«Особенности социализации воспитанников детских домов»
учебно-методический материал ( класс) по теме
В работе по преодолению проблем социализации детей в детском доме необходимо участие не только работников детского дома (педагогов и воспитателей), но также специалистов, консультантов и общественности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 53 Выборгского района»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Особенности социализации воспитанников
детских домов»
Воспитатель:
Н.И.КУЗНЕЦОВА
Санкт-Петербург
2014
«Особенности социализации воспитанников детских домов»
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным. Но в стране ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью. Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в детские дома или школы-интернаты.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности.
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом «задержка психического развития». А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом.
В качестве основных причин проблем личностного развития воспитанников интернатных учреждений выступают следующие:
- Врожденно-наследственные факторы и анатомо-физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.).
- Проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивание нежелательной беременности потенциальными «отказницами», искажение жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития между матерью и ребенком, нарушение сенсорных, обменных связей между ними.
- Различные виды депривации (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная).
- Средовые влияния (педагогическая запущенность).
- Недостатки организации образовательно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот:
- неправильная организация общения взрослых с детьми: несостоятельность и непродуктивность форм общения, доминирующих в детских учреждениях; авторитарный стиль общения на уровне «взрослый-ребенок» и, как следствие, на уровне «ребенок-ребенок»;
- отсутствие психологического комфорта, а также - отсутствие понимания, что здоровье и развитие ребенка зависит от многих факторов: не только правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате неудовлетворенности жизненно важных потребностей ребенка - в безопасности, любви, общении, в познании через взрослых окружающего мира;
- массовый, коллективный, «тотальный» характер воспитания;
- высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность жизни, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка;
- непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей;
- недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
- «закрытая» среда учреждения, чрезвычайная суженность развивающей среды, порождающая бедность конкретно-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов, с которыми они действуют, начиная с бытовых предметов и заканчивая специальными игрушками;
- отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;
- недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов, домов ребенка и интернатов;
- недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;
- недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения в домах ребенка, детских домах и интернатах;
- низкий уровень (или полное отсутствие) детского самоуправления в учреждениях и т. д.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе.
Воспитательная система включает в себя всю совокупную деятельность детского дома: познавательную внешкольную деятельность детей, деятельность воспитанников по интересам, игровую, трудовую, деятельность по развитию детского самоуправления и другие виды деятельности. Не все они являются одинаково значимыми для воспитанников детских домов и способны стать системообразующими.
Познавательная деятельность - имеет особое значение для детей-сирот, имеющих серьезные проблемы в развитии познавательной сферы. Главную роль в полноценном развитии личности играет познание себя (своих психофизических способностей, особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни), а также познание и принятие окружающего мира, внешнего образа мира; позитивное мироощущение (уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен).
Деятельность по интересам: для детей, у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе (а это становится серьезным препятствием на пути взаимодействия ребенка с другими), деятельность по интересам предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития в других областях. Особое значение имеет для подросткового и предподросткового возраста. Деятельность по интересам для детей-сирот - это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения.
Трудовая: труд для воспитанников детского дома - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в детском доме должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до предпринимательской деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками в детском доме должна занять профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников - подростков, покидающих детский дом, овладение ими одной или несколькими профессиями. Это поможет им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысит чувство уверенности в себе.
Игровая: важнейшее средство развития воспитанников. Особое значение имеет для дошкольников и младших школьников. Однако жизнь этих детей была лишена игры и нормального развития. Дети-сироты принадлежат к той категории детей, которые в детстве «не доиграли». Дети-сироты практически не умеют играть. Научить их различным видам игровой деятельности - задача психологов и педагогов детских домов.
Рекомендации по решению проблем социализации детей в детском доме
1. Необходимо разработать такую систему работы детского дома, которая осуществляла бы деятельность в следующих сферах:
- в процессе обучения воспитанников-сирот (деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала, социальных навыков и приобретения необходимого социального и допрофессионального опыта и подготовку в рамках социально-ориентированного обучения, самообразования, участия в тренингах социальной компетентности). Результатом такой деятельности должен стать усвоенный детьми разнообразный социальный опыт как приобретённый ресурс для последующего развития и профессиональной самореализации;
- в сфере жизнеобеспечения воспитанников (трудовая деятельность взрослых и детей в столовой, по поддержанию порядка в доме, на территории и т.д.). Здесь воспитанники должны получить тот багаж знаний и навыков, который поможет им наладить свой быт и семейную жизнь в будущем.
- во внеучебной сфере детского дома (деятельность ребенка по интересам - досуговая, туристская, спортивная, социальная, клубная и пр.). Результатом данной деятельности должно стать открытие и реализация детьми своих талантов и продуктивных творческих способностей.
- в сфере подготовки к самостоятельной жизни через социальное проектирование и 4.сопровождение процесса жизненного и профессионального самоопределения. Данная деятельность включает наработки предыдущих направлений и вместе с тем выделяется в качестве самостоятельного направления. Она с одной стороны организуется с учётом критериев готовности к выпуску, с другой стороны предполагает преемственность средств и методов при «передаче» выпускника другим помогающим службам в процессе постинтернатной адаптации.
Деятельность воспитателей детского дома по социализации воспитанников может осуществляться через реализацию следующих программ:
а) Программа «Моя семья».
Цели: Создание предпосылок для успешной интеграции воспитанников детского дома в общество в постинтернатный период через:
а) восстановление их родственных связей:
б) формирование представлений о строительства собственной семьи.
Направления деятельности: расширение контактов с родственниками, создание положительной мотивации на создание собственной семьи, приобретение необходимых навыков строительства успешной семьи.
Предполагаемый результат:
- Дети имеют положительную мотивацию на строительство успешной семьи.
- Воспитанники владеют основными умениями и навыками ведения домашнего хозяйства и создания взаимоотношений в семье.
- Родственники оказывают помощь выпускникам детского дома в устройстве дальнейшей жизни в постинтернатный период.
б) Программа «Стать гражданином»
Цель: Формирование активной гражданской позиции у воспитанников детского дома, позволяющей им в постинтернатный период успешно интегрировать в современное общество.
Направления деятельности: «Мы живём в этой стране!», «Кто, если не я?» (Патриотизм. Подготовка к службе в вооружённых силах), «Мой труд – мой успех!» (Профориентация, подготовка к трудовой деятельности).
Предполагаемый результат:
- У воспитанников существуют чувства гордости за свою страну и ответственности за её успешное развитие.
- Мальчики готовы служить в Вооружённых силах РФ.
- Воспитанники осознанно выбрали свою будущую профессию.
- У воспитанников имеется достаточный уровень знаний для овладения желаемой профессией.
- У детей сформирована активная жизненная позиция.
в) Программа «Восхождение»
Цель: Создание развивающей среды, создающей условия для саморазвития личности воспитанников и развития их общей культуры.
Направления деятельности: организация жизнедеятельности воспитанников, создание условий для разностороннего развития, коррекция недостатков развития.
Предполагаемый результат:
- У воспитанников вырабатывается привычки рефлексии и активных строителей самого себя.
- Воспитанники осознанно выбирают пути самореализации.
- У воспитанников имеется достаточный уровень культуры, чтобы успешно строить деловые контакты и взаимоотношения с окружающими людьми.
г) Программа «Расти здоровым»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни.
Направления деятельности: реализация комплекса мер по охране здоровья детей, профилактика заболеваний, «Внимание, опасность!».
Предполагаемый результат:
- У воспитанников вырабатываются стремление и навыки здорового образа жизни.
- Воспитанники укрепляют своё здоровье, меньше болеют.
- У воспитанников формируется неприемлемость к антиобщественным проявлениям растраты личного здоровья: табакокурение, алкоголизм, наркомания, СПИД и т.п.
- Воспитанники знают здоровье сберегающие приёмы труда и различных видов жизнедеятельности, неукоснительно выполняют их.
- У воспитанников сформировано нормативное поведение при чрезвычайных ситуациях.
В работе по преодолению проблем социализации детей в детском доме необходимо участие не только работников детского дома (педагогов и воспитателей), но также специалистов, консультантов и общественности.
Педагоги должны:
- создавать условия для успешной социализации;
Специалисты:
- проводят диагностику;
- осуществляют реабилитацию;
- проводят обучение социальным навыкам.
Консультанты:
- Разрабатывают организационно-педагогическую модель успешной социализации;
- Консультируют администрацию и специалистов;
- Проводят анализ промежуточных результатов;
- Проектируют следующий этап.
Общественность:
- принимает участие в моделировании жизнедеятельности детского дома;
- предлагает и реализует различные виды развивающей и досуговой деятельности (кружки, секции; акции и мероприятия; индивидуальная работа с воспитанниками; помощь в обучении и т.д.);
- участвует в анализе и выработке решений.
Только комплексная работа всех названных выше подразделений может способствовать преодолению проблем социализации детей в детском доме.
Критерии и показатели социализированности
Критерии социализированности | Показатели социализированности |
Ценностная ориентация | – присуща система устремлений личности и характер этой устремленности; – сформировано представление об идеалах, смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности; |
Ценностная устойчивость | – существует наличие собственных взглядов и умение их аргументировать; |
Ценностная гибкость | – умение изменять свои взгляды и вырабатывать новые; |
Умение самостоятельно решать свои проблемы | – сможет самостоятельно решать свои проблемы; – имеет представление о том, как можно самостоятельно решить свои проблемы; |
Наличие устойчивого интереса к чему-либо и мере его реализации | – существует устойчивый интерес к чему-либо; – имеет представление о мере его реализации; |
Креативность | – присущ творческий подход к своим планам, делам, общению; – нестандартное решение ситуации; |
Адекватность самооценки | – присуща психологическая зрелость; – адекватное восприятие себя и своих возможностей; |
Ответственное отношение к себе, делу, группе, людям | – ответственно относиться к себе; – ответственно относиться к делу; – ответственно относиться к другим людям; – качественное выполнение заданий; – ЗОЖ как приоритет; – помощь другим людям; |
Умение понимать другого человека (взрослого и сверстника) | – умение идти на контакт; – умение понимать сверстников; – умение понимать взрослого; – умение вести конструктивный разговор; |
Умение сотрудничать в группе | – умение идти на контакт; – восприятие других людей как реальных членов группы; – умение прислушиваться к другим людям; – умение соглашаться с мнением других людей; |
Сформированность отношения к другому человеку как высшей ценности | – проявление доброты внимания, заботы, помощи, милосердия; – умение помочь другому человеку; – умение оказывать помощь своевременно; – оказывать помощь безвозмездно; |
Характер отношений с людьми | – умение доброжелательно относиться к людям; – умение вести конструктивный разговор; – общительность; – оказание помощи другим людям, поддержки и заботы безвозмездно; |
Наличие жизненных планов и представлений о способах их реализации | – наличие жизненных планов; – представление о способах реализации своих жизненных планов; – умение реализовывать эти планы; |
Толерантность | – присуща терпимость к другим людям; – отношение к человеку не зависимо от его пола, расы и социального положения; – равноценное отношение ко всем людям; |
Умение идти на компромисс и искать конценсунс | – умение идти на компромисс; – умение искать конценсунс; – умение уступать людям; – умение соглашаться с другими людьми; – умение жертвовать своими желаниями ради других людей; |
Знание своих прав и обязанностей (учащегося, абитуриента, пациента, клиента сферы услуг) | – знание своих прав; – знание своих обязанностей; – умение применять знания на практике; – имеет разносторонние знания; |
Знание учреждений, обеспечивающих реализацию и защиту прав | – знание учреждений, обеспечивающих реализацию прав; – знание учреждений, обеспечивающих защиту прав; – умение обратится в данные учреждения; |
Знание об источниках и умение искать в них необходимую информацию (общекультурную, об образовании, о работе, о товарах и услугах) | – знание источников информации; – умение найти в них необходимую объективную информацию; |
Наличие практических умений | – умение шить; – умение моделировать; - умение конструировать; – владение разными инструментами; |
Знание способов заработать на жизнь, умение написать заявление, составить резюме | – знание способов заработать на жизнь; – умение написать заявление; – знания о резюме; – умение составить резюме; |
Умение качественно и продуктивно выполнять бытовую (домашнюю) | – знание о том, как выполнять домашнюю работу; – умение пользоваться различными бытовыми приборами; – умение выполнять бытовую работу; – умение качественно выполнять домашнюю работу; – умение продуктивно выполнять бытовую работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в России, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть которых состав...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-386099-1390156287.jpg)
Социальный проект, тема "Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания"
Проект разработан с целью организации семейного воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 и старше посредством семейного воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-603173-1426170625.jpg)
Социализация личности воспитанника детского дома
В данном материале рассматриваются вопросы успешной социализации воспитанников детского дома....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-689122-1444930183.jpg)
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В КОНТЕКСТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»
В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в Кузбассе и в России в целом, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ориентир» по социализации воспитанников детского дома на основе деятельности медиа - центра
Данная общеразвивающая программа возникла на фоне изменений основных направлений деятельности детского дома, а так же в связи с вохрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1001118-1516794657.jpg)
Презентация "Социализация воспитанников детского дома "Хуры тын" (сжатая, далее смотри инфоурок)
Социализация воспитанников детского дома "Хуры тын...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/13/picture-1351916-1634115270.jpg)
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА по социализации воспитанников детского дома «СТУПЕНЬКИ»
Миссия программы заключается в том, чтобы максимально приблизить воспитанника к реальным условиям жизни, через организацию мероприятий во взаимодействии специалистов, педагогов и самих воспитанников....