Литратурная гостиная "Солдаты великой войны"
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Богданова Лариса Ивановна

Мероприятие может проводиться в форме литературной гостиной и классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soldaty_velikoy_voyny.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 10 классе

"Путь солдата великой войны". Литературно-музыкальная композиция.

(посвящен ветерану Великой Отечественной войны Суярову Михаилу Аристарховичу).


Цель: привлечение молодого поколения к великому прошлому нашей страны, родного края, воспитание искреннего чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого чувства благодарности участникам Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Знакомство учащихся с героическим прошлым нашей страны;
  • Воспитание гражданско-патриотической позиции, гордости за свою страну, “малую Родину”;
  • Отдать дань уважения погибшим в годы Великой Отечественной войны, выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

Оборудование:

  • Мультимедиапроектор, презентация
  • копии фотографий, документов

Ход мероприятия

Учитель: (слайд 1). 

Учитель:  Ребята, в этом году наша страна отпраздновала 77- й День Победы. Мы  чествует своих героев, тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть огненных лет. Наш классный час посвящен нашему земляку, участнику Великой Отечественной войны. Суярову Михаилу Аристарховичу, который прошёл свой боевой путь в самом высоком звании, звании солдата, солдата великой войны.

1 ведущий:

Июнь. Клонился к вечеру закат.

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

2 ведущий:

Война – жесточе нету слова,
Война – святее нету слова,
Война – печальней нету слова,
В тоске и мраке этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

3 ведущий:

Как всегда в июне в школах проводились выпускные вечера, кружились в вальсе юноши и девушки, вчерашние одноклассники, влюблялись, мечтали, строили планы. И все оборвалось в одночасье 22 июня 1941 года.

(-Запись голоса В. Левитана о начале Великой Отечественной войны).

Среди вчерашних выпускников был и герой нашего сегодняшнего рассказа, Суяров Михаил Аристархович

4 ведущий: из автобиографии героя.

Родился я в 1922 году на хуторе Тубянском Верхне-Донского района Ростовской        на Дону области. В 1930 году пошёл в школу. В 1933 году, когда на Дону начался голод, умер отец. И наша семья: мать, сестра и 6 братьев переехали в зерносовхоз "Красная заря, который находился в 75 километрах от хутора Тубянского. А уже через год переехали в станицу Каргинскую. Там я продолжал учёбу. В 1941 году окончил 10 класс Каргинской средней школы.

5 ведущий: В этом же году я и 5 моих братьев были призваны в Красную Армию почти сразу после начала войны. Вначале я попал в Невинномыскую авиашколу, а затем после её расформирования в Орджоникидзенское пехотное училище, по окончании которого в мае 1942 года попал на фронт.

6 ведущий: На ближних подступах к Сталинграду в сентябре 1942  года был тяжело ранен и после 5 месяцев лечения получил отсрочку от службы в армии.

7 ведущий. Пройдет много десятилетий после окончания страшной войны и Суяров Михаил Аристархович напишет об этом тяжелом   для страны испытании в своих стихотворениях.

-Обучающийся читает стихотворение М.А. Суярова:

МЫ ДОЛЖНЫ ИХ ПОМНИТЬ

Хочу я страшную историю поведать

О том, как на земле была война.

Во время бед, страданий и лишений

Так много крови испила земля,

Но люди до последнего сражались,

Они в Победу верили не зря.

Я говорю о тех, которые

Любили жизнь, но Родину свою

Они любили больше жизни

И не боялись умереть в бою

Они - герои, их должны мы помнить!

И тех, кто выжил, всех должны мы знать.

Тех, кто погиб, борясь за наши жизни.

Мы никогда не вправе забывать.

Они познали смерть, а мы её не знали,

Они видали то, что не забыть.

Тогда они пример нам всем подали.

Пример, как надо родину любить.

8 ведущий : Михаил Аристархович писал стихи о том, что пережил сам и его ровесники. Главной темой стихотворений ветерана Великой Отечественной войны  Михаила  Аристарховича  Суярова стала война. В них слышится и горечь отступлений первых лет войны, и грохот снарядов, и боль потерь, виден отсвет пожарищ на родной земле, и кипение воды в Волге от разрывов.  Автор вновь и вновь переживает те чувства, которые испытал будучи двадцатилетним пареньком, оказавшись в самом эпицентре войны .

1 ведущий : В стихотворениях М. А. Суярова часто слышен мотив дороги. Ведь война - это долгая, трудная дорога от Москвы до Берлина. Дорога мужества, подвига, славы. Вместе с автором мы идём в стою девятнадцатилетних парнишек в маршевой роте , чтобы сразу по прибытии к месту назначения вступить в смертельную схватку с врагом. Для многих она будет последней. Но на лицах бойцов нет страха и уныния:

-Обучающийся читает стихотворение М. А Суярова:

МАРШЕВЫЕ РОТЫ

Формируют маршевые роты.

Маршевые, значит с ходу -в бой.

Строги лица у солдат пехоты,

 В этот строй,  поставленных судьбой

Мальчиков со взрослыми глазами,

Школьников из Брянска и Орла,

Из Тамбова, Тулы и Рязани

Здесь беда России собрала.

Вот идут в молчанье без улыбок,

Зная, что иной дороги нет.

Под ногами вязок снег и зыбок.

Хмурый занимается рассвет.

Вы куда в такую рань, ребята.

В ваши 19 вы куда?

Там ведь если упадёшь когда-то,

То уже не встанешь никогда.

Это значит пулей оборвётся

Чья-то жизнь, начавшаяся вдруг,

Это значит мать в слезах зайдётся,

Похоронку выронив из рук.

Но идут, в лицо им ветер вьюжный,

Мыслями отсюда далеко.

Запевай! И старшина Колюжный

Поднимает песню высоко.

Провожаем их, глаза не пряча,

Мысленно за каждого молясь.

Пусть, ребята, будет вам удача,

Пусть надежда не покинет вас.

Так когда-то Невского дружины

Шли громить Тевтонские войска.

Маршевые роты как пружины,

Скрученные туго для броска.

-Звучит песня «Эх, дороги…» (стихи Л. Ошанина, муз. А. Новикова)

2 ведущий:из автобиографии Суярова М. А.

Потом - госпиталь на станции Баланда Саратовской области, где в течение 5 месяцев врачи старались поставить меня в строй.

3ведущий :

Как ни страшна война, а солдат живёт любовью к семье, друзьям, Родине. Короткое незамысловатое письмо способно согреть сердце, наполнить радостью, дать силы, укрепить в испытаниях. И потому письма из дома от родных и близких, как"свет далёких звёзд".

-Обучающийся читает стихотворение М. А. Суярова:

ПИСЬМА С РОДИНЫ

Они, как свет далёких звёзд,

Идут, идут и адресата

За сотни вёрст, за тыщи вёрст

Находят всё равно когда-то.

Теплеет сердце от письма,

От строчек незамысловатых,

Как будто Родина сама,

В письме благословит солдата.

И пусть подолгу иногда

По свету письма где-то бродят

И ищут нас, а мы всегда

Их свято ждём. Они приходят.

Приходят, словно звёзд далёких свет,

И согревают нас словами,

В которых ласка и привет.

И Родина повсюду с нами.

-Ученики исполняют песню "В землянке"(стихи А. Суркова, муз. К. Листова)

4 ведущий : из автобиографии героя.

 В конце концов дали отсрочку на 6 месяцев, по истечении которых Луховицким райвоенкоматом в июле 1943 года был направлен на должность военрука во Фруктовскую среднюю школу. Не скрою, у меня были сомнения в том, смогу ли я в должной мере обеспечить соответствующую подготовку учащихся и в первую очередь старшеклассников, которые прямо со школьной скамьи шли на фронт. Ведь за плечами у меня только 10 классов средней школы и 6 месяцев учёбы в Орджоникидзенском пехотном училище. И было мне тогда всего 21 год. Но, как оказалось позже, мои опасения были напрасными.

Понимая всю ответственность, которая ложилась на мои плечи, я прилагал максимум усилий для того, чтобы подготовит учащихся физически и дать им не только знания, но и навыки ведения боевых действий путём тактических занятий. Работе я отдавался полностью, не жалел ни сил. ни времени: уроки в две смены при одном выходном дне в неделю, кружковая работа( легкоатлетический, лыжный, стрелковый. авиамодельный), походы, школьные и районные соревнования - всё это принесло свои плоды. Вскоре наша школа стала одной одной из лучших в районе в вопросах военно-физической подготовки.

Сколько же их, моих учеников, не вернулось с полей сражений. Вечная память героям войны.

-Обучающийся читает стихотворение М. А. Суярова

У памятника, павшим за Родину

На фруктовской земле опалённой,

Осеняемой майской листвой,

Перед памятной этой колонной

С непокрытой стою головой.

Здесь слова не нужны никакие

И без них понимаем сполна

Как Победа досталась России

И какая была ей цена.

И высокую суть постигая,

Вновь и вновь убедиться могу,

Что у русских привычка такая:

Не сдаваться на милость врагу.

Ведётся так ещё от Коловрата,

От времён, когда друг к другу плечом

Поднимался народ брат за брата

Против тех, кто пришёл к нам с мечом.

Так было, так есть и так будет

И не сунется к нам вороньё,

Если только народ не забудет

Величавое имя своё.

Не о том ли листва молодая

Над склонённой шумит головой

Чтоб мы, прошлого не забывая.

За Россию стояли стеной.                 

Ученики исполняют песню "Москвичи"(стихи Е. Винокурова, муз. А. Эшпая)

5 ведущий :

Память о том славном времени живёт в стихах М. Суярова незаживающей раной. Автор хочет передать всем, кто придёт после, святой наказ: беречь жизнь, дорожить миром, помнить, какая страшная цена была за него заплачена. Жить так, чтобы каждый прожитый день был достоин той Великой Победы, которую одержал наш народ в годы Великой Отечественной войны:

-Обучающийся читает стихотворение М. А. Суярова

ПОБЕДА!

Мне было чуть за двадцать,

Когда пришла она,

Чтобы со мной обняться

Победная весна.

Я ликовал с толпою

Сухих не видел глаз.

И понял, что такое

Бывает только раз.

В понятие единое

В одной строке слились

Три слова неразрывные:

Весна, Победа, Жизнь.

Не каждому воочию

Увидеть счастье суждено.

Но я-то знаю точно,

Как выглядит оно.

6 ведущий : Суяров Михаил Аристархович ушел от нас в 2016 году. Все это время рядом с нами жил человек удивительной судьбы. Его жизнь , как и жизнь многих его современников, оказалась тесно связанной с судьбой нашей страны. Вместе со страной поколение этих людей прошло через огненные страшные испытания, выстояло в них, сохранило любовь к родной земле и к людям.

-Учитель

-Ребята, что вы сегодня узнали для себя? Поделитесь вашими размышлениями.

(Михаил Аристархович- один из многих, кого война закалила и сделала сильнее)

(Такие, как Михаил Аристархович ,спасли Родину в страшные дни войны. Они не думали о себе, они служили Родине, и это давало им силы)

(Михаил Аристархович – одарённый человек. Он занимался спортом, рисовал картины, писал стихи. Война научила его любить жизнь во всех её проявлениях. Он умел её ценить как никто)

(Надо хранить память о тех событиях и о людях того поколения. Михаил Аристархович– пример, как достойно пройти через все испытания жизни и остаться человеком)

-Учитель

Михаил Аристархович учил молодое поколение, прививал любовь к спорту , писал стихи, рисовал картины, работал на земле, делился с нами своими воспоминаниями, жизненным опытом. Нам повезло, что он наш земляк, и мы имели возможность встречаться с ним. Его жизнь - пример силы духа, мужества, любви к родной земле и к самой жизни.

-Обучающиеся исполняют песню "Журавли"(стихи Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война и великая победа"

Дается подробный конспект урока окружающего мира в 4ом классе. Тема урока "Великая война и великая победа!"...

Классный час "Великая война и великая Победа"

Сценарий классного часа и презентация....

Великая война - Великая Победа

Конспект мероприятия для 9-10 классов по Великой Отечественной войне. Можно проводить как в одном отдельном классе, поделив на 2 команды, так, и как конкурс среди 9,10го класса. Целями данного меропри...

"Забытая война" . Занимательные задания "Великая война"

Первая мировая война, Великая война, Забытая война (28 июля 1914- 11 ноября 1918) Поводом к войне послужило Сараевское убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Эта война длилась 4 года, 3 м...

Презентация "Великая битва - Великой войны"

Презентация создана для учеников 9-11 классов. Содержит  материал по Великой отечественной войне, а именно по Курской битве....

«Великие сражения Великой войны. Сталинградская битва»

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню воинской славы России - битве под Сталинградом для ащихся 7-9 классов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА» (посвящено Победе в Великой Отечественной войне).

Предлагаем конспект занятия, посвящённого Великой Отечественной войне, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, которые имеют сенсорные, двигательные, интеллектуальные особенно...