Казачьему роду нет переводу
методическая разработка (10 класс) на тему
Знакомство с обычаями и традициями Донского казачества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachemu_rodu_net_perevodu.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение
Ростовской области
«Таганрогская санаторная школа-интернат»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: «Казачьему роду нет переводу»
Сюжетно-игровая программа
Преподаватель: Глухова Л.С.
г. Таганрог
2014 год
Казачьему роду нет переводу
Сюжетно-игровая программа
Звучит песня «Мужская работа»
План – конспект
сюжетно-игровой программы
преподаватель: Глухова Л.С.
Место проведения: ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат», Групповая комната 5 отряда
Дата проведения: 14.02.2014г.
Тип занятия: открытое
Форма работы: групповая
Тема: «Казачьему роду нет переводу»
Цели:
1. Знакомство с традициями Донского края и обычаями казаков.
2. Уважение к народному творчеству.
Задачи:
Образовательные
Формировать представления о традициях Донского края и обычаях казаков;
Познакомить с такими понятиями Донской край, обычаи и традиции;
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к себе и окружающим.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Развивать коммуникативные навыки.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие
Совершенствование сенсорной сферы
развитие образного логического мышления
развитие его пространственных представлений
развитие конструкторских и творческих способностей
развитие памяти, воображения, внимания и речи
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, телевизор.
Слово воспитателя:
Всегда Россия гордилась своими воинами и солдатами, и генералами. Легендарный полководец А. Суворов считал, что лучше нет русского солдата, он сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет.
Русский солдат славой богат. Это Россия почти 10 веков назад встала на пути татаро-монгольских полчищ и заслонила собой Европу. Из России с позором бежал Наполеон, который к 1812 г. завоевал полмира. Это наши солдаты освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. Афганистан и Чечня, опалённые войной…
Звучит музыка «Ордена не продаются»
День нашей Армии сегодня,
Сильней её на свете нет,
Привет защитникам народа,
Российской армии – привет!
Ведущей 1. 23 февраля… Празднику уже более 90 лет.
Более девяносто лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра.
В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной Армии, впоследствии он был переименован в день Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Ведущей 2. В настоящее время он празднуется как День защитников Отечества. Издавна в России профессия военного была – одной из самых уважаемых и почетных.
Служить Отечеству – это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство нашей Родины.
Ведущей 1. Не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат.
Советская армия в 1945 году разгромила Войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.
Ведущей 2. А в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России.
И всегда руководствуется лучшими военными традициями наших предков.
Ведущей 1. В летопись борьба за свободу и независимость Родины славные страницы вписали и наши земляки – сыны и дочери Дона.
19 мая 1887 года Таганрог был присоединён к Области Войска Донского.
Из Миусского округа и Таганрогского градоначальства был образован Таганрогский округ с центром в г. Таганроге.
Ведущей 2. Крымская война 1853 года…
Англо-французское командование решило нанести удар по портовым городам Приазовья…
В мае 1855 года англо-французская эскадра с большим числом десантных войск вошла в Азовское море и 22 мая появилась у Таганрога.
К тому времени все вооруженные силы города состояли из гарнизонного полу батальона и небольшого отряда Казаков.
Защитники Таганрога встретили врага оружейным огнём, а затем в рукопашной схватке на набережной и на ступенях каменной лестницы обратили его в бегство.
Ведущей 1. Во время Великой Отечественной войны мужественные казаки вместе со всем советским народом отважно бились с врагом.
225 наиболее отважных сынов Дона удостоены звания Героя Советского Союза. В наши дни казаки охраняют рубежи нашей Ростовской области, участвуют во всех мероприятиях, проводимых в области и за её пределами.
Ведущей 2. Наш сегодняшний вечер проходит под девизом «Казачьему род нет переводу»
На нашем вечере присутствуют почетные гости. (Вручение цветов ветеранам).
Звучит казачья походная мелодия.
(На сцене – угол куреня, покрытого соломой, плетень с подсолнухами)
Входят казак с казачкой.
Казачка. День вам добрый, народ честной! (Кланяется)
Казак. Здравия желаю! (Берет под козырек)
Казачка. Эй, кто тут будет казачьего роду – племени?
Казак. Признавайтесь, у кого в роду казаки были?
Выходи вперед!
Казачка. Кто считает себя вольным человеком? (Ждет ответа зрителей).
А знаете ли вы, что «казак» - слово тюркского происхождения и означает «вольный человек»?
Весь вольный люд мужского пола приглашаю на нашу игру, а девчат прошу не обижаться
Казак. Да ты, Марина, сначала проверочку сделай, какие они такие казаки?
Да что про казачество знают?
Казачка. Я, Ян Олегович, вопросы приготовила.
Девчат же прошу своим казакам помогать.
Звучит музыка «Как Донские казаки»
- Назовите имена предводителей казачества (Ермак).
- На какое время присваивалось звание (казак) и передавалось ли оно по наследству? (пожизненно)
- с какого времени юношу призывали на службу? (17 лет)
- Что должен был иметь призванный на службу молодо казак? (Коня, обмундирование, оружие)
- Как называется населенный пункт, село, где проживали казаки? (Станица)
- Как называется небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)
- Как называется командир, возглавляющий казачье войско в станице? (Атаман)
- Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, казначей, урядник, воевода)
- Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе?
(Шашка)
(Казак после каждого правильного ответа подбадривает окружающих, подзывает к себе).
Казачка. Всех, кто ответил на мои вопросы, прошу выйти на казачий круг.
(Выходит чётное количество играющих, если не набирается, казак или казачка приглашают наиболее активных зрителей).
Казак. А ну, казаки, стройся!
Звучит музыка
Казачка. Первый ряду у нас будет казачий караул (Название выбирает команда) Станичники.
Второй ряд – казачий караул (название) Казаки – молодцы!
Казак. Ты глянь, Марина, чем не бравые казаки получились! Жениха-то себе приглядывай, не забывай, зачем приехала!
Казачка. (Смущенно) Да ну вас, Ян Олегович, скажите тоже!
Есаул. (К зрителям и играющим)
Все же у меня сумленье –
К молодому поколению….
Казак. А какое, говори!
Есаул. Есть ли здесь богатыри?
Казаки не захирели?
Казак. Тоже скажешь, в самом деле
Енто ты совсем зачах.
А у них сажень в плечах
А ну, ребята, выходите,
Свою удаль покажите!
Есаул. (К зрителям и играющим)
Наши казаки на большие праздники устраивали смотры, не которых проверяли выучку казака, сноровку, ловкость, смекалку, удаль молодецкую.
А уж бабам, девкам, радость какая, если её казак хорошо показался, разговоров на год до следующего смотра.
Звучит музыка М. Шуфутинского.
Казачка. (На фоне музыки казачка читает)
Любит каждый человек –
Праздник силы всякой.
От того и хлеще всех
И в труде и в драке!
И в привычке у него –
Издавна извечно…
За лихое удальство
Уважать сердечно…
Музыка продолжает звучать громко.
Казак. Устроим и мы свой смотр.
Покажем народу, Что кровь казачья не остыла.
Судить я буду на бабки.
Казак, выполнивший задание, которое будем давать, получает бабку в кассу своего караула.
Казачка. Кассой будут кисеты у меня на поясе. Цвета разные означают, чей будет кисет, какому караулу принадлежит.
(Звучит сигнал на смотр)
Есаул. Вот вам, казаки, первое испытание!
Кто большее количество раз поднимет гирю.
Под музыку проводят состязание. Выбирают из команды по одному человеку. Кто больше сделал подъёмов тот и выиграл.
Казак. А кто сможет пройти по бревну и удержаться?
(Казачка раскладывает бабки по кисетам)
Есаул. Наше третье задание на смотре казачьих караулов будет умение казака пользоваться нагайкой.
Казак. Нагайка в руках умелого казака – сильное оружие!
Казачка. Условие моё такое: нужно нагайкой сбить городок со стула, не уронив его.
(Отдает нагайку караулам. Ставят стулья, на них ставят кегли. Кто быстрее и точнее нагайкой собьет кегли, тот и победитель. Звучит быстрая музыка. Казачка подводит итоги, благодарит.)
Казак. На следующее задание приглашаю помериться силой молодецкой. Условия следующие: вот ваш круг (показывает на обруч) Вот орудие игры – палочка. Необходимо встать соперникам в круг, взяться за полочку обеими руками и постараться выдернуть соперника из круга. Победитель получит 5 бабок.
Встали, начали!
Звучит музыка «Как за Уралом..»
Есаул. А саблей могут ли владеть?
(Выходит казачонок и демонстрирует владение саблей. Звучит музыка.)
Есаул. Как бывало в старину: сядет казак на коня, разгонится и на полном скаку выхватит шашку из ножен – и перерубает лозу под корень
Одно слово – Огонь!
Казачка. Предлагаю собрать на скаку предметы.
(Выносит два обруча)
Одев на себя обруч на высоту опущенных рук, передвигаясь скачками, собрать городки, расставленные по каждому караулу.
Казак. Ну, поскакали!
(Звучит быстрая музыка «Как Донские казака»
Казачка раскладывает бабки по кисетам.
Подводит итоги.)
Казак. Молодость нас убедила, кровь у них донская в жилах!
Казачка. Каждый казачий смотр начинается и заканчивается строевой песней, что я и предлагаю каждому караулу сделать в этом задании.
Вам необходимо исполнить свою песню (куплет), но с обязательным условием: Содержание должно быть казачьим. Готовьтесь!
Звучит фонограмма песен о казачестве.
Казачок 1. А я хочу поиграть с болельщиками.
Умение поговорить, побалагурить в казачьей среде ценилось очень высоко, т.к. большую часть жизни казаки были в походе.
Моя игра на смекалку:
Я говорю вам начало пословицы, поговорки, а ваша задача – продолжить её. Ваши ответы – это бабки в кассу того караула, который вы будете называть.
(Работают с залом)
Казачок 2.Спасибо! В кассе караула_____ (название)____ бабок.
В кассе караула_____ (название)______ бабок.
Казак. Марина, а жениха-то присмотрела?
Казачка. (С укором и смущением) Ян Олегович….
Казак. Все, терпение моё кончилось, опять без жениха домой вертаться! Следующую игру я проводить буду…
(к играющим)
А ну-ка, казаки, становись полукругом. Танцевать будем.
Кто марину перетанцует, тому мой особый приз и Марина….
(Звучит плясовая песня. Казачка выводит всех на пляску. По окончанию танца Казак награждает казака.)
Есаул. Ну, ты, паря, молодец!
А как Марины? … Ну, после поговорим…
Что ж, спасибо всем на том…
Знать, силен наш Тихий Дон.
Порох есть в пороховницах,
Есть орлы в донских станицах!
Казак. Дорогие земляки! Удалые молодцы!
Вечер наш к концу подходит.
Речь гутарить не с руки.
Мы без слов про всё сказали
Вам сегодня доказали:
Что течет, в конце концов,
В жилах наших кровь донцов…
Казачка.
Что казачьей нашей славы
Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем,
Свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады:
Песни, пляски и обряды!
Словом, казаки во всём!
Есаул.
Смотр казачьих караулов окончен.
Казачка.
По итогам кассы казачий караул _______ набрал ___ бабок.
Казачий караул_________ набрал_____ бабок.
Победил казачий караул ______.
Казак. Мы благодарим всех участников нашего казачьего смотра-конкурса, который показал, что казачьему роду – нет переводу!
Есаул. Словом, казаки во всём…
Так давайте же споём
На прощанье грянем вмести
Всем любимую нам песню
«Как за Доном, за рекой»
Как за Доном, за рекой
За высоким дубом
Расставалась казачка с парнем черночубым.
Расставались они в поле у Ростова.
Обнимала на ветру конника лихого!
Ой, да, ой, да, да, ой да.
Обнимала на ветру конника лихого!
Ой, да, ой, да, да, ой да.
Обнимала на ветру конника лихого!
Список литературы:
- «Организация внешкольного досуга», 1-11 классов, Изд. 2-е,– Ростов-на-дону: Феникс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Казачьему роду нет переводу!"
Сценарий выступления на конкурсе "Алло! Мы ищем таланты!".Участники - члены школьного танцевального коллектива "Акцент" и вокальной группы "Школа".Программа составлена для кадетов казачьего класса МОУ...
Мероприятие в казачьем классе "Казачьему роду, нет переводу!"
Цель мероприятия: -знакомство учащихся с историческими фактами освоения Кубани, казачеством, историей заселения казаками станицы Ольгинской её историческими личностями, стоявшими у истоков ...
казачьему роду нема переводу
Аннотация.Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим научным и практическим интересом к историко- культурному наследию Кубани. В настоящее время значительно возрос интерес молодого ...
Классный час на тему «Славные казачки» (Из цикла «Казачьему роду нет переводу!»)
Расширить знания учащихся об истории, традициях, обычаях казаков; показать роль женщин-казачек в истории и культуре казачества....
игра "Казачьему роду нет переводу"
классный час «Казачьему роду нет переводу» разработан для учащихся младших классов основной школы (5 – 7 классы). Обучающиеся этого возраста хотят быть активными участниками мероприятий, а не пассивны...
Казачий праздник "Казачьему роду- нет переводу"
Казачий праздник "Казачьему роду -нет переводу"...
Сценарий игры"Казачьему роду нет переводу"
Материал для игры 5-7 классов...