планработы школьного лесничества "Багульник"
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
Школьное лесничество существует в нашей школе с 1999 года официально, после заключения договора с Урайским лесхозом. В его состав входят учащиеся с 4 по 11 класс. Планирование составлено так, чтобы ученики могли изучить, повторить не только природу родного края, но и научиться основным методам работы в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план работы детского объединения школьное лесничество на 2014-2015 уч. год | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чантырская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Утверждено
Заместитель директора по Директор школы
воспитательной работе __________ Т.С.Собровина
_____________Р.С.Коркунова от ________ ____________ 2014 г.
от ________ ____________ 2014 г.
Детское объединение – школьное лесничество
«Багульник»
Программа дополнительного образования для детей 11-17 лет
Срок реализации 1 год
Руководитель объединения
Кутаева Ольга Александровна
учитель биологии
Чантырья 2014 – 2015 учебный год
Я не устану любить
Северный край родной
С древней рекой Кондой,
С полной дарами тайгой.
Чтобы не испытывать стыда,
Не делайте природе больно, господа!
Чтоб невредимым был морошковый костёр,
Чтоб не ушел с таёжных рек бобёр…
(А. Смирнов)
Пояснительная записка
Процесс формирования экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная со школьного возраста. При этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В естественных природных условиях различных типов растительности (лес, луг, болото и т.д.) на конкретном живом материале учащиеся школы получают наглядное представление о видовом разнообразии растений, убеждаются в сложнейших взаимосвязях различных компонентов природной среды и способах адаптации растений к неблагоприятным условиям существования. У школьников развивается интерес к изучению живой природы, в получении глубоких знаний по экологии и проблемам охраны биологических систем, в потребности личного участия в уходе за окружающей средой. Они учатся осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.
Формы натуралистической работы могут быть самыми разнообразными: экскурсии, походы и экспедиции в природу, праздники, трудовые десанты, изготовление поделок из природного материала и т.д. Работа учащихся с литературой, подготовка рефератов, проведение конкурсов на лучший из них будет способствовать развитию навыков самообразования, умения пропагандировать идеи оптимизации природопользования.
Работа в школьном лесничестве поможет познать жизнь природы, развить инициативу, любознательность, пытливость, приучить к самостоятельной работе, приобщить к труду.
Программа составлена на учащихся 12- 16 лет. В этом возрасте изменяется положение детей в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми.
Всё большее место в их жизни начинают занимать серьёзные дела, всё меньше времени отводится на развлечения и отдых. В этом возрасте происходят глубокие изменения физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми, сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Повышается интеллектуальная активность, желание развивать, демонстрировать свои способности, получать высокую оценку со стороны. Формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активное становление их практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей, Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир.
Цель школьного лесничества:
Воспитание учащейся молодежи бережного экологически и экономически обоснованного социально активного отношения к природе, углубления знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.
Задачи школьного лесничества:
- оказание практической помощи территориальному отделу Урайского лесничества в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- возможность реального участия в решении проблем своей школы и поселка;
- обучение школьников специальным навыкам исследования природы леса;
- профессиональная ориентация учащейся молодёжи;
- проверка собственных способностей и возможностей скорректировать жизненные планы
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
40 мин | 2 раза | 3,6 часа | 136 часа |
Методическое обеспечение кружка.
Основные способы и формы работы с детьми планируемые на занятиях детского объединения: индивидуальные и групповые; практические и теоретические по изучению флоры и фауны ХМАО, Кондинского района, Шаимской территории.
Формы занятий: походы, экскурсии, экспедиции, маршрутные наблюдения, беседы, обучающие уроки, игры, викторины.
На занятиях применяются раздаточный гербарный материал, живые экземпляры растений нашего края; дидактические карточки по фауне флоре ХМАО; рабочие карточки для проведений практических работ и маршрутных наблюдений на экскурсиях и в экспедициях.
На занятиях планируется исследовательская деятельность учащихся по теме «Кедросад».
В работе кружка кроме учителя и учащихся привлекаются лесники территориального отдела Урайского лесничества
Основное содержание
Тема: Флора ХМАО
Краткая характеристика лесного фонда. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Виды заболеваний хвойных деревьев. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Группы и категории защищенности лесов. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Растения Красной книги ХМАО. Основные экологические факторы и их влияние на растения. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Тема: Фауна ХМАО
Животный мир: членистоногие – насекомые, паукообразные, ракообразные; хордовые- рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие. Биологические, экологические особенности. Многообразие, среда и место обитания, образ жизни. Значение их в природе и жизни человека. Животные, занесенные в Красную Книгу ХМАО. Охрана и рациональное использование животных. Законы России об охране животного мира.
Тема: Практическая деятельность учащихся
Экскурсии, лыжные прогулки, изготовление и развешивание кормушек, скворечников для птиц; лесовосстановление и озеленение, выполнение исследовательских работ, презентаций, походы.
Список литературы
1. Бакулин В.В., Козин В.В. и др. География Ханты-Мансийского автономного
округа. Учебное пособие для 8-9 классов. М., Экопрс, 1996, 224 с.Васин
А.М.,
2. Васина А.Л. Заповедник «Малая Сосьва». – М.: Унисерв, 2000.-152 с.
3. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.Н. Экология России. Дидактические
материалы. М., 1995.
4. Нормативно-правовое регулирование природопользования в Ханты-
Мансийском автономном округе. – М.: Унисерв, 2000. – 351 с.
5. Образование: проблемы, поиск, решения. Сборник научно-методических
работ. Вып. № 5. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – С.
162-173
6. Образование: проблемы, поиск, решения. Сборник научно-методических
работ / Под ред. А.В. Ефремова. – Вып. № 7. – Ханты-Мансийск:
Полиграфист, 2004. – С. 215-228
7. Переясловец В.М., Переясловец Т.С., Байкалова А.С. Заповедник
«Юганский». – М.: Унисерв, 2001. – 152 с.
8. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. Под ред. В.В.
Плотникова Тюмень: СофтДизайн, 1997. – 288 с.
9. Красная книга ХМАО
Учебно-тематический план:
№ | Наименование разделов | Наименование тем | Общее кол-во часов | Сроки | |
По плану | факт | ||||
1 | Акция: «Осенние дни древонасаждений» | 1,8 | 02.09 | ||
2 | Флора ХМАО | Акция: «Осенние дни древонасаждений» | 1,8 | 08.09 | |
3 | Лес и его значение в жизни человека. | 1,8 | 09.09 | ||
4 | Экскурсия. Краткая характеристика природных условий; | 1,8 | 15.09 | ||
5 | Экскурсия. Краткая характеристика природных условий; | 1,8 | 16.09 | ||
6 | Растительность ХМАО | 1,8 | 22.09 | ||
7 | Ботаника. Травы произрастающие в нашей местности | 1,8 | 24.09 | ||
8 | Ботаника. Особенности травянистых растений | 1,8 | 29.09 | ||
9 | Ботаника. Мхи. | 1,8 | 30.09 | ||
10 | Работа с гербарным растительным материалом в школе. | 1,8 | 06.10 | ||
11 | Работа с гербарным растительным материалом в лесничестве. | 1,8 | 07.10 | ||
12 |
| Растения Красной книги ХМАО | 1,8 | 13.10 | |
13 | Редкие растения произрастающие на территории лесничества. | 1,8 | 14.10 | ||
14 | Дендрология – древесные растения. | 1,8 | 20.10 | ||
15 | Изучение сосны обыкновенной. Особенности строения и размножения | 3,6 | 21.10 | ||
16 | Изучение сосны сибирской – кедр. Строение и значение | 1,8 | 27.10 | ||
17 | Изучение ели | 1,8 | 28.10 | ||
18 | Изучение лиственницы | 1,8 | 28.10 | ||
19 | Изучение пихты. Особенности строения и значение | 1,8 | 10.11 | ||
20 | Изучение березы, осины. Покрытосеменные. | 1,8 | 11.11 | ||
21 | Практическое занятие: «Виды древесины. Определение возраста деревьев». | 1,8 | 17.11 | ||
22 | Экскурсия в лес: «Местные древесные породы» | 1,8 | 18.11 | ||
23 | Лесозащита. | 1,8 | 24.11 | ||
24 | Лесозащита | 1,8 | 25.11 | ||
25 | Экскурсия в лесничество. Краткая характеристика лесного фонда | 1,8 | 01.12 | ||
26 | Группы и категории защищенности лесов | 1,8 | 02.12 | ||
27 | Изучение растительных сообществ нашего края. | 1,8 | 08.12 | ||
28 | Презентации учащихся «Растения произрастающие в нашей местности» | 1,8 | 09.12 | ||
29 | Фауна ХМАО | Животный мир ХМАО, общая характеристика | 1,8 | 15.12 | |
30 | Энтомология ХМАО Энтомология. | 1,8 | 16.12 | ||
31 | Виды вредителей леса, закладка временной пробной площади по учету вредителей. | 1,8 | 16.12 | ||
32 | Конкурс новогодних игрушек на тему леса | 1,8 | 22.12 | ||
33 | Конкурс новогодних игрушек на тему леса | 1,8 | 23.12 | ||
34 | Амфибии | 1,8 | 12.01 | ||
35 | Рептилии. | 3,6 | 13.01 | ||
36 | Птицы | 3,6 | 19.01 | ||
37 | Зимующие птицы Кондинского района | 1,8 | 20.01 | ||
38 | Изготовление кормушек для птиц | 1,8 | 26.01 | ||
39 | Птицы леса. Презентация «Наша помощь птицам леса» | 1,8 | 27.01 | ||
40 | Млекопитающие ХМАО | 1,8 | 02.02 | ||
41 | Животные, занесенные в Красную Книгу ХМАО | 1,8 | 03.02 | ||
42 | Таксация | Таксация насаждения. (работа с измерительными приборами) | 1,8 | 09.02 | |
43 | Таксация отдельно растущего дерева. | 1,8 | 10.02 | ||
44 | . | Таксация насаждения. (работа с измерительными приборами) | 3,6 | 16.02 | |
45 | Таксация насаждения. (работа с измерительными приборами) | 1,8 | 17.02 | ||
46 | Подготовка к научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» | 1,8 | 23.02 | ||
47 | Подготовка к научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» | 1,8 | 24.02 | ||
48 | Научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее». Представление работы | 1,8 | 02.03 | ||
49 | Геодезия. | Геодезия. Основные понятия. Термины и определения. | 1,8 | 03.03 | |
50 | Наземная съемка участка (работа с приборами) | 1,8 | 09.03 | ||
51 | Наземная съемка участка (работа с приборами) | 1,8 | 10.03 | ||
52 | Лыжная прогулка «Природные условия» | 1,8 | 16.03 | ||
53 | Знакомство с Памятниками живой природы Югры | 1,8 | 17.03 | ||
54 | Подготовка к окружному конкурсу творческих работ «Благословляю Вас, леса» | 1,8 | 23.03 | ||
55 | Подготовка к окружному конкурсу творческих работ «Благословляю Вас, леса» | 1,8 | 24.03 | ||
56 | Подготовка к окружному конкурсу творческих работ «Благословляю Вас, леса» | 1,8 | 30.03 | ||
57 | Изготовление скворечников | 1,8 | 31.03 | ||
58 | Изготовление скворечников | 1,8 | 06.04 | ||
59 | Развешивание скворечников в лесу, на территории Урайского территориального отдела лесного хозяйства | 1,8 | 07.04 | ||
60 | Развешивание скворечников в лесу, на территории Урайского территориального отдела лесного хозяйства | 1,8 | 13.04 | ||
61 | Лесная пирология. Основные понятия. Термины и определения. | 3,6 | 14.04 | ||
62 | Виды лесных пожаров. Создание презентаций по противопожарной безопасности в лесу. | 1,8 | 20.04 | ||
63 | Тушение лесных пожаров. | 1,8 | 21.04 | ||
64 | Лекции в школе с 1-11 классы на противопожарную тему: «Охрана лесов от пожаров. Поведение в лесу во время походов, сбора дикоросов». | 1,8 | 27.04 | ||
65 | Лесовозобновление. Основные понятия. Виды лесовозобновления. | 1,8 | 28.04 | ||
66 | Выращивание посадочного материала. | 1,8 | 04.05 | ||
67 | Лесовосстановление и озеленительные мероприятия: посадка деревьев, кустарников | 1,8 | 05.05 | ||
68 | Лесовосстановление и озеленительные мероприятия: посадка деревьев, кустарников | 1,8 | 11.05 12.05 | ||
69 | Совместная с лесничеством акция «Чистый лес» | 1,8 | 18.05 19.05 | ||
70 | Совместная с лесничеством акция «Чистый лес» | 1,8 | 25.05 26.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Качество школьной жизни" (школьный мониторинг)
В основу презентации положена статья Барбер М,.М. Муршед " Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах", в которой популярно рассказывается о реформе образования в 25 стр...
СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАРЕМ. МОЙ КЛАСС И ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.
ВАЖНУЮ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ИГРАЕТ БИБЛИОТЕКА. НА БИЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ УЧАЩИМСЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧУДЕСНЫЙ МИР ЛЮБИМЫХ КНИГ, ПРИВИВАЕТСЯ У...
Школьная газета "Школьные вести"
Это творческая работа старшеклассников, учащихся 11 класса и частично 8 класса, о жизни нашей школы, о самых интересных событиях, акциях. Газета издается ежемесячно, содержит тематическую подборку мат...
Сценарий школьного праздника "Парад школьных звезд"
Ежегодно, в нашей школе в конце мая проходит школьный праздник, на котором чествуют и награждают победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различных уровней. Праздник проводит...
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1» Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...
Школьная газета "На школьном перекрестке"
Газета - участник конкурса "Мы за ЗОЖ. Неболейка". Распростряняется бесплатно.Здравствуй, дорогой читатель!Перед вами два выпуска газеты "На школьном перекрестке". Это специальные выпу...