Войны не затихает эхо в сердцах людей...75-летию Великой Победы посвящается…
методическая разработка по истории (6 класс)

Колесникова Светлана Анатольевна

Урок истории в 5 классе

 

Методы обучения: проблемный, элементы кейс-технологии (метод разбора деловой корреспонденции), проектная технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urok_pobedy.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе

Тема урока: Войны не затихает эхо в сердцах людей

                       75-летию Великой Победы посвящается…

Цель урока: через изучение фактов биографии участников войны - членов своей семьи, истории родного города, дать представление о примерах массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны

Задачи урока:

Образовательные:

  • сквозь призму судеб  отдельно взятых людей, дать представление об общей трагедии советского народа в годы Великой отечественной войны;
  • работать над понятиями: мужество, патриотизм, оккупация
  • ознакомить с персоналиями: И.Д.Черняховский, А.А.Васильев

Развивающие:

продолжить формирование умений определять характер исторического источника;

формировать навык критически относиться к информации и к выбору источника информации,

 грамотного  поведения при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

Воспитательные:

воспитывать гордость за историческое прошлое своей Родины; потребность  сохранения исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения; способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, увековечивание памяти павших и заботы о живых победителях, преемственности поколений; способствовать формированию чувства сопричастности к истории  и ответственности за будущее страны.

УМК:

Артасов И.А.Всероссийские проверочные работы. История. Рабочая тетрадь. 5 класс. М., Просвещение, 2019г.

Средства обучения: проектор, экран, ноутбук (3 шт.), Презентация к уроку. 3 электронных кейса с набором иллюстративного материала.

Тип урока: комбинированный с применением ЭОР, урок-экскурсия.

Планируемые результаты:

Предметные УУД : развитие умений работать с документами, овладение понятиями оккупация, Отечество, патриотизм, мужество

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Регулятивные: формировать установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

Познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории;

Личностные УУД:   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки

Методы обучения: проблемный, элементы кейс-технологии (метод разбора деловой корреспонденции), проектная технология

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

СЛАЙД 1

- «Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.»

К. Симонов

- О какой «общей  беде на всех» говорит Константин Симонов?

 

- Какая дата названа «самым длинным днем в году»?

Слушают выразительное  чтение вслух учителем.

Отвечают:

-О великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

-22 июня 1941 года

Мотивационная установка

СЛАЙД 2

- О событиях этого дня лучше расскажут кадры кинопленки.

- Видеозапись

«Сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года»

(https://www.youtube.com/watch?v=xoqW1BXZVZs)

- Какие чувства испытывали простые люди, услышав слова Левитана о начале войны?

Смотрят видеозапись.

Высказывают свои предположения

(непонимание, недоверие, страх из-за неизвестности, за своих близких, боль предстоящего расставания, шок и т.д.)

II. Актуализация знаний

Синквейн к слову «Война»

СЛАЙД 3

- Давайте попробуем объяснить, что такое «Война». Заполним синквейн:

На доске  дано существительное «Война»

-Какая она? (два прилагательных)

-Что на ней происходит? (три глагола)

- какая фраза, может характеризовать понятие «война»?

- слово, ассоциирующееся с первым словом.

Учащиеся дают определение.

Возможный вариант:

-Война.
-Отечественная, жестокая.
-Побеждают, проигрывают, сдаются.
-Борьба за жизнь, свободу.
-Победа.

Анализ эпиграфа

Дети, обратите внимание на слова Петра Давыдова, посвященные ВОВ:

«Войны не затихает эхо
В сердцах людей!..»

-Как вы понимаете эти строки? Какие ассоциации у вас возникают?

- Почему войну 1941-1945гг. мы называем отечественной?

- Что мы называем «Родиной»? «Отечеством»?

Предполагаемые ответы:

-Пусть война закончилась очень давно, в семье каждого живущего сейчас, она оставила свой след.

- Отечественной называем войну потому, что она направлена не на завоевание дополнительных территорий, а за свою родину, свое отечество, родную землю.

- Родина  - земля, где проживает твой род, родные, где ты родился. Отечество – земля отцов, страна предков (отцов) человека.

Формулирование цели и задач урока

В истории каждой страны есть много знаменательных дат. Одной из таких дат является победа в Великой Отечественной войне.

- Давайте попробуем посмотреть сквозь призму истории Великой Отечественной войны на события, происходившие в те годы в нашем городе.

Что мы знаем об этих событиях?

Что мы можем узнать еще?

Предлагают свои варианты, ставят перед собой познавательные задачи

III. Этап открытия новых знаний

Введение нового понятия

СЛАЙД 4

-Знаете ли вы, когда страшное слово «война» пришло в наш родной город?

- Как  называют тех, кто устанавливает свою власть и управляет чужой территорией?

ОККУПАЦИЯ - насильственный захват чужой государственной территории военной силой

- Прочтите понятие и его определение.

- Повторите (1-2 учащихся).  Поправьте, если допустили ошибку.

- осенью 1941 года

-оккупанты 

Повторяют понятие, стараясь максимально точно  повторить его определение

Демонстрация проекта «Льгов в оккупации» (результат опережающего задания)

СЛАЙДЫ 5 - 12

- Наши одноклассники являются обучающимися дома детского творчества, воспитанники которого на протяжении многих десятилетий по крупицам собирают информацию о судьбе нашего города в период Великой Отечественной войны.

Результаты поисковой работы отряда Льговского дома пионеров «Красные следопыты» они сейчас нам продемонстрируют

Смотрят Презентацию «Льгов в оккупации», слушают комментарии выступающих

Физминутка

Результаты социологического опроса жителей города Льгова

СЛАЙД 13

Предлагаю познакомиться с результатами социологического опроса, проведенного среди взрослых жителей нашего города, и подумать, а какие ответы дали бы вы?

-Какую дату празднуют льговчане ежегодно 3 марта?

-Что вы знаете о действующих частях красной армии, освобождавших наш город?

-Известны ли вам факты о  борьбе наших земляков – льговчан с оккупантами нашего города?

Смотрят  видеорепортаж социологического опроса жителей города Льгова.2018 год.

Предполагаемые ответы:

3 марта 1943 г. наш город был освобожден от немецко-фашистских оккупантов;

Деятельность молодогвардейцев-подпольщиков и .т.д.

Видеозапись «Освобождение городов. Льгов. 3 марта 1943 года»

СЛАЙД 14

В документах штаба Воронежского фронта операция по освобождению Льгова носила название «Льговско-Рыльской». Основную роль в ликвидации Льговского плацдарма сыграла 60-я армия Воронежского фронта под командованием генерал-майора Ивана Даниловича Черняховского. Сотрудники Льговского краеведческого музея несколько лет назад получили из архива уникальную видеозапись, сделанную военным оператором Левановичем 3 марта 1943 года в нашем городе.

-Всмотритесь, что же оставили после себя фашистские оккупанты?

Смотрят видеозапись.

Предполагаемые ответы:

-разрушенные здания, храм с.Н.Деревеньки, покрытый маскировочной тканью, расстрелянных жителей Льгова и т.д.

.Дидактическая игра «Юные архивисты» (групповая работа)

Чтобы полнее представить тот масштаб разрушений, который остался после освобождения города и его причины  обратимся к  языку документов.

-Разбиваемся на три группы. Каждая группа получает в руки исторический документ. Вам будет необходимо определить характер этого документа и, с опорой на текст исторического источника,  рассказать, какие новые факты они нам сообщают

Дети знакомятся с предоставленными им материалами .

Определяют:

- архивный документ (выписка из приказа о награждении)

- мемуары (воспоминания) участника\очевидца событий;

 -статья в газете и т.д.

IV. Этап закрепления новых знаний

Работа с кейсами. Метод разбора деловой корреспонденции «Творческая мастерская»

Учитель предлагает открыть ноутбуки, расположенные на столах каждой из 3-х группы, открыть кейсы - папки с одинаковым набором документов, связанных с периодом оккупации и освобождением Льгова в 1943 году.

Цель учеников - занять позицию человека, ответственного за работу с входящими документами.

1 группа – отбирает информацию о людях, внесших наиболее весомый вклад в освобождение Льгова от немецко-фашистской оккупации, на тему «Знать поименно»,

2 группа – информацию на тему «И город помнит»,

3 группа – «Эхо той войны» - информацию о памятниках нашего города, связанных с ВОВ и оккупацией

Необходимо соединить фрагменты текста и иллюстративный материал, расставить его в хронологической последовательности и оформить в виде презентации. Можно подобрать цитату из стихотворения.

Учащиеся получают папки с одинаковым набором документов, связанных с периодом оккупации и освобождением Льгова в 1943 году.

Распределяют обязанности в группе, систематизируют материал кейса, отбирают необходимый им материал, подбирают иллюстративный ряд и краткие исторические справки к нему, размещают материал на слайдах презентации

Защита проектов

Учитель сохраняет на съемный носитель созданные работы в форме презентаций. Устанавливает их для проекции на большой экран

Представитель каждой группы защищает свой проект, рассказывая по какому принципу были отобраны материалы и почему

Работа с УМК

При подготовке к ВПР по истории, есть ряд заданий по истории родного края.

Откройте стр.69 ваших рабочих тетрадей. Прочтите задание п.3.1. Можем ли мы ответить на него?

Прочтите задание п.3.2. Что можем  мы ответить на него?

 В качестве опережающего задания, вы должны были собрать информацию в семейном архиве о судьбе членов семьи в годы Великой Отечественной войны.  Давайте послушаем, что же поведали вам семейные альбомы и рассказы близких. (п.3.3)

 

Называют памятные места, связанные с событиями Великой Отечественной войны;

Называют улицы и площади Льгова, носящие имена участников Великой Отечественной войны

Дети озвучивают собранную информацию (кто из родных и близких был участником Великой Отечественной войны, нем хранится – медали, письма, фотографии, и т.д.)

Работа в сети Интернет

- В этом году  исполнится 75 лет Победе  нашего народа над фашистской Германией. Конечно, за такой период времени сложно найти многие документы, рассказывающие о судьбе своих близких в военные годы.

Но с началом нового века у каждого появилась такая возможность – поработать с рассекреченными архивами Великой Отечественной войны.

Электронные базы данных, с описанием боевого пути, совершенных подвигов и о награждениях  советских солдат и офицеров, где можно узнать о судьбе своих родных есть на различных сайтах.

Но мы помним, чтобы получить достоверную информацию – нужно пользоваться только официальными сайтами.

Используя для выхода в интернет ноутбуки,  давайте зайдем на сайт «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru/)

Дети, под руководством учителя, вводят ФИО, дата рождения, другие известные персональные данные о близких – участниках Великой Отечественной войны, пробуют найти новую информацию о них. Учатся пользоваться навигацией сайта.

V. Итог урока

Рефлексия

-Какие новые неизвестные факты из истории Великой Отечественной войны  вы узнали сегодня?

- Чему научились сегодня на уроке?

-Дети, перед вами  на столах расположены  яркие квадраты красного и желтого цветов. Предлагаю  поднять вверх квадрат красного цвета, если на сегодняшнем уроке вы узнали для себя что-то новое, полезное.

Карточки желтого цвета – если хотелось бы продолжить изучать историю Великой Отечественной войны в судьбах страны, города, своей семьи самостоятельно.

Отвечают на поставленные вопросы

Домашнее задание

Официальный сайт движения «Бессмертный полк» https://www.moypolk.ru/kursk  Предлагаю вам поделиться собранной информацие о своих близких – участниках Великой Отечественной войны на странице нашего региона

Записывают задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Война гуляет по России, а мы такие молодые..." (70-летию Великой Победы посвящается).

Великая Отечественная война всегда будет не только источником знаний, но и высоким уроком патриотизма, школой воспитания любви и человечности, нравственной стойкости и благодарной памяти. 70 лет прошл...

(Видеоролик) Цикл: Великой Победе посвящается "Герои в наших сердцах"

Видеоролик о проведении акции "Герои в наших сердцах" (посвящается герою ВОВ - Николаю Касьяновичу Москалеву, ученику школы №6 г. Черногорска) [Скачать\Посмотреть]История школы № 6 связана с имен...

Великой Победе посвящается - учащиеся рассказывают о своих ветеранах Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Очень важно, чтобы родственики годами хранинили историю судьбы своих близких и передавали из поколения в поколения. Ребята рассказывали о своих ветеранах, участниках Великой Отечетсвенной войны 1941-1...

Великой Победе посвящается - учащиеся рассказывают о своих ветеранах Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Ученики рассказывают жизненный путь своих ветеранов. Ребята помнят и гордятся подвигами прадедов, передавая историческую судьбу своему поколению....

Классный час тему: «Детство, опалённое войной…» 75-летию Великой Победы посвящается...

Детство, опалённое войной…» (Пионерам-героям посвящается...) 5-7классыЦели: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народ.2. Формирование исторической п...

Классный час тему: «Детство, опалённое войной…» 75-летию Великой Победы посвящается...

laquo;Детство, опалённое войной…» (Пионерам-героям посвящается...) 5-7классыЦели: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народ.2. Формирование историч...

Презентация "Великой Победе посвящается. Вклад ученых-химиков в Победу"

Целью данной работы было: ознакомление с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной Войне, раскрытие патриотизма и героизма людей науки в тяжелое для страны время...