РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО РОЖДЕСТВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 СЕНТЯБРЯ)
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
Цели:
обучающие:
расширить знания и представления учащихся об истории возникновения праздника Рождества Пресвятой Богородицы;
познакомить детей с основными событиями жизни Иоакова и Анны, Пресвятой Богородицы, понимать смысл послушания, смирения, любви;
способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни учащимися через знакомство с миром иконографии
воспитательные:
воспитывать любовь к своему народу, народным традициям;
приобщить к истории православной культуры;
воспитывать уважение и бережное отношение к матери;
расширить кругозор; стремление узнать новое.
развивающие:
развивать чувство долга и ответственности, заботы о маме;
способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы;
развивать у учащихся познавательные интересы, творческие возможности, творческую инициативу;
учить работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими;
воспитывать наблюдательность, воображение, образное мышление;
воспитывать культуру речи;
Форма занятия: праздник, включающий в себя проблемно-поисковое задание, выступление ведущих с мультимедийным сопровождением, предварительно подготовленные сообщения и выступление учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rozhdestvo_presvyatoy_bogoroditsy.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка» Рождество Пресвятой Богородицы (конспект внеклассного занятия, проведённого в рамках Недели православной культуры по теме «Православные праздники») Подготовила учитель истории Воронина Л.С. с.Дмитряшевка, 2016г. |
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО РОЖДЕСТВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 СЕНТЯБРЯ)
Цели:
обучающие:
расширить знания и представления учащихся об истории возникновения праздника Рождества Пресвятой Богородицы;
познакомить детей с основными событиями жизни Иоакова и Анны, Пресвятой Богородицы, понимать смысл послушания, смирения, любви;
способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни учащимися через знакомство с миром иконографии
воспитательные:
воспитывать любовь к своему народу, народным традициям;
приобщить к истории православной культуры;
воспитывать уважение и бережное отношение к матери;
расширить кругозор; стремление узнать новое.
развивающие:
развивать чувство долга и ответственности, заботы о маме;
способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы;
развивать у учащихся познавательные интересы, творческие возможности, творческую инициативу;
учить работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими;
воспитывать наблюдательность, воображение, образное мышление;
воспитывать культуру речи;
Форма занятия: праздник, включающий в себя проблемно-поисковое задание, выступление ведущих с мультимедийным сопровождением, предварительно подготовленные сообщения и выступление учащихся
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, костюмы, выставка книг и рисунков.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слово учителя:
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый двунадесятый (от славянского «дванадесять» — двенадцать) православный праздник церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придёт на землю Христос, Спаситель мира. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), является непереходящим и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.
Родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась. В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нём, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”
В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов — остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребёнке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал её и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнёшь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Неё благословятся все роды земные. Нареки Её Мария.”
Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”
Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнёт и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”
Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников. Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу всё, возвещённое им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме, возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Её.
Ученик 1: Рождество Пресвятой Богородицы в истории
Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439–446). В VII–VIII веках в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.
Ученик 2: Рождество Богородицы. Иконы
Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI–ХII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна в красном мафории на высоком ложе, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу — сцена омовения младенца. К Анне подходят три женщины с дарами. Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким.
Ученик 3: Празднование Рождества Богородицы на Руси
Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII–XIV веках в Боголюбово и Владимире, в Суздале, Новгороде, Пскове. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига было отражено в массовом строительстве храмов, посвященных богородичным праздникам. Рождеству Богородицы был посвящен собор Бобренева монастыря (1381) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря.
Ученик 4: Праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции
По народному преданию, время, ближайшее к двунадесятому празднику Рождества Пресвятой Богородицы, называли Оспожники, Спожинки или Госпожинки. Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году. При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. Деревенское «пировство», приуроченное к празднествам церковного цикла, проходило в период от Успения Богородицы и до Покрова. Пир разворачивался по всем законам гостеприимства: варили пиво согласно количеству гостей, резали овцу или барана, готовили яства из говядины, голову и ноги быка использовали для студня, доставали рыбу из кулебяки, а также, несмотря на то, что праздничный день был скоромным, пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки. За день или за два до праздника дети созывали родственников на пир, отдавая предпочтение тем, кто готов оплатить угощение на своем празднике. Исключение делалось для зятьев, особенно молодых: ни тесть, ни тёща не обходили их приглашением, даже если сами не рассчитывали на ответное. Было очень важно, чтобы между зятьями и свекром и свекровью дочери существовали добрые отношения, как в пословице: «Не для зятя-собаки, а для милого дитяти». Сват и сватья у тестя и тещи их сына были самыми важными гостями, которые и садились за стол в передний угол, под самые образа. Более широким и разнообразным деревенское веселье было в той местности, где были храмы в честь Рождества Богородицы, тогда в этих селениях проходили различные ярмарки, приуроченные к празднику.
Выходят чтецы:
Чтец №1
Добрый ангел весть Анне и Иосифу принёс,
Что очень скоро у них родится дочь,
Явленье Богородицы святой,
21 сентября с радостью отмечаем мы с тобой
Чтец №2
В этот день случилось чудо
В Назарете у семьи,
Появилось воплощение
Веры, света и любви.
Та, что стала пресвятою,
В грешный мир тогда пришла
И с красивою душою
Мир с собою принесла.
Рождество святой Марии —
То начало всех начал,
Чтобы каждый свято верил,
Голос сердца не молчал.
Чтец №3
В Рождество Пресвятой Богородицы
В храмах сотни горят свечей,
И идут преклонить колени
Пред святой миллионы людей.
Богородица Дева Мария,
От беды нас укрой, защити.
Ты, родившая сына для Бога,
Нас, детей твоих грешных, прости.
Рождество Пресвятой Богородицы
Веру в душах пускай возродит,
Богоматери сила святая
На добро пусть нас благословит.
Учитель: В честь этого священного события написано немало молитв «Молитвы Рождества Пресвятой Богородицы». Послушаем одну из них в аудиозаписи:
Тропарь Рождества Богородицы , глас 4 (звучит аудиозапись)
Учитель: Рождество Пресвятой Богородицы - это радость для всех людей на свете, потому, что через неё родился Спаситель мира - Господь наш Иисус Христос. В православной церкви существует несколько икон с образом Пресвятой Богородицы.
Ученик 1: Икона Пресвятой Богородицы «КАЗАНСКАЯ» _
Икона Божией Матери, именуемая «Казанская» была обретена чудесным образом в 1579 г. в г.Казани, незадолго до этого завоёванной войсками Иоанна Грозного. После пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города, Божия Матерь явилась во сне девятилетней девочке Матроне и указала место на пепелище. Многие люди, собравшиеся к месту обретения иконы, чудесно сохранившейся в пламени пожара, стали свидетелями чудотворений, совершавшихся от этого образа. Ленинград в годы Великой Отечественной войны: именно после крестного хода с этой иконой, враг был остановлен на подступах к городу. Богородица, несомненно, прибавила людям мужества, укрепила волю к победе. Эту несгибаемую волю ныне всё человечество считает величайшим феноменом. По предсказанию святителя Митрофана Воронежского Петру 1, в град святого апостола Петра не вступит нога врага до тех пор, пока пребывает в нём Казанская икона. Ноябрьское празднование Казанской Богоматери установлено в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от поляков. Во все тяжёлые времена эта икона всегда была с православным народом. Ей молился М.И.Кутузов, вверяя Пресвятой Богородице судьбу России. Казанская икона Божией Матери в настоящее время находится в Москве, в Богоявленском соборе Кремля. Празднование Казанской иконе совершается: 21 июля – в память явления иконы в Казани; 4 ноября – в память освобождения Москвы от поляков в 1612 г.
Ученик 2: Икона Пресвятой Богородицы «ВЛАДИМИРСКАЯ (Боголюбская)»
Икона Божией Матери, именуемая «Владимирская» написана, по преданию самим апостолом и евангелистом Лукой и прислана в Русь в 1311 г. Написана на доске стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь тысячелетия. Икона помогала русским воинам одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский со словами: «Всяк уповающий на Тя, Владычица, не погибнет». И русские победили. Свершилось знамение: сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сарацинами в совершенно ином месте – за тысячу верст. И он разбил врага. Владимирская икона была божественной вдохновительницей победы Дмитрия Донского над Мамаем. С этого события святыня становится оплотом русской столицы, спасая Москву от многочисленных бед. В 1395 году в Россию вторгся свирепый грозный завоеватель Тамерлан, который вскоре бежал, гонимый силой Пресвятой Девы. Хан Ахмат совершил грозный поход на Москву. Дойдя до реки Угры, всадники повернули назад, и летели без оглядки, русское воинство показалось ему непомерно многочисленным. Это событие описано в летописи и причислено к явному выражению покровительства Владычицы Небесной земле русской. Благодарные соотечественники после великого стояния на Угре, назвали это место «Поясом Богоматери». Русские люди на протяжении всей истории обращались к Владимирской иконе в трудные минуты и почти всегда были услышаны Богородицей. Икона жива по сей день. В 1514 году она обновлялась, а ныне за её «самочувствием» следят лучшие специалисты- реставраторы Третьяковской галереи, где она пока находится в специально оборудованном месте с идеальным режимом хранения. В великие престольные праздники святыня появляется перед православными, участвует в самых торжественных молебнах. Восемь веков подряд Владимирская икона, написанная с Богородицы во время её земной жизни, не покидает русскую землю.
Три праздника в её честь связаны с покровительством этой иконы Божией Матери русскому народу:
3 июня – в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет – Гирея в 1521 г.;
6 июля – в честь спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.;
8 сентября – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.
Ученик 3: Икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ»
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», прославилась в 12 веке в Великом Новгороде, когда на Руси между князьями шли междоусобные войны. Владимиро – Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским и муромским решил завоевать Великий Новгород, их огромная рать осадила город. Архиепископ новгородский Иоанн трое суток молился Богу и услышал голос, велящий обратиться к Пресвятой Богородице. Исполняя Божию волю, образ Богородицы вынесли на городскую стену и поставили лицом к нападавшим, но воины противника не смягчились и выпустили стрелы, одна стрела ранила священный лик и икона сама повернулась лицом к городу, а из очей Её просочились слёзы. Предание гласит, что неприятель после этого варварского обстрела был словно парализован, у воинов помрачилось зрение и противники стали убивать друг друга. Новгородцы же установили празднование иконы «Знамение» – 10 декабря.
Ученик 4: Икона Пресвятой Богородицы «ФЕОДОРОВСКАЯ» _
Икона Божией Матери, именуемая «Феодоровская» явилась брату Александра Невского Василию Костромскому в лесу, висящей на дереве. Икону поставили в костромском соборе святого великомученика Феодора Стратилата, с тех пор она стала носить имя Феодоровской. Во время нашествия татар собор сгорел, а икона осталась в пепле невредимой. В 1260 г. при очередном наступлении на город татар, костромские ратники взяли этот образ с собой на поле битвы, и случилось чудо: от образа Божией Матери стали исходить яркие лучи, ослепляющие врагов. Татары были разгромлены и обратились в бегство. Благодарные костромичи поставили на месте битвы крест, а позже, обосновавшееся на этом месте селение назвали красивейшим именем – Святая Весь. В 1613 г. в Костроме совершилось знаменательное событие – юный Михаил Феодорович Романов был Ею благословлен на царство. Так было положено начало Царственной династии дома Романовых. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал родовой святыней Царствующего Дома. Икона прославилась многими чудотворениями, благодатными исцелениями больных, в помощи женщинам в трудных родах.
Празднование Феодоровской иконе совершается:
29 августа – день обретения иконы;
27 марта – день благословения на царство Михаила Романова.
Учитель: Кроме этих икон существует ещё много образов Пресвятой Богородицы. Сегодня мы не можем обо всех рассказать подробно, но мы имеем возможность посмотреть на их копии. (слайды )
На фоне слайдов звучит молитва ко Пресвятой Богородице
Учитель: В своих молитвах и песнопениях к Богородице мы пытаемся хотя бы отчасти воздать славу Ее величию, святыне, правде, изумительной чистоте, смирению, любви к Богу, и к нам, недостойным, Ее непрестанному ходатайству о нас. Чтобы знать и помнить те бесконечно великие благодеяния, которые излил чрез Неё Господь на род человеческий. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Если все ангелы, святые, все люди, живущие на земле вместе соберутся и будут молиться, молитва Матери Божией по силе превосходит все их молитвы». Поэтому мы в печали и скорби как к своей родной матери в детстве, прибегаем к нашей Небесной Матери и Заступнице во вся дни живота нашего. Кто, с верой прибегающий, остался безутешен? Кто отошёл печален и не утолён в своей скорби? Всякое верующее сердце знает, что такого не было никогда и быть не может. Ибо если не вернет утрату и не возместит потери, то все равно обретёт утерянный покой и веру, так как скорби – суть лекарство для нашего спасения. Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Её Божественному Сыну, кто идёт по Его зову путём вечного спасения. Так будет всегда – до последнего часа, до последнего мгновения жизни мира. Каждое верующее сердце, знающее великую силу ходатайства Матери Божией, пусть будет у ног Её со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, с глубоким покаянием во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой покров, заступит, спасёт и помилует всех нас. Обращаясь к Божией Матери, мы умоляем Её заступиться за нас пред Сыном Своим, оказать помощь в болезнях и страданиях, простить наши грехи, которыми мы каждый раз, снова и снова распинаем Господа. Каждый из нас пред иконой Божией Матери может сказать: «Пресвятая Богородица! Ты отдала Своего Сына на смерть, не зная меня, чтобы я мог поверить в Божию любовь и мог спастись Крестом Господним». По молитве Своей Матери, Господь многое может нам простить. И если Богородица скажет: «Сын Мой, я прощаю им Твои муки и смерть», то Сын ответит: «Если Ты прощаешь, то нет суда над этими людьми».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Наума-грамотника
Это мероприятие проведено в декабре и приурочено к Дню Наума-грамотника 14 декабря. Цель данного мероприятия: мотивировать интерес к изучению родного языка и родной истории, воспитывать любовь к русск...
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Святого Валентина.
Я - учитель начальных классов, но, т.к. сама очень люблю петь, решила провести у старшеклассников внеклассное мероприятие " О любви немало песен сложено", посвящённое Дню Святого Валентина. Буду рада...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Международному женскому дню 8 Марта
Цели: 1). Воспитание любви к родителям, гордости за своих матерей....
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Всероссийскому Дню баяна и аккордеона «Музыкальный сюрприз»
Это сценарий мероприятия для учащихся народного отделения школы искусств и их родителей. Мероприятие проводится во время празднования Всероссийского Дня баяна, аккордеона и гармоники, который ежегодно...
методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого М. Ю. Лермонтову
Аннотация Данное мероприятие - урок-концерт – является внеклассным, не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью урока является развитие УУД: личностных, познавательны...
Разработка внеклассного мероприятия "Празднование Рождества и Шагаа в Туве" для младших классов
Разработка внеклассного мероприятия для младших классов. Познакомить учащихся страдициями родной страны и страны изучаемого языка....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Весёлое рождество"
Annotation: die Idee mit Plakat finde ich sehr praxiswertroll. Man kann wichtige Weihnachtsattributen anschaulich präsentieren. Die visualität spielt grosse Rolle für Informationswahrnehmen bei kleine...