Музыкально-литературная композиция "Мы поколение, не знавшее войны"
материал на тему
Общешкольное мероприятие, посвященной Победе в Великой Отечественной войне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкально-литературная композиция "Мы поколение, не знавшее войны" | 82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-литературная композиция
«Мы поколение, не знавшее войны»
Звучит Концерт № 2 С. Рахманинова.
Выходят Ведущие.
1 Ведущая.
Память человеческая строго
Дни считает, как бойцов в строю
Знает мир, что путь ваш был нелегок
К этому торжественному дню.
2 Ведущая.
Победа к нам приходит вновь и вновь,
Прекрасна и юна, как в сорок пятом,
Приходит в блеске старых орденов
На пиджаке бывалого солдата
1 Ведущая.
Умытая слезами — не дождем,
Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днем,
Чтоб никогда не позабыть о том,
Вместе: Какой был подвиг совершен Отчизной!
2 Ведущая.
Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается наша музыкально-литературная композиция.
1 Ведущая.
Почему же память именно об этом дне 9 Мая передается из поколения в поколение, от родителей к детям, от дедов к внукам?
2 Ведущая.
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
1 Ведущая.
Прошло 66 лет с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. 9 Мая праздник необычный. Всякий праздник – это, прежде всего, радость, веселье и смех. А 9 Мая праздник “с сединою на висках”, “радость со слезами на глазах”; праздник, на котором праздничные букеты переплетаются с траурными венками.
Звучит «Зима» Д. Вивальди из цикла «Времена года».
2 Ведущая. 22 июня 1941 года...
1 Ведущая. 9 мая 1945 года...
2 Ведущая. Две странички календаря.
1 Ведущая. Два дня жизни планеты Земля.
2 Ведущая. Два дня истории Человечества.
1 Ведущая. Они отмечены в календаре разными цветами.
2 Ведущая. Один – чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами.
1 Ведущая. Другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.
2 Ведущая. Они так и называются:
1 Ведущая. День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945 гг.
2 Ведущая. День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Звучит «Зима» Д. Вивальди из цикла «Времена года».
1 Ведущая. Вспомним, как наш народ шел к этой Победе.
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
2 Ведущая. Течет река времени. Минуло уже много лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны.
1 Ведущая. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата...
2 Ведущая. Но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.
Выходят учащиеся 4-х классов. Читают по очереди.
1 Ученик.
Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса…
Это все только завтра случится,
Через 24 часа…
2 Ученик.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки…
3 Ученик.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
Учащиеся уходят.
Кадры военной хроники «Начало Великой Отечественной войны».
1 Ведущая. Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.
2 Ведущая. Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы. В обращении фашистского командования к немецким солдатам в 1941 г. говорилось: “У тебя нет сердца и нервов… Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…”.
1 Ведущая. Над советским народом нависла страшная угроза истребления и порабощения. Решался вопрос о жизни и смерти. Это было суровое испытание. В первые часы войны правительство обратилось к армии и народу с призывом встать на защиту Родины, подняться всем на Великую Отечественную войну против фашистских поработителей. Обращение заканчивалось словами: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!”
2 Ведущая. Небывалый патриотический подъем охватил всех советских людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, просили отправить их на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.
1 Ведущая.
Вставай народ! Услышав клич земли.
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
За Днепр, за Волгу шли солдаты в бой.
Сражались за любимый край родной.
За каждый город, каждое село.
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас.
Кадры военной хроники «Мобилизация в ряды Советской Армии».
Выходят учащиеся 5-х классов.
Читают по очереди.
Мы знаем по фильмам, книгам -
Была с фашистами война.
Чтоб справиться с нацистским игом,
Объединилась вся страна.
На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.
Шагает по земле война.
Земля вздохнула тяжко.
На растерзанье отдана,
Прости, прости, бедняжка!
Прости за боль, за детский плач,
За кровь и дымные рассветы.
Вновь торжествует твой палач!
Как горек тихий стон планеты.
Учащиеся уходят.
2 Ведущая.
Фашисты прошли всю Европу, покорив ее. У них были тысячи пушек, самолетов и танков. Они расстреливали, вешали, отравляли стариков и женщин, детей и раненых. Враги считали, что так же легок будет их путь в Советскую Россию… И просчитались…
Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт…
Кадры военной хроники «В тылу врага».
1 Ведущая. Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые… Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами. Они не только спасали, перевязывали раненых, но и стреляли, бомбили, подрывали мосты, ходили в разведку…
2 Ведущая. Конечно, женщина научилась ненавидеть, но и не разучилась любить. Ее любовь и верность были так нужны солдату.
Выходят учащиеся 8 «А», «Б» классов.
Сценка 1.
На фоне тихо звучащей мелодии “Темная ночь” разыгрывается сцена в ролях (ведущий, солдат, дружинница.).
Ведущий:
Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
Он к женщинам семьи своей взывал,
Он звал тоскуя:
Солдат:
“Мама, где ты, где ты?”
Ведущий:
Искал ее, обшаривая тьму.
И юная дружинница склонилась
И крикнула сквозь бред и смерть ему:
Дружинница:
“Я здесь, сынок! Я рядом, милый!”
Ведущий:
И он, в склоненной, мать свою узнал,
Он зашептал, одолевая муку:
Солдат:
“Ты здесь? Я рад, а где ж моя жена?
Пускай придет, на грудь положит руку”.
Ведущий:
И снова наклоняется она,
Исполненная правдой и любовью, –
Дружинница:
Я здесь, – кричит, – я здесь – твоя жена
Я здесь, жена твоя, сестра и мать,
Мы все пришли, чтобы тебя поднять,
Вернуть тебя Отечеству и жизни.
Ты веришь, воин. Отступая, бред
Сменяется отрадою покоя.
Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,
Покуда сердце женское с тобою.
Учащиеся уходят.
1 Ведущая. Для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя равную со старшими меру ответственности “за Россию, за народ, за всё на свете” (А.Твардовский). В войну это произошло сразу и задолго до обычного срока. Юноши, которые только еще вступали в самостоятельную жизнь, не спасовали перед взрослой, чрезвычайной ответственностью. Они обрели высшее мужество: не то, которое достаточно на храбрость в одном бою, а то, что вело к победе через четыре, казавшихся бесконечными, года войны.
2 Ведущая. Что же дало советским людям силы победить страшного, опасного врага, тем более опасного, что не было для него ничего святого, никаких человеческих ценностей?
1 Ведущая. А помогла русским людям любовь к родной земле, своему родному дому. С первых дней войны это чувство любви к Родине обострилось, оно вело в бой за поруганную, растоптанную варварами родную, прекрасную землю. Это давало силу выстоять там, где рушился камень и плавилось железо.
2 Ведущая. Солдаты в бой шли с думой о тех, кто ждал их дома, кто верил, и ждал, как можно верить и ждать только на войне. Эта вера помогла выстоять под Москвой, победить под Сталинградом, дойти до Берлина.
На экране кадры из фильма «Великая Отечественная», посвященные Сталинградской битве, Курской дуге, блокаде Ленинграда, битве под Москвой.
1 Ведущая. Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!
2 Ведущая. Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.
1 Ведущая. Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая дает конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо еще добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твердости и непобедимости.
2 Ведущая. В каждом письме с фронта нет не только печати обреченности, нет и тени этого, почти неизбежного перед лицом близкой смерти, душевного состояния.
Выходят учащиеся 7«А», «Б» классов.
Сценка 2 (учащиеся 7 «А», «Б» классов).
Голос 1 (за кадром): Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет.
Полная тишина в зале. По залу бегают лучи прожектора.
Голос 2: Я пишу вам письмо.
Хотя между нами пути не близкие.
В человеческий рост бурьян,
Да к тому же, тетрадные листики,
Очень временный материал.
Ну и ладно, пусть - не важно!
Но пока на земле Человек,
Миллионы моих сограждан
Пишут письма в тридцатый век!
Голос умолкает. Фонограмма: Первый куплет песни "Тёмная ночь" из к/ф "Два бойца" Н. Богословский, В. Агатов. По окончании первого куплета песни:
Голос 1 (девушка): Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь - 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь...
Голос умолкает. Фонограмма второго куплета песни "Темная ночь", выстрелы. На сцене девушка и юноша. Прожектор высвечивает их поочерёдно.
Юноша. Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями.
Как больно, милая, как странно,
Раздваиваясь под пилой.
Не зарастёт на сердце рана,
Прольётся чистою слезой.
Не зарастёт на сердце рана!
Прольётся пламенной смолой.
Девушка. Пока жива, с тобой я буду,
Душа и кровь неразделимы!
Пока жива, с тобой я буду,
Любовь и смерть всегда вдвоём!
Ты понесёшь с собой повсюду,
Не забывай меня, любимый!
Ты понесёшь с собой повсюду,
Родную землю, отчий дом.
Юноша. Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
Девушка. За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба: я и ты.
Юноша. Но если я безвестно кану
В холодный свет луча дневного?
Но если я безвестно кану
за звёздный пояс, в млечный дом?
Девушка. Я за тебя молиться стану,
Не забывай меня, любимый,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Свет гаснет, девушка и юноша медленно уходят в разные стороны. Луч свет направляется на чтеца на сцене.
Голос 2: Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила, земное сбросила с земли
И никого не защитила, в дали обещанная встреча,
И никого не защитила, рука, зовущая в дали.
Учащиеся уходят.
Звучит песня «Эхо» на фоне кадров из к/ф «Судьба».
Выходят учащиеся 6-х классов.
Читают по очереди.
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Учащиеся уходят.
1 Ведущая. Советский Союз на своих плечах вынес основную тяжесть войны. Мир восхищается советскими солдатами, военными руководителями. Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве и мастерстве.
2 Ведущая. Солдаты Великой Отечественной... У каждого были свои фронтовые дороги, каждому выпала своя доля, но война была их общей судьбой, судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они это сделали.
1 Ведущая. Благодаря советскому солдату, который сокрушил врага в Сталинграде, окончательно сломил хребет агрессору в битве на Курской дуге, форсировал Днепр и Вислу, Одер и Дунай, Европа и мир избавились от смертельной опасности.
2 Ведущая. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам. Мы с легкостью произносим: тысяча километров в час, миллион тонн сырья, миллиард долларов прибыли…но 27 миллионов человеческих жизней, оборванных пулей, бомбой, снарядом, голодом, душегубкой…никогда раньше на земле не было такого кровопролития. С 1600-ого года и до 1941-ого все страны мира, во всех войнах не потеряли убитыми столько же, сколько мы за эти четыре года.
1 Ведущая. 27 миллионов погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.
2 Ведущая. Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.
Звучит «Вокализ»
Выходят учащиеся 3-х классов.
Читают по очереди.
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу больную войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страдания пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же, полными слез.
Учащиеся класса уходят.
1 Ведущая.
Читайте, люди, книги о войне.
Не бойтесь слёз и горечи и страха,
Смотрите, люди, фильмы о войне
И не стыдитесь горевать и плакать.
2 Ведущая.
Учитесь, люди, мужеству у тех,
Кого живыми в землю зарывали.
Среди забот житейских и утех.
Не забывайте верности печали.
1 Ведущая.
Ведь те, кого не стало за войну.
Кого сожгли, убили, растоптали,
Кто смерти отдал юность и весну,
Они за нас, за наши жизни пали.
2 Ведущая.
Читайте, люди, книги о войне.
Не бойтесь слез и горечи и страха,
Смотрите, люди, фильмы о войне.
И не стыдитесь горевать и плакать. (Руфь Тамарина)
1 Ведущая. В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.
Кадры хроники «Знамя Победы».
2 Ведущая. Четыре страшных года. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. Исторический день 9 Мая стал Днем Победы над фашистской Германией.
Выходят учащиеся 9 «А» класса.
Читают по очереди.
Он пришел широким, твердым шагом,
День, когда утих последний гром,
День, когда над взорванным рейхстагом
Стяг победы полыхнул огнем.
Тех событий вестник непременный,
Майский ветер обежал страну
И швырнул на каждую антенну
Радостную радиоволну.
И, в домах не в силах оставаться
От таких волнующих вестей,
Люди выходили обниматься
На просторы гулких площадей.
Что-то пели, плакали, кричали,
Незнакомый сразу близким стал.
Всех военных не щадя качали:
Все равно, солдат иль генерал!
Вот она, высокая минута:
Музыка, букеты свежих роз…
И в огнях победного салюта
Искорки людских счастливых слез…
(Э. Асадов. “День Победы”)
1 Ведущая. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Народ выстоял! Страна победила!
Показ видеозаписи хроники военной поры “День Победы”.
Выходят учащиеся 9 «Б» класса.
Читают по очереди.
Война закончилась. И заживают раны,
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.
Война закончилась. Но с каждым годом
Редеет славная гвардейская родня,
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!
Война закончилась. Но память поколений,
Как фронтовая дружба, вечна и тверда.
Нас никогда, никто не ставил на колени
И не поставит ни за что и никогда!
Война закончилась. Но песней опаленной
Над каждым домом до сих пор она кружит,
И не забыли мы, что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.
Война закончилась. И пушки замолчали.
И годы сгладили великую беду.
И мы живем. И мы опять весну встречаем,
Встречаем День Победы – лучший день в году.
Учащиеся уходят.
2 Ведущая.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
1 Ведущая. Память павших на фронтах ВОВ оставшихся навечно молодыми, и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, почтим минутой молчания.
Минута молчания. На экране «Вечный огонь».
Звучит вокализ С. Рахманинова.
2 Ведущая.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады услышал мой ребенок. Мой и твой!
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда коснулся их блокадною рукой.
1 Ведущая.
Я не хочу, чтоб доты обнажились как раковая опухоль земли,
Я не хочу, чтоб вновь они ожили и чью-то жизнь с собою унесли!
2 Ведущая.
Пусть вскинут люди миллион ладоней и защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от Хатынской боли. Навечно! Навсегда! А не на миг!
1 Ведущая.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады услышал мой ребенок. Мой и твой!
Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!»
Нам нужен мирный свод над головой!!!
2 Ведущая.
Сегодня праздник входит в каждый дом
И радость к людям с ним приходит следом
Мы поздравляем всех с великим днем.
С днем нашей славы, С Днем Победы!
1 Ведущая.
Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкой ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет.
Нет грабительским войнам.
Выходят первоклассники, в руках у них рисунки.
- Я нарисую яркое солнце!
- Я нарисую синее небо!
- Я нарисую свет в оконце!
- Я нарисую колосья хлеба!
2 Ведущая.
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
1 Ведущая.
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был слышен
Голос юных граждан земли.
Звучит песня «Весна Победы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"
Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....
Музыкально - литературное представление «Они были молодыми» о Великой Отечественной войне
Внеклассное мероприятие посвящено участником Великой Отечественной войны. В подготовке музыкально-литературной композиции использован краеведческий материал....
Сценарий музыкально-литературной композиции на тему "Музыканты и поэты-участники войны 1812года"
Посвящается знаменитым музыкантам и поэтам-А.Алябьеву, А.Грибоедову, Д.Давыдову....
Сценарий музыкально-литературной композиции на тему "Музыканты и поэты-участники войны 1812года"
Посвящается выдающимся музыкантам и поэтам-героям 1812года...
Сценарий музыкально-литературной композиции «Суд над войной»
Автор сценария Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог – организатор ЦДТ «Царицыно» Музыкально - литературная композиция «Суд над войной» - массовое меропри...
Музыкально-литературная композиция ко Дню Победы «У войны не женское лицо?..»
Литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо?..» посвящена празднованию годовщины победы над фашистской Германией. Цель мероприятия: воспитание эмоционально - ценностного, патриоти...
"На войне, как на войне" сценарий музыкально-литературной композиции по поэме "Василий Тёркин".
Сценарий музыкально-литературной композиции по поэме "Василий Тёркин"....