"Багульник"
материал по теме
Инсценировка повести Ю. Яковлева "У человека должна быть собака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bagylnik.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Инсценировка рассказа Ю. Яковлева « Багульник»
Действующие лица
Сеттер Артюша
Боксер Атилла
Такса Лапоть
Сенбернар
Евгения Ивановна, учительница русского языка и литературы, Женечка
Одноклассники:
Крылова
Костя
Петров
Ольга
Жорик
1 картина
В класс входит Костя, в руках у него веточки. Он берет банку, наливает в нее воду и ставит туда ветки. Садится за парту. Звенит звонок на урок, входит Учительница.
Же.: Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради, проверяем домашнее задание. А я сейчас, за журналом схожу. (выходит)
Жо.: Посмотрите, что наш молчальник принес!
Ол.: Что там, что?
Жо.: Ветки какие-то. (берет ветки, делает вид, что подметает ими пол)
Ол.: Выкинуть их надо, вот еще, всякий мусор в классе держать! (берет ветки, хочет выбросить. Костя отбирает их и ставит опять в воду)
То же мне, защитник из армии «зеленых»! Все равно выкинем! Дурак!
Жо.: Да он вообще, чокнутый какой – то! В школе спит на уроках, а как звонок – летит, как угорелый.
Ол.: Интересно, куда он бежит каждый день?
Кр.: Наверно, к любимой! ( все смеются) Она его ждет у окна, плачет…
Ол.: А он несется на всех парусах!
Жо.: Да, Крылова, к тебе, небось, никто не несется!
Кр.: Молчи, дурак! Лучше русский учи, а то Женечка придет, очередную пару получишь.
Жо.: Не твое дело, Крылова. Много ты понимаешь. А я-то вижу, что ты влюбилась в нашего молчальника!
Кр.: Ах ты, ну я тебе сейчас дам! ( бежит за ним, бьет по голове учебником)
Жо.: А, на воре шапка горит!
Пе.: А я его с собакой видел.
Ол.: С какой?
Пе.: С рыжей такой, большой. Хвост еще вот такой, лохматый.
Ол.: Да нет, какой рыжей? С боксером он гулял, у него и хвоста то нет, огрызок один. Морда, такая, со складками и слюни кругом.
Жо.: Ну вы даете, боксера от таксы отличить не можете! Такса у него, черная, как головешка обгорелая! Морда хитрая, узкая, ножки коротенькие, кривые.
Кр.: Выдумываете все, лишь бы трепаться. Нет у него никакой собаки. Я точно знаю. Я живу с ним в одном доме, и ни разу не видела никаких собак. Да и родители ему никогда бы не разрешили завести собаку.
( входит учительница)
Же.: Так, ну что ж, как у нас дела с домашним заданием? Костя! Опять спит! Что же мне с ним делать?
Ол.: Евгения Ивановна, он все время спит, а как звонок с последнего урока звенит, так бежит куда-то! Куда он все время убегает, Вы не знаете?
Же.: Нет, не знаю. Самой интересно. ( звонок, Костя тут же встает и убегает из класса, Женечка за ним)
2 картина
Костя подбегает к двери, звонит в нее.
Автор: Как только Костя позвонил в дверь, сразу послышалось какое-то странное подвывание и царапанье сильной когтистой лапы. Потом завывание перешло в нетерпеливый лай.
Ко.: Тише, Артюша, тише!
Ав.: Дверь отварилась, и огненно-рыжий сеттер бросился на Костю.
Ко.: Артюша, перестань! Пошли, пошли на улицу. Вперед!
Ав.: Артюша кружился по двору, припадал на задние лапы, при этом норовил лизнуть Костю в щеку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой.
Ко.: ( в приоткрытую дверь) Вот, погуляли. До завтра.
Хоз.: Спасибо. До завтра.
Ав.: Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер.
(Костя убегает, выходит боксер, он с волнением ждет кого-то, появляется Костя.)
Ко.: Атилла! Я пришел, Атилла! Здравствуй, хороший. На, поешь. ( Костя достает из портфеля сверток с едой, раскрывает его, ест сам и предлагает собаке) Ешь, ешь, не стесняйся. А потом пойдем гулять! ( собака жадно принялась за еду) Как же они могли? Хозяева твои! Как они могли тебя бросить, не понимаю! Ну, ничего, прокормить я тебя смогу, не волнуйся, а дальше что-нибудь придумаем! Может, найдем тебе нового, хорошего хозяина. Не горюй. Лучше еще съешь, вот. Что ж, мне пора, до завтра. Не волнуйся. Я приду. Обязательно приду! Ты же меня знаешь. ( Костя убегает, собака тоже, Женечка остается на несколько мгновений на сцене, смотрит на собаку, подходит к ней, гладит)
Ав.: В соседнем доме на первом этаже болел парнишка: был прикован к постели. У него была такса, черная головешка на четырех ножках. Женечка стояла под окном и слышала разговор Кости и мальчика.
( на сцену вбегает Костя)
Ма.: Она тебя ждет.
Ко.: Ты болей, не волнуйся.
Ма.: Я болею, не волнуюсь. Может быть, я отдам тебе велосипед, если не смогу кататься.
Ко.: Мне не надо велосипеда.
Ма.: Мать хочет продать Лаптя. Ей утром некогда с ним гулять.
Ко.: Приду утром, только очень рано, до школы.
Ма.: Тебе не попадет дома?
Ко.: Ничего…тяну…на тройки…Только спать хочется, поздно уроки делаю.
Ма.: Если я выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
Ко.: Выкарабкивайся. Ну, мы пошли…Ты болей, не волнуйся. Пошли, Лапоть!
Ав.: Таксу звали Лаптем. Костя с таксой шагали по тротуару. Рядом с сапогами и ботинками на кривых ножках семенил черный Лапоть. Женечка шла за ними. Ей хотелось заговорить с Костей, расспросить его о собаках, которых он кормил, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Костя отвел Лаптя домой и пошел дальше.
3 картина
Город кончился, показалось море. Оно выглядело сонным и вялым, неспособным к бурям и штормам. Костя шел по берегу по вязкому песку, наклоняясь вперед – против ветра. Женечка сняла туфли, босиком было идти легче, но холодный влажный песок обжигал ступни. На берегу сохли развешанные на кольях сети с круглыми поплавками из бутылочного стекла, лежали лодки, перевернутые вверх килем.
Неожиданно вдалеке, на самой кромке берега, возникла собака. Она стояла неподвижно, в странном оцепенении. Это был Сенбернар. Он ждал кого-то с моря.
Ко.: Ну, здравствуй, Сэм. ( собака не поворачивает головы, не обращает внимания на Костю, он достает остатки еды из газеты, пес не смотрит в его сторону) Ну, поешь…Ну, поешь немного…Хлеб, ты же любишь… Хоть немного… ( подносит хлеб к носу, пес начинает вяло жевать хлеб) Ну, вот и хорошо…Тебе нужно есть…чтобы не умереть…вот мясо, поешь…холодное, конечно, но ничего…поешь…Вот молодец! Теперь идем, погуляем! Ты хороший, ты верный…Пойдем со мной. Он никогда не вернется. Он погиб. Честное слово. Не веришь? Что же мне с тобой делать? Нельзя же жить одному на берегу моря. Когда-нибудь надо уйти.
Же.: Что же делать?
Ко.: Он не пойдет. Я знаю. Он никогда не поверит, что хозяин погиб… Я ему сделал дом из старой лодки. Подкармливаю. Он очень тощий…Сперва укусил меня.
Же.: Укусил?
Ко.: Руку. Теперь все зажило. Я йодом смазывал. Собаки всегда ждут. Даже погибших… Им надо помогать. ( собака садится на прежнее место, Костя и Женечка уходят )
Же.: Я не могу так быстро. У меня каблук сломался. Ты иди. Я дойду до дому не спеша.
Ко.: Может быть, гвоздь вбить? У Вас есть гвоздь?
Же.? Не знаю. ( протягивает ему туфлю, Костя пытается починить ее)
Ко.: вот.
Же.: Теперь лучше.
4 картина
( Костя и Женечка уходят со сцены, появляются одноклассники, готовятся к уроку, входит Костя, ложится на парту)
Ол.: Смотрите, веточки зацвели!
Жо.: Какие там еще веточки?
Ол.: Да те, что наш Костя принес! Ты еще ими пол хотел подмести.
Жо.: Не твое дело!
Кр.: Сказать тебе нечего, вот и злишься. А веник-то, действительно зацвел. Симпатичные такие! Нежные! Эй, слышь, что за ветки у тебя, молчальник! Спит, как всегда.
Ко.: Багульник. ( звонок, входит Женечка, все встают, кроме Кости, он спит)
Же.: Тихо! Совсем тихо! Пусть пока спит. Вы знаете, почему он уснул? Я вам расскажу… Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших… Им надо помогать… Костя настоящий друг. ( звонок, Женечка подходит к Косте, тихонько трогает его за плечо) Костя, звонок с последнего урока. Тебе пора. ( Костя вскочил, схватил портфель и скрылся за дверью, Женечка берет с подоконника багульник и ставит перед собой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...
Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник
Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...
планработы школьного лесничества "Багульник"
Школьное лесничество существует в нашей школе с 1999 года официально, после заключения договора с Урайским лесхозом. В его состав входят учащиеся с 4 по 11 класс. Планирование составлено т...
опыт работы ШЛ "Багульник"
В данной статье представлен опыт работы школьного лесничества за один год. Статья не приллюстрирована фотографиями. Фотографии будут загружены отдельно...
паспорт ЩЛ "Багульник"
Паспорт ШЛ включает в себя разделы;ВведениеОсновные показатели нормативно-правового обеспеченияКритерии и показатели работы школьного лесничества за предыдущий год...
Положение о школьном лесничестве Багульник
Положение разработано для детского объединения ШЛ Багульник...
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».
Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.(Литература/Изо).По программе Б.А.Ланина.6 класс....