Литературно-музыкальная композиция "Маленькие солдаты Великой войны"
материал по теме
Сценарий "Маленькие солдаты Великой войны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_deti_vov_provodili_2013_g_.docx | 33.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа№174» Советского района г.Казани
Литературно - музыкальная
композиция
«Маленькие солдаты Великой войны»
Автор сценария:
Закамская Надежда Анатольевна
Сценарий
«Маленькие солдаты Великой войны»
Цели и задачи мероприятия:
- расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;
- формировать положительную оценку таких нравственных качеств,
как самопожертвование, героизм, патриотизм;
- формировать активную жизненную позицию;
- побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить
историю страны.
Ведущий: (говорит за кулисами)
Эпиграф: Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
1-й ведущий: Девятого мая народ отмечает великий праздник – День Победы над фашисткой Германией. Великая Отечественная война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Она длилась 4 страшных года, 1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев.
2-й ведущий: Унесла более 20 миллионов человеческих жизней. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.
1-й ведущий: Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 ребята получили медали «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».
2-й ведущий: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришёл час - они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
1-й ведущий: Мальчишки и девчонки. На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
2-й ведущий: О чём думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. Об этом могут рассказать они сами.
1-й ведущий: Те, кто видел эту войну.
2-й ведущий: Те, кто выжил в ту войну.
1-й ведущий: Те, кто еще живы.
2-й ведущий: Тем, кому 67 лет назад не было 16….
1-й ведущий: Тем, чье детство опалено огнём ВОВ, посвящается….
Гаснет свет, проецируются фотографии пожилых людей (это могут быть фотографии бабушек и дедушек учащихся школы).
1-й чтец: Гляньте на живых,
Пока они живые…
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.
Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой…
2-чтец: Четыре года было мне
В тот страшный день и час
Когда в июньской тишине
Он шел убить всех нас.
Он шел , сжигать города,
Осатаневший зверь.
И трудно виделось тогда
Далекое теперь.
Года немыслимых атак
Еще пройти суметь!
Так далеко стоял рейхстаг…
И очень близко смерть…
Песня бухенвальдский набат (поёт вся школа)
2-й ведущий: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин, Саша Ковалев.
1-й ведущий: В небе, как Аркаша Каманин, Маркс Кротов.
2-й ведущий: В партизанском отряде, как Леня Голиков, Надя Богданова, Нина Куковеровка, Марат Казеев, Зинаида Портонова, Валентин Котик, Василий Колобко, Витя Хоменко, Галя Комлева, Юта Бондаровская.
2-й ведущий: В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Кинохроника
1-й рассказчик: Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев «Ташкент», принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.
На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин. Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.
И мальчик уговаривает командира взять его на корабль.
Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная
усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 – х героических лет провел Боря на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.
Кинохроника
2-й рассказчик: Аркадий Каманин он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.
Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.
До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
Кинохроника
3-й рассказчик: Зину Портнову война застала ленинградскую пионерку в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь, Витебской области. Ребята создали организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она помогала партизанам вести разведку вражеских расположений в тылу.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Немцы схватили Зину, пытали, мучили – но она молчала. Не выдала ни места расположения партизанского отряда, ни его численности, боеспособности.
Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Ей присвоено звание Героя Советского Союза.
Кинохроника
4-й рассказчик: Саша Колесников учился в 3-м классе московской школы. Осенью 1943 г. Он сбежал из дома на фронт. Там он сказал, что у него все погибли, и его приняли воспитанником в танковый корпус.
Необходимо было взорвать мост через реку, по которому к немцам шло боевое пополнение, боевая техника. Мост очень усиленно охранялся, к нему никак не могли даже подойти. Но Саша забрался в ящик под вагон и, проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили из реки, пытали, но ничего не добились и распяли на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в руки и ноги, молотком били по пальцам. Но партизаны все-таки отбили его у немцев. Саша долго лежал в госпитале. После войны он жил в Москве. Родина отметила его подвиг высшей наградой. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Кинохроника
5-й рассказчик: В свои 12 лет Валя Котика, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Кинохроника
6- рассказчик: Надя Богданова. Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки
6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь… Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Кинохроника
7-й рассказчик: Марк Кротов этому мальчику со столь выразительным именем были бесконечно благодарны наши летчики, которым приказали разбомбить вражеский аэродром. Аэродром находился в Ленинградской области, под Тосно, и тщательно охранялся гитлеровцами. Но Марксу Кротову удалось незаметно подобраться к аэродрому и подать нашим летчикам световой сигнал.
Ориентируясь на этот сигнал, бомбардировщики точно атаковали цели и уничтожили десятки вражеских самолетов. А до этого Маркс собирал для партизанского отряда продовольствие и передавал его лесным бойцам.
Маркса Кротова схватил гитлеровский патруль, когда он в очередной раз вместе с другими школьниками наводил на цель наши бомбардировщики. Мальчик был казнен на берегу озера Белого в феврале 1942 года.
Кинохроника
8-й рассказчик: Леня Голиков он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.
Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Кинохроника
7-й рассказчик: Из письма пятнадцатилетнего бойца Петра Крылова матери. «…Меня посадили в чулан и сказали, что жить мне осталось одну
ночь. Дорогая мама, мне только шестнадцатый год пошел и вся жизнь впереди, но все равно я решил фашистам ничего не говорить. Пускай лучше убивают. Утром приходит солдат и требует показать дорогу на Филимоново. Как сказали «Филимоново», так у меня сразу в голове план сложился. Я согласился. Как стали мы подъезжать к Филимоново, я даже вспотел, потому что у самой околицы мины были заложены. Я сам видел, как наши саперы минировали дорогу. Спрашивают меня немцы: «как лучше тут проехать? И вот тут произошел взрыв. Но я, дорогая мама, остался жив, и только меня в голову ушибло…»
Кинохроника
1-й ведущий: Вся послевоенная молодежь знала этих юных героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!
Кинохроника
2-й ведущий: Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жен, матерей и детей.
1-й ведущий: И дети солдата понимали это и вставали на рабочие места своих отцов.
8-й рассказчик: Из воспоминаний токаря завода «Красный пролетарий» Ячменевой-Шиловой Т.П. .: «Пришла я на завод в июне 1942г. со школьной скамьи. Мне было 15 лет... В бригаде нас было девять человек: самому старшему не было и 18-ти, самому младшему - 12-13 лет. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания... Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая... Теперь понимаешь, что это был великий подвиг молодого поколения».
2-й ведущий: А Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады.
Кинохроника
9-й рассказчик: Тамаре Бурцевой было 13, когда началась война. Вспоминая жизнь в осажденном городе, она плачет до сих пор.
«Люди падали от голода прямо на улице - замерзали, умирали. Покойники были страшными: кости, обтянутые желтой кожей, не закрывающиеся рты. …Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки и мужчины. По «дороге жизни» тетя Сима вывезла меня и Лиду из города… в Тихвин… В поезде кормили. Многие блокадники умерли в дороге от переедания, так как напрочь были лишены чувства насыщения. Я сама два года не знала сытости. Два года все время хотела есть…»
Война… и под набрякшим небом,
Уже не мысля ни о чем,
Давлюсь холодной пайком хлеба
Я над блокадным котелком…
Опять мне снится Пискаревка,
И снизу вижу я потом,
Как погребальная веревка
Еще колеблется над рвом…
Не караваи снятся хлеба,
Не колосистые поля.
А та, засеянная с неба,
Вся в ржавых брустверах земля.
Не снятся мне друзья живые,
С кем я лишения забыл,
А снятся только смерть не разделил…
1-й ведущий: У меня нет фотографий в черных рамках на стене. Мои родители не слишком часто говорят о войне, потому что родились уже после войны. Но моя бабушка никогда не смотрит фильмов о воине, боится, что не выдержит сердце…
1.Глянь на живых,
Пока они живые…
2.Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.
3.Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
4.Они грустят,
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой…
5.И помни ты,
Живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры
Непобедимы,
Покамест память павшего с тобой!
6.Вам, кому ещё нет и 16
Вам, кто пока не знает, что такое война…
7.Посвящается.
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…
Минута молчания
2-й ведущий: Сколько бы лет ни прошло со дня окончания Великой отечественной войны, это великое событие будет жить в наших сердцах, так же как наша память всегда будет хранить имена тех, кто отдал свои жизни, защищая Родину.
1-й ведущий: Вечная благодарность потомкам нашим защитникам, отвоевавших мир на земле.
1.Мир – это утро, полное света и надежд.
2.Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.
3. Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
4. Мир – это жизнь!
Заключительная песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Шёл солдат"
Сценарий был составлен для подготовки и проведения мероприятия, посвященного Дню Победы. В ходе подготовки к празднику учащиеся выполняли творческие задания поискового и языкового характера. Можно исп...
Литературно-музыкальная композиция "Маленькие солдаты Великой Отечественной"
Был использован краеведческий материал об участии детей Ставропольского края в Великой Отечественной войне....
Конспект литературно-музыкального ринга «О героях великой войны»
Конспект и презентация к литературно-мызыкальному рингу "О героях великой войны"...
«Спасибо солдатам великой войны»
СтихотворениеРощупкина Виктория, 07.04.2001гМАОУ «Гимназия №6»Руководитель: РощупкинаИрина Александровна...
Маленькие солдаты Великой войны
О детях воевавших в ВОВ...
Литературно-музыкальная композиция " «ЮНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Цель: способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и...
Литратурная гостиная "Солдаты великой войны"
Мероприятие может проводиться в форме литературной гостиной и классного часа....