Музыкально-литературная композиция ко Дню Победы «У войны не женское лицо?..»
методическая разработка на тему
Литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо?..» посвящена празднованию годовщины победы над фашистской Германией.
Цель мероприятия: воспитание эмоционально - ценностного, патриотического отношения к своей Отчизне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_kompozitsiya.doc | 69.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение образования
Миролюбовская основная общеобразовательная школа
Москаленского муниципального района Омской области
__________________________________________________________________
544083 Омская область, Москаленский район, деревня Миролюбовка
Центральная № 5, телефон 8-(38174)-3-25-59
Музыкально-литературная композиция
ко Дню Победы
«У войны не женское лицо?..»
Подготовила
Эйснер О. В.
Учитель технологии
Миролюбовской ООШ
2013год
Пояснительная записка.
Литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо?..» посвящена празднованию годовщины победы над фашистской Германией. В ходе мероприятия предусмотрено:
- Прослушивание аудиозаписей военных песен;
- выставка детских рисунков на военную тематику;
- чтение стихов Ю. Друниной, Б. Окуджавы, Р. Рождественского;
- просматривание репродукций.
Цель мероприятия: воспитание эмоционально - ценностного, патриотического отношения к своей Отчизне.
Задачи:
- формирование жизненных ценностей, мировоззрения учащихся;
- развитие гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей;
- воспитание любви к Родине.
Композиция включена в торжественный вечер, посвященный празднику Победы. В мероприятии участвуют дети седьмых – девятых классов. В школе проводится конкурс – выставка рисунков на военную тематику, сцена оформляется репродукциями картин художников и фотографиями военных лет:
- На Берлин! Художник В. Таутиев.
- Партизанки. Художник В. Власов.
- Подруги. Художник С. Рянгина.
- Салют Победы. Художник И. Белоглазова.
- Сестрица. Художник М. Самсонов.
У войны не женское лицо?..
Звучит аудиозапись песни «Венский вальс»
Ведущий: 68 лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война. Эта дата постепенно уходит в прошлое, становясь страшной страницей в учебнике. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней? К сожалению все меньше и меньше остается очевидцев тех событий. Но нет в России семьи, которую не опалила бы своим черным крылом война. Четыре года… и 27 миллионов погибших... Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, страна будет молчать…43 года! А сколько среди этих погибших женщин? Девушек, которые так и не стали невестами, женами, матерями.
… Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!...
М. Исаковский
Сколько же человеческих судеб исковеркала война!
Юноша:
Ах, война, что ж ты,
Подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги –
Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников,
девочки
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад.
До свидания, девочки
Девочки.
Постарайтесь вернуться назад.
Б. Окуджава.
Девушка:
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
похожие на парней.
Ведущий:
Есть страшная статистика войны. Среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924-го года рождения вернулись с войны только три процента. Сколько среди них санитарок, зенитчиц, разведчиц…. Многие шли на фронт добровольцами.
Девушка:
С восторгом нас, девчонок,
не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом.
А медали
И прочие регалии - потом…
Ю. Друнина.
Юноша:
Сколько раненых вытащили девчонки - медсестрички с полей сражения, сколько бойцов благодаря им вернулись домой!
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться
И брусвер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть «Не смей!»
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притвориться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи
Как почти безнадежно
«Сестрица»
Кто-то там,
Под обстрелом кричит…
Ю. Друнина.
Девушка:
Молодые, хрупкие, а сколько героизма и самоотверженности. Сколько им пришлось вынести на своих женских плечах. А случалось и страшное.
На носилках около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
-Я еще, ребята, не жила…
И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать -это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена немножко-
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
на краю отбитого села,
девочка лепечет, умирая:
-Я еще, ребята не жила…
Ю. Друнина.
Юноша:
Война, беспощадная и жестокая, погубила и покорежила людские судьбы, оставляя жестокий след на всю их жизнь. Женщины войны – матери, жены, невесты. У каждой из них своя была судьба. С каждой война обошлась по – своему - жестоко.
Как разглядеть за днями след нечеткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая челка над прищуром хитрым,
Бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые. С крестами на броне…
И старшая, действительно старея,
Как от кошмара заслоняясь рукой,
Скомандовала тонко:
Батарея-а-а!
(Ой, мамочка!..
Ой, родная!..)
Огонь!-
И – залп!
И тут они заголосили, девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль Росси
В девчонках этих вдруг отозвалась.
Кружилось небо – снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач стоял над полем боя,
И был страшней разрывов этот плач!
Ему – протяжному - земля внимала,
Остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!..
И снова:
Батарея-а-а! –
И уже…
Пред ними, посреди земного шара,
Левее безымянного бугра
Горели неправдоподобно жарко
Четыре черных танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
Бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали и стреляли,
Размазывая слезы по щекам.
И падали. И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
И честь свою (в буквальном смысле слова!)
И Родину. И маму. И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность венчального стола.
Не слышанное: «Ты – моя навеки!..»
Несказанное: «Я тебя ждала!..»
И губы мужа. И его ладони
Смешное бормотание во сне.
И то, чтоб закричать в родильном доме:
«Ой, мамочка,
Ой, мама, страшно мне!»
И ласточку. И дождик над Арбатом.
И ощущенье полной тишины…
… Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
Кто сам пришел с войны…
Р. Рождественский.
Девушка:
Многие легли в родную и неродную землю, желая мира и защищая его.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле
- Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она – не в счет.
Отогрелись мы еле – еле.
Вдруг – нежданный приказ:
«Вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, губы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
…Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где–то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет
У меня есть друзья, любимый.
У нее ты была одна.
Пахнет в доме квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.
Ю. Друнина.
Ведущий:
А женщины тыла!? Сколько сил, терпения, героизма и самоотверженности проявили они.
Звучит аудиозапись песни «Жены русских солдат».
Юноша:
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела – иглой и пилой.
Рубила, возила, копала –
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твоё…
М. Исаковский
Ведущий:
Отгрохотала и отгорела та война. Но мы не вправе забывать тех,
кому обязаны своей жизнью. Тем, у кого она забрала эти жизни, перечеркнула судьбы. Давайте будем достойно сохранять память о людях военного времени.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят как пламенные даты.
Вам всем. Кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений.
Принес победную весну –
Поклон и память поколений.
Список используемой литературы.
- Друнина Ю. В.Метель: Стихи, поэмы. – М.:Просвещение,1988.
- Ради жизни на Земле/Составитель В.Заливако.-М.:Современник,1990.
- Священная война: Стихи о Великой Отечественной войне.- М.:1966.
- Час мужества: Поэзия периода Великой Отечественной войны / Владимирский. – М.: Просвещение,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"
Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."
Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."
Представленный материал может быть использован при проведении классных часов и мероприятий, посвященных Дню Победы....
Музыкально-литературная композиция "И помнит мир спасенный", посвященная победе в Великой Отечественной войне.
Мероприятие, содержащее много стихов, военных песен, танцев, интересную инсценировку, посвещено победе в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у подростков, ч...
Сценарий музыкально-литературной композиции «Праздничный концерт к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне». Методическая разработка.
Сценарий представляет собой стройную музыкально -литературную композицию, охватывающую основные события войны 1941-1945гг. и объединенную одной мыслью: от горя войны к радости Победы. Содержит в...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо".
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо"....