Методическая разработка воспитательного мероприятия "Один день в армии"
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему

Макарец Светлана Геннадьевна

Комплексное внеурочное мероприятие для учащихся школы (мальчиков) содержание, которого приближенно к реальной армейской службы : «Один день в армии» - ролевая комплексная игра.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс методических разработок уроков и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания «Патриотическое воспитание и

формирование российской идентичности»

НОМИНАЦИЯ

«Методические разработки уроков по теме

«Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности».

Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Один день в армии»

(ролевая игра)

                                                      Автор: Макарец Светлана Геннадьевна

                                                               учитель истории и обществознания

                              МБОУ СОШ №2

Солнечногорск 2017

Пояснительная записка

Актуальность в выборе и разработки  темы, формы и содержания урочного занятия патриотической направленности заключается, прежде всего, в необходимости поиска таких  форм работы с учащимися, которые  ориентированы на их интересы, возрастные и психологические особенности и соответствуют воспитательным задачам патриотического воспитания, воспитания важнейших духовно-нравственных и
культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования
и развития нашего общества и государства, национального самосознания,
образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает:
беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Идеи укрепления общества и государства, сохранение его национальных корней, возрождения Отечества получили яркое выражение в работах П.Б. Струве. Он свято верил в торжество истинного русского патриотизма и считал, что наступит день, когда «на развалинах России … мы скажем каждому русскому юноше: России безразлично, веришь ли ты в социализм, в республику или в общину, но ей важно, чтобы ты чтил величие ее прошлого и чаял, требовал величия для ее будущего, чтобы благочестие Сергия Радонежского, …патриотизм Петра Великого, геройство Суворова, поэзия Пушкина, Гоголя и Толстого, самоотвержение Нахимова, Корнилова и всех миллионов русских людей .…. бестрепетно, безропотно и бескорыстно умиравших за Россию, были для тебя святыми. Ибо ими, этими святынями, творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность и как духовная сила. Ими, их духом и мощью мы только и можем возродить Россию»

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...».

Сегодня возрастает значение специфического компонента содержания патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами ( прежде всего практического характера), которые возлагаются на гражданина, защитника Отечества. Специфический компонент патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью.

Солнечногорский район богат  историей боевой и военной славы. Продолжительное время на его территории были расположены значительные части российской армии. Накоплен богатый опыт работы сотрудничества воинский частей с молодежью.

Во все времена  государства Российского воинская служба была делом чести каждого гражданина, а верное служение своему Отечеству – высшим смыслом жизни и службы воина. Верность долгу и присяге, самоотверженность, честь, порядочность,     самодисциплина – вот  традиции Российского воинства. Ими по праву дорожили наши отцы, деды и прадеды, прошагавшие огненными  дорогами Великой Отечественной войны. Становление Российской армии, ее реформирование и сокращение идут в сложных условиях. Она в полной мере испытывает трудности, которые переживает вся страна. Армии, может быть, тяжелее, чем многим другим структурам государства, и многое держится на понимании и терпении военнослужащих, на воспитанном чувстве долга.

С одной стороны, в последнее время авторитет российской армии возрастает не только внутри страны, но и за рубежом. Наблюдается положительная динамика в повышении престижа военной профессии и службы в армии. Но в тоже время, со страниц газет и с экранов телевизоров поступает много негативной информации о службе в армии. И перед каждым молодым человеком рано или поздно встает вопрос: хочу ли я служить в армии?

Социологический опрос среди допризывников показывает, что

  • испытывают гордость за свою страну 65% опрошенных, 20% безразличны и 15% дали отрицательный ответ;
  • к  службе в армии относятся положительно- 42%, отрицательно -32%, уклонились от ответа -26%.  На сегодняшний день, ситуация не утешительная.

В России есть поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Так родилась идея провести комплексное внеурочное мероприятие для учащихся школы (мальчиков) содержание, которого приближенно к реальной армейской службы : «Один день в армии» - ролевая комплексная игра.

В процессе подготовки и реализации мероприятия были выявлены основные условия для успешной реализации мероприятия:

  • Тесное сотрудничество со специалистами, связанные с армейской службой (военные офицеры, прошедшие службу в армии, ДОСААФ, Совет ветеранов и др.).
  • Оборудование,  инвентарь и средства, которые позволят максимально приблизить игру к реальной действительности.
  • Четко продуманная структура мероприятия при существующих возможностях образовательной организации.
  • Разработка четких инструкций для модератов на каждом этапе мероприятия.
  • Наличие коллектива учителей единомышленников, поддержка администрации школы.
  • Психологически-эмоциональный настрой учащихся-участников ролевой игры.
  • Освобожденный от учебных занятий день.
  • Наличие аудиторий для проведения отдельных этапов игры.

Цель мероприятия: формирование патриотического самосознания, под которым понимают самоиндентификацию личности как гражданина России, восприятие идеи спасения и укрепления Отечества, готовность к его защите, осознание личной ответственности за настоящее и будущее Родины.  

В ходе мероприятия будут решены задачи:

1.Формирование  представлений у учащихся о буднях армейской службы.

2.Формирование сознания о значимости служения Отечеству как для государства и общества в целом, так и для формирования собственных личностных качеств.

3.Формирование осознанного понимания о роли армии как социального института в социализации личности.

4.Формирование навыков коммуникации, осознанного понимания принципов «один за всех и все за одного», «принципа взаимопомощи», «принципа ответственности перед командой» и др.

5.Формирование глубокого уважения к служащим в военных структурах, военнослужащим, ветеранам войны; гордости к истории Отечества и её народу.

6.Привитие интереса к изучению истории российской армии и военного флота.

7.Укрепление и развитие сотрудничества образовательной организации с общественными организациями и службами.

Целевая аудитория: учащиеся 6-9 классов (мальчики)

Форма мероприятия- ролевая комплексная игра.

Средства и методы решения поставленных задач: интеллектуальная игра, спортивная игра-эстафета, предметные игры соревнования, творческие конкурсы, информационные технологии, имитационные игры.

Предварительная подготовка:

  1. Налаживание связей с общественными организациями, специалистами, которые могут принять участие в мероприятии и могут оказать помощь: финансовая помощь для поздравления участников игры и победителей, в проведение мероприятия, гости, в предоставлении оборудования (винтовки, противогазы, модели оружия и др.)-за 4 недели до начала игры.
  2. Подбор команды-организаторов игры из учительского состава, выбор и назначение  модераторов на каждый этап, разработка тактики ведения игры на каждом этапе:  за 3 недели до начала игры.
  3. Объявление игры за 2 недели.
  4. Выпуск газет о родах войск Российской армии и Флота (по жребию)
  5. Репетиция флажконосцев.
  6. Подробный инструктаж  команд о каждом этапе игры (внешний вид, сдача рапорта, состав команды, правила соревнования, коллективные действия по команде старшего ит.д.)-  в течение подготовительного периода за 3 дня до мероприятия.
  7. Репетиция строевой подготовки.
  8. Репетиция художественных номеров.
  9. Подбор инвентаря, оборудования, определение аудиторий.

Структура мероприятия:

  1. Торжественное открытие игры: общее построение команд(взводов); сдача рапорта о готовности к игре; торжественный вынос Флага России, школы; мотивационный компонент (обращение приглашенного представителя российской армии, ветерана Великой Отечественной войны, ветерана –афганца; видеоролик о российской армии).
  2. Целевой компонент: постановка игровых задач, знакомство с  правилами игры, общее знакомство с этапами игры (маршрутными листами).
  3. Запуск игры: звуковой сигнал.
  4. Деятельностный  компонент: непосредственное проведение игры по этапам. Внимание! Количество этапов по маршрутному листу для отдельной команды зависит от количества команд-участниц.

Название этапов игры/

модераторы

Примерное содержание

Оборудование, средства, реквизит

Примечание

«Утро! Подъем!»

(учитель физической культуры, бывший военнослужащий,

военный офицер)

Действие по команде, на время

1.Раздеться, лечь.

2. Подъем.

3.Заправить постель.

4.Одеться.

5.Построиться.

6.Сдать рапорт.

1.Отдельная аудитория.

2.Имитация кровати из столов (раскладушка).

3.Спальный набор.

4. Секундомер

По маршрутному листу испытания команды проходят по очереди

«Солдатская каша»

(учитель технологии, воспитатель ГПД и др.)

Действие по команде на время:

1.Отделить из общей массы различные виды крупы.

2.Дать название крупам.

3.Придумать меню на обед (из трех блюд)

1.Крупы (гречка, перловка, горох, рис, чечевица)

2.7 емкостей;

3. этикетки названия круп.

4. чистый лист «Меню» (для каждой команды)

5. Фломастеры

6. Секундомер

По маршрутному листу испытания команды проходят по очереди

«Оружие к бою!»

(учитель физической культуры, бывший военнослужащий,

военный офицер)

По команде на время.

1.Разборка, сборка автомата по очереди в форме эстафеты.

Время по последнему игроку.

(2 попытки).

2. Дать название видам оружия.

1.Автомат

2.Секундомер

3.Фотографии (иллюстрации видов оружия), этикетки к ним.

По маршрутному листу испытания команды проходят по очереди

«За солдатской партой»

(учитель истории, ОБЖ)

1.Интеллектуальные задания

1. Презентация.

2.Мультимедийное оборудование

По маршрутному листу испытания команды проходят по очереди

«Письмо солдата»

(учитель русского языка)

По команде на время.

Написать письмо родителям о службе.

1.Лист А3, фломастеры

2.Секундомер

По маршрутному листу испытания команды проходят по очереди

«Строевая подготовка»

(учитель физической культуры, бывший военнослужащий,

военный офицер)

1.Построение

2.Повороты по команде

3.Строевая ходьба

 

Общее испытание

«Боевая эстафета»

(учитель физической культуры)

1.Для всей команды «Газы»(надеть противогаз), перенести раненного, вернуться по пластунски, снять противогазы).

2.По очереди полоса препятствий.

3.Командная полоса препятствий.

1.Противогазы по числу участников.

2.Реквизиты и спортивный инвентарь в соответствии..

Общее испытание

«Песня в бой ведет»

(учитель музыки)

1.Угадать мелодию, спеть куплет.

1.Музыкальное оборудование.

2. Подборка песен

Общее испытание

Сдать маршрутные листы жюри, общее построение, организованное перемещение в актовый зал. В период просмотра поздравлений от  девочек, жюри подводит итоги.

  1.  Поздравления девочек. ( По одному номеру от команды поддержки).
  2. Подведение итогов и награждение, вынос Флага России и школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия: " День памяти".

Познакомить обучающихся с одним из событий Великой Отечественной войны: "Блокада Ленинграда", показать на примере земляков, участников войны, испытания выпавшие на их плечи....

Методическая разработка воспитательного мероприятия: " День памяти".

Познакомить обучающихся с одним из событий Великой Отечественной войны: "Блокада Ленинграда", показать на примере земляков, участников войны, испытания выпавшие на их плечи....

Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей с ОВЗ «День именинника».

Методическая разработка воспитательного мероприятия «День именинника»....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "8 февраля - день памяти юных героев-антифашистов"

Представлена информация об истории возникновения этой даты, о первых детях, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом, о юных героях Великой Отечественной войны, которые не щадя своей жизни боролись ряд...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»

Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...