Сердца людей согреть певучим словом
методическая разработка по теме
Урок-презентация по страницам жизни и творчества Л.Лапцуя,
(к 80-летию писателя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serdtsa_lyudey_sogret_pevuchim_slovom.rar | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сердца людей согреть певучим словом»
СЛАЙД 1
Урок-презентация по страницам жизни и творчества Л.Лапцуя,
(к 80-летию писателя)
Цель:
1.Познакомить детей с творчеством Л.Лапцуя;
Задачи:
1.Прививать любовь к литературе северного народа
2.Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг, формировать мотивацию чтения,
3. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Слайд 2. Портрет писателя
Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве одного из выдающихся сыновей древнего Ямала, нашего земляка, писателя Леонида Васильевича Лапцуя. Поэт и писатель Л.В.Лапцуй – гордость ненецкого народа. В своих книгах он воспевал родной край, свой народ – людей с очень добрым и гостеприимным сердцем. Лапцуй родился и всю жизнь прожил в ямальской тундре. О ней, такой суровой, непредсказуемой и многоцветной, он сочинял стихи.
Знакомство наше будет проходить в форме устного журнала.
Страница 1. Рождение писателя.
Слайд 3. Карта ЯНАО
Эпиграф:
“Где ты рождён?» -
Вы спросите меня,
А я открою в дальний год ворота,
Увижу наяву начало дня
И льдистый берег озера Ярото”.
Л.Лапцуй.
Леонид Васильевич Лапцуй родился 28 февраля 1932 года в Ямальской тундре, в стойбище близ озера Ярото, неподалёку от посёлка Новый Порт.
СЛАЙД 4 Родители
Родители Леонида Васильевича на крайнем севере до установления Советской власти батрачили на местных – кулаков, одними из первых вступили в колхоз “Красный рыбак” Ямальского района.
В Ямальской тундре его знали все. Да и не только в Ямальской. Большим человеком стал Лапцуй, - говорили старики. Это правда. Если в стойбище рождался ребёнок – это радость. А если мальчик – радость вдвойне. Не скрывал своих чувств и Василий Лапцуй, опытный пастух и удачливый охотник, в чуме которого уже несколько дней отмечали рождение сына. Не потухнет огонь их рода, будет, кому передать всё то, что знал и умел отец.
Гости поздравляли хозяина чума и не подозревали, что через несколько лет ныне новорождённый мальчик будет ловко, как отец арканить оленя, стрелять из ружья, выбирать сети, а главное, владеть родным словом.
Страница 2. «В золотую пору детства».
Слайд 5
Эпиграф:
“Если, люди, спросите вдруг меня:
“Почему у меня два имени?” -
Я отвечу вам, что ведь не всякий
Может с детства назван быть Вэсакой
Мудрым старцем, а второе имя
Леонид мне родиной дано,
Вот так и живу я с ним
Леонид и старец заодно.”
Л.Лапцуй.
Мальчику дали имя Вэсако, т.е. мудрый старец. Хотели родители, чтобы вырос сын умным, дальновидным человеком, к которому люди пойдут за советом.
Рано оставшись без отца, Леонид начал зарабатывать на жизнь с десяти лет: охотился, рыбачил, работал оленеводом. В эти годы он был единственным и самым старшим кормильцем семьи.
Слайд 6. Рыбаки
Он рано остался без отца, и ему пришлось в зиму 1941 года заменить его на рыбалке на подледном лове. Мать была больна. В эти суровые годы, как и многие дети, у которых отцы и братья ушли защищать Родину, Вэсако забыл про любимые игры и увлекательные занятия. «Для меня самым страшным и тяжелым был тот период, когда приходилось вместе со взрослыми тянуть тяжелый стосаженный невод из обледеневшей воды осенью. После рыбалки, утомленный за день, пригретый теплом костра и семейного очага, я засыпал мертвым сном…» - вспоминал впоследствии Леонид.
Страница 3. Ученик.
Слайд 7
Эпиграф:
По коридору школьному
Песцом пугливым крался я,
Глядел вокруг, растерянный,
В промокших кисах.
В школу Вэсако пошёл с тринадцати лет. Он задержался так долго потому, что шла война и потому, что в тундре ещё не привыкли к тому, чтобы мальчики-помощники мужчин уходили из чума, как считалось, бездельничать в школу.
-Как тебя зовут? – спросила учительница.
- Вэсако, - ответил паренёк.
Учительница немного знала ненецкий язык.
- Ну, какой же ты старик! - перевела она его имя. Давай будем звать тебя Лёня. Нравится?
- Ничего, - ответил первоклассник – переросток. Так Вэсако стал Леонидом. Имя Леонид ему дала первая школьная учительница Дарья Алексеевна Ковалева в честь своего мужа, воевавшего тогда на фронтах войны, зоотехника стад Новопортовской тундры, Леонида Ковалева. Этому эпизоду Л.Лапцуй посвятил стихотворение:
«Был я назван именем Вэсако,
что по-русски значит “Старец мудрый”.
Я очень гордился – ведь не всякий
получает это имя в тундре.
Русская учительница, видно,
слишком взрослым имя то сочла,
и меня, Вэсако, Леонидом
в честь родного мужа назвала.
Жизнь моя длиннее стала вдвое
Я ступал на школьное крыльцо,
Улыбалось мне лицо родное
Женщины, как Родины лицо,
Там сомкнулись Север и Россия
В сердце ненца, яркий свет храня.
И лучи восхода золотые
Бросили свой отблеск на меня.
О жизни в Новопортовской школе-интернате он с детских лет хранил в памяти и сердце имена и образы самых верных друзей-сверстников и взрослых, заменявших всем детям в долгие дни и месяцы жизни в интернате матерей – родных, добрых и отзывчивых. Учителям и воспитателям школы-интерната поэт посвятил немало стихов и поэм, в котором рассказывает о вечном долге перед ними.
Омытый и обласканный,
как оленёнок бархатный
В просторном светлом классе я
За партою сидел.
И ту седую женщину
Я звал второю мамою.
…Уж четверть века минуло,
А помню всё о ней!
Учился Леонид хорошо. На уроке русского языка в пятом классе писали сочинение о родном крае. Он написал сочинение на трех страницах школьной тетради. Учитель высоко оценил работу своего ученика и сказал коротко:- «Леня, из тебя получится писатель!». Сегодня эти слова учителя трудно переоценить.
Слайд 8.
Страница 4. Учеба в Салехардском медицинском училище.
Эпиграф:
«Как будто солнце теплым языком
Мои мгновенно слизывало хвори.
И мне казалось – буду жить века…
«Л.Лапцуй.
Л.Лапцуй с детства много работал, познал суровую школу жизни, хорошо знал законы тундры, и всегда знал, что ему необходимо учиться, во что бы то ни стало. Его давняя мечта была узнать причину появления разных болезней, уносивших так много жизней и овладеть способами, методами их лечения. И он выбрал себе профессию медика. В 1951 году поступил учиться в медицинское училище г. Салехарда. До этого года, кроме Л.Лапцуя, в медучилище не учился ни один представитель малочисленных народов Севера. Три года прошли незаметно. «Свободного времени у меня почти не было: учился и работал переводчиком страницы газеты «Нарьяна нгэрм», занимался спортом, особенно любил лыжи, принимал участие во всех кроссах и соревнованиях. Хотя я не был победителем, но мне нравилось участвовать в них, поддерживать команду техникума.»
Слайд 9.
Страница 5. Книги, написанные Лапцуем
Эпиграф:
“Теперь-то я умею
и могу
сердца людей согреть
певучим словом.”
Л.Лапцуй.
Он учился и работал переводчиком ненецкой страницы в газете “Нарьян Нгэрм”, где и познакомился с Иваном Григорьевичем Истоминым. Знакомство с Иваном Григорьевичем Истоминым определило и начало его литературной деятельности.
СЛАЙД 10
Иван Григорьевич предложил Лапцую сотрудничать, переводить тексты, собирать сказки и начать пробовать перо. Такое предложение пришлось Леониду по душе, т.к. нужны были деньги для поддержки семьи.
Писать Лапцуй начал в 1951 году. Его стихи и рассказы публиковались в переводах на русский язык в газетах «Красный север», «Тюменская правда», «Тюменский комсомолец», «Литературная Россия» и других журналах. В 1952 году вышел первый рассказ на ненецком языке “В снегах песцовых”. Стали печататься на русском языке рассказы ненецкого литератора “Чайки над Обью”, “Дедушка Оби”, “Северное сияние”, “Палочки с зарубками”.
Леонид Васильевич называл Ивана Григорьевича Истомина «Литературным отцом». Дружба двух ямальских писателей длилась 30 лет.
Книги написанные Лапцуем Слайд 11
С 1960 года он серьёзно взялся за создание стихов, песен, поэм, повестей. С 1964 года Леонид Лапцуй член союза писателей СССР. За 30 лет творческой деятельности Лапцуй написал 30 книг. “Цвети мой Ямал”, “Рассказы о Ямале”, “Капер”, “Тундра”, “Голубые снега”, “Мальчик из стойбища”, “На оленьих тропах”, “Пути – дороги”, “Олений бег”, “ Эдейко”, «Песни мои – детям» и многие другие.
Слайд 12
Страница 6. Произведения для детей. Поэма «Эдейка» Эпиграф:
“Мы с Эдейкой схожи сердцем
Мы с Эдейкой оба ненцы”.
Л.Лапцуй.
Леонид Лапцуй, создавал произведения для детей, потому что считал, что писатель должен участвовать в воспитании молодого поколения. На примере героев своих произведений, он хотел научить любить родину, ценить прошлое, приумножить своим трудом богатство родного края.
Поэма “Эдейка” посвящена детям тундры. Поэма “Эдейка” - одна из лучших произведений, написанных для детей, она автобиографичная. Она о радости и о труде, о крепкой дружбе и любви маленьких северян к своему суровому и прекрасному краю.
За поэму “Эдейка” поэт удостоен Всероссийской премии за лучшее художественное произведение.
Слайд 13.
Страница 7. Леонид Лапцуй и песенное творчество. Эпиграф:
“Врос корнями во тьму времён
Этих песен древний мотив.
Ночью пели их старики,
До небес костёр запалив.
И блуждают песни с тех пор
У болотистых тёмных рек.
Согревают, словно костёр,
Если в тундре промёрз человек”.
Л.Лапцуй.
Песенное творчество Леонида в значительной мере послужило тому, что в среде ненецкой национальной интеллигенции появился первый профессиональный композитор Семён Няруй.
Благодаря творческому союзу с Л.Лапцуем родилось более десятка популярных песен, первой из которых была “Суляко”.
Слайд 14.
Страница 8. Имени ненецкого поэта – певца Ямала.
Эпиграф:
“Пускай моим следом потомки пройдут,
Не споткнувшись нигде, к рассвету минуя потёмки,
Навстречу рассветной звезде”.
Л.Лапцуй.
В 1980 годы его имя присвоено Салехардскому училищу искусств, там же был открыт мемориал Л.В.Лапцуя, его именем назван теплоход.
Судьба подарила ему счастливую долю, но это нелёгкая ноша: ведь он спел песню и о себе, и о своём народе. Л.Лапцуй будет жить в наших сердцах, его книги читали и будут читать многие поколения.
Слайд 15, 16.
В городе Салехарде, в центре Ямало-Ненецкого автономного округа 25 февраля 1994 года был открыт музей – квартира замечательного писателя.
Внезапная и преждевременная смерть поэта в феврале 1982 года оборвала все творческие планы. Ежегодно в феврале-апреле в городах и поселках нашего округа проходят традиционные литературные чтения, посвященные памяти Л.В.Лапцуя.
Слайд 17. Портрет
Итак, подведём итоги.
Викторина.
1.Л.Лапцуй в одном из стихотворений написал: “ Учился я выслеживать песца, учился понимать какая птица кричит, когда ж пурга поднимет вой, и мгла небес с землёй соединится”. От кого усваивал поэт главные жизненные уроки? (от отца).
2. В какой школе-интернате учился Леонид Лапцуй? (Ново-Портовская).
3. Первый среди ненцев он окончил это училище и получил диплом? Назовите это училище, какой диплом был получен? ( Салехардское медучилище, диплом медика).
4.Кто был наставником молодого поэта в Салехарде? (Иван Григорьевич Истомин).
5. В честь кого назвала учительница Лапцуя? (в честь погибшего на войне мужа – Леонида Коваленко).
6. Как называется поэма, рассказывающая о жизни ненецкого мальчика? ( Эдейко)
7. Как переводится с ненецкого языка на русский имя Эдейка? (новый маленький мужчина).
8. Продолжи слова: Шьёт Эдейка мама новенькую… (малицу).
9. Послушайте эти строки:
“Песня моя звенит, как древний бубен,
Спросите, где мой дом, моё жилище,
Отвечу вам звенящей песней ветра,
Что родной мой – это тундра вся.”
Назови место, где родился поэт? (Ямальская тундра, п. Новый Порт, близ озера Ярото).
10.Сколько книг было написано Л.Лапцуем? (более 30).
11. О чём пишет Л.Лапцуй:
На севере России где-то рядом
Под круглою луной
Она, как снежная планета
Блестит безмолвной белизной. (о тундре, о своей земле).
12. Как с ненецкого переводится Ямал? (край земли).
13. О ком пишет поэт?
Весь день работает, не ленится
Берётся к ночи за игру,
И над кисами полумесяцем
Она сгибается в углу. (о женщине).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Глаголом жги сердца людей", или Несколько вопросов о творчестве А.С. Пушкина.
Вопросы для зачёта...
"Глаголом жги сердца людей"( конспект урока в 9 классе по стихотворению А.С.Пушкина "Пророк")
Урок-анализ стихотворения Пушкина "Пророк" с элементами исследования в 9 классе. Исследуя некоторые факты из жизни Пушкина, раскрывая тему пророческого служения путем анализа стихотворения и обращения...
В сердца людей навечно занесен
Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров,...
Войны не затихает эхо в сердцах людей...75-летию Великой Победы посвящается…
Урок истории в 5 классе Методы обучения: проблемный, элементы кейс-технологии (метод разбора деловой корреспонденции), проектная технология...
сценарий конкурса ораторов "Глаголом жги сердца людей"
Сценарий конкурса ораторв для 6 класса...
Сценарий конкурса ораторов "Глаголом жги сердца людей"
Сценарий для 6класса...
Занятие с учителем-дефектологом Приветливость, золотой ключик, открывающий сердца людей.
Конспект занятия по дефектологии...