Знакомство дошкольников с оперным искусством
методическая разработка по теме
Знакомство дошкольников с оперным искусством (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_doshkolnikov_s_opernym_iskusstvom.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 950»
Знакомство детей с оперой, как одним из видов музыкального искусства.
( из опыта работы музыкального руководителя Артемовой А.В.)
Знакомство детей с оперой, как одним из видов музыкального искусства.
( из опыта работы)
Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту подошел дирижер. Взмах дирижерской палочки – и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры… Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет и живопись. Началась опера.
Опера - это синтетический жанр, появившийся на основе содружества различных искусств ( итальянское «ореra» означает – труд, дело, сочинение). Однако роль их в опере не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное – музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, а композитор должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах.
Окончательно жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас сформировался в 18 - 19 веках.
Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце 16 века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой и сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы. Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно разнообразна по сюжетам.
В 19 веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие представители в Италии - Россини, Верди, Пуччини, во Франции - Бизе, Гуно, В Германии – Вебер и Вагнер. В конце 18 века опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта.
В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского – Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.
Когда передо мной встал вопрос познакомить детей с оперой, я обратилась к творчеству Н.А. Римского – Корсакова, композитора - сказочника, автора более 10 опер.
Этого композитора по праву можно назвать великим музыкальным сказочником. Никто из композиторов не уделял столько внимания сказке. Для знакомства детей с этим видом музыкального искусства была выбрана опера «Снегурочка».
На первом занятии я рассказала детям об истории создания оперы. При написании оперы композитор обратился к одноименной пьесе Н.А.Островского. При первоначальном прочтении пьесы, она не произвела на Римского - Корсакова никакого впечатления и показалась ему странной. И только через шесть лет, оказавшись на даче в настоящей русской деревне Стелево, под Петербургом, композитор перечитывал ее снова и снова, все больше покоряясь ее красоте, поэтичности и удивлялся, насколько она близка ему, его взглядам. И не мог понять: как же так случилось, что раньше не оценил ее?
В каждом уголке природы композитору виделись будущие декорации оперы. Огромный лес кажется ему заповедным, тем самым, где Мороз скрывает свою любимую дочку Снегурочку, в очертаниях толстого корявого сука ему мерещится леший, местная гора – Ярилиной горой, где берендеи встречают весной солнце.
Действие оперы происходит в сказочном царстве берендеев. В заповедном лесу живет Снегурочка. Мороз ей - батюшка, Весна- красна – свет матушка. Кончается зима, природа оживает от долгого сна, Снегурочка тянется к людям, и их песням, которые так хорошо поет пастушок Лель, полюбившийся ей. Хочется Снегурочке с подружками по ягоды ходить, хороводы водить.
Здесь мы посмотрели фрагмент оперы и послушали арию Снегурочки «С подружками по ягоды ходить». Дети правильно определили, что голос у Снегурочки - звонкий, как колокольчик, а один мальчик добавил, как соловушка. Я уточнила, что самый высокий женский голос называется сопрано.
Дети узнали, что все песни, которые исполняют артисты, в опере имеют свое название - ария (в переводе с итальянского - песня) и ариозо, обычно чуть меньше арии. Если арию исполняет один певец, то про него можно сказать, что он поет соло, если два, то получается дует, если три – трио, а если звучит сразу много голосов – хор.
Хор в опере играет большую роль, участники его одеты в костюмы, они тоже играют в спектакле. С его помощью композиторы изображают сцены народной жизни.
Я рассказала детям, что очень часто композиторы в своих произведениях использовали русские народные песни, мелодии. И не удивительно, что хороводные песни очень легко сдружились с оперными ариями.
Римский – Корсаков включил народную песню в оперу, сохранил ее красоту, не изменил мелодию, слова. В опере звучат хороводная песня «Ай, во поле липенька» и русская народная песня «А мы просо сеяли». В эту песню – игру играют до сих пор. И рассказывает она о трудной работе, о том в каких условиях люди пахали, косили, сеяли. Мы посмотрели эту сцену из оперы и увидели, что артисты выступали двумя партиями: мужчины, выступая вперед, пропевали свою музыкальную фразу и возвращались назад, а им отвечал женский хор. Ребята вспомнили, что точно также построена была народная игра «Бояре», в которую мы играли осенью.
Но что же происходит со Снегурочкой в конце оперы? Луч солнца падает на нее, тьма рассеивается и она исчезает со словами: «Люблю и таю, таю…» А вместе с нею уходит холод из душ людей.
С детьми мы посмотрели сцену таяния и послушали заключительный хор «Гимн солнцу».
Мы узнали, что один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр. Он исполняет увертюру, так называется вступление к опере; звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.
Вместе со сказочным героем Чевостиком (аудиодиск «Знакомство с симфоническим оркестром») мы познакомились с музыкантами симфонического оркестра и отдельными его группами, узнали, что музыканты во время спектакля находятся в оркестровой яме перед сценой.
После знакомства с оперой «Снегурочка» я предложила детям сочинить свою оперу на знакомый сюжет. В старших группах мы разыгрывали русскую народную сказку «Теремок» и «Колобок». Мы выбрали исполнителей главных ролей, все остальные дети исполняли роль хора и музыкантов.
Мы разобрали с детьми какой из музыкальных инструментов подходит для того или иного персонажа: так выход мышки сопровождали маракасы, волка – ксилофон, медведя – барабан и т.д. Дети – главные герои, исполняли свои партии – арии.
Я думаю, что знакомство с оперой не оставило детей равнодушными, пробудило интерес к этому виду искусства и желание познакомиться не только с операми Н.А.Римского-Корсакова, но и с операми других композиторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...
«Знакомство с искусством – русское народное декоративно- прикладное искусство».
Данное занятие предназначено для того, чтобы дать детям представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного ис...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников по теме: «Знакомство с правилами смысловой связи предложений в повествовательном рассказе на примере пересказа «Как петух напал на медвежонка»
Данный конспект составлен по методике В. К. Воробьевой....
Многоканальная модель освоения культурного пространства. «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тек...
Консультация для родителей "Знакомство дошкольников с родственными словами"
Консультация для родителей логопедической подготовительной группы содержит игровой материал для практического ознакомления детей с родственными ( однокоренными ) словами....
Статья "Социализация дошкольников посредством музыкального искусства"
В статье рассматривается вопрос социализации детей дошкольного возраста средствами музыкальной выразительности. Представлен обзор видов деятельности на музыкальных занятиях, и их влияние на формирован...
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства...