Конкурс скороговорок.
методическая разработка на тему

Славкина Татьяна Николаевна

"Конкурс скороговорок" - это методическая разработка учителя-логопеда для детей подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Целью разработки является совершенствование звуковой стороны речи.

·         Задачи:

·         Расширение представлений детей об устном творчестве русского народа (скороговоркой)

·         Улучшение дикции у дошкольников.

·         Развитие общеречевых навыков.

·         Формирование интонационной выразительности речи.

·         Развитие слухового внимания и памяти.

·         Развитие творческих способностей.

·         Развитие фонематических процессов.

·         Формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

В подготовке к конкурсу задействованы не только дети и воспитатели, но и родители, которые вместе с детьми рисовали иллюстрации к скороговоркам и помогали детям их заучивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_skorogovorok.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс скороговорок для детей 6 – 7 лет компенсирующей группы с ОНР.


Цель. Совершенствование звуковой стороны речи.

  • Задачи:
  • Расширение представлений детей об устном творчестве русского народа (скороговоркой)
  • Улучшение дикции у дошкольников.
  • Развитие общеречевых навыков.
  • Формирование интонационной выразительности речи.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, фишки, две корзины, мяч, магнитная доска с буквами, две пиктограммы-смайлики (грусть и веселье).

Подготовительный этап.

В процессе подготовки к конкурсу скороговорок родителям совместно с детьми предлагается выполнить домашнее задание – выучить наизусть по одной скороговорке и  сделать иллюстрацию или поделку к данной скороговорке.

Организационный момент.

Дети заходят и рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга.

Логопед. Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

Сегодня мы проводим конкурс скороговорок. Участвовать в конкурсе будут две команды “Болтунишки” и “Болтунята”. Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри. (Представляются члены жюри.) Всего в конкурсе пять заданий. За каждое правильно выполненное задание участники или команда получают фишки, в зависимости от оценки жюри. Для каждой команды приготовлено две корзины, в которые жюри будет складывать фишки. В конце конкурса подсчитывается количество фишек, заработанных каждой командой, и выявляется победитель.

Артикуляционная разминка: дети выполняют упражнение «Качели», «Лошадка».

1. Задание. “Игра с мячом”.

Логопед. Начнем наш конкурс с разминки. Каждый из участников должен внимательно послушать маленькую скороговорку, взять мяч в руки, повторить ее громко и четко и передать мяч следующему участнику.

Жюри оценивает команды. Лучшая команда получает фишку.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.     Веня и Иван не виноваты.

Сухой сук нес барсук.                                 В сундуке на судно несут посуду.

Белы бараны били в барабаны.                  Филимон был на футболе  в футболке.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.               В Японии все пони в попоне.

Кот копейку накопил, кошке козочку купил.    Дима дает Дине дыню.

В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.     Дядя Федя дал меда медведю.

Трое трубачей трубили в трубы.                            У Пети Потапова папа – капитан.

У Дуни в неделе одни понедельники.                    Синице гусеница снится.

Десять совят на сосне сидят.                                  У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

У забияки змея за пазухой.                                  Сынок не носит косынок.

Влас у нас, Афанас у вас.                                      Соломы воз возница вез.

2. “Выразительные скороговорки”.

Детям предлагается послушать два музыкальных отрывка и сказать, что они чувствуют, какие испытывают эмоции, когда слышат эту музыку (грустьвеселье – смайлики)

Логопед. Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно.

На экране иллюстрация скороговорки.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Логопед. Нужно произнести скороговорку дважды: один раз весело, второй раз грустно. При этом, не забывая о быстром темпе произнесения. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды.

Участникам выдаются две пиктограммы-смайлики: грусть и веселье.

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды.

3. Бабушкины скороговорки.

Звучит мелодия «Выйду на улицу…»

Логопед: Ребята, к нам приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна.

Аграфена Дормидонтовна: Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести моё имя.

Аграфена Дормидонтовна: Слыхала я, что вы скороговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.

Команда №1:                                                       Команда №2:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.         Стоит воз овса, возле воза овца.

Хохлатые хохотушки хохотали,                Течёт речка, печёт печка,

Хохотали, похохатывали.                           Печёт печка, течёт речка.

Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и, прощаясь, уходит. Жюри оценивает.

Динамическая пауза “Говори и делай”.

Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. 

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)
Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)
У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.) 
Длиннее макароны 
(Руки широко расставлены в стороны.)
А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

4. Задание “Отгадай звук”.

Логопед. Для выполнения данного задания нужно внимательно послушать скороговорку и определить, какой звук в ней встречается чаще всего, затем найти соответствующую букву и прикрепить ее на магнитную доску. 

Жюри оценивает каждую команду.

1. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С)

Катя лопаткой копала канавку. (К)

2. Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. (Л)

Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Р)

3. В пенале у Полины паук плетет паутину. (П)

Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. (Ш)

4. Тут и там топает гиппопотам. (Т)

У четырех черепах по четыре черепашонка. (Ч)

5. Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему поможет.(Ж)

Филимон был на футболе в футболке. (Ф)

5. Задание «Домашнее»

Логопед. К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку, нарисовать к ней рисунок или подготовить поделку.

Логопед показывает рисунки, приготовленные родителями совместно с детьми в домашних условиях. Дети узнают свои заготовки, выходят и рассказывают выученные скороговорки. Сначала медленно, четко проговаривая все слова, чтобы смысл был понятен окружающим, затем в быстром темпе. 

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды. 

Итог. Наш конкурс подошел к концу. Сейчас мы узнаем, какая команда победила. 

Подсчитывается количество заработанных фишек у обеих команд и объявляется команда-победитель.

Логопед. Ребята, вы все сегодня очень старались. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас команды награждаются сладкими призами.

Литература

  1. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие. – М.: Астрель, 2012.
  2. Косинова Е.М. Говорим правильно и красиво. – М.: Эксмо. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистические игры. Конкурс скороговорок

Дидактический материал к проведению Недели русского языка. Можно использовать как пятиминутку на уроке для развития орфоэпической культуры, внимания, воображения, чувства юмора....

Использование скороговорок на уроках английского языка

Скороговорки на английском языке можно применять на уроках в качестве фонетической зарядки....

Использование скороговорок и стихов на уроке

Материалы о скороговорков. Традиционно урок английского языка начинается с фонетической зарядки, для этого могут использоваться скороговорки, пословицы, поговорки, стихи и рифмовки. Well begun i...

Конкурс скороговорок для детей старшего дошкольного возраста.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2014...

Использование рифмовок, скороговорок и стихов при обучении чтению. Сборник рифмовок, скороговорок и стихов.

На первом году обучения английскому языку работе над чтением, выработке у детей навыков правильного произношения следует уделять серьезное внимание. Быстро и легко усвоить основные правила чтени...

Конкурс для детей и взрослых в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет "Ярмарка скороговорок"

Методическая разработка развлечения  - конкурса для детей их родителей в рамках реализации проекта "Ярмарка скороговорок"...