Классный час на тему «Славные казачки» (Из цикла «Казачьему роду нет переводу!»)
классный час по краеведению (7 класс) на тему
Расширить знания учащихся об истории, традициях, обычаях казаков; показать роль женщин-казачек в истории и культуре казачества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_slavnye_kazachki.docx | 297.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему
«Славные казачки»
(Из цикла «Казачьему роду нет переводу!»)
Класс:7
Возраст: 12-13 лет
Подготовила:
Классный руководитель 7 класса
МОУ гимназии №1
Лушникова Юлия Сергеевна
г. Миллерово
2014г.
Классный час на тему
«Славные казачки»
Цели: 1. Расширить знания учащихся об истории, традициях, обычаях казаков; показать роль женщин-казачек в истории и культуре казачества.
2. Развивать стремление сохранить историческое и духовное наследие, оставленное казаками; формировать у учащихся сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
3. Воспитывать чувство патриотизма, национальной общности.
Оборудование: компьютер, экран с проектором, мольберты, листы ватмана, маркеры, минусовка и тексты казачьей песни.
Ход классного часа:
1. Здорово ночевали! Это известное казачье приветствие. Как ни странно, однако, с начала возрождения казачества из всего, что говорят о нем, почти ничего не сказано о славных женщинах-казачках, на которых с давних пор была возложена главная обязанность в создании благополучия казачьей семьи.
В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины - казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети и - казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить.
Весь дом, все имущество, все хозяйство приобретено и держится только ее трудами и заботами.
Постоянный труд и заботы, легшие на ее руки, дали особенный самостоятельный мужественный характер и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера.
Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. Исторические исследования открывают для нас множество примеров воинской доблести женщин-казачек не раз становившихся на пути врага рядом со своими отцами, мужьями и сыновьями, управлявшихся иной раз с конем и шашкой получше иных мужчин.
Если Запорожская Сечь действительно была исключительно мужским воинским лагерем, куда женщине не было ходу, то у донцов, кубанцев и терцев издревле казачка была не только верной спутницей жизни, хозяйкой в доме, но и бойцом. Казакам веками приходилось не только охранять границы России и совершать лихие походы на супостатов, но и защищать свои станицы от набегов врага. В таких оборонах казачки помогали мужчинам, заряжая ружья, вынося и перевязывая раненых. Но случалось и так, что казаков в станице не оказывалось или защитники гибли в бою, тогда казачки, вместе со стариками и подростками, сами вступали в бой, с детства умея и стрелять из ружья и защитить себя кинжалом. Веками на невольничьих рынках Крымского ханства и Турции продавали русских, малороссийских и польских полонянок, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца.
В 1641 году, когда огромное турецкое войско осадило удерживаемый казаками Азов, рядом с мужчинами дрались на стенах 800 казачек. Многие из них пали в сражении.
Казачка сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.
2. Кстати говоря, история костюма казачки очень интересна и может рассказать об истории развития самого казачества. Именно на эту тему я приготовила для вас одно интересное задание. Все мы живем на территории бывшего Войска Донского, а значит, многих можно смело назвать казачками, которые любят красивые и яркие наряды. Я предлагаю вам на несколько минут стать модельерами и придумать наряд для современной казачки с опорой на исторические сведения. (Желающие (3 участника) создают эскиз женского казачьего костюма). На это вам отводится 2 минуты.
Характер и особенности женской одежды историки объясняют происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. Одни попали сюда в качестве пленниц - ясырок — татарки, турчанки, ногайские женщины. Другие были привезены из русских селений.
Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: "Казачки городка Черкасск одеваются по-восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи".
Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки.
В 18 веке на Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки и кружева. Магические знаки вышивки располагали на груди, руках и голове, оберегая и защищая от злых духов. По мере изнашивания одежды кружева срезали и хранили отдельно, передавали по наследству или пришивали на новую одежду.
Популярным на Дону был сарафан, который назывался кумашником. Его шили из холста, крашенины, пестряди, парчи и украшали кружевом, яркими лентами, бусинами, галунами и бахромой.
С развитием жизни развивался и наряд казачьей женщины. К 20 веку на смену широким шароварам и длинным сарафанам пришли удобные костюмы-парочки, которые подчеркивали красоту и стать казачек.
Ну, а теперь давайте посмотрим, какие же наряды, по мнению наших модельеров, должны носить современные казачки.
3. Несмотря на все тяготы и лишения, заботы и труды, которые ложились на хрупкие плечи женщин-казачек, они оставались женственными, могли с задором веселиться, петь, танцевать, ходить в гости, отмечать праздники. Каждое событие в их жизни сопровождалось песней, в которую они вкладывали душу. Я хочу, чтобы вы послушали одну из них и почувствовали те эмоции, которые казачки переживали, провожая казаков в военные походы.
4. А теперь, как настоящим казачкам, в чем я абсолютно не сомневаюсь, я предлагаю вам всем вместе спеть очень известную, задорную казачью песню о казачке. Перед вами лежат тексты песни, да и музыку все вы знаете. ( Звучит песня «Пчёлочка златая».)
5. Подводя итог сказанному, и в преддверии праздника, Дня матери-казачки, я хочу пожелать всем женщинам оставаться сильными и хрупкими, надежными и беззащитными, мужественными перед трудностями и женственными в кругу семьи. Счастья и удачи!
Пчелочка златая
А пчелочка златая, что же ты жужжишь?
А пчелочка златая, что же ты жужжишь, жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
А ёколо летаешь, а прочь не летишь,
А ёколо летаешь, а прочь не летишь, летишь.
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.
А у моей у Любы русая коса,
А у моей у Любы русая коса, коса.
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса.
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса.
А лента голубая ниже пояса,
Лента голубая ниже пояса….яса
Жаль, жаль, жалко мне,
Ниже пояса,
Жаль, жаль, жалко мне,
Ниже пояса.
А пчелочка златая, что же ты жужжишь?
А пчелочка златая, что же ты жужжишь, жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Казачьему роду нет переводу!"
Сценарий выступления на конкурсе "Алло! Мы ищем таланты!".Участники - члены школьного танцевального коллектива "Акцент" и вокальной группы "Школа".Программа составлена для кадетов казачьего класса МОУ...
Мероприятие в казачьем классе "Казачьему роду, нет переводу!"
Цель мероприятия: -знакомство учащихся с историческими фактами освоения Кубани, казачеством, историей заселения казаками станицы Ольгинской её историческими личностями, стоявшими у истоков ...
казачьему роду нема переводу
Аннотация.Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим научным и практическим интересом к историко- культурному наследию Кубани. В настоящее время значительно возрос интерес молодого ...
игра "Казачьему роду нет переводу"
классный час «Казачьему роду нет переводу» разработан для учащихся младших классов основной школы (5 – 7 классы). Обучающиеся этого возраста хотят быть активными участниками мероприятий, а не пассивны...
Казачий праздник "Казачьему роду- нет переводу"
Казачий праздник "Казачьему роду -нет переводу"...
Сценарий игры"Казачьему роду нет переводу"
Материал для игры 5-7 классов...
Внеклассное мероприятие по кубановедению на тему «Казачьему роду – нема переводу»
Внеклассное мероприятие посвященное духовной культуре казачества....