Многоканальная модель освоения культурного пространства. «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»
материал по теме
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:
- письменные источники (исторические комментарии, документы эпохи, свидетельства современников, художественные произведения);
- музыкальное наследие
- музейное пространство;
Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать эпоху музыкально-театрального искусства XIX века, используя письменные (литературные) источники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model.docx_2.docx | 26.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Многоканальная модель освоения культурного наследия»
Тема: «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:
- письменные источники (исторические комментарии, документы эпохи, свидетельства современников, художественные произведения);
- музыкальное наследие
- музейное пространство;
Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать эпоху музыкально-театрального искусства XIX века, используя письменные (литературные) источники.
Группа 1.Письменные источники.
1.В библиотеке познакомьтесь с содержанием книг, посвященных развитию музыкально-театральной культуры XIX столетия. (Гозенпуд А.А. Дом Энгельгардта. Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века. Советский композитор, 1992 г., Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. Л., 1959 г., Елизарова Н.А. Театры Шереметева. М., 1994 г, Яковкина Н.И. История русской культуры. 1-я половина XIX века. СПб, 1998 г., Асеев Б. Н. История русского драматического театра первой половины XIX века. - М., 1986., Родина Т. А. Русское театральное искусство в начале XIX века. - М., 1961. Зорина А.П. Могучая кучка - М.: Музыка Год: 2013 ) Посмотрите отобранные издания
2. Составьте представление о содержании каждой из этих книг и отберите те из них, которые, на ваш взгляд, дают представление о музыкально-театральной жизни XIX века .
3. Используя только те тексты, с которыми вы работали при выполнении задания, заполните таблицу. Составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы ваше представление о музыкально-театральной жизни XIX века.
Для создания целостного рассказа обратите внимание на:
а) важнейшие исторические события;
б) композиторов и поэтов, создавших выдающиеся музыкальные и поэтические произведения;
в) ключевые идеи, проблемы, поднятые и осмысленные средствами искусства
г) условия существования и развития классической оперы XIX века
Если на основании отобранных источников невозможно составить представление о каком-либо из перечисленных выше аспектов, постарайтесь объяснить причины того, почему именно эта сторона оказалась «пропущенной» в письменных источниках.
Рассматриваемые аспекты | Письменные источники | Музыкальное наследие | Музейное пространство | Городское пространство |
Важнейшие исторические события | ||||
Композиторы и поэтов, создавшиевыдающиеся музыкальные и поэтические произведения; | ||||
Ключевые идеи, проблемы, поднятые и осмысленные средствами искусства | ||||
Условия существования и развития классической оперы XIX века |
Задание к практикуму
«Многоканальная модель освоения культурного наследия»
Тема: «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:
- письменные источники (исторические комментарии, документы эпохи, свидетельства современников, художественные произведения);
- музыкальное наследие
- музейное пространство;
Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать эпоху музыкально-театрального искусства XIX века, используя письменные (литературные) источники.
Группа 2. Музыкальное наследие.
- Вашей группе предстоит познакомиться со самыми значимыми произведениями, наиболее яркими представителями классического оперного искусства России XIX века (одно-два на выбор), прослушав аудио-видео запись или посмотреть спектакль в Мариинском, Михайловском театре, учебном театре при консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (на выбор)
- Жизнь за Царя - 1836 - М.И. Глинка
- Хованщина - 1886 - М.П.Мусоргский
- Борис Годунов - 1874 - М.П.Мусоргский
- Евгений Онегин - 1879 - П.И.Чайковский
- Пиковая дама - 1890 - П.И.Чайковский
- Князь Игорь - 1890 - А.П.Бородин
2. Попытайтесь ответить на вопросы:
- Какое впечатление они производят на слушателя?
- Какие темы волнуют композиторов в эти годы и почему?
- Как музыкально-театральное искусство откликнулось на исторические события
XIX века и какое это имело значение?
- Какова роль театрально-декорационного искусства в спектакле?
3. Используя только впечатления и знания, полученные при выполнении этого задания, заполните таблицу. Составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы ваше представление о музыкально-театральном искусстве XIX века в России (например, в Санкт-Петербурге). Если на основании прослушанных материалов невозможно описать какой-либо из перечисленных аспектов таблицы, постарайтесь объяснить причины того, почему именно эта сторона оказалась нераскрытой.
4. Попробуйте самостоятельно придумать декорации к просмотренному спектаклю (на выбор)
Рассматриваемые аспекты | Письменные источники | Музыкальное наследие | Музейное пространство | Городское пространство |
Важнейшие исторические события | ||||
Композиторы и поэтов, создавшие выдающиеся музыкальные и поэтические произведения; | ||||
Ключевые идеи, проблемы, поднятые и осмысленные средствами искусства | ||||
Условия существования и развития классической оперы XIX века |
Задание к практикуму
«Многоканальная модель освоения культурного наследия»
Тема: «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:
- письменные источники (исторические комментарии, документы эпохи, свидетельства современников, художественные произведения);
- музыкальное наследие
- музейное пространство;
Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать эпоху музыкально-театрального искусства XIX века, используя письменные (литературные) источники.
Группа 3. Музейное пространство
1. Вашей группе предстоит поработать в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства по адресу: Санкт-Петербург, пл. Островского, 6 и познакомиться с музейными экспозициями и экспонатами, хранящими память музыкального и театрального наследия России XIX века. Во время просмотра экспозиции постарайтесь найти ответы на вопросы, которые помогут вам реконструировать черты города того времени:
- По какому принципу построена экспозиция? Какое впечатление она производят?
- Как предметы и экспонаты раскрывают историю развития оперного искусства?
- Какие экспонаты, представленные в экспозиции, рассказывают о первых оперных постановках?
- Какие постановки русской классической оперы XIX века представлены в экспозиции?
2. Из представленных в экспозиции экспонатов отберите те, которые, на ваш взгляд, позволяют понять:
- Кто из людей искусства повлиял на развитие музыкально-театральной культуры России XIX века?
- Почему оперу называют синтетическим видом искусства?
- Какие произведения искусства были созданы в период зарождения и развития классической оперы в XIX веке?
- Как эти произведения отражают эпоху того времени?
3. Используя только «текст» музейной экспозиции заполните таблицу. Составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы ваше представление об условиях развития музыкального театра в России XIX века.
Если на основании представленных в музее экспонатов невозможно описать какой-либо из перечисленных выше аспектов, постарайтесь объяснить причины того, почему именно эта сторона оказалась «пропущенной» в музее.
Рассматриваемые аспекты | Письменные источники | Музыкальное наследие | Музейное пространство | Городское пространство |
Важнейшие исторические события | ||||
Композиторы и поэтов, создавшие выдающиеся музыкальные и поэтические произведения; | ||||
Ключевые идеи, проблемы, поднятые и осмысленные средствами искусства | ||||
Условия существования и развития классической оперы XIX века |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Театральное искусство России 19-20х веков, на примере творчества Ф.И.Шаляпина. Многоканальная модель».
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о театральном искусстве России 19-20х веков. Задачи урока:-Воспитать эмоциональный отклик у учащихся-Создать условие для понимания взаи...
Летняя практика – период в образовательном процессе ОУ для освоения культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся
В ГБ ОУ школа № 529 Петродворцового района существует редчайшее в наше время направление - летняя образовательная практика для учащихся 6-8 классов, которая позволяет воспитывать...
Способы освоения современного искусства, или что такое многоканальная модель?
Освоение современного искусства носит субъективный характер, сложно поддается объяснению и изучению. Разработанный алгоритм действий (многоканальная модель), позволяет рассмотреть любую тему более дет...
Летняя практика – освоение культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся
Важность проведения краеведческой практики для учащихся средней школы в городском пространстве необходима. Актуальность практики заключается в том, что краеведение, это ...
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси
Урок изучения нового материала. Работа на уроке с рабочими листами...
Культурное пространство Европы и культура Руси
Презентация к уроку по теме: Культурное пространство Европы и культура Руси...