игра "Казачьему роду нет переводу"
классный час по краеведению (6 класс) на тему
классный час «Казачьему роду нет переводу» разработан для учащихся младших классов основной школы (5 – 7 классы). Обучающиеся этого возраста хотят быть активными участниками мероприятий, а не пассивными слушателями. Поэтому учитель применяет активные формы обучения, такие как работа в малых группах, игровые методы. Учитель использует различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: игровое проектирование, исследовательская задача, моделирование ситуаций. Ученики развивают способности решать проблемы на основе собственного, социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_stsenariy_kazacheiu_rodu_net_perevodu.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Сценарий классного часа
«Казачьему роду нет переводу»
Слайд 2 - 3. Звучит песня о Кубани: «Ты, Кубань, ты наша Родина»
Вводное слово учителя: Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох.
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох!
Кубань по праву можно назвать горной дорогой истории, обетованным краем и великим перекрёстком, где сходились пути многих племён и народов.
Это отложило отпечатки на современный период истории нашего края. Зная прошлое, мы создаём свою сопричастность с историей.
Краеведение неотъемлемая часть общей культуры человека. Чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства», чтобы сохранить добрые обычаи, весёлые праздники, чтобы лучше использовать природу, чтобы и через 300лет пели птицы, цвели цветы, текли реки, чтобы с бабушками петь старинные песни – нужно знать свой край.
Вы будете изучать наш край по географии и истории, литературе, биологии. И будете узнавать всё больше и больше…
А сегодня я приглашаю вас в путешествие!
1 ученик: Горных рек перекаты,
Пламя алых закатов,
Серебро полей
На Кубани моей
2 ученик: Заиграли зарницы,
В небе синие птицы,
Караван журавлей
Над Кубанью моей
3 ученик: Море спелого хлеба,
Бирюзового неба,
Шум степных кораблей
На Кубани моей
4 ученик: Эту песню свою
Об отчизне пою,
О раздолье полей,
О Кубани моей.
Помощник ведущего:
Когда казаки высадились на территории нашего края, их встретила бескрайная степь, да высокие горы. Ни каких тебе дорог, жилищ, городов.
Вот этим казакам и предстояло поставить крепости, распахать поля – освоить этот край. И для того чтобы справиться с этой задачей они должны были обладать недюжинной силой, смекалкой, иметь знания о природе. А как у вас с этим?!
Слово «курень» имеет несколько значений. Одно из них – единица войска. Так вот здесь мы видим 4 куреня, которые и будут осваивать наш край. Курень жил самостоятельно, независимо от условий. Сами лечились, питались, ткали, шили, веселились.
И так в путь.
Слайд 4. Звучит песня: «Ой, да вспомним, братцы, мы кубанцы»
Слайд 5. I. Конкурс «Кухня казака»
Учитель: Перед дорогой надо как следует подкрепиться.
Условие: за 3 минуты составить меню из растений, которые широко представлены на Кубани. В растениях можно использовать листья, стебли, корни, семена, ягоды, цветы.
Капитаны команд выбирают карточки.
4 карточки:
1 | 2 | 3 | 4 |
крапива | одуванчик | каштан | папоротник |
ревень | тополь | рогоз | цикорий |
Предполагаемые ответы:
1 | 2 | 3 | 4 |
суп (борщ), биточки, салат | салат, компот | жарить или варить, мука (лепёшки), суп | стебли варить, корни жарить, головки мариновать |
стебли отварить, как овощи, варенье | мука (лепёшки) | стебли молоть, варить, корни (очистить от кожуры, натереть, и есть или варить, можно получить сахар), жёлтая цветочная пыльца – пропирать хлеб и пропарить! | кофе |
Слайд 6. II. Конкурс «Зелёная аптека».
Учитель: После боя (или такого обеда) нам понадобиться «Зелёная аптека».
Условие: Отгадать какое лекарственное растение показано на открытке. Нужно назвать, как оно применяется (от чего) и как готовить. Что-нибудь об этом растении рассказать. Капитаны команд выбирают карточки.
Предполагаемые ответы:
1 | 2 | 3 | 4 |
Ромашка | Шалфей | Мята перечная | Чабрец |
Противовоспалительное, спазмолитическое, противоаллергическое, потогонное | Полоскание полости рта, наружно при ранах, ожогах, обморожении | спазмолитическое, желчегонное, при тошноте | Болеутоляющее, отхаркивающее, Наружно при кожных заболеваниях |
Слайд 7. III. Конкурс «Кубанские праздники».
Учитель: А теперь проверим, знаете ли вы кубанские праздники, которые очень любили в старину, да и сейчас справляют. Команда должна отгадать о каком празднике идёт речь в тексте.
1) Зимний вечер. На улицах страницы темно. Детей начинают собирать к их крёстным родителям. Мать поставить в узелок тарелку с кашей, украсив её сухофруктами и карамельками, по краям положит пирожков. Всю «вечерю» увяжет в чистый белый платок.
Во время праздничного застолья раздаётся стук в окошко. В тусклом вечернем свете можно рассмотреть пять или шесть маленьких фигур.
«Заходите в хату», приглашает хозяйка. Мальчик 5-7 лет смущённо проталкиваются в дверь.
Я маленький холопчик,
Влез на столбчик,
Христа забавляю
А хозяина с хозяйкой
С праздником поздравляю!
Ответ: Это ночь под Рождество
2) В домах готовили много вареников с творогом, пекли горы блинов и оладий. Рано утром в хаты холостяков или засидевшихся невест заходили замужние женщины и с нравоучением привязывали молодым « колодки » - сучок, украшенный цветком. « Колодка » говорила об обузе для всей общины. Парни должны были откупиться щедрым угощением. Обычай этот, способствовал заключению браков, и к началу полевых работ молодых семей заметно прибавлялось.
Последний день этого праздника в народе называли Прощеный день. В этот день принято приходить в гости к родителям, родственникам, соседям и просить прощения за все обиды, причиненные в прошлом году.
Ответ: Масленица
3) Этот праздник всеобщего богослужения, после которого люди шли на кладбище помянуть умерших родственников. Здесь же обедали и возвращались домой, одаривали нищих, которые считались людьми угодными богу. На каждом краю станицы устраивали качели, на них парни катали девушек. А на центральной площади располагалась круговая карусель « коника » - любимое развлечение ребятишек. Расплачивались за карусели крашеными яйцами. Девушки водили хоровод и пели песни.
Ответ: Пасха
4) Готовились к празднику заранее, по полям собирали душистые травы: чабрец, мяту, мобисток, рубили, ветки клёна, ясени. Полы домов устилали травами, а на воротах, у порога ставили зелёные ветки. Считалось. Что зелёная растительность должна предохранить подворье от злых духов. Кроме того, обычай посыпать пол травами имел и рациональный смысл, так в доме выводились вредные насекомые.
Гулянья проходили в лесу (на природе) до позднего вечера, но с одним условием: на них запрещалось употреблять спиртные напитки. Чаще всего пили «узвар» - компот из сухофруктов.
Ответ: Троица
Слайд 8. IV. Конкурс атаманов.
Учитель: Пришло время проверить наших атаманов на сообразительность
Условие: придумать как можно больше слов от слова «Казачество».
Слайд 9. V. Конкурс инсценированной кубанской песни.
Учитель: Казаки умели и любили отдыхать. Я предлагаю конкурс инсценированной кубанской песни.
Курени показывают домашнее задание.
Примеры песен для инсценировки, которые знакомы учащимся:
- « По Дону гуляет »
- « Ой, цветёт калина »
- « Как хотела меня мать »
- « Зелёный дубочек »
Слайд 10. VI Конкурс «Легенды и сказки».
Учитель: Раньше не было телевизоров, и казаки развлекали себя сами. На привале, около костра неспешно лилась простая речь, прерываемая взрывами смеха или многозначительным цоканьем. А какие легенды, сказки, байки знаете вы? Можно самим придумать рассказ о жизни казаков.
Примеры легенд, которые знакомы учащимся:
- « Клад Суворова »
- « Лаго – Наки »
- « Хитрый казак »
- « Курень »
Примеры игр:
Игры тренируют память, развивают кругозор. Если останется время или между конкурсами можно провести следующие игры:
1)Я знаю пять названий: - городов
- рек
- животных
- станиц
- рыб
2) Кто больше назовёт: - улиц нашего города
- одежды казаков
- праздников
- домашней утвари
3) « Раз, два, три…» улицы назови:
лекарственные растения
птиц
имена атаманов
Слайд 11. Заключительное слово учителя
Знакомство ребят и гостей с оформлением праздника.
Подведение итогов.
Кубань – мой край
Журчит родник по горным склонам
Блестит водою ключевой
Кубань – река берёт начало,
Орошая всё своёй водой.
И я над берегом стою.
Ветер шумит пронзительно
В кубанском я опять краю
Где славно всё и удивительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Казачьему роду нет переводу!"
Сценарий выступления на конкурсе "Алло! Мы ищем таланты!".Участники - члены школьного танцевального коллектива "Акцент" и вокальной группы "Школа".Программа составлена для кадетов казачьего класса МОУ...
Мероприятие в казачьем классе "Казачьему роду, нет переводу!"
Цель мероприятия: -знакомство учащихся с историческими фактами освоения Кубани, казачеством, историей заселения казаками станицы Ольгинской её историческими личностями, стоявшими у истоков ...
Исследовательская работа к 300-летию Кубанского казачества "Казацкому роду нэма переводу"
Описание исторических памятников кубанским казакам....
казачьему роду нема переводу
Аннотация.Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим научным и практическим интересом к историко- культурному наследию Кубани. В настоящее время значительно возрос интерес молодого ...
Классный час на тему «Славные казачки» (Из цикла «Казачьему роду нет переводу!»)
Расширить знания учащихся об истории, традициях, обычаях казаков; показать роль женщин-казачек в истории и культуре казачества....
Казачий праздник "Казачьему роду- нет переводу"
Казачий праздник "Казачьему роду -нет переводу"...
Сценарий игры"Казачьему роду нет переводу"
Материал для игры 5-7 классов...