Спортивно-фольклорный праздник "День рыбака"
методическая разработка по теме
Спортивная игровая программа создана на основе праздника народного календаря - Алексей Теплый. Этот праздник проводится, как День рыбака. В сценарии кратко дается историческая справка и описание конкурсов с использованием задач, загадок, игр и спортивных эстафет. Народные праздники помогают школьникам творчески самовыражаться, общаться со сверстниками, приобщаться к славянским традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rybaka.doc | 835.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорно-спортивный праздник
«День рыбака»
Задачи:
- ознакомление с народным праздником «День рыбака» (Алексей Теплый).
- пропаганда славянских традиций;
- приобщение детей к проявлению своих двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: 2 гимнастические скамейки, пластиковые крышки, 2 обруча, 36 рыбок для ухи, 2 ложки, 2 ведра, мел, набор речных и морских рыб, «ассоциативные» рыбки.
В празднике – конкурсе участвуют ученики начальных классов. Спортивный зал украшен рисунками детей с изображением рыб. На стене висит плакат – пословица о народном празднике.
Ведущий. Ребята, 30 марта по народному календарю – Алексей Теплый. Это день рыболова, так как рыба возвращается к жизни из зимовья. На Руси говорили: «На Алексия с гор вода, а рыба со стану трогается», «Алексей Теплый зиму-зимскую на нет сводит». На улице дети обливались талой водой, дающей здоровье, и трижды восклицали «Лада!» В русских деревнях устраивались гусиные бои. Если в березах пробуждался сладкий сок, то устраивали праздник березового сока.
Ведущий (переодевается в тельняшку).
Здорово, ребята! Я – знатный рыбак. Издавна в нашем краю уважают рыбный лов. Как весна на землю придет, так и отправляются рыбаки артелью на промысел. Артелью – значит, значит, все вместе, бригадой выходят в море или на реку и ловят рыбу. Хотите со мной на путину отправиться? Садитесь на лодки.
Разминка. Дети делятся на две команды, кладут руки друг другу на плечи и покачиваются из стороны в сторону (плывут).
Ведущий. Ребята, где в нашем районе ловят рыбу? (в озерах, в реках: Аванчик, Первая Седьмая, Уссури и т.д.).
А какая рыба водится в наших реках? (Сазан, карась, желтощек, чебак, гольян и т.д.)
Ведущий. А сейчас каждая артель должна придумать себе название. Оно должно отражать название любой рыбы, водящейся в реке. (Дети придумывают название в течение 30 сек.).
Ведущий. В наших реках рыбы много, например, в Амуре более 100 видов. Самая крупная – калуга. Она достигает 4 м длины и около 1 тонны веса.
А теперь отгадаем загадки о рыбах.
Конкурс 1. «Рыбные загадки».
- Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
- Никогда я не дремлю
В речке карасей ловлю,
Карасям – наука.
Что не дремлет ……………(Щука)
3. В самых разных морях они водятся
И опасны, коль рядом находятся
Не боится моторного гула,
К кораблям подплывает …….. (Акула)
4. Что за рыба на дне морском лежит
И двумя глазами вверх глядит
Зарылась в песок морской
И зовется ………………….(Камбалой)
5. Драчун и забияка в речной воде живет,
И маленьким рыбешкам проходу не дает.
Костлявый и колючий, не любит он шутить.
Его ведь даже щука не может проглотить. (Ерш)
6. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Ведущий. Молодцы, рыбаки, вы хорошо знаете рыб! А теперь пора поиграть в подвижную игру.
Конкурс №2. Игра «Наживка».
Сначала играет первая бригада рыбаков. Водящий – рыбак (выбирается из другой бригады) встает в середину круга. Все играющие «рыбки» находятся за кругом. «Рыбки» то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают «наживку» (внутри круга рассыпаны пластиковые крышки). Рыбак бегает по кругу и старается их поймать (осалить). Рыбка, которую осалил рыбак, всю наживку высыпает в круг и выбывает из игры. Через одну минуту рыбки, которые остались неосаленными, подходят к ведущему и высыпают наживку в емкость. Затем играет вторая бригада. Жюри считает количество наживки. У кого больше, тот и победил.
Ведущий. Каждый рыбак любит хвалиться своим уловом: какую рыбу поймал и сколько. Проверим, а как вы умеете считать улов. Следующий конкурс называется «Интеллектуал».
Конкурс №3. «Интеллектуал».
- Разделите 5 рыбок между пятью людьми так, чтобы все получили по рыбе, а одна осталась в ведре. (Один человек берет рыбу вместе с ведром).
- В аквариуме 4 угла. В каждом углу по рыбке. Напротив каждой рыбки по три рыбки. Сколько всего рыбок в аквариуме? (4).
- Щука пригласила на свой день рождения три ерша, пять окуней и два карася. Сколько аппетитных гостей пригласила щука? (10)
- Сом вместе с щукой съели 10 кг мелкой рыбешки. В щуке поместилось 4кг. рыбешки. Сколько рыбы съел сом? (6кг)
5. В прошлом году Мариночка познакомилась с мальчиком, и он подарил ей аквариумную рыбку. В этом году Мариночка познакомилась с 5 мальчиками, и каждый подарил ей по 2 рыбки. Теперь Мариночка хочет познакомиться еще с каким - нибудь мальчиком, и собирается подарить ему всех своих рыбок. Сколько рыбок имеет шанс приобрести этот пока еще неизвестный Мариночке мальчик? (11)
Ведущий. В рыболовецкую бригаду всегда брали учиться рыболовецкому делу зуйков – ребят-подростков. Учили рыбаки зуйков рыбу приманивать приговорками.
Вот такими: «Лов на рыбу – клёв на уду», «Поклюй, треска, за глаз, треска, да и за хвост, треска». А ещё зуйки бригаде уху варили. Посмотрим, чьи зуйки быстрее и вкуснее уху сварят.
Конкурс №4. «Свари уху».
Учащиеся сидят на гимнастической скамейке. Рядом с первым участником на полу лежит обруч с 10 бумажными рыбками, рядом с последним – кастрюля с ложкой. По сигналу дети передают друг другу по одной рыбке, последний участник опускает их в кастрюлю. Когда последняя рыбка окажется в кастрюле, последний игрок мешает ложкой «уху» и поднимает ложку со словами «Уха готова!» Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
Ведущий. А сейчас снова игра. Одна команда будет называться «Ерши», другая «Караси».
Конкурс №5. «Ерши и караси».
Две команды выходят на середину зала и строятся в шеренги спиной друг к другу. Когда ведущий называет команду, например «Ерши!», та поворачивается и старается догнать другую команду, которая бежит до определенной черты. За этой чертой осаливать нельзя. Побеждает команда, осалившая большее количество соперников.
Ведущий. А сейчас состоятся состязания лучших рыбаков.
Конкурс №6. «Кто быстрее поймает рыбу».
Напротив каждой команды на расстоянии 10м лежат гимнастические обручи, в них лежат силуэты рыб – речных и морских. Нужно выловить только ту рыбу, которая водится в реке Уссури. Учитывается быстрота и правильность.
Ведущий. Со словом «Зима» возникают ассоциации «Снег», «Холод», «Вьюга», а какие ассоциации у вас возникают при слове «Река»? Дети перечисляют: берег, рыба, лодка и т. д. Сейчас будет игра «Ассоциативные рыбки».
Конкурс №7. «Ассоциативные рыбки».
Каждой команде дается одно задание – ассоциация «Берег» или «Лодка». Команда ищет на полу рыбки с нужными буквами (рыбки перевернуты, буквы внизу) и составляют нужное слово на своей разметке. Условие: при поиске букв нельзя сталкиваться, как в игре «Муравейник». Команда, первая составившая слово, громко его читает, и становиться победителем конкурса.
Ведущий. А сейчас снова игра.
Конкурс №8. «Рыбаки и рыбки».
Одна из команд встает в круг и поднимает руки вверх, образуя «сеть». Вторая команда – «рыбки». Они пробегают под руками «рыбаков», соединив ладони и покачивая ими вправо – влево, как рыбы шевелят хвостиками. В это время звучит музыка или песня о рыбаке. С окончанием музыки «рыбаки» опускают руки и ловят «рыбок». Количество пойманных рыбок подсчитывается. Затем команды меняются. Кто больше поймает «рыбок», тот и победил.
Жюри подводит итоги, объявляет лучшую команду и награждает команды сладкими призами.
Ведущий подводит итоги конкурса на лучший рисунок «Рыбы Уссури».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-состязание «Рыбаки и рыбки»
Цель урока: Закрепить, расширить и систематизировать знания учеников о строении и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их разнообразии и приспособленности к условиям среды...
сказка о рыбаке и рыбке
Конспект урока для 2 класса...
Спортивно-фольклорный праздник "День узлов"
В данном сценарии представлен один из календарных народных праздников - День узлов, который проводится 7 октября. С помощью веселых игр и эстафет дети приобщаются к обычаям и традициям русского народа...
Сказка о рыбаке и рыбке
Сценарий сказки на новый лад по мотивам произведения А. С. Пушкина "Сказка о золотой рыбке"....
Исследовательская работа на тему "Словарь цивильского рыбака"
Исследовательская работа ученика 6а класса Егорова Игоря на лингвистическую тему...
Сценарий спортивно-фольклорного праздника «Солнышко красно, гори, гори ясно!»
Сценарий спортивно-фольклорного праздника «Солнышко красно, гори, гори ясно!»...
Спортивно-фольклорный праздник "Русские народные забавы"
Праздник "Русские народные забавы" включает в себя ассорти русских народных и православных праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Осенины, а также игр и забав, которыми они сопр...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Здорово!
День рыбака