Сценарий "Неделя Русского языка"
материал (5 класс) на тему
Разработка сценария открытия недели "Русского языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_nedeli_russkogo_yazyka_.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.Гоголь
Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Н. Толстой
Ведущий: Дорогие друзья! От всей души приветствуем всех Вас, пытливых, находчивых, знающих, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далекие уголки «Страны Русского языка».
1. Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
2.Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи -
Выучи русский язык!
3.Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
4.Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
5.Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
6.В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
7. Глашатай 1. Внимание! Внимание! Его Величество Русский язык приглашает всех жителей королевств Выдумляндии, Фантазёрии и островов Стихосложения на праздник!
Сегодня праздник творчества!
Вы все приглашены,
Из города, деревни, из любой страны!
Сегодня праздник творчества!
Вас приглашаю Я!
8. Глашатай 2. Все прыгайте в кареты –
И в гости к нам, друзья!
Спешите фантазировать!
Спешите сочинять!
Ведь праздник скоро кончится и можно опоздать!
9.Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».
Сценка 1. (На сцену выходят Придворный и Королева Лингвиния.)
Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя).
Федя. Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева. (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя. Федя.
Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя. Давайте ваше предложение и запятую.
( предложение написано на доске)
Королева. Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя. ( запятую ставит после слова )
Королева. Прочитай, что у тебя получилось.
Федя.
Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)
Федя. Ой, подождите, подумать - то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева. Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя. Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя. Не надо. Мне домой, если можно.
Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно . , ,
(предложение написано на доске)
Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой, если можно.
Королева. Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.
Королева. Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной. Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!
(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)
Вопросительный знак. Разные вопросы задаю я всем:
-Как?
-Откуда?
-Сколько?
-Почему?
-Зачем?
-Где?
-Куда?
-Какая?
-Отчего?
-О ком?
-Что?
-Кому?
-Который?
-Чья?
-Каким?
-О чём?
Вот какой я мастак, Кто же я? (Дети хором: Вопросительный знак!)
Восклицательный знак. Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно! Кто я, ребята?
Точка. У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —
Вывод прост:
Это значит —
Точка.
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мысли
Нить
От воды избавить,
Если Точку
Не забыть
Вовремя поставить.
Вопросительный знак. Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу -
За то, что много знать хочу. Вы догадались, кто я? (ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК)
Многоточие.А кто же я, ответьте?
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…(МНОГОТОЧИЕ))
Двоеточие. Обо мне говорят так:
Оно глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему... (ДВОЕТОЧИЕ)
Тире. Кто я?
Лягу палочкой на строчку:
Проходите по мосточку. (ТИРЕ)
Королева . Вот и все наши гости. Прошу садиться. (Жестом приглашает сесть на стулья в глубине сцены.)
Федя. (Встает и подходит к королеве)
Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене? Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости». Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.
Королева. Кого же мы забыли? Кого не пригласили?
Маска (выглядывает из-за кулис)
Маска. А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:
«Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку».
Федя. Ребята, вы догадались о ком это идёт речь?
Да, Речь идет о запятой! Ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что.
Ведущий. Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от смерти. Проходите и садитесь, гости дорогие.
(Знаки препинания рассаживаются.)
Королева. Кстати, во владениях Русского языка живет его друг Склонение. А вот и он.
Склонение. Я – грозное склонение!
Вношу я изменение!
Велю всем существительным –
Стоять! Сидеть! Скакать!
Я доброе склонение,
Всем людям без сомнения,
Я помогаю в жизни
Друг друга понимать!
Сейчас должны прибыть мои славные Падежи. Пойду посмотрю, где они. А вы, ребята, следите, чтобы никто нам не помешал.
Под музыку, крадучись, появляются Ошибки.
Ошибка 1. Ну что? Собрались, отличнички? Разрядились, как новогодние ёлочки. А про нас – лучших друзей Русского Языка – совсем забыли, даже приглашение на праздник не прислали.
Ошибка 2. А ведь он нас так любит, так уважает (Притворно всхлипывает.) А некоторые умные дети без нас вообще не могут прожить. Смотри, какой я себе костюмчик на праздник сшила. (На костюме надпись «Ашыпка»)
Ошибка 1. Кстати! Жи-ши пишите с буквой ы – не ошибётесь! Ну ладно, как говорят великие труженики: меньше дела – больше слов. Давай-ка им испортим праздник. Все падежные вопросы перепутаем.
Под музыку Ошибки путают все надписи на доске и с хохотом убегают. Появляется Федя и именительный падеж.
Именительный падеж. (Увидев хаос, хватается за сердце.)
Падеж я – самый главный,
Служу я вам исправно.
Кто действует? Кто главный?
Кто главный, тот герой!
Всегда я – подлежащее,
К успеху приводящее.
Но только как зовут меня,
Не помню я порой.
Напомните название –
И подружусь я с вами.
Родительный падеж. Кого же нет?..
Я очень беспокоюсь.
Чего же нет?..
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите!
Дательный падеж. (Появляется с улыбкой и подарками в руках.)
Я – щедрый, удивительный
И самый расточительный.
Я всех благодарю…
И всем дарю! Дарю! Дарю! (Дарит конфеты.)
Собаке - кость, а стенке – гвоздь!
А Васе, Маше, Лене, Пете
Дарю по сказочной конфете!
Скорее помогите!
И как зовут скажите!
Я – винительный падеж.
Обвиняю всюду всех
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй и
Меня определяй.
Творительный падеж
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже творительном.
Что там долго говорить
Вот решился я …творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец.
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветёт,
Под корягой змей живёт,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своём большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка лист переверну
И опять творить начну.
Предложный падеж
Ну уроке я скучаю,
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать
Вот бы мне царевной стать.
Я мечтаю о короне:
Вот бы в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о серёжках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле,
Буду с ним учиться в школе…
Ой мечтаю я уже о предложном падеже!
Входят Королева Лингвиния и Склонение.
Склонение. Спасибо, Вам мои верные помощники, без Вас в стране Русского Языка не прожить.
(Падежи уходят.)
Королева Лингвиния. Ох, нравы, эти современные нравы. Ты знаешь, Склонение, была я нынче в одной школе. И вот что увидела…
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова
Саша: Привет, Вова!
Вова (небрежно). Салют, дерево!
Саша (недоуменно). Ой, где дерево?
Вова (объясняет). Это же ты, кореш.
Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?
Вова. Отпад!
Саша. Что???
Вова. Ну, ништяк!
Саша. Ой, а что это?
Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!
Саша. Что она прикидывает и кого клюет?
Вова. Ну, убойная чувиха.
Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша. Это что – в карты поиграть?
Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.
Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?
Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.
Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.
Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?
Вова. Ты лох, что ли?
Саша. Нет, я не оглох.
Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?
Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…
Саша. Я колбасу утром ел, это верно.
Вова. Ты что – упертый?
Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.
Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.
Входит Света.
Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Света (удивленно). Здравствуй, Вова.
Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?
Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.
Света (непонимающе) Кто – потный?
Вова. Нет, вообще ты классная.
Света. А из класса я давно уже ушла.
Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?
Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!
Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)
Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.
Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
Саша. Больше не будешь так разговаривать?
Вова. Больше не буду.
Королева Лингвиния. Надеюсь вы, ребята, используете в своей речи такие слова? Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Я надеюсь, что вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов». А наш праздник продолжается.
ПЕСНЯ.
Ис полняется песня "Страна Лингвиния" (на мотив песни "Страна Лимония").
1.За морями есть большая страна,
Страной Лингвинией зовется она.
Узнаешь много там о языке родном.
Мы Вам поведаем сегодня о том,
Что для слов и звуков та земля, как отчий дом.
Чуть-чуть усилия – и с ними будешь ты знаком.
Припев: Живут глаголы там, живут падежи.
Милый друг, поспеши, поспеши.
Ты сразу их распознаешь
И знаки препинания не отстают,
Вас в страну ту зовут.
Здесь, дружок, ты сразу грамотным станешь.
2.Возьми в дорогу своих знаний запас,
И легче станет путь-дорога в тот час.
Давай отправимся в Лингвинию сейчас.
Как интересен и извилист наш путь.
Здесь можно знаниями своими блеснуть.
И много нового, конечно, почерпнуть.
Припев: Познаешь правила «ча-ща» и «жи-ши»,
Милый друг, поспеши, поспеши.
Ты сразу их распознаешь.
Склонения и спряжения не отстают,
Вас в страну ту зовут.
Здесь, дружок, ты сразу грамотным станешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...