"Глаголом жги сердца людей", или Несколько вопросов о творчестве А.С. Пушкина.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
А.С. ПУШКИН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА.
ЛИЦЕЙСКАЯ ЛИРИКА. ТЕМА «ДРУЖЕСТВА СВЯТОГО»
В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА.
«19 ОКТЯБРЯ» (1825 г.)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз...
А.С. ПУШКИН « 19 октября» 1825 г.
Отсчет творческой биографии Пушкина мы должны вести от того дня, когда он, пятнадцатилетний юнец, отроческим ломким голосом продекламировал перед изумленным Державиным:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
Державин был поражен: если этот недоросль так начинает – что же обещает его поэзия в дальнейшем?!
А перед Державиным на лицейском экзамене стоял будущий величайший поэт России, и сам он вряд ли догадывался об этом.
В Михайловском в начале осени 1824 г. Пушкин оказался в состоянии тяжелой душевной депрессии.
Усугубляло все состояние несвободы, разорванность дружеских и сердечных связей. Произошла ссора с отцом, и трудно разобрать, кто прав, кто виноват в той ситуации. Отец начал упрекать брата, что я преподаю ему безбожие ... Голова моя закипела. Иду к отцу, нахожу его с матерью и высказываю,
что имел на сердце целых три месяца. Кончаю тем, что говорю ему последний раз. Отец мой, воспользуясь отсутствием свидетелей, вы бегает и всему дому объявляет, что я его бил, хотел бить, замахнулся, мог прибить ... - сообщает он о происшедшем Жуковскому, завершая все безумной просьбой: - Спаси меня хоть крепостью, хоть Соловецким монастырем».
Пушкин пишет полубезумное письмо губернатору все с тою же странною просьбою: «Решился ... просить Его Императорское Величество, да соизволит меня перевести в одну из своих крепостей», но
не отсылает его и как будто успокаивается, лишь время от времени переживая приступы жестокого одиночества.
Периодизация жизни поэта.
Детство поэта (1799-1811)
Лицей (1811-1817)
Петербург (1817-1820)
Южная ссылка (1820-1824)
Михайловское (1824-1826)
После ссылки (1826-1830)
Болдинская осень (1830)
Петербург (1831-1833)
Последние годы жизни (1834-1837)
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один...
Строфы 14, 15 адресованы В.К Кюхельбекеру, поэту, впоследствии участнику восстания декабристов, умершему в Сибири.)
Строфы 1, 2 рисуют картину одиночества. Сравните их с двумя последними строфами. Как изменилось настроение поэта?
Дружба здесь предстает как зашита от «сетей судьбы суровой». Сама мысль о друзьях, разбросанных по всем концам света, раздвигает границы жизни, помогает преодолеть замкнутость «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы. «Разный путь» не отменяет братских объятий. Бесстрашие дружбы нарушает запрет ссылки: «Троих из вас-друзей моей души, здесь обнял я ... Дружба
раздвигает и душевное «пространство человека». Дружба для поэта оказывается спасительной, потому что при всей суровости судьбы возможны «дни соединений
Петербург (1817-1820)
Прошли лицейские годи, и с ними окончилась юность Пушкина. Поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский -
прочили Пушкину поэтическую славу. Первоначально, по выходе из лицея, поэт уехал в Михайловское , но в августе 1817 г. вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы. раине столицы. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин, не обременяла его. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим спорам, дружеским встречам. Круг знакомых Пушкина расширился.
Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил.
Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Он охотно читал здесь свои стихи, зная, что в этом обществе поймут пламенные порывы
его мятежного сердца. Несколько позже, в 1819 Г., Пушкин стал посещать дом Н.В. Всеволожского, своего друга, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», тесно связанные тайным обществом «Союз благоденствия». Сюда входили поэт Федор Глинка, будущий декабрист Сергей Трубецкой, приятель Пушкина, офицер Яков Толстой и др. Собрания кружка сохранялись в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы.
Вольнолюбие с особой силой проявил ось в петербургский период в стихотворении «К Чаадаеву» (1818), которое написано в жанре дружеского послания, но вместе с тем наполнено глубоким общественным содержанием.
Появились и другие произведения свободолюбивого характера. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, нарочитую религиозность, процветавшие при дворе Александра 1. Его стихотворения читались вслух, расходились в многочисленных списках и в устной передаче. Пушкин действительно был поэтическим голосом передовых дворян.
Южная ссылка (1820-1824)
Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. Казалось, ничто не могло омрачить ни светлого настроения Пушкина, ни его искрометной веселости. Но вот Александр 1 упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 г. Милорадович пригласил к себе Пушкина и доверительно сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги его сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения, кроме од-ной эпиграммы. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать Пушкина - в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все - и Карамзин, и Жуковский,
и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкин направился в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 г. он выехал в южную ссылку.
В середине мая 1820 г. Пушкин прибыл в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Генерал Инзов встретил его дружелюбно. После шумном петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В это время в Екатеринослав приехала семья прославленного героя Отечественной войны 1812 г. генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт вместе с Раевскими поехал на юг.
На юге Пушкин создал несколько романтических поэм - «Кавказский пленник», «Братъя-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», работал над «Цыганами», которых закончил в Михайловском, начал
писать роман в стихах «Евгений Онегин».
Приехав осенью 1820 г. из Крыма в Кишинев на место службы, Пушкин с радостью окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров. Пушкина встретили в Кишиневе дружески. Он нашел здесь давнего своего знакомца по Петербургу генерала М.Ф.Орлова, заслуженного воина, принявшего в 1814 г. капитуляцию Парижа.
Особенно большое впечатление произвел на Пушкина П.И. Пестель, участник Отечественной войны 1812 г., основатель и глава Южного общества декабристов, впоследствии казненный вместе с
Рылеевым и другими. В своем дневник поэт записал 9 апреля 1821 г. о личности будущего руководителя Южного общества: «...умный человек во всем смысле этого слова», «один 11З самых оригинальных умов, которых я знаю». Тогда же Пушкин встретился с «первым декабристом» В.Ф. Раевским, заключенным в тюрьму еще до восстания на Сенатской площади, и даже сумел предупредить его об аресте. Конечно, Пушкин догадывался о тайном обществе, хотя существование противоправительственного заговора от него скрывали: будущие декабристы, во-первых, знали, что полиция следит за Пушкиным, а во-вторых, горячность поэта была всем известна. Он мог случайно раскрыть тайну. Летом 1823 г. произошла перемена в судьбе ссыльного поэта. Он переехал в Одессу, где продолжал службу под началом графа М.С. Воронцова, назначенного новороссийским и бессарабским генерал-губернатором вместо Инзова. В Одессе Пушкин продолжил свои занятия. Он воспользовался обширными архивохранилищами и богатой библиотекой Воронцова. Особенно заинтересовали Пушкина исторические сочинения. Здесь же он настойчиво изучал английский язык и перечитывал выдающегося немецкого поэта и мыслителя Гете и великого английского драматурга Шекспира. Однако положение Пушкина в Одессе чрезвычайно осложнилось. Воронцов стремился сделать из Пушкина усердного чиновника. Очень скоро между ними сложились натянутые отношения. Воронцов направил в Петербург несколько писем с просьбами определить поэту новое место ссылки. Он мотивировал эти просьбы «испорченностью» Пушкина, его «неисправимостъю». На быстрое решение правительства об удалении Пушкина из Одессы повлияло еще одно обстоятельство. Полиция вскрыла письмо поэта, в котором он сообщал, что берет уроки «афеизма» (имелись в виду атеистические беседы с врачом Воронцова). Пушкину было предписано немедленно выехать в новую ссылку - село Михайловское, имение родителей.
Так завершился южный период жизни Пушкина. В его творчестве он занимает особое место: на юге сформировался пушкинский романтизм, и на юге же наметилось его преодоление. Это отчетливо про-
слеживается при сравнении двух южных поэм: первой поэмы, написанной на юге, - «Кавказский пленник» и последней поэмы, завершенной уже в Михайловском, - «Цыганы».
Михайловское (1824-1826)
8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Пушкину запретили самовольно покидать
Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдали от друзей, от культуры. В глухой северной деревне поэт почувствовал себя неуютно и подавленно. Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском еще более углубилось вследствие ссоры с отцом, который взялся надзирать за
опальным поэтом. Но вскоре Сергей Львович уехал. Еще до отъезда отца Пушкин сдружился с обитателями соседнего имения Тригорского - П.А. Осиповой и ее дочерьми, да и он искренне его полюбили.
Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала мелодии русских народных песен.
Вначале пушкинское творчество в Михайловском было проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 г. и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостен, душевно спокоен
и сосредоточен. Своему другу Раевскому Пушкин писал летом 1825: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития я могу творить».
Немалая роль в духовном возрождении Пушкина принадлежит И.И. Пущину, посетившему поэта зимой 1825 г., А. Дельвигу, побывавшему у него в апреле. Но больше всего он обязан своему неустанному труду.
ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА.
АНАЛИЗ СТИХОТНОРШIИЙ «К ЧААДАЕВУ!», «ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД!»
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С. Пушкин. «К Чаадаеву»
Это стихотворение известный литературовед Б. Томашевский назвал одним из наиболее популярных политических стихотворений. «В послании не говорилось ни о конституционной монархии, ни о республике, Т.е. о тех вопросах, какие могли разделить людей. Но ярко проявилась ненависть к самодержавию, объединявшая всех передовых людей тех лет. Пушкина соединяло с Чаадаевым чувство дружбы и единомыслие. В таком сочетании дружба приобретала окраску героического
чувства». Тема вольнолюбивой дружбы напоминала образы героев Древнего Рима и Древней Греции, вызывающие восхищение пламенной любовью к своему отечеству.
В'1820 г. А.С. Пушкин был отправлен в ссылку на юг, а затем, в 1824 Г., в Михайловское, свое имение в Псковской области. Пушкин был уже общепризнанным поэтом, автором знаменитых южных романтических поэм, множества стихотворений, но он переживал сомнения, разочарования. Так, в 1823 г. у него появились горькие, проникнутые неверием в возможность победы над тиранией строки
стихотворения «Свободы сеятель пустынный ...».
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды ...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Именно в этот период Пушкин начинает работу над своим главным произведением - романом в стихах «Евгений Онегин». Итак, задолго до восстания декабристов Пушкин в своем творчестве выразил горькое предвидение - трагедию декабристов, их отрыв от народа и, следовательно, их неминуемое поражение. Во время выступления декабристов (14 декабря 1825 г.) Пушкин был в своем Михайловском заточении, но мысли о них были всегда с поэтом. Он размышлял о них, как видим, задолго до восстания, затем в Михайловском и после возвращения из ссылки. Среди сосланных участников заговора были любимые друзья-лицеисты- И.И. Пущин, В.К Кюхельбекер.
Первым посланием в Сибирь ученые называют послание «И.И. Пущину». Позже, в связи с очередной лицейской годовщиной 19 октября 1827 г., Пушкин пишет короткое приветствие своим друзьям:
19 ОКТЯБРЯ (1827)
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
Но самым известным посланием в Сибирь стало стихотворение «Во глубине сибирских руд ...».
V. Чтение и анализ этою стихотворения. Беседа по вопросам:
После ссылки (1826-1830)
Последние дни в Михайловском Пушкин доживал с трудом. Ему было одиноко и душно в северном заточении. Там же он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Он с напряжением ждал подробных вестей об окончании следствия и о приговоре. Его знакомые и друзья числились в списках
государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них были казнены.
Пушкин не забудет их. Он ободрит Кюхельбекера, Пущина. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк. Все лето 1826 г. прошло в мучительных и тяжелых раздумьях. А 3 сентября внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву,
где короновался на царство Николай I. 8 сентября 1826 г. Пушкин вошел в кабинет царя в Чудовом
монастыре, беседа продолжалась довольно долго, около двух часов. Известно о ней немного. Но то, что дошло до нас, сводится к заключению устного соглашения между Пушкиным и царем.
Пушкин обещал воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Николай I разрешил поэту жить в обеих столицах и вызвался быть
единственным цензором его сочинений. Пушкин предполагал, что личная цензура царя откроет ему быстрый доступ к печати. Царю же, вступающему на престол, хотелось расположить к себе поэта и русское общество после жестокой расправы над декабристами. Возвращение Пушкина из ссылки общество сочло крупнейшим событием первых лет царствования нового царя, но надежда на перемену политических взглядов Пушкина не оправдалась: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом. Правда, некоторое время он был осторожнее, но взгляды свои не изменил.
ПОЭТ И ВЛАСТЬ. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «АНЧАР»
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной ...
А.С. Пушкин
Следовать за мыслями великого
человека есть наука самая занимательная.
А. С. Пушкин
Анализ по вопросам:
1. На каком композиционном приеме построено стихотворение? (На контрастах: дерево смерти и идущий к нему человек, раб и владыка.)
2. Ради чего погиб «бедный раб»? (Князю нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он «...гибель разослал/ / К соседям в чуждые пределы.)
3. Какие чувства выражает в стихотворении лирический герой? (Лирический герой осуждает деспотизм, самовластье.)
4. Найдите сравнения, эпитеты, характеризующие трех действующих лиц, трех героев этого стихотворения: анчара, владыку, раба. Как средства художественной выразительности показывают авторское отношение к происходящим в стихотворении событиям?
5. Разделите стихотворение на части, озаглавьте их.
Вывод: в стихотворении звучит мрачная мысль о смертоносной роли человека на Земле, ибо анчар - лишь вольное порождение слепых сил при роды, это угроза, которую все живое может избежать.
Зло, обусловленное произволом, властью, - всесильно. Последствия неограниченной власти ужасны, а смерть раба и гибель соседей трагичны и бессмысленны. В стихотворении «Анчар» в символической форме выражен гуманистический пафос поэзии А.С. Пушкина.
Болдинская осень (1830)
Весной 1829 г. Пушкин получает согласие на брак с Н.Н. Гончаровой. Летом 1830 г. поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. В Болдине ему пришлось пробыть не месяц, как он намеревался, а целых три: началась эпидемия холеры. Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным творческим подъемом. Пушкин закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем «маленькими трагедиями», народно-лирическую драму «Русалка», поэму «Домик в Коломне», «Сказку о попе и о работнике его Балде» и несколько прекрасных лирических
стихотворений. На пороге нового периода своей жизни Пушкин напряженно вглядывается в грядущую даль. Он жаждет семейного счастья, простых человеческих радостей, личной независимости и одновременно томится мрачными предчувствиями. В журналах пишут об упадке таланта поэта, бессовестно клевещут на него и даже унижают его человеческое достоинство. Известный доносчик и агент III отделения Ф.В. Булгарин в 1830 г. опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин
«в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины ...». В том же году журналы обвинили поэта в подражательстве. «Вестник Европы» назвал Пушкина «великим человеком на малые дела». Травля началась. Пушкин принял вызов. Он не мог не ответить на наглые выпады журналистов. Он заклеймил Булгарина как бездарного писаку, как труса и дезертира, бежавшего из русской армии и служившего у Наполеона полицейским агентом. Однако борьба была слишком неравной.
ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.
«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ...» , «Я ВАС ЛЮБИЛ ... » , «Мадонна».
Свобода, творчество, любовь - три стихии духа, прекрасные в человека, три сферы активности, разбивающие замкнутый мирок эгоизма личности, наполняющие жизнь значением и смыслом.
ГА. Гуковский
В стихотворении «На холмах Грузии ...» (1829) отсутствуют яркие и красочные эпитеты. Только две метафоры - «лежит ... мгла» и «сердце ... горит», но они привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все слова и выражения просты: «Мне грустно и легко», «Унынья моего / / Ничто не мучит, не тревожит», «Что не любить оно не может». Но вместе с тем они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «горетъ» и «любить». То чувство, которое выражено Пушкиным, принадлежит не человеку вообще, а именно ему. И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое. Не нужно, однако, думать, будто реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу, чтобы стать шедевром его лирики. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщен духовный опыт Пушкина. В жизни каждое чувство сопряжено с массой несущественных подробностей. В лирике оно преображается, очищаясь от всего постороннего и потому ненужного. Эта вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к пушкинскому шедевру. (В этом стихотворении выражено необыкновенное уважение к личности любимой, к ее чувствам.) Это высшее проявление любви - любовь, лишенная эгоизма, основанная лишь на том, чтобы любимая была счастлива: «Как дай вам Бог любимой быть другим». Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в этом произведении. Но в отличие от стихотворения «На холмах Грузии...», В восьмистишии нет умиротворенности. Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла, она еще живет в нем. Светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет: «Я вас любил ...» Он раскрывает перед любимой, но не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его любовь:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно...
В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству - самоотвержения. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дороже безответного любовного чувства: «Я не хочу печалить вас ничем». Он желает любимой полного счастья: «Как дай вам Бог любимой быть другим ...»
Совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения. Благородство чувств поэта, окрашенных светлой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
В.Г. Белинский дал такое определение пушкинской лирике - «лелеющая душу гуманность».
Аанализ стихотворения «Мадонна».
1. Обратите внимание на форму этого стихотворения. Количество строф (3 строфы по 4 строки и одна строфа, в которой 3 строчки), расположение рифм (абба) - все это признаки сонета.
2. Главные в смысловом отношении слова поэты выносят в конец строки и закрепляют их с помощью рифмы. Найдите главные слова последней строфы стихотворения: творец - образец и Мадонна. (Мадонна - у католиков: богородица.)
Почему Пушкин так называет свою возлюбленную? (Красота Н.Н. Гончаровой была воспета современниками, художниками и поэтами. Но, как известно, Пушкина больше всего поражало
сходство его избранницы с изображениями мадонны на картинах художников эпохи Возрождения.)
3. Как выражает в стихотворении «Мадонна» поэт свой идеал
счастья?
Петербург
В ноябре 1830 г. Пушкин покинул Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 г. состоялось венчание его с Натальей Гончаровой. Вскоре вместе с женой он переехал в Петербург.
Поэт по-прежнему полон творческих замыслов. В 1832 г. он начал писать роман «Дубровский», а в 1833 - повесть «Пиковая дама». Тогда же, в 1833 г., он приступает к работе над «Капитанской дочкой» И собирает материал для «Истории Пугачева». В творчестве Пушкина 1830-х П. историческая тема заняла особое место. Как бы соединяя современность и историю, поэт стремился осмыслить путь человечества как закономерное и неостановимое движение. К работе над историческими темами он подходил как художник и как ученый-историк, внимательно изучая исторические источники, делая выписки из архивных документов, посещая места, связанные с тем или иным историческим событием. Чтобы подробнее ознакомиться с краем, где вспыхнуло восстание Пугачева, Пушкин в 1833 г. отправился в путешествие по России. Он посетил Казань и Оренбург, где еще были живы воспоминания о Пугачеве. В эти же годы Пушкин приблизился к осуществлению давно задуманной идеи - написать историю Петра Великого. Пушкин с тревогой видел, что дела его все ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьезное беспокойство: светские сплетни вокруг имени его жены. И все-таки Пушкин много писал. Особенно плодотворно было новое уединение в Болдине осенью 1833 г.
Последние годы жизни!
1834 Г. явился переломным годом в жизни Пушкина: в дневнике поэт записал, что переходит к открытой оппозиции. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина: обычно такие звания давались юношам, а Пушкин был уже не молод. Поэт понимал, что царь, приближая его ко двору, преследует определенные цели. В свете вновь поползли слухи, будто поэт заискивает перед Николаем 1. Обстоятельства складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина, а народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае 1, в котором, по его словам, «много от прапорщика и мало от Петра Великого». Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов. Но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение. Не бывать же в свете он не мог: придворное звание обязывало посещать балы и вечера. В конце концов поэт решился на отчаянный шаг: летом 1834 г. он подал прошение об отставке. В ответ на это ему запретили работать в архивах. Прошение пришлось взять обратно. Светское общество не могло простить Пушкину его гениальности.
Глупцам, посредственностям, бездарностям всегда чужд человек высоко одаренный и духовно свободный. Пушкина травили клеветой, сплетнями, и это неуклонно вело к кровавой развязке. Поэт это знал: Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы:
Решенья глупости лукавой,
И шепот зависти, и легкой суеты
Укол веселый и кровавый.
Он пытался найти выход, вновь и вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Именно в этот период современники замечают тяжелое состояние его духа. Гениальные произведения, созданные Пушкиным в начале 30-х гг., не были поняты и по достоинству оценены.
Пушкин не знал покоя и в семье. Молодой француз Дантес, усыновленный голландским посланником бароном Геккерном. Зимой 1836 г. стал оказывать Наталье Николаевне явные знаки внимания. Пушкин был взбешен: стал мрачен, молчалив, вид его был угрожающ. В начале ноября свет нанес сердцу Пушкина еще одну «неотразимую обиду»: поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший честь его и Натальи Николаевны. Пушкин показал анонимное письмо друзьям-лицеистам. Один из них сделал вывод, что бумага иностранного производства и принадлежит
какому-нибудь посольству. Пушкин пришел к заключению, что пасквиль послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль. Друзьям удалось предотвратить кровавую развязку, а Дантес заявил о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней. Свет выступил не на стороне Пушкина. Все обвиняли поэта и злобно ждали его унижения. Дантес, хотя дом Пушкина был закрыт для него и его жены, не переменил отношения к Наталье Николаевне. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену. Пушкин решил положить всему этому конец. В тот же день он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его приемного сына. В ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль. Дуэль состоялась 27 января 1837 г. в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашел в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. По воспоминаниям современника, поэт воскликнул: «Браво!» Однако Дантес был лишь легко ранен: пуля попала в руку, которой Дантес прикрывал грудь. Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой у него начались сильные боли. Рана оказалась смертельной.
На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. Жуковский вывешивал бюллетени о СОСТОЯНИИ его здоровья. К поэту приходили сотни людей. Доктора не скрывали от Пушкина трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его 45 минут пополудни Пушкина не стало. «Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях приходили поклониться праху любимого народного поэта», - вспоминала Е.Н. Карамзина.
Власти испугались народных манифестаций и беспорядков и отдали распоряжение перенести тело для отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь, а ночью отвезти гроб в Святогорский монастырь для погребения. К псковскому губернатору было отправлено из III отделения предписание царя не устраивать «шикакой встречи, никакой церемонии». В последний путь Пушкина проводили дядька Никита Козлов и близкий друг поэта Александр Иванович Тургенев. Их сопровождал жандармский капитан. В Святогорском монастыре 6 февраля 1837 г. рядом с могилами деда, бабушки и матери Пушкина похоронили.
ТЕМА ТВОРЧЕСТВА В ЛИРИКЕ А.С ..ПУШКИНА
Цель поэзии - идеал, а не нравоучение.
А. С. Пушкин
В. Непомнящий справедливо назвал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный ...» откликом на «Пророк». Тому, что провозглашено прежде, здесь подводится итог. Пушкин пытается осмыслить свое поэтическое прошлое и будущее, свою жизнь в будущем и надеется на установление единства с народом и с народами в пространстве и во времени, перетекающем из прошлого в будущее: «весь я не умру ...», «душа мой прах переживет ...», «не зарастет ... тропа ...», «буду славен я », «слух обо мне пройдет ...» , «И назовет всяк сущий ...», «И долго буду тем любезен я ...», ибо: «я памятник воздвиг ...», «чувства добрые ... пробуждал ...», «восславил ... свободу ...», «милость ... призывал ...». Знаменательно: здесь нет настоящего времени - только прошлое и будущее.
Для скрепления этого идеального единства необходима любовь: любовь народа в ответ на излияние любви поэта к нему:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
То есть для сплочения единства на основе любви необходимо важнейшее - следование Божьей воле. Последняя строфа стихотворения как раз и указывает на непременность этого условия. Тут Пушкин подводит окончательный итог всему. Духовный вывод из всех предыдущих построений:
Веленью божию, о муза, будь послушна ...
И далее следует отвержение всего того, что способно единство и любовь разрушить, всего мирского, житейского, земного, недостойного.
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Здесь поэт поднимается на более высокий уровень восприятия собственной поэтической судьбы, нежели в «Поэте и толпе» или сонете «Поэт, не дорожи любовию народной». Сами чувства, рождаемые непониманием толпы, теперь отвергаются. В последней строфе глаголы из временных форм прошедшего- будущего переводятся сразу в императив. И рождается важный вопрос: является ли «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» своего рода подведением жизненного итога в предчувствии приближающегося конца, или же это и начертание жизненного плана для себя самого на будущее?
ПЛАН
1. Роль поэта и его поэзии - центральная тема лирики А.С. Пушкина.
п. Развитие темы творчества на протяжении всего творческого пути АС. Пушкина.
1. Раннее творчество:
а) божественная природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта «Дельвигу», 1817).
2. Период южной ссылки:
а) стремление творить по законам, установленным самим поэтом («Послание цензору», 1822);
б) разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта «Свободы сеятель пустынный ...», 1823).
3. Творчество 20-х гг.:
а) божественная суть искусства, пророческое назначение поэта «ПРОРОК»,1826);
б) особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии («Арион», 1827; «ПОЭТ»,1827);
в) цель поэзии - приобщить людей к духовной работе ( «Поэт и толпа», 1828).
4. Творчество 30-х гг.:
а) поэт вне людского суда, суда толпы («Поэту», 1830; «ЭХО»,831);
б) стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный ...» (1836) - «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта», (В. Виноградов)
III. Поэзия для Пушкина - служение гуманистическим идеалам.
РАБОТА А.С. ПУШКИНА НАД РОМАНОМ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА КАК ЭНЦИКЛОПЕДИИ РУССКОЙ ЖИЗНИ
ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX в. РОЛЬ ПОСВЯЩЕНИЯ.
...вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
.
Сообщая П.А Вяземскому о начале работы над «Евгением Онегиным» в письме 4 ноября 1823 г., Пушкин писал: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Через несколько дней он писал АА. Дельвигу: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя». В письме А.И. Тургеневу: «Я на досуге пишу новую поэму «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью». В январе 1824 г. Пушкин писал брату, что Н. Раевский не понял «Онегина»: «Он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру», а 24 марта 1825 г. в письме А. Бестужеву утверждал: «Где у меня сатира? О ней и помину нет в «Евгении Онегине». Из приведенных цитат видно, что Пушкин колебался в определении жанра (роман - поэма - роман в стихах?) и в отношении автора к изображаемому им (сатира - отказ от сатиры?). Когда в 1825 г. появилась в печати первая глава «Онегина», на титульном листе стояло: «Роман в стихах». Это определение Пушкин сохранил во
всех последующих изданиях. Роман Пушкина не просто написан стихами - он разделен на равные отрывки - строфы. Пушкин изобрел для своего романа особую, никогда прежде в мировой поэзии не встречавшуюся строфу, которую стали называть «онегинской». Она состоит из 14 строк, особым образом организованных. Пушкин как бы играет разными способами рифмовки, и это приводит к исключительному разнообразию интонаций, создает впечатление непосредственного разговора автора с читателем. Впечатление непосредственного, живого разговора автора и читателя придает
повествованию лирический характер, что редко встречается в прозаическом романе.
День светского человека
Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX в. вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от простонародья или собратьев, тянущих фронтовую лямку, но и от деревенского помещика-хозяина.
Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских
франтов в 1810 -1820-х ГГ. были Невский проспект, Английская набережная Невы и Адмиралтейский бульвар. Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара -крепостного или наемного иностранца - и предпочитал обедать в ресторане. Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Он для петербургского франта той поры был не только художественным зрелищем и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг и доступных закулисных увлечений. Танцы были важным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной. На балах реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе - он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих. Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. Они служили организующим стержнем вечера, задавали стиль беседы. «Мазурочная болтовня» требовала поверхностных, неглубоких тем, но также занимательности и остроты разговора, способности к быстрому, эпиграмматическому ответу. Бальный разговор был далек от той игры интеллектуальных сил, «увлекательного разговора высшей образованности», который культивировался в литературных салонах Парижа в19 столетии и на отсутствие которого в России жаловался Пушкин. Тем не менее он имел СВОЮ прелесть - оживленность свободы и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, и в невозможной в других обстоятельствах близости. Обучение танцам начиналось рано - с пяти-шести лет. Видимо, Пушкин начал учиться танцам уже в 1808 г. До лета 1811 г. он с сестрой посещал танцевальные вечера у Трубецких. Бутурлиных и Сушковых, а по четвергам - детские балы у московского танцмейстера Иогеля. Раннее обучение танцам было мучительным и напоминало жесткую тренировку спортсмена или обучение рекрута усердным фельдфебелем.
Тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и независимость в постановке фигуры, что определенным образом влияло и
на психический строй человека: в условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене. Изящество, проявляющееся в точности движений, являлось
признаком хорошего воспитания. Аристократической простоте движений людей «хорошего общества» и в жизни, и в литературе противостояла скованность или излишняя развязность (результат борьбы с собственной застенчивостью) жестов разночинца. Бал в эпоху Онегина начинался польским (полонезом). Показательно, что в «Евгении Онегине» полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята», то есть в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина. Но и на балу у Лариных полонез опущен, и описание праздника начинается со второго танца - вальса, который назван Пушкиным однообразным и безумным».
Эпитеты эти имеют не только эмоциональный смысл. «Однообразный» - поскольку, В отличие от мазурки, в которой в ту пору огромную роль играли сольные танцы и изобретение новых фигур, вальс
состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Определение вальса как «безумного» имеет другой смысл: вальс, несмотря на всеобщее распространение, пользовался в 1820-е гг, репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца.
Старая «французская» манера исполнения мазурки требовала от кавалера легкости прыжков, так называемых антраша «скачок, в котором нога об ногу ударяется три раза в то время, как тело бывает в воздухе» ). «Светская манера стала сменяться в 1820-е гг. английской. От кавалера требовались томные, ленивые движения, он отказывался от мазурочной болтовни и во время танца угрюмо молчал.
В воспоминаниях Смирновой -Россет рассказан эпизод ее первой встречи с Пушкиным: еще институткой она пригласила его на мазурку. Пушкин молча и лениво пару раз прошелся с ней по зале. То, что Онегин «легко мазурку танцевал», показывает, что его скука и модное разочарование были в первой главе наполовину поддельными. Ради них он не мог отказаться от удовольствия попрыгать в мазурке. Одним из заключающих бал танцев был котильон - вид кадрили, самый непринужденный, разнообразный и шаловливый танец. Бал давал возможность весело и шумно провести ночь.
И вдруг в «Евгении Онегине» появляются такие строчки
(строфа XIV):
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Здесь звучит явно не авторский голос. Так зачем же он обобщает - «мы»? (Дело в том, что в этих строках начинается еще одна тема романа - тема Наполеона, который в 20-е гг. XIX в. воспринимался многими молодыми людьми как гений, стоящий над миллионами обычных людей, как образец для подражания на пути к мгновенной славе, блестящей карьере.)
Интересы и занятия дворянской женщины.
На общем фоне быта русского дворянства начала XIX в. «мир женщины» выступал как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе,
элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начальными знаниями по истории, географии и словесности. Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX в. определяли книги. Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось. В брак молодые дворянки в начале XIX в. вступали рано. Нормальным
возрастом для брака считался возраст 17-19 лет. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начиналось значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка. Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу. И все же в духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие ее от окружающего дворянского мира. Дворянство было служилым сословием, и отношения службы, чинопочитания, должностных обязанностей накладывали глубокую печать на психологию любого мужчины из этой социальной группы. Дворянская женщина начала XIX в. значительно меньше была
втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость. Защищенная к тому же, конечно лишь до известных пределов, культом уважения к даме, составлявшим существенную часть понятия дворянской чести, она могла в гораздо большей мере, чем мужчина, пренебрегать разницей в чинах, обращаясь к сановникам
или даже к императору. Последствия петровской реформы не в одинаковой мере распространялись на мир мужского и женского быта, идей и представлений -женская жизнь и в дворянской среде сохранила больше традиционных черт, поскольку более была связана с семьей, заботами о детях, чем государством и службой. Это влекло за собой то, что жизнь дворянки имела больше точек соприкосновения с народной средой, чем существование ее отца, мужа или сына.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
"Глаголом жги сердца людей"( конспект урока в 9 классе по стихотворению А.С.Пушкина "Пророк")
Урок-анализ стихотворения Пушкина "Пророк" с элементами исследования в 9 классе. Исследуя некоторые факты из жизни Пушкина, раскрывая тему пророческого служения путем анализа стихотворения и обращения...
Исследовательская работа . Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина .«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И. Тютчев) .
Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны им...
сценарий конкурса ораторов "Глаголом жги сердца людей"
Сценарий конкурса ораторв для 6 класса...
Сценарий конкурса ораторов "Глаголом жги сердца людей"
Сценарий для 6класса...
«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.
Урок повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....
Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.
Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...