Фольклорный праздник "Кузьминки"
методическая разработка на тему
Сценарий фольклорного праздника "Кузьминки", который проводился в старину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_prazdnik_kuzminki.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник
«Кузьминки»
1 Ведущий: Здравствуйте гости званные, желанные. Проходите, не стесняйтесь.
(Дети нач. кл. проходят и садятся по своим рядам.)
2 Ведущий: Пригласили мы вас на народный праздник «Кузьмы-Демьяна», сейчас мы вам расскажем о нем.
1 Вед.: Празднуется этот праздник 14 ноября. Это праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили «Кузьминки-об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Дамиана покровителями кузнецов и девушек рукодельниц.
2 Вед.: Святые и сами были кузнецами: они ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. Но и в других ремеслах призывали на помощь святых братьев. Со временем два брата слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени одного из них – Кузьминки.
1 Вед.: Кузьминки-курьи именины. В этот день едят кур, цыплят и строго следят за тем, чтобы косточки не ломались во время еды, а то будут неприятности.
2 Вед.: С Кузьмы-Демьяна девушки принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал ее раньше.
1 Вед.: На Кузьминки девушки снимали избу, устраивали посиделки и приглашали парней. Девушки варили свою «ссыпную» кашу и устраивали пиршество. К вечеру изготавливали чучело Кузьки: набивали соломой штаны, приделывали к ним голову, опоясывали чучело кушаком и усаживали посреди избы. Заводили песни, танцы. Гуляние часто продолжалось до утра.
2 Вед.: Вот и мы сейчас покажем вам этот праздник.
(Стук в дверь)
1 Вед.: А вот и гости пришли.
(Заходят девочки.)
Девочки: Здравствуй хозяюшка, прими угощение.
1Вед.: Проходите гости дорогие!
1 Девочка: Ой, богат будет сегодня стол в ссыпчину да в складчину.
2 Дев.: Тут и каша и лепешки.
3 Дев.: И пироги и варенье!
1 Вед.: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму-Демьяна всегда курники пекли.
4 Дев.: Да, Кузьминки - куриные именины.
5 Дев.: Спасибо хозяюшка, мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.
Ведущий: Смотрю и гости не с пустыми руками пришли, угощенье принесли.
(Представляют угощения от каждого класса)
2 Вед.: А ребята когда быть обещали?
5 Дев.: Скоро хозяюшка, скоро.
2Вед.: Ну что ж, покуда их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть.
1 Вед.: Да попросим Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше.
Девочки вместе: Батюшка Кузьма Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними!
6 Дев.: Прялка не бог, а рубаху дает.
7 Дев.: Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Вед.: А что бы работалось веселей, давайте споем.
Песня «Прялица»
Раздается стук в дверь. Появляются мальчики
Вед.: Проходите гости дорогие.
Мальчики вместе: Здоровья вам, нужны ли мы вам?
1 Мальчик: Когда надо вам - привечайте нас!
2 Мальчик: А не надо вам – прогоняйте нас!
Девочка: У нас гостики во дому, словно солнышко в терему.
Девочка: Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам.
3 Мальчик: Дорогим хозяевам бьем челом. И спасибо вам за прием! (мальчики кланяются)
Ведущий: Проходите, милые, сегодня и ваш праздник, ведь Кузьма с Демьяном были ремесленниками. Давайте про них споем.
Песня «На Кузьму – Демьяна»
Мальчик: А я знаю, что Кузьма с Демьяном большие работники, кузнецы и плотники. Они куют сохи и плуги и раздают их людям.
1 Ведущий: Они и дом охраняют от всякой беды. От всякого лиха.
2 Ведущий: Да, парням помогают хлеб молотить, девушкам – пряжу вить. Например, как веселым ткачихам.
Песня – игра «Я веселая ткачиха»
1 Ведущий: А что вы еще знаете про Кузьму с Демьяном?
Мальчик: А еще говорят они волшебники. Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.
Ведущий: Ой, вы мои умницы! Всё-то вы знаете!
Мальчик: Хозяюшка, а вам работнички нужны?
Ведущий: А что вы умеете делать?
Мальчики: Мы мастера на все руки от скуки.
Мальчик: Вам хозяева, уменье наше в доме всегда пригодится.
(Два мальчика выходят вперед)
1 Мальчик: А у меня папка гончар, во как работает.
2 Мальчик: А у нас в кузнице не хуже.
1 Девочка: Эй, петухи! Сейчас подеретесь!
2 Девочка: Идите лучше попляшите да поиграйте. Делу время – потехе час!
Частушки
Девочка: А вы не забыли про обычай? На этот праздник мальчики приносят девочкам курочку?
Мальчики все: А как же, вот принесли.
(Достает игрушечных курочек из лукошек и ставит на стол)
Девочка: Ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем.
Ведущая: А ну детвора, все пожалуйте сюда! Смотрите, кого я привела!
Ведущая: Ой, да это Кострома!
Песня – игра «Кострома»
Девочка: Ишь ты! Вы все играете, а про нашего Кузьму забыли – а ведь сегодня его праздник. Давайте его повеличаем.
Песня «Милый наш Кузюшка»
Ведущий: Ох, упал родимый! Пора тебе на покой.
Все вместе: Прощай, Кузюшка!
До нового урожая!
(Уносят Кузьку).
Ведущий: А наши гости, что - то еще приготовили. Дадим слово молвить.
(От каждого класса загадывают загадки)
Ведущий: И румяна и белила, походочку изменила. Кто это?
Барыня – сударыня.
Танец «Барыня»
Ведущий: Ох, и здорово у вас получается! И работаете на славу, и веселиться умеете от души. За такое веселье - наше вам почтенье!
Ведущий: А давайте заиграем нашу, про Маланью?
Песня «Маланья»
Ведущий: Спасибо всем вам и мастерам и рукодельницам, и вам гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха да веселья, и отведайте угощения.
(Угощаются принесенными пирогами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорный праздник "Как на масленой неделе"
дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...
Фольклорный праздник "Посиделки".
Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор"....
Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...
Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»
Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...
Сценарий внеклассного мероприятия в 0-1 классах фольклорного праздника "Масленица".
Цель:Совершенствовать выразительное, ритмичное исполнение танцевальных движений под музыку различного характера; ритмичное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпан...
Спортивно-фольклорный праздник "День рыбака"
Спортивная игровая программа создана на основе праздника народного календаря - Алексей Теплый. Этот праздник проводится, как День рыбака. В сценарии кратко дается историческая справка и описание конку...