Речевое развлечение "Сказочное путешествие" для детей с ОНР в подготовительной к школе группе
методическая разработка на тему

Зайончковская Елена Владиленовна

Речевое развлечение для детей с ОНР в подготовительной к школе группе разработано на основе методических рекомендаций Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Целью данного сценарного материала является повышение уровня знаний учителей-логопедов и воспитателей групп коррекционной направленности в области развития фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза, закрепление и проверка прочности знаний детей в конце учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развлечение в подготовительной к школе группе «Сказочное путешествие»

Зайончковская Е.В.

Учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1 г. Апшеронск Краснодарского края

  Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

Закреплять умение различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять умение определять твердые и мягкие согласные звуки в словах в разной позиции.

Закреплять умение делить слова на слоги, определяя количество слогов.

Закреплять навыки звукового анализа: умение определять последовательность звуков в слове.

Закреплять умение придумывать предложение по схеме.

Совершенствовать начальные навыки чтения.

Формировать лексико-грамматические категории речи.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать сообща.

  Оборудование, материалы:

- макеты синего, зеленого замков;

- изображения цветов;

- слоги с названиями птиц;

- фишки для звукового анализа (на каждого ребенка);

- колпачки гномов на каждого ребенка;

- к игре «Собери цветок»( серединка цветов с изображением слоговой схемы(1-2-3 слога), лепестки - на каждом лепестке картинка с различным количеством слогов);

- к игре «Составь слово» (2 листа с картинками);

- схемы предложений.

- к игре «Вазы и цветы» ( 4 вазы со звуковой схемой слов, цветы со стебельками, на каждом цветке картинка)

- портфель со школьными принадлежностями, корзинка с ручками (на каждого ребенка)


Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Организационный момент.

Л.:- Ребята! Скажите, пожалуйста, а вы хотите пойти в школу?

- А чему вы хотите там научиться?

- А сказки вы еще любите?

- Послушайте, я расскажу вам одну историю. Однажды Белоснежка готовила своих гномов к школе, она хотела, чтобы ее гномики тоже были умными, умели читать и писать, но Злой волшебнице это не нравилось, она не хотела, чтобы гномы учились, и заколдовала Белоснежку.

- И я хочу попросить ваc расколдовать Белоснежку, вы ведь уже к школе готовы, многому научились. Поможете?

- А чтобы попасть в сказку у меня есть волшебные колпачки гномов, но прежде чем их надеть вы вспомните и назовите «летние» слова, разделив их на слоги.

( Дети называют слова и надевают колпачки.)

Л:- Вот мы и оказались в сказочном лесу.

Лес волшебный помоги

Белоснежку нам найти

Л: А давайте Белоснежку позовем, покричим, может она нас услышит.

- Скажите сначала из чего состоит наша речь? ( из предложений)

- А предложения? ( из слов)

- А слова? ( из звуков)

- Какие бывают звуки? ( гласные и согласные)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Назовите их.

- Какие бывают согласные? ( звонкие, глухие, мягкие, твердые)

- Какие звуки поются? ( гласные)

- А как мы позовем Белоснежку?   (АУ)

- Нет, не слышит нас Белоснежка.

Л: Ребята! Куда это мы с вами попали? Да это же королевские замки! Какими звуками управляет король в синем замке? (Твердыми звуками) А в зеленом замке? (Мягкими звуками). Правильно, ребята. Первый любил слова, в которых все согласные звуки были твёрдыми, а другой любил слова, в которых хотя бы один согласный звук был мягким.

В садах у королей растут цветы небывалой красоты. Ребята, выберите цветы, которые растут в садах синего и зелёного замка.

На мольберте изображения цветов: мак, колокольчик, ромашка, василек, астра, тюльпан, роза, гвоздика.

Л: Отлично справились с заданием.

 

Л: Ребята, посмотрите здесь серединки от цветов. Давайте подберем к ним лепестки. Может цветы знают что-нибудь про Белоснежку.

 

Упражнение « Собери цветок»

Прежде, чем собрать цветки

Подбери-ка лепестки.

Но подумай хорошенько,

Сидя на тропинке,

Подойдет ли лепесток

к этой серединке.

Их не просто подобрать:

Нужно слоги  сосчитать.

( Дети берут по 1 лепестку, определяют количество слогов в слове и выставляют лепесток к соответствующей сердцевине)

«Рассыпанные слова». Логопед помещает слоги на доску.

Посмотрите, эти слоги

Разбежались кто куда

И горюют: снова слово

Не сложить им никогда!

Кто помочь словам готов?

Все они из трех слогов.

Чтобы задание было легче выполнять, я дам вам подсказку: эти слова обозначают названия птиц. Прочитайте слоги и назовите их. Может птицы помогут, где искать Белоснежку!

ро-ка-со                           точ-лас-ка

вей-со-ло                         и-га-вол    

Л: Смотрите, на дереве еще картинки, здесь зашифрованы слова.

Упражнение «Составь слово»

Вот на дереве картинки

В них запрятаны слова

Отгадайте, ребятня!

Л: Нужно из первых звуков названий этих картинок составить слова

  (РУЧКА   ШКОЛА) .

Л: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Л: Вы же скоро идете в школу, а давайте выложим звуковые схемы слов: ШКОЛА  БУКВАРЬ ( На коврике логопед оставляет цветы. Дети идут за столы и выкладывают звуковые схемы слов)     

ШКОЛА - Сколько слогов в этом слове?

– Сколько гласных (согласных) звуков?

  - Сколько всего звуков?

Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим…

Л.: -Молодцы! Ребята! Может быть мы Злой Волшебнице подарим цветы, она будет добрее и отпустит Белоснежку.

( дети идут на коврик, на коврике цветы, на каждом цветке картинка)

Упражнение «Собери Букет»

Л:

Вот волшебные  цветы-

Небывалой красоты.

У цветочков в серединке-

Нарисованы картинки.

(Дети берут по цветку и идут к доске, там 4 вазы со звуковыми схемами)

Логопед оставляет на коврике портфель.

Нужно брать цветок не сразу,

А подумав, ставить в вазу.

Картинку нужно называть

И к слову схему подобрать

(Дети выполняют задание)

Л: Молодцы! Теперь точно Злая волшебница станет добрее и отпустит Белоснежку.

( Дети идут по коврику, там лежит портфель.)

Л: Ребята, смотрите портфель, это, наверное, Злая волшебница нам подарила, но мы же просили отпустить Белоснежку. Да в портфеле еще и школьные принадлежности.

( Логопед достает из портфеля предметы: букварь, погремушка, линейка, машинка, кукла, пенал, ластик, тетрадь)

Л: Ребята, а все ли эти предметы нужны в школе? ( нет)

Упражнение: «Что нужно для учебы»

(Логопед берет по одному предмету и складывает в портфель, дети отвечают на вопрос чем будем пользоваться в школе?) ( тетрадью, пеналом, букварем, ластиком и т.п.)

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика) «Портфель»

Скоро в школу мы пойдем            изображают двумя пальчиками ходьбу.

И портфель с собой возьмем,        показывают квадрат руками.

Книжку, ручку, карандаш,            загибают пальчики на руке.

Мы в портфель положим наш       показывают квадрат руками. 

Будем мы читать писать                показывают себе ладони, имитируют письмо.

И учиться все на пять                    поднимают руки,  показывая 5 пальцев на руках.


Л: Смотрите, здесь еще и листы какие-то, что это ребята?

    (это схемы предложения)

      _ _ _!    _ _ _.    _ _ _?

Упражнение «Составь предложение»

(Дети составляют предложения со словами ШКОЛА УЧИТЕЛЬ  РУЧКА  по схеме)

Л: Ой, ребята, слышите, кто-то стучится.

( Дети идут к столу на стук, а в это время на коврик заходит Белоснежка и садится на стул- спит)

Л: А вот и Белоснежка!

Б: Здравствуйте, мои гномики! Как же долго я спала.

Л: Нет, ты не спала, тебя заколдовала злая волшебница, и это не твои гномы, это дети из д/с.

Раз, два, три, колпачки сними!

Наши дети скоро идут в школу, и своими знаниями мы победили волшебницу, а еще мы подарили ей цветы и она стала добрее.

Б: Спасибо, Вам ребята! У меня есть волшебная корзинка. Вы же скоро идете в школу и я хочу подарить вам блокнотики и ручки). Ну а мне пора идти и учить своих гномов, а на прощание я дарю вам песенку . До свидания.

Звучит песня «Учат в школе».

Литература:

Е.В. Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения»

С.Е. Гаврина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»

Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: русский язык»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ).

СИСТЕМАТИЗИРОВАНА РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРН: ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯТОРНОЙ МОТОРИКИ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА....

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР в подготовительной к школе группе «Зимняя сказка»

Интегрированное занятие: «Зимняя сказка», для детей подготовительного возраста с ОНР является закрепляющим по лексической теме  «Зима» и проводится в интеграции с воспитателем логопедическо...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Звук и букваР"

Цели.1.Коррекционно-образовательная.ü Автоматизировать звук [Р].ü Познакомить с буквой Р.2.Коррекционно-развивающие.ü Уточнить артикуляцию звука[Р] [Р’]. Закрепить его правильное произношение.ü ...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...