Речевое развлечение "Сказочное путешествие" для детей с ОНР в подготовительной к школе группе
методическая разработка на тему
Речевое развлечение для детей с ОНР в подготовительной к школе группе разработано на основе методических рекомендаций Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Целью данного сценарного материала является повышение уровня знаний учителей-логопедов и воспитателей групп коррекционной направленности в области развития фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза, закрепление и проверка прочности знаний детей в конце учебного года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевое развлечение в подготовительной к школе группе «Сказочное путешествие»
Зайончковская Е.В.
Учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1 г. Апшеронск Краснодарского края
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять умение различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Закреплять умение определять твердые и мягкие согласные звуки в словах в разной позиции.
Закреплять умение делить слова на слоги, определяя количество слогов.
Закреплять навыки звукового анализа: умение определять последовательность звуков в слове.
Закреплять умение придумывать предложение по схеме.
Совершенствовать начальные навыки чтения.
Формировать лексико-грамматические категории речи.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать сообща.
Оборудование, материалы:
- макеты синего, зеленого замков;
- изображения цветов;
- слоги с названиями птиц;
- фишки для звукового анализа (на каждого ребенка);
- колпачки гномов на каждого ребенка;
- к игре «Собери цветок»( серединка цветов с изображением слоговой схемы(1-2-3 слога), лепестки - на каждом лепестке картинка с различным количеством слогов);
- к игре «Составь слово» (2 листа с картинками);
- схемы предложений.
- к игре «Вазы и цветы» ( 4 вазы со звуковой схемой слов, цветы со стебельками, на каждом цветке картинка)
- портфель со школьными принадлежностями, корзинка с ручками (на каждого ребенка)
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Организационный момент.
Л.:- Ребята! Скажите, пожалуйста, а вы хотите пойти в школу?
- А чему вы хотите там научиться?
- А сказки вы еще любите?
- Послушайте, я расскажу вам одну историю. Однажды Белоснежка готовила своих гномов к школе, она хотела, чтобы ее гномики тоже были умными, умели читать и писать, но Злой волшебнице это не нравилось, она не хотела, чтобы гномы учились, и заколдовала Белоснежку.
- И я хочу попросить ваc расколдовать Белоснежку, вы ведь уже к школе готовы, многому научились. Поможете?
- А чтобы попасть в сказку у меня есть волшебные колпачки гномов, но прежде чем их надеть вы вспомните и назовите «летние» слова, разделив их на слоги.
( Дети называют слова и надевают колпачки.)
Л:- Вот мы и оказались в сказочном лесу.
Лес волшебный помоги
Белоснежку нам найти
Л: А давайте Белоснежку позовем, покричим, может она нас услышит.
- Скажите сначала из чего состоит наша речь? ( из предложений)
- А предложения? ( из слов)
- А слова? ( из звуков)
- Какие бывают звуки? ( гласные и согласные)
- Сколько гласных звуков? (6)
- Назовите их.
- Какие бывают согласные? ( звонкие, глухие, мягкие, твердые)
- Какие звуки поются? ( гласные)
- А как мы позовем Белоснежку? (АУ)
- Нет, не слышит нас Белоснежка.
Л: Ребята! Куда это мы с вами попали? Да это же королевские замки! Какими звуками управляет король в синем замке? (Твердыми звуками) А в зеленом замке? (Мягкими звуками). Правильно, ребята. Первый любил слова, в которых все согласные звуки были твёрдыми, а другой любил слова, в которых хотя бы один согласный звук был мягким.
В садах у королей растут цветы небывалой красоты. Ребята, выберите цветы, которые растут в садах синего и зелёного замка.
На мольберте изображения цветов: мак, колокольчик, ромашка, василек, астра, тюльпан, роза, гвоздика.
Л: Отлично справились с заданием.
Л: Ребята, посмотрите здесь серединки от цветов. Давайте подберем к ним лепестки. Может цветы знают что-нибудь про Белоснежку.
Упражнение « Собери цветок»
Прежде, чем собрать цветки
Подбери-ка лепестки.
Но подумай хорошенько,
Сидя на тропинке,
Подойдет ли лепесток
к этой серединке.
Их не просто подобрать:
Нужно слоги сосчитать.
( Дети берут по 1 лепестку, определяют количество слогов в слове и выставляют лепесток к соответствующей сердцевине)
«Рассыпанные слова». Логопед помещает слоги на доску.
Посмотрите, эти слоги
Разбежались кто куда
И горюют: снова слово
Не сложить им никогда!
Кто помочь словам готов?
Все они из трех слогов.
Чтобы задание было легче выполнять, я дам вам подсказку: эти слова обозначают названия птиц. Прочитайте слоги и назовите их. Может птицы помогут, где искать Белоснежку!
ро-ка-со точ-лас-ка
вей-со-ло и-га-вол
Л: Смотрите, на дереве еще картинки, здесь зашифрованы слова.
Упражнение «Составь слово»
Вот на дереве картинки
В них запрятаны слова
Отгадайте, ребятня!
Л: Нужно из первых звуков названий этих картинок составить слова
(РУЧКА ШКОЛА) .
Л: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Л: Вы же скоро идете в школу, а давайте выложим звуковые схемы слов: ШКОЛА БУКВАРЬ ( На коврике логопед оставляет цветы. Дети идут за столы и выкладывают звуковые схемы слов)
ШКОЛА - Сколько слогов в этом слове?
– Сколько гласных (согласных) звуков?
- Сколько всего звуков?
Физминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим…
Л.: -Молодцы! Ребята! Может быть мы Злой Волшебнице подарим цветы, она будет добрее и отпустит Белоснежку.
( дети идут на коврик, на коврике цветы, на каждом цветке картинка)
Упражнение «Собери Букет»
Л:
Вот волшебные цветы-
Небывалой красоты.
У цветочков в серединке-
Нарисованы картинки.
(Дети берут по цветку и идут к доске, там 4 вазы со звуковыми схемами)
Логопед оставляет на коврике портфель.
Нужно брать цветок не сразу,
А подумав, ставить в вазу.
Картинку нужно называть
И к слову схему подобрать
(Дети выполняют задание)
Л: Молодцы! Теперь точно Злая волшебница станет добрее и отпустит Белоснежку.
( Дети идут по коврику, там лежит портфель.)
Л: Ребята, смотрите портфель, это, наверное, Злая волшебница нам подарила, но мы же просили отпустить Белоснежку. Да в портфеле еще и школьные принадлежности.
( Логопед достает из портфеля предметы: букварь, погремушка, линейка, машинка, кукла, пенал, ластик, тетрадь)
Л: Ребята, а все ли эти предметы нужны в школе? ( нет)
Упражнение: «Что нужно для учебы»
(Логопед берет по одному предмету и складывает в портфель, дети отвечают на вопрос чем будем пользоваться в школе?) ( тетрадью, пеналом, букварем, ластиком и т.п.)
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика) «Портфель»
Скоро в школу мы пойдем изображают двумя пальчиками ходьбу.
И портфель с собой возьмем, показывают квадрат руками.
Книжку, ручку, карандаш, загибают пальчики на руке.
Мы в портфель положим наш показывают квадрат руками.
Будем мы читать писать показывают себе ладони, имитируют письмо.
И учиться все на пять поднимают руки, показывая 5 пальцев на руках.
Л: Смотрите, здесь еще и листы какие-то, что это ребята?
(это схемы предложения)
_ _ _! _ _ _. _ _ _?
Упражнение «Составь предложение»
(Дети составляют предложения со словами ШКОЛА УЧИТЕЛЬ РУЧКА по схеме)
Л: Ой, ребята, слышите, кто-то стучится.
( Дети идут к столу на стук, а в это время на коврик заходит Белоснежка и садится на стул- спит)
Л: А вот и Белоснежка!
Б: Здравствуйте, мои гномики! Как же долго я спала.
Л: Нет, ты не спала, тебя заколдовала злая волшебница, и это не твои гномы, это дети из д/с.
Раз, два, три, колпачки сними!
Наши дети скоро идут в школу, и своими знаниями мы победили волшебницу, а еще мы подарили ей цветы и она стала добрее.
Б: Спасибо, Вам ребята! У меня есть волшебная корзинка. Вы же скоро идете в школу и я хочу подарить вам блокнотики и ручки). Ну а мне пора идти и учить своих гномов, а на прощание я дарю вам песенку . До свидания.
Звучит песня «Учат в школе».
Литература:
Е.В. Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения»
С.Е. Гаврина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»
Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: русский язык»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ).
СИСТЕМАТИЗИРОВАНА РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРН: ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯТОРНОЙ МОТОРИКИ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА....
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....
Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР в подготовительной к школе группе «Зимняя сказка»
Интегрированное занятие: «Зимняя сказка», для детей подготовительного возраста с ОНР является закрепляющим по лексической теме «Зима» и проводится в интеграции с воспитателем логопедическо...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Звук и букваР"
Цели.1.Коррекционно-образовательная.ü Автоматизировать звук [Р].ü Познакомить с буквой Р.2.Коррекционно-развивающие.ü Уточнить артикуляцию звука[Р] [Р’]. Закрепить его правильное произношение.ü ...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...