На старинный лад
классный час на тему
Классный час посвящен знаниям традиций Древней Руси, рассчитан на 3-7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_starinnyy_lad.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Станция «В гостях у знахарки»
Оформление: комната оформлена в русском стиле, на столе кроме самовара
стоят в небольших берестяных коробах травы, они же пучками свисают
по углам. В вазе стоят цветы: васильки, чистотел и т.д.
Знахарка ( расставляя на столе травы): Вот и первые гости пожаловали, а
сейчас и ученицы мои придут. А пока они не подошли, ответьте-ка: вы
пришли в гости ко мне, знахарке, а как нас еще называли раньше и по-
чему?
( Ведьмы – от слова «ведать, знать», колдуньи, а сейчас – народницы,
травницы, потому что народными средствами, травой, лечим людей.)
А вот и мои будущие коллеги, проходите, девушки, садитесь. Сейчас
начнем урок.
Вот послушайте поучительную историю: один человек учился у мудро-го знахаря искусству врачевания, во многом преуспел и , желая прино-сить пользу, как-то спросил, когда же ему будет разрешено лечить лю-дей. Вместо ответа учитель дал ему задание: « Иди и принеси все то, чем ты будешь лечить людей.» Ученик вернулся через неделю и сказал учи-телю, что … А вот что это были за слова, скажете мне вы. Вы уже много знаете, думайте.
Может быть, ответят ребята?
(« Я не смог выполнить задачу, которую вы поставили передо мной, по-тому что принести ВСЕ, что может излечивать, я не в состоянии: в при-роде каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны.» )
И тогда учитель-знахарь понял, что ученику пора приниматься за лече-ние людей. На прощанье он еще добавил ему… Кто догадается, что ска-зал учитель?
Ученица Алена – Наверное, что лечит вся природа: лес, море, солнце, чис-
тый воздух?
Знахарка – Правильно, Алена, ты хорошо усвоила наши уроки. Вся приро-
да – своего рода философский камень, который искали веками и не мо-
гли найти. Если начать делить ее на части и допытываться, какая из
этих частей полезней, то камень рассыплется на песчинки, и вы никого
не вылечите. Ну, что ж, приступим к проверке домашнего задания: кто
из вас смог узнать, где находится волшебный сад Артемиды, богини
охоты, отвечающей за всю природу?
Дарья – Я. Это сад – фармакон, где, по легенде, росли все целебные и ядови-
тые растения, и находился он в легендарной Колхиде (про золотое руно
помните?), на Кавказе. Само слово «фармакон» означает одновременно
«лекарство», «яд» и « колдовство». Так что сад Артемиды – лекарст-
венный сад.
Знахарка – Ну что ж, вы справились с домашним заданием. А теперь слушай-
те новый материал. Его и ребятам будет интересно послушать.
Существует такое выражение: « Подобное лечится подобным». Иногда это выражение справедливо в буквальном смысле. Ломкие ногти полез-
но подержать в отваре из ноготков, анютины глазки помогают при болезнях глаз, а грецкий орех, похожий на человеческий мозг, восста-навливает умственную работоспособность.
Первоначальные знания о лекарственных растениях у древнего челове-ка основывались как раз на «законе подобия» и были связаны с пред-ставлениями о превращении. Юноша, даря девушке цветок, надеялся, что она станет такой же нежной. А если цветок был похож на солнце, то верил, что она от этого подарка станет доброй, а в глазах засияют лучи-ки.
Алена – А я знаю одну украинскую легенду как раз про это. «Полюбила си-
неглазого паренька Василя красавица русалка. Стала звать его за собой.
Но как ни любил ее Василь, не смог уйти, бросив невспаханным поле.
« Ах, так! – рассердилась русалка. – Ну и оставайся навсегда на своем
поле!» и брызнула на него синевою морскою. Превратился Василь в си-
ний цветок, что чаще всего можно встретить именно в поле.
Дарья –Это легенда о красоте василька, а я знаю миф о его лечебных свойст-
вах. Латинское название рода васильков « центауреа» дано в честь кен-
тавра Хирона, полулошади-получеловека, великого знатока трав. Когда
Геркулес ранил кентавра отравленной стрелой, Хирон залечил свою ра-
ну цветком васильком.
Лепестки василька похожи на стрелы, только идут они не вовнутрь, а на-
ружу.
Знахарка – Отличницы вы мои, вижу, вижу, будете лечить людей с усерди-
ем.
Давайте сделаем сейчас так: вы проверите наших гостей, насколько они
знают лекарственные травы, а если ребята не смогут дать правильного
ответа, то расскажете сами. И я проверю ваши знания, и вы сможете по-
казать свои.
Алена – Хорошо, я начну первая. Проведу викторину « Помоги себе сам».
1. О каком растении идет речь:
Сам страдалец, он не прочь
И чужой беде помочь.
Может верно послужить,
Если кто поранится:
Стоит листик приложить –
Ранка и затянется.
( Подорожник )
И не только ранка, быстро пройдут и ушибы.
Знахарка – Слышала я от грамотных людей, что, когда жители Европы пода
лись в Южную Америку индейские земли завоевывать, индейцы стали об-
наруживать в местах, где проходили белые, кустики неизвестной травы с
широкими листьями.Стали они эту травку бояться и ненавидеть, да так и
назвали ее - « след белого». А ведь полезная, целебная трава! Ну-ка, узнай-
те ее среди всех остальных! ( предлагает пучки трав + подорожник.)
Дарья – Можно, я продолжу викторину? Отвар какого растения помогает
при зубной боли?( Шалфей, череда). А ну-ка, узнайте, какая это трава?
( Шалфей)
А чем можно вылечить простуду и кашель? ( Чай из малины, настой из
мать-и-мачехи). Листья мать-и-мачехи снимают воспаление при ожогах. А
если говорить про чай, то до утра разговору : чай – это отдельная тема. Но
все-таки ответьте, из каких растений можно приготовить напиток, вместо
чая? ( трава душицы, плоды шиповника, листья малины, земляники, смо-
родины, мяты.)
Алена – А какие растения лечат « от семи недуг»? (Лук и чеснок). А в каких
из них содержится много витамина С, так нужного для здоровья?( Шипо-
вник, черная смородина, рябина, боярышник). Кстати, о боярышнике.
По русским преданиям, давно жила в деревне красавица. Белое лицо ее
словно зарей облито, а строгие очи ярче зелени незрелого боярышника. И
ценила она выше всех достоинств верность, чистоту и взаимность.
Сельчане часто встречали девушку в венке из боярышника: весной – с
белыми цветками, а по осени – с красными ягодами. На беду подрастаю-
щей красавицей любовались не только жители деревни, но и внук Чин-
гизхана, будущий Бату-хан. Уже не сколько дней пытался он заговорить
с ней, заманивал в богатую юрту, но безуспешно: девушка была помолвле-
на с синеглазым русичем.
Не выдержал Бату. Воровски выследил русиянку и бросился к ней. Не
испугалась девушка. Прижалась спиной к боярышнику и выхватила из-
под шушпана кинжал. А когда Бату все-таки приблизился к ней, ударила
себя в грудь кинжалом и пала на куст боярышника.
Никто не помнит, как звали молодую русиянку, но знают, что в ее честь
молодых девушек на Руси стали величать боярышнями, а молодых жен-
щин – боярынями.
Дарья – Все люди и во все времена мечтали жить долго-долго, отсюда и сказ-
ки Кощее Бессмертном. А еще есть цветок с таким же названием – бес-
смертник. А назван он так потому, что, и сорванный, долго не вянет.
Наши предки наделили его сверхъестественными свойствами, предпола-
гая, что в цветок переселяется душа человека, чтобы пообщаться с жи-
вущими родственниками и друзьями. В народе бессмертник часто назы-
вают кошачьими лапками за то, что их нежные соцветия по форме схо-
жи с кошачьими лапками и так же мягки. Есть у бессмертника и леген-
дарное имя – нечуй-ветер. По преданиям, нечуй-ветер помогает слепым
открывать заклятые клады. В ночь на Ивана Купалу с нечуй-ветром,
водосбором и цветущим папоротником в руках надо было сорвать цве-
ток разрыв-травы и гулять по лесу, полянке до тех пор, пока не появи-
тся резь в глазах. Затем быстро взять заступ и разрывать землю: закля-
тый клад должен быть под ногами.
Знахарка – Хватит, хватит, мои ученицы-помощницы, вы уже заговорили
наших гостей, да и делом пора заняться. Вот в корзинке на листочках
написаны научные названия лечебных растений, состоят они из двух
слов, разрезанных по одному, нужно их скомпановать, чтобы получилось
полное название.
Давайте принимайтесь за работу. А я ребятам загадку загадаю:
Растет она вокруг, и враг она и друг,
Как копья, волоски покрыли все листки.
Обломишь волосок – прольется едкий сок
На кожу – и смотри: уже и волдыри!
Но если дружишь с ней – и кожа здоровей.
И волосы густы, красивы и чисты.
В ней витаминов клад, весной ее едят.
( Крапива)
Ну что, помощницы, разобрались?
Алена – Мы-то разобрались, а хотелось бы, чтобы и ребята тоже. Предлагаем
поработать вместе: мы говорим начало названия лечебного растения, а
вы - конец. Согласны? ( Далее по очереди с Дарьей ведут игру ):
- Репчатый ( лук), горец ( птичий), березовый ( гриб, сок), девясил ( высо-
кий), крапива ( двудомная), перечная ( мята), хвощ (полевой), синий ( ва-
силек ), кудрявая ( петрушка, береза ), продырявленный ( зверобой ), ща-
вель (конский).
Знахарка – Ну и что ж, что ребята не смогли все отгадать, вы же у меня то-
же не все сразу узнали! А вы заметили, Дарьюшка и Алена, кто чаще всех
отвечал ? Давайте- ка наградим его душистым чаем, а остальных пригла-
сим почаще бывать у нас, может, и будут знать, как лечить многие болез-
ни травами. А пока мы прощаемся с вами, ребята!
Станция «Молодецкие забавы»
Оформление: помещение украшено предметами старины: на столе руш-
ники, глиняные кувшины, рубель, ухват, берестяные корзинки, дере-
вянные ложки, около стола – домотканый половик.
Реквизиты: стулья-вехи, веселая народная музыка, ходули, мел, мешки,
призы.
Ведущий 1 – Русский народ всегда любил повеселиться, археологические
раскопки свидетельствуют об этом. Найдено множество игрушечных
луков и стрел, шахматных фигур, деревянных мечей и кукол.
Значительная часть древних игр связана с семейно-бытовыми праздни-
ками ( на масленицу – взятие снежного городка, помните картину Сури-
кова «Взятие снежной крепости»? Катание на каруселях).Некоторые игры
дошли до наших дней: горелки, бабки, городки – все это молодецкие
забавы, на которые мы вас и приглашаем. Мы предлагаем вам некоторые
народные игры. Представьте, что вы попали на один из народных
праздников.
Ведущий 2 – Ну-ка, кто у нас смелый? Нужно несколько пар парней. Состя-
зание называется « Тачка»: один идет на руках, другой держит его за ноги.
(Показывается путь соревнующихся. Победитель награждается.)
В 1- Состязание второе – « Змейка»: две команды с одинаковым количеством
игроков должны вприсядку на скорость пройти извилистый путь, поме-
ченный вехами. Руки надо держать на плечах предыдущего игрока.
В 2– Пока наши молодцы отдыхают, приглашаем вас на посиделки. Ну, при-
знавайтесь, кто любит музыку, потанцевать? Нужно под музыку, сидя на
стуле, станцевать, не путая ритма. Разрешается любое количество «танцо-
ров», победителя определяют зрители.
У кого душа не узкая, все, кто любит пляску русскую,
Пляску, а не танцы бальные, чисто русско-национальные,
Выходи без лишних слов, будет конкурс плясунов!
В 1- После сидячих танцев не грех и ноги поразмять. Парни, выходи! Это
ваш конкурс! Кто пройдет на ходулях от стены до стены и не упадет, а
самое интересное то, что нужно идти и проговаривать скороговорку, лю-
бую, или петь песню. Приз – петушок на палочке!
В 2- А сейчас состязание прях. Вот две прялки с куделью, за две минуты
надо спрясть нитку. Чья длиннее, та и победитель. Время пошло!
( Музыка )
В 1- Ну, посидели и хватит. Конкурс на скорость.
Что за чудо – скок да скок.
Гляньте, тронулся мешок!
Эй, хватайте, эй, ловите,
Поскорей мешок держите!
Соревнующиеся должны влезть в мешок и пропрыгать путь, постараясь
не упасть.
В 2- Прыг да скок, прыг да скок – скачет бравый петушок.
У соперника же, глядь, только перышки летять!
В 1 – Восьмой конкурс для умных да начитанных. Он называется « Усек с
полуслова ». Предлагается продолжить старинные пословицы и пого-
ворки. Чур, не выкрикивать, иначе ответ не засчитывается:
1. Дома солома едома, а в гостях… ( и овес не едят ).
2. Домашний теленок лучше… ( заморской коровы).
3. Дом вести – не… ( «рукавом трясти» или «не лапоть плести» ).
4. Дома – вприкуску, а в гостях… ( внакладку).
5. На бога надейся,… ( а сам не плошай).
6. Не выбирай жених невесту - … ( выбери тещу).
7. Один пашет,… ( семеро руками машут).
8. Семь раз отмерь, …( один раз отрежь).
9. Баба с возу… (кобыле легче).
10. Каков поп, …( таков и приход).
11. Волка ноги… ( кормят).
12. Не плюй в колодец - …( пригодится воды напиться).
13. С мира по нитке - … ( голому рубаха ).
14. Незваный гость… ( хуже татарина).
15. По одежке встречают, … (по уму провожают).
В 2 – Число 9 в славянской мифологии считается священным. Игрой номер
9 мы и заканчиваем наши «Молодецкие забавы». Трудно найти народ, не
знающий игры под таким или чуть иным названием : «Ворота», «Гуси-
ный мост», « Золотые ворота». Суть его такова: двое ведущих становятся
лицом друг к другу, берутся за руки, образуя ворота. Остальные играю-
щие берутся за руки и вереницей идут через ворота, все поют:
Золотые ворота пропускают не всегда :
Первый раз прощается, второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас !
При последних словах руки опускаются, кто попал в «ворота», берет себе
пару, теперь он на стороне водящих. Игра продолжается до тех пор, пока
игроков не остается. ( Можно заменить « Ручейком»).
В 1 – Надеемся, что вам было сегодня весело, и помните: « Полезно знать
нравы, обычаи и обряды древних народов, тем более, что они ваши предки
А сейчас мы прощаемся с вами – следующая станция зовет вас в гости. До
свидания!
Да, на такой станции не только побегаешь, попрыгаешь, а также и
поползаешь. И, наконец, запоешь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Слава русской старине!
Интеллектуально-познавательная игра по истории древней России...
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
"Путешествие по страницам русской старины"
Внеклассное мероприятие для 5-классников, сопровождаемое презентацией с заданиями....
Урок по алгебре"Старинные задачи на дроби"
Подборка старинных задач на дроби....
Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"
Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б...
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
"Старину мы помним, старину мы чтим"
Посиделки "Старину мы помним, старину мы чтим" (творческое объединение "Ремесла родного края")...