мы будем говорить об одной из частей христианского культа, который касается каждого из нас в повседневной жизни – о православном, так называемом «детском» празднике «сороки». У русского народа существовала вера, что 22 марта, т.е. через 2 дня, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, а первая из них – жаворонок. «Сколько проталинок столько и жаворонков» - говаривали наши прадеды.

Ведущий 1: Весна! Всего пять букв в этом слове.

Ведущий 2: Весна! Какое красивое живое созвучие.

(Вместе)

Весна!!!

Ведущий 1: Присмотритесь, утром еще морозец или кружит легкий снег, но мы уже с удовольствием вдыхаем полной грудью воздух, желая ощутить весну в себе.

Ведущий 2: Присмотритесь, по-весеннему чирикают воробьи, а вон и сорока понесла всем новости, о чем?

Ведущий 1: Рассказали о весне звокие капели,

Спозаранку о весне песенку запели.

Ведущий 2: Если с крыши потекло и сугробы ниже, значит, солце припекло, убирайте лыжи.

Ведущий 1

Встрепенулся воробей высоко над крышей:

Я сегодня о весне раньше всех услышал.

Ведущий 2:

Что девчата приуныли?!
Давайте весну-красну встречать,
Песнями величать.

Выходит музыкант, говорит нараспев

Мы весну состречаем,
Мы красну состречаем,
Люли, люли состречаем!
Наши девочки игривы,
Веселые, веселые.
Стары бабушки сварливы,
Они на печке сидят
Все на нас воркотят.
Вы, бабушки, не воркотите,
Дайте нам погулять,
Да весну повстречать.
Входит девочка в наряде весны

Ведущий 1:
Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Ведущий 2:
Ой, весна красна!
Тепло летечко!
Что ты нам вынесла?


Весна:
Короб житушка,
Два пшеничушки,
Малым детушкам по яичушку,
Красным девушкам по перстенечку,
Старым старушкам по рублевику.
Дорогие мои! Принесла я вам и в этом году счастье, песни и множество цветов. Дружите, родные мои с трудом, песней, любите землю, уважайте ее, и она воздаст сторицей. Пусть счастье сопутствует вам во всем.


Ведущий 1:
Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито гyстое,
Жито гyстое, колосистое,
Колосистое, ядренистое.


Весна:
Все будет сделано. А сейчас время веселиться, песни петь, игры играть, танцы танцевать. Что-то ряженые долго не идут.

Звучит русский народный наигрыш, на сцену выходят  девочки-веснянки, каждая пришла с подарком (песня, танец, стих).

Учитель:

Вот так радосно встречали весну на Руси, но  случались потешные курьезы…

Звучит веселая песня, входят Музыкант с бубном и Петрушка.

Петрушка:
А вот и ребятишки! Здорово, парнишки! Бонжур, славные девчушки, быстроглазые вострушки! И вам бонжур, нарумяненные старушки, моложавые с плешью старички! Я ваш знакомый - мусью фон-гер-Петрушка! Пришел Вас с праздником поздравить.

Входит Цыган

Цыган: Здравствуй, мусью Петр Иванович! Как живешь - поживаешь, часто ли хвораешь?

Петрушка: А тебе какое дело? Уж ты не доктор ли?

Цыган: Мой знакомый француз Фома, который совсем без ума, говорит, что тебе хорошая лошадь нужна.

Петрушка: Это, брат дело, мне лошадь давно заводить приспело. Только хороша ли лошадь?

Цыган: Не лошадь, а диво: бежит - дрожит, спотыкается, а упадет - не подымается.

Петрушка: О-го-го! Вот так лошадь! Какой масти?

Цыган: Пегая с пятнами золотая, с гривою, лохматая, кривая, горбатая - аглицкой породы с фамильным аттестатом.

Петрушка: О-го-го! Такую-то мне и надо. Дорого ли стоит?

Цыган: По знакомству недорого возьму: триста.

Петрушка: Что ты дорого просишь?

Цыган: Сколько же дашь, чего не жалеешь?

Петрушка: Бери два с полтиной, да дубину с горбиной

Цыган: Мало! Прибавь ребятишкам хоть на молочишко.

Петрушка: Хочешь сто рублей?

Цыган: Экой скупой, прибавляй больше.

Петрушка: Хочешь полтораста с пятаком?

Цыган: Ну, делать нечего, по рукам - давай деньги.

Голос Петрушки из-за занавеса: Погоди капельку. Кошелек потерял.

Появляется с дубиной и начинает бить Цыгана

Петрушка: Вот тебе сто, вот тебе полтораста!

Цыган убегает: Лошадь совсем молодая. Ни одного зуба во рту нет, прощайте ребята, прощай, жисть молодецкая! Я уезжаю!

Из-за занавес: Тпру! Тпру! Стой, погоди! Тише, Васенька, а то упаду и голову сломаю! Вылетает: Ой, родимые, голубчики! Смерть моя пришла. Пропала моя головушка удалая!

Музыкант: Не тужи: еще не скоро!

Петрушка: Через двадцать лет, прямо в обед. Да зови скорей лекаря.

Музыкант: Сейчас приведу.


Весна: Здорово вы нас порадовали.

 Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла» В зал входят учащиеся 3 класса в народных костюмах  с«Солнцем и лучами»,  с испеченными «жаворонками». Дети хором исполняют заклички.

Дети:

Жаворонушки на соломушке,

Прилетите к нам, принесите нам,

Лето теплое, весну красную.

Нам зим-то надоела,

Надоела, уморила,

Ручки, ножки занозила.

Ай, кулик – клик!

Жаворонок – клик!

Ай, сел на воду,

Отморозил бороду!

Девочка:
Ау! Ау! Аукиваем!

Весну приаукиваем!

Мальчик:

Март, март, солнцу рад!

Девочка: Апрель, апрель, отворяй дверь!

Все:

Май, май, песню запевай!

Говорят, говорят. Ой, весна!

Уточки на улочке: кря, кря, кря!

Козочки у лозочки: Ме, Ме, Ме!

Свиночки на нивочке: хрю, хрю, хрю!

Овечки у речки: бе, бе , бе!

Конюшки на волюшке: и-го-го!

Народная игра «Солнышко»

Мальчик : давайте поиграем в «Солнышко». (приглашают гостей для игры, приглашают водящего).

Считалка:

Солнышко, выгляни

Красное высвяти.

Сядь на пенек

Опряди куделек.

Дети ходят по кругу парами, держась за разноцветные ленты, в центре на шесте – солнышко.

Все:

Солнышко, выгляни,Ю

Красное высвяти.

К нам на нивку иди

Ладить  косы и серпы.

Солнышко ведрышко

Выгляни в оконышко.

Там твои детки кушают конфетки,

А тебе –то не дают,

Всем ребятам раздают.

Водящий:

Раз, два не воронь

А беги как огонь.

Пара которая оказалась ближе к водящему по его сигналу опускает ленту, бегут в разные стороны по кругу. Кто придет позже тот и водящий. Игра повторяется.

Учитель:

 В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть.  По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День сорока мучеников Севастийских, на языке народа носит название «Сороки», а иногда «Кулики».

В этот день по мнению крестьян, прилетают из теплых стран 40 птиц, и первые из них – жаворонки.

Сороки, с полным основанием, можно назвать детским праздником: еще накануне женщины месят тесто, пекут 40 шариков и «жаворонков». Шарики по – одному выбрасывают каждый день в окошко. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.

«Жаворонки»  раздавали детям. Те бежали на улицу в народных ярких костюмах на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликивать жаворонков, а с ними и весну.

«Птичек» обычно съедали. А «головки» отдавали матери, с пожеланиями богатого урожая.

Иногда в «жаворонки» запекали кольцо или монетку. Найдешь кольцо – быть свадьбе. Монетку  - на весь год богатым и счастливым будешь. Так же выбирали первого засевальщика.

Ведущий: ходи, народ солнышко встречать, мороз прогонять! (Берет в руки 40 испеченных шариков)

Все:

Мороз, красный нос.

Вот тебе хлеб  и овес.

А теперь убирайся.

По добру по здорову.

Мальчик:

Зимушку с почетом проважаем

Добрых дел ее не забываем.

Встретиться с зимою, мы желаем,

После осени к себе вновь приглашаем.

Все:

По обычаям российским

От души поклон вам низкий.  (кланяются в пояс)

Раздают жаворонков, гости ищут в них монетки, звучит смех и веселая мелодия.

Учитель: домашнее задание. 22 марта замесите дома с мамой тесто, испеките «жаворонков», угостите своих родных, соседей. И пожелайте им счастливой весны и лета.

Все участники представления вместе:

А мы вам сейчас желаем – мира, хлеба и тепла!

Звучит веселый русский наигрыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический праздник для учащихся 1-2 классов МКС(К)ОУ школы-интернат VIII вида "Весеннее настроение"

Логопедический праздник разработан для учащихся 1-2 классов коррекционной школы VIII вида в рамках логопедической недели.Цель: повысить интерес  к логозанятиям.Задачи:- развивать навыки выразител...

Учебная презентация к УМК Верещагина И.Н. Афанасьева О.В. "Английский язык 5 класс" по теме "Сколько стран, столько и обычаев"

Учебная презентация к УМК Верещагина И.Н. Афанасьева О.В.  "Английский язык 5 класс" по теме "Сколько стран, столько и обычаев" может быть использована для отработки навыков устной речи и как наг...

Занятие "Сколько людей - столько личностей"

Занятие рассчитано на воспитанников 9-13 лет. Цель:  уточнить знания воспитанников о понятии «личность человека», продолжать работу по формированию адекватной самооценки, осознанию своей инд...

Сценарий праздника Весеннее настроение

Школьный праздник. Разработка....

Сценарий театрализованного праздника «Весеннее настроение» для детей ОВЗ

Сценарий театрализованного праздника для детей ОВЗ....

Весеннее настроение сценарий весеннего праздника в ДШИ с участием родителей

Весеннее настроениесценарий весеннего праздника учащихся  ДШИ с участием родителей...

Практика "Сколько профессий-столько дорог"

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном э...