статья на тему духовно-нравственного воспитания детей
статья по теме
Роль педагога в нравственном воспитании детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitat_chelorveka_word_2.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: роль педагога в нравственном воспитании детей
«Воспитать человека»
На протяжении многих веков философы, а затем психологи и педагоги искали ответ на вопрос «Человеком рождаются или становятся? И как воспитать человека?» С точки зрения анатомии и физиологии всё просто - конечно рождаются, скажете вы. А с точки зрения нравственности, воспитания духовных человеческих качеств? Давайте разбираться…
Ребёнок приходит в наш мир, ничего не зная о нем, маленьким и совершенно беспомощным. Но у него уже есть самое главное-душа. Чистая и светлая, дарованная Господом. А следовательно, младенец-ещё до рождения, с момента зачатия, уже человек! А вот каким он станет, кем вырастет, сможет ли сохранить свою душу такой же светлой? Это зависит только от нас, людей, которые его окружают.
Малыш воспринимает окружающий его мир, поступки и действия взрослых, как образец и идеал. Он наивен и доверчив, и всё, что мы дадим ему в детстве, он пронесёт в себе через свою жизнь.
Когда же начинать воспитывать?-спросите вы. Как ни странно это прозвучит, ещё до рождения!
По результатам исследований, зарубежные и отечественные врачи, психологи и педагоги доказали, что правильный духовно-нравственный образ жизни родителей ещё до появления ребёнка на свет, напрямую влияет на его развитие. Ещё большую роль играет поведение родителей в первые годы жизни. Именно в семье формируется тот нравственный стержень, та модель поведения, которой ребёнок будет придерживаться в будущем.
В подтверждение моих слов можно привести высказывание Н.И. Пирогова «Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».
Из всего выше сказанного мы видим, что в воспитание человека, начинающееся ещё до его рождения, в первую очередь зависит от его родителей. Но, чем старше становится ребенок, тем больше расширяется его круг социального окружения. И в один из кризисных этапов своего развития, в момент перехода из дошкольного возраста в следующий психофизиологический период- школьный возраст, не меньшая ответственность за воспитание и формирование личностных, духовно-нравственных качеств ребёнка ложиться на его педагогов, и в первую очередь классного руководителя.
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.» -Макаренко А. С.
Мы должны понимать, какую ответственность берём на себя, принимая роль классного руководителя. На сколько серьёзно необходимо подойти именно к духовно нравственной стороне воспитания и развития личности ребёнка. Являясь для своих учеников примером, мы должны отдавать отчёт каждому своему слову, каждому действию. Здесь, хочется привести высказывания великих:
«Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь» -Джонсон С.
«Пример действует сильнее угрозы» -Корнель П.
«Наивысшего человек достигает тогда, когда подает хороший пример»-Цвейг.
Являясь для своих учеников «второй мамой», мы, учителя, должны быть одинаково добры и справедливы ко всем детям, но при этом нельзя забывать и о справедливой строгости, требовательности. Рассказывая ребятам об их правах, нельзя забывать и об обязанностях. Но рассказывать о них надо так, чтобы ребёнок понимал, почему необходимо выполнять те или иные требования предъявляемые ему родителями, учителями, обществом. почему следует поступить именно так, а не иначе. Ни в коем случае не должны мы требовать от детей слепого повиновения, построенного на страхе перед авторитетом взрослого. «Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием,— непрочно, неверно и ненадежно».-Корчак Я.
Лишь объясняя, руководствуясь эмоционально чувственной сферой ребёнка, его восприятием окружающего мира, мы сможем укрепить и развить наших учеников духовно и нравственно.
Подводя итог вышесказанному, мне хотелось бы добавить, что дети намного лучше взрослых способны почувствовать душу другого человека, понять в чём он нуждается, бескорыстно помочь ближнему. Они наивны, открыты, доверчивы. Всем известно, что до определённого возраста ребёнок не способен лгать, кривить душой, и лишь становясь старше, он перенимает многие пороки взрослых
- «Обычно в нашей воле дать своим детям наши знания; и еще больше, дать им наши страсти».-Монтескье Ш.
Основываясь на этом, мы должны развивать и укреплять в учениках высокие светлые духовные качества и стараться не допустить в их душу того низкого, грязного, что, к сожалению, повсеместно царит в нашем мире.
Помните, что в воспитании человека главное - это любовь, разум и самоотверженность, помните что вам постоянно придётся преодолевать многие трудности, но помните и о том великом счастье, о той безграничной радости, которую испытаете увидев плоды своих стараний!
Автор: Вознюк Е.В.
Учитель-дефектолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"
Духовно-нравственное воспитание - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности".
Данная статья рассказывает о моем педагогическом опыте духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности....
Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.
Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...
Статья на тему "Духовно - нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС"
Моя публикация на участие во Всероссийской научно - практической конференции...
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах"
Духовно-нравственное воспитание на урокахлитературы и русского языка в 5-7 классах Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Николай...
Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...