«Особенности социализации воспитанников детских домов»
учебно-методический материал ( класс) по теме
В работе по преодолению проблем социализации детей в детском доме необходимо участие не только работников детского дома (педагогов и воспитателей), но также специалистов, консультантов и общественности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_-_metodichka_sotsializatsiya.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 53 Выборгского района»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Особенности социализации воспитанников
детских домов»
Воспитатель:
Н.И.КУЗНЕЦОВА
Санкт-Петербург
2014
«Особенности социализации воспитанников детских домов»
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным. Но в стране ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью. Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в детские дома или школы-интернаты.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности.
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом «задержка психического развития». А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом.
В качестве основных причин проблем личностного развития воспитанников интернатных учреждений выступают следующие:
- Врожденно-наследственные факторы и анатомо-физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.).
- Проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивание нежелательной беременности потенциальными «отказницами», искажение жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития между матерью и ребенком, нарушение сенсорных, обменных связей между ними.
- Различные виды депривации (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная).
- Средовые влияния (педагогическая запущенность).
- Недостатки организации образовательно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот:
- неправильная организация общения взрослых с детьми: несостоятельность и непродуктивность форм общения, доминирующих в детских учреждениях; авторитарный стиль общения на уровне «взрослый-ребенок» и, как следствие, на уровне «ребенок-ребенок»;
- отсутствие психологического комфорта, а также - отсутствие понимания, что здоровье и развитие ребенка зависит от многих факторов: не только правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате неудовлетворенности жизненно важных потребностей ребенка - в безопасности, любви, общении, в познании через взрослых окружающего мира;
- массовый, коллективный, «тотальный» характер воспитания;
- высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность жизни, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка;
- непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей;
- недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
- «закрытая» среда учреждения, чрезвычайная суженность развивающей среды, порождающая бедность конкретно-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов, с которыми они действуют, начиная с бытовых предметов и заканчивая специальными игрушками;
- отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;
- недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов, домов ребенка и интернатов;
- недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;
- недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения в домах ребенка, детских домах и интернатах;
- низкий уровень (или полное отсутствие) детского самоуправления в учреждениях и т. д.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе.
Воспитательная система включает в себя всю совокупную деятельность детского дома: познавательную внешкольную деятельность детей, деятельность воспитанников по интересам, игровую, трудовую, деятельность по развитию детского самоуправления и другие виды деятельности. Не все они являются одинаково значимыми для воспитанников детских домов и способны стать системообразующими.
Познавательная деятельность - имеет особое значение для детей-сирот, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной сферы. Главную роль в полноценном развитии личности играет познание себя (своих психофизических способностей, особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни), а также познание и принятие окружающего мира, внешнего образа мира; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен).
Деятельность по интересам: для детей, у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе (а это становится серьезным препятствием на пути взаимодействия ребенка с другими), деятельность по интересам предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях. Особое значение имеет для подросткового и предподросткового возраста. Деятельность по интересам для детей-сирот - это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения.
Трудовая: труд для воспитанников детского дома - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в детском доме должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до предпринимательской деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками в детском доме должна занять профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников - подростков, покидающих детский дом, овладение ими одной или несколькими профессиями. Это поможет им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысит чувство уверенности в себе.
Игровая: важнейшее средство развития воспитанников. Особое значение имеет для дошкольников и младших школьников. Однако жизнь этих детей была лишена игры и нормального развития. Дети-сироты принадлежат к той категории детей, которые в детстве «не доиграли». Дети-сироты практически не умеют играть. Научить их различным видам игровой деятельности - задача психологов и педагогов детских домов.
Рекомендации по решению проблем социализации детей в детском доме
1. Необходимо разработать такую систему работы детского дома, которая осуществляла бы деятельность в следующих сферах:
- в процессе обучения воспитанников-сирот (деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала, социальных навыков и приобретения необходимого социального и допрофессионального опыта и подготовку в рамках социально-ориентированного обучения, самообразования, участия в тренингах социальной компетентности). Результатом такой деятельности должен стать усвоенный детьми разнообразный социальный опыт как приобретённый ресурс для последующего развития и профессиональной самореализации;
- в сфере жизнеобеспечения воспитанников (трудовая деятельность взрослых и детей в столовой, по поддержанию порядка в доме, на территории и т.д.). Здесь воспитанники должны получить тот багаж знаний и навыков, который поможет им наладить свой быт и семейную жизнь в будущем.
- во внеучебной сфере детского дома (деятельность ребенка по интересам - досуговая, туристская, спортивная, социальная, клубная и пр.). Результатом данной деятельности должно стать открытие и реализация детьми своих талантов и продуктивных творческих способностей.
- в сфере подготовки к самостоятельной жизни через социальное проектирование и 4.сопровождение процесса жизненного и профессионального самоопределения. Данная деятельность включает наработки предыдущих направлений и вместе с тем выделяется в качестве самостоятельного направления. Она с одной стороны организуется с учётом критериев готовности к выпуску, с другой стороны предполагает преемственность средств и методов при «передаче» выпускника другим помогающим службам в процессе постинтернатной адаптации.
Деятельность воспитателей детского дома по социализации воспитанников может осуществляться через реализацию следующих программ:
а) Программа «Моя семья».
Цели: Создание предпосылок для успешной интеграции воспитанников детского дома в общество в постинтернатный период через:
а) восстановление их родственных связей:
б) формирование представлений о строительства собственной семьи.
Направления деятельности: расширение контактов с родственниками, создание положительной мотивации на создание собственной семьи, приобретение необходимых навыков строительства успешной семьи.
Предполагаемый результат:
- Дети имеют положительную мотивацию на строительство успешной семьи.
- Воспитанники владеют основными умениями и навыками ведения домашнего хозяйства и создания взаимоотношений в семье.
- Родственники оказывают помощь выпускникам детского дома в устройстве дальнейшей жизни в постинтернатный период.
б) Программа «Стать гражданином»
Цель: Формирование активной гражданской позиции у воспитанников детского дома, позволяющей им в постинтернатный период успешно интегрировать в современное общество.
Направления деятельности: «Мы живём в этой стране!», «Кто, если не я?» (Патриотизм. Подготовка к службе в вооружённых силах), «Мой труд – мой успех!» (Профориентация, подготовка к трудовой деятельности).
Предполагаемый результат:
- У воспитанников существуют чувства гордости за свою страну и ответственности за её успешное развитие.
- Мальчики готовы служить в Вооружённых силах РФ.
- Воспитанники осознанно выбрали свою будущую профессию.
- У воспитанников имеется достаточный уровень знаний для овладения желаемой профессией.
- У детей сформирована активная жизненная позиция.
в) Программа «Восхождение»
Цель: Создание развивающей среды, создающей условия для саморазвития личности воспитанников и развития их общей культуры.
Направления деятельности: организация жизнедеятельности воспитанников, создание условий для разностороннего развития, коррекция недостатков развития.
Предполагаемый результат:
- У воспитанников вырабатывается привычки рефлексии и активных строителей самого себя.
- Воспитанники осознанно выбирают пути самореализации.
- У воспитанников имеется достаточный уровень культуры, чтобы успешно строить деловые контакты и взаимоотношения с окружающими людьми.
г) Программа «Расти здоровым»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни.
Направления деятельности: реализация комплекса мер по охране здоровья детей, профилактика заболеваний, «Внимание, опасность!».
Предполагаемый результат:
- У воспитанников вырабатываются стремление и навыки здорового образа жизни.
- Воспитанники укрепляют своё здоровье, меньше болеют.
- У воспитанников формируется неприемлемость к антиобщественным проявлениям растраты личного здоровья: табакокурение, алкоголизм, наркомания, СПИД и т.п.
- Воспитанники знают здоровье сберегающие приёмы труда и различных видов жизнедеятельности, неукоснительно выполняют их.
- У воспитанников сформировано нормативное поведение при чрезвычайных ситуациях.
В работе по преодолению проблем социализации детей в детском доме необходимо участие не только работников детского дома (педагогов и воспитателей), но также специалистов, консультантов и общественности.
Педагоги должны:
- создавать условия для успешной социализации;
Специалисты:
- проводят диагностику;
- осуществляют реабилитацию;
- проводят обучение социальным навыкам.
Консультанты:
- Разрабатывают организационно-педагогическую модель успешной социализации;
- Консультируют администрацию и специалистов;
- Проводят анализ промежуточных результатов;
- Проектируют следующий этап.
Общественность:
- принимает участие в моделировании жизнедеятельности детского дома;
- предлагает и реализует различные виды развивающей и досуговой деятельности (кружки, секции; акции и мероприятия; индивидуальная работа с воспитанниками; помощь в обучении и т.д.);
- участвует в анализе и выработке решений.
Только комплексная работа всех названных выше подразделений может способствовать преодолению проблем социализации детей в детском доме.
Критерии и показатели социализированности
Критерии социализированности | Показатели социализированности |
Ценностная ориентация | – присуща система устремлений личности и характер этой устремленности; – сформировано представление об идеалах, смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности; |
Ценностная устойчивость | – существует наличие собственных взглядов и умение их аргументировать; |
Ценностная гибкость | – умение изменять свои взгляды и вырабатывать новые; |
Умение самостоятельно решать свои проблемы | – сможет самостоятельно решать свои проблемы; – имеет представление о том, как можно самостоятельно решить свои проблемы; |
Наличие устойчивого интереса к чему-либо и мере его реализации | – существует устойчивый интерес к чему-либо; – имеет представление о мере его реализации; |
Креативность | – присущ творческий подход к своим планам, делам, общению; – нестандартное решение ситуации; |
Адекватность самооценки | – присуща психологическая зрелость; – адекватное восприятие себя и своих возможностей; |
Ответственное отношение к себе, делу, группе, людям | – ответственно относиться к себе; – ответственно относиться к делу; – ответственно относиться к другим людям; – качественное выполнение заданий; – ЗОЖ как приоритет; – помощь другим людям; |
Умение понимать другого человека (взрослого и сверстника) | – умение идти на контакт; – умение понимать сверстников; – умение понимать взрослого; – умение вести конструктивный разговор; |
Умение сотрудничать в группе | – умение идти на контакт; – восприятие других людей как реальных членов группы; – умение прислушиваться к другим людям; – умение соглашаться с мнением других людей; |
Сформированность отношения к другому человеку как высшей ценности | – проявление доброты внимания, заботы, помощи, милосердия; – умение помочь другому человеку; – умение оказывать помощь своевременно; – оказывать помощь безвозмездно; |
Характер отношений с людьми | – умение доброжелательно относиться к людям; – умение вести конструктивный разговор; – общительность; – оказание помощи другим людям, поддержки и заботы безвозмездно; |
Наличие жизненных планов и представлений о способах их реализации | – наличие жизненных планов; – представление о способах реализации своих жизненных планов; – умение реализовывать эти планы; |
Толерантность | – присуща терпимость к другим людям; – отношение к человеку не зависимо от его пола, расы и социального положения; – равноценное отношение ко всем людям; |
Умение идти на компромисс и искать конценсунс | – умение идти на компромисс; – умение искать конценсунс; – умение уступать людям; – умение соглашаться с другими людьми; – умение жертвовать своими желаниями ради других людей; |
Знание своих прав и обязанностей (учащегося, абитуриента, пациента, клиента сферы услуг) | – знание своих прав; – знание своих обязанностей; – умение применять знания на практике; – имеет разносторонние знания; |
Знание учреждений, обеспечивающих реализацию и защиту прав | – знание учреждений, обеспечивающих реализацию прав; – знание учреждений, обеспечивающих защиту прав; – умение обратится в данные учреждения; |
Знание об источниках и умение искать в них необходимую информацию (общекультурную, об образовании, о работе, о товарах и услугах) | – знание источников информации; – умение найти в них необходимую объективную информацию; |
Наличие практических умений | – умение шить; – умение моделировать; - умение конструировать; – владение разными инструментами; |
Знание способов заработать на жизнь, умение написать заявление, составить резюме | – знание способов заработать на жизнь; – умение написать заявление; – знания о резюме; – умение составить резюме; |
Умение качественно и продуктивно выполнять бытовую (домашнюю) | – знание о том, как выполнять домашнюю работу; – умение пользоваться различными бытовыми приборами; – умение выполнять бытовую работу; – умение качественно выполнять домашнюю работу; – умение продуктивно выполнять бытовую работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в России, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть которых состав...
Социальный проект, тема "Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания"
Проект разработан с целью организации семейного воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 и старше посредством семейного воспитания...
Социализация личности воспитанника детского дома
В данном материале рассматриваются вопросы успешной социализации воспитанников детского дома....
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В КОНТЕКСТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»
В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в Кузбассе и в России в целом, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ориентир» по социализации воспитанников детского дома на основе деятельности медиа - центра
Данная общеразвивающая программа возникла на фоне изменений основных направлений деятельности детского дома, а так же в связи с вохрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию ...
Презентация "Социализация воспитанников детского дома "Хуры тын" (сжатая, далее смотри инфоурок)
Социализация воспитанников детского дома "Хуры тын...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА по социализации воспитанников детского дома «СТУПЕНЬКИ»
Миссия программы заключается в том, чтобы максимально приблизить воспитанника к реальным условиям жизни, через организацию мероприятий во взаимодействии специалистов, педагогов и самих воспитанников....