методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого М. Ю. Лермонтову
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Аннотация
Данное мероприятие - урок-концерт – является внеклассным, не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью урока является развитие УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Урок-концерт способствует развитию творческих, интеллектуальных способностей обучающихся – творческой одарённости детей.
Урок-концерт будет интересен прежде всего учителям русского языка и литературы, всем любителям прекрасного русского слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
урок-концерт, посвящённый М. Ю. Лермонтову
«Твой стих, как Божий дух…»
Аннотация
Данное мероприятие - урок-концерт – является внеклассным, не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью урока является развитие УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Урок-концерт способствует развитию творческих, интеллектуальных способностей обучающихся – творческой одарённости детей.
Урок-концерт будет интересен прежде всего учителям русского языка и литературы, всем любителям прекрасного русского слова
- Класс – 5А
- Дата проведения урока – 25.01.2014
- Тема урока – «Твой стих, как Божий дух…»
- Тип урока – нетрадиционный (урок-концерт)
Оформление урока:
- Портреты М.Ю. Лермонтова;
- Эпиграф (на доске): «Сила благодатная в созвучье слов живых» (М. Ю. Лермонтов);
- Мультимедийная презентация;
- Семейные портреты; родовой герб Лермонтовых;
- Музыкальное оформление (музыкальная импровизация композитора А. Петрова – в начале урока и во время прочтения стихотворения «Парус»);
- Аудиозапись (В. Комаров «Смерть поэта»)
Присутствующие:
- Родители обучающихся;
- Эксперты – члены жюри;
- Администрация школы
Цели урока:
- Обучающие:
- Обобщение и систематизация знаний о великом русском поэте М.Ю. Лермонтове;
- Отработка навыков развития связной речи; выразительного чтения;
- Развивающие:
- Развитие мышления (формирование умений анализировать материал (тематику, проблематику стихотворений М. Ю. Лермонтова); делать обобщающие выводы);
- Развитие самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие умения вести дискуссию, умения выслушивать ответы одноклассников и формировать собственную точку зрения; развитие умений действовать самостоятельно);
- Развитие познавательной активности учащихся, творческого и интеллектуального потенциала детей.
- Воспитательные:
- Воспитание настойчивости, трудолюбия, мужества и отваги на примере жизни и творчества М. Ю. Лермонтова;
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- Воспитание патриотизма и гордости за Великого Сына России;
Содержание урока:
- Данный урок не является программным, это внеклассное мероприятие, входящее в цикл познавательных мероприятий, дающее более полное представление о творческом пути М. Ю. Лермонтова;
- Урок – концерт был разработан в соответствии с возрастными особенностями пятиклассников. Выбор стихотворений был оправданным и соответствовал индивидуальным особенностям детей;
- Обучающимся был представлен самостоятельный выбор для отбора стихотворений и заучивания их наизусть. В рамках мероприятия более углублённо продолжалось знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова, а материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся, был направлен на развитие мыслительных процессов детей, внимания, умения связно и грамотно выражать собственную точку зрения, умения выразительно читать стихи;
- Содержание урока способствовало развитию интереса к учению, к чтению, декламации.
Структурные элементы урока:
- Подготовительный этап:
- первоначальное знакомство с биографией поэта, с тематикой и проблематикой его творчества;
- самостоятельный поиск стихотворений для заучивания наизусть;
- репетиции с обучающимися.
2. Организационный этап:
- Приветствия учителя и учащихся; подготовка учащихся к работе на уроке, «введение в тему» урока; организация внимания; психологический настрой на сотворчество, (музыкальное оформление урока); акцент внимания на словах «концерт», «конкурс».
3. Этап усвоения новых знаний:
- работа с темой и эпиграфом урока;
- работа с литературоведческими понятиями (ритм, рифма, строка, строфа, лирический герой и т.д.);
- способами активизации на данном этапе урока были: использование средств ТСО, а также музыкальной паузы; связь материала урока с ранее изученным, а, значит, знакомым материалом; вовлечение учащихся в диалог; использование доступного уровня изложения;
4. Этап проверки понимания учащимися нового материала:
- проверка глубины понимания учащимися учебного материала;
- вопросы обучающимся – участникам концерта на эмоциональное восприятие;
- отработка литературоведческой терминологии («образ», «мотив», «тема» и др.)
5. Этап подведения итогов занятия (рефлексия):
- анализ деятельности учащихся на уроке;
- выступление экспертов – членов жюри по оцениванию выступлений учащихся
- подведение итогов урока (возвращение к эпиграфу: В чём же благодатная сила стихотворений М. Ю. Лермонтова? Почему слова в лирике Лермонтова названы «живыми»? Какие стихотворения, прозвучавшие сегодня, наиболее полно выражают эту авторскую мысль?
- самооценка учащихся и оценивание работы класса в целом, аргументирование экспертов по итогам конкурса чтецов.
Методы обучения:
В рамках данного урока-концерта учителем использовались следующие словесные методы:
- объяснение;
- беседа;
- работа с печатным словом.
На разных этапах урока были использованы: объяснительно-иллюстративные методы; методы проблемного обучения; методы стимулирования и мотивации. При подготовке к мероприятию огромное внимание уделялось методам самостоятельной частично-поисковой деятельности.
Данные методы, на мой взгляд, способствовали целям и задачам урока; способствовали активизации познавательной деятельности учащихся; были эффективными и результативными.
Современные образовательные технологии на уроке:
Для реализации познавательной и творческой активности школьников в рамках данного урока были использованы современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно, результативно распределять учебное время на уроке.
Педагогические технологии | Аргументирование при использовании СОТ, результаты |
При использовании технологии проблемного обучения в рамках данного урока - концерта реализуются, прежде всего, такие его элементы, как развитие креативных способностей ученика, раскрытие их интеллектуального потенциала, углублённое внимание к задачам литературоведческого характера. | |
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения И. С. Якиманской | Развитие ученика как личности (его социализация) происходит через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. В рамках данного урока происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают каждому ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями. |
Технология «Педагогика сотрудничества» | Сотрудничество в рамках данного урока происходит на всех этапах урока: реализуется в совместной развивающей деятельности учителя и детей, основа сотрудничества - взаимопонимание, проникновение в духовный мир друг друга, совместный анализом хода и результатов этой деятельности (анализ художественных произведений М. Ю. Лермонтова) |
Информационно-коммуникационные технологии | Разработка презентации к уроку, использование Интернет – ресурсов (аудио-видео) |
Организация учебной работы на уроке:
На разных этапах урока сочетались разнообразные формы работы:
- индивидуальная работа (на подготовительном этапе)
- групповая форма работы (на этапе проверки учащимися усвоения новых знаний: работа с пословицами и поговорками);
На уроке удачно чередовались разные виды учебной деятельности: выразительное чтение, слушание, говорение, фронтальная работа; участие в диалоге; работа с наглядностью и средствами ТСО; ответы на вопросы.
В ходе урока учащиеся продемонстрировали умение грамотно выражать собственные мысли; умение слушать и слышать собеседника; умение анализировать и делать выводы; умение грамотного ведения диалога; умение анализа художественного (лирического) текста.
Система работы учащихся:
В ходе всего урока учащиеся были организованны, активны, с готовностью вступали в диалог, высказывали собственную точку зрения, показывали умение анализировать стихотворения русского поэта. Большую роль сыграла подготовительная работа к мероприятию, в ходе которой учащиеся заучивали лирические произведения М. Ю. Лермонтова наизусть. К выполнению домашнего задания все дети подошли ответственно, добросовестно, освоили первоначальные навыки анализа лирического текста, навыки выразительного чтения наизусть (декламации)
Общие результаты урока:
На мой взгляд, урок достиг поставленных целей и задач. Мероприятие было насыщенным, эмоциональным. Педагог, учащиеся, присутствующие на уроке родители, гости получили удовлетворённость от урока и позитивный настрой.
Алгоритм подготовки учителя и учащихся к циклу мероприятий, посвящённых 200-летию М. Ю. Лермонтова
Планирование работы – сентябрь, 2013г.
Подготовка к данному уроку – декабрь – январь,2014 г.
Проведение – 25 января 2014г.
Цикл мероприятий для обучающихся 5А класса,
посвящённых юбилею М. Ю. Лермонтова:
Дата | Тема мероприятия (урока) |
Декабрь, 2013г. Январь, 2014г.
2014г. Апрель, 2014г. | Урок №1 по теме «М.Ю. Лермонтов: судьба Поэта» Занятие в библиотеке по теме: «История одного стихотворения: «Белеет парус одинокий…» Урок №2 по теме: «Твой стих, как Божий дух…» (урок-концерт) Учебно-исследовательская конференция, посвящённая 200-летию М. Ю. Лермонтова (тематика учебных исследований: «Люблю Отчизну я…(Тема родины в стихотворениях М. Ю. Лермонтова); «Детские и юношеские годы великого русского поэта»; «М. Ю. Лермонтов – блестящий офицер»; «Шотландские предки семьи Лермонтовых» и др. Уроки № 3, 4: «Особенности лирики М.Ю. Лермонтова»; «Анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова» («Утёс», «Парус» и др.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Международному женскому дню 8 Марта
Цели: 1). Воспитание любви к родителям, гордости за своих матерей....
Методическая разработка внеклассного мероприятия к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
Методическая разработка внеклассного мероприятия к 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова «Он был источник дерзновенный…» .Литературная композиция ориентирована на дальнейшее расширение рамок...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра, посвящённая Дню славянской письменности
Методическая разработка игры ко Дню Славянской письменности...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Международному женскому дню 8 Марта
Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит как теоретические, так и практические материалы по организации воспитательного процесса в Центре ...
методическая разработка внеклассного мероприятия посвящённого 20 летию конституции
Внеклассное мероприятие построенное в форме игры "Умники и умницы"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...