интегрированный конкурс, посвященный М.Ломоносову
методическая разработка (10 класс) по теме
Сценарий внеурочного мероприятия в рамках предметной недели, посвящённой 300-летию М.В. Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценария внеурочного мероприятия, посвященного 300-летию М.Ломоносова | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный конкурс: «Закон сохранения массы веществ:
экспериментальное подтверждение и
математическое обоснование».
10 класс.
Цель: развитие познавательной активности учащихся, их умений сравнивать, анализировать, со
поставлять, расширить знания школьников об одном из основных законов химии – Законе
сохранения массы веществ, воспитание чувства
товарищества, ответственности за команду; сплочение и единство коллектива.
Оборудование: портрет М. В. Ломоносова, плакаты с тематикой о М. В. Ломоносове и его научных открытиях, презентация «М. В. Ломоносов – гражданин и учёный», музыкальное сопровождение.
Участники: ученик в костюме М. В. Ломоносова; чтецы: три ученика; жюри: три человека; две
команды по три человека; болельщики двух команд; ведущие: учителя-предметники.
Ход мероприятия:
Звучит музыка, на экране показ презентации «М. В. Ломоносов – учёный и гражданин», под это сопровождение участники читают стихи о М. В. Ломоносове:
- Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
- Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
- Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И смёткою монахов удивлял?
- Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем Родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
- Не он ли дал Российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
- В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой.
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Вступительное слово ведущего:
19 ноября 2011 года мы отметили 300-летие со дня рождения удивительного человека и учёного М. В. Ломоносова. Не хватает слов, чтобы охарактеризовать его уникальность и гениаль
ность; восхищения его величайшим открытиям, опережающих науку на сто лет. И сегодняшнее наше интегрированное мероприятие посвящено этому великому учёному и одному из его открытий – закону сохранения массы веществ.
Продолжает ученик в образе М. В. Ломоносова:
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странах не помеха…
Продолжает ведущий:
Наше мероприятие – конкурс. Конкурс и для команд и для болельщиков, которые своими ответа ми будут помогать командам. И так команды в сборе, жюри на месте, болельщики волнуются… Вот с них и начнём.
Конкурс-разминка для болельщиков:
1. Где родился Михайло Ломоносов?
дер. Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии.
2. Куда удалось поступить учится, этому талантливому крестьянскому сыну в Москве?
В Славянско-греко-латинскую академию.
3. Назовите науки, в которых М. В. Ломоносов совершил открытия?
Физика, химия, математика, астрономия, геология и минералогия,
география, история литература и языкознание, изобразительное искусство.
4. Основатель, какого учебного заведения является М. В. Ломоносов?
Московского университета. 1января 1755 году – учреждение Университета в Москве;
25 января 1755 году – подписан «Указ об учреждении в Москве университета».
5. Какой научный труд М. В. Ломоносова объединяет математику и химию?
«Математическая химия».
6. Назовите изобретение М. В. Ломоносова, предшественницы современных приборов для ночных
наблюдений.
«Ночезрительная труба».
Продолжает ведущий:
Думаю, команды уже морально и интеллектуально подготовились к своим испытанием, предоставим им слово.
- Представление команд: костюмы, название, девиз и эмблема.
Представление команд жюри оценивает по пятибалльной системе.
Жюри подводит итоги конкурса болельщиков: один правильный ответ – один балл ( иск лючение вопрос «3»: каждая наука – балл) и представление команд. Оглашаются итоги. И далее продолжает ведущий:
И так мы увидели лицо каждой команды, а теперь уважаемые болельщики ваш выбор: какой команде вы отдадите свои баллы?
Жюри подсчитывают баллы вновь и озвучивают сумму баллов каждой команды. Продолжает ведущий:
Основным законом в химии, открытый М. В. Ломоносовым, является закон сохранение массы вещества. О нём и пойдет речь.
2. Экспериментальное подтверждение и математическое обоснование:
часть I:
учитель химии проводит химический эксперимент в специализированном приборе:
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O.
40 + 63 85 + 18
103 = 103
Весы в равновесии. Затем учитель математики предлагает обосновать закон математически
члены команд подсчитывают молекулярную массу веществ и устанавливают равенство.
Закон подтверждён и математически обоснован.
Балл получает та команда, которая первая и правильно выполнила расчёты.
часть II:
учитель химии проводит второй эксперимент:
Na2SO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4 + NaNO3.
142 + 261 233 + 85
403 318
Учитель математики предлагает командам математически обосновать.
Весы в равновесии, но равенства математического нет!!!
Команды устанавливают причину и её устраняют.
В случае затруднения помогают болельщики.
Ошибка устранена.
Балл получает команда первая математически обосновавшая опыт и устранившая ошибку.
часть III:
учитель химии выполняет третий химический эксперимент ( при открытом приборе):
CaCO3 + H2SO4 = CaSO4 + H2CO3
100 + 98 136 + 62
198 = 198
Учитель математики предлагает математически обосновать выполненный эксперимент.
Математически эксперимент обоснован, а равенство весов нарушено.
Команды устанавливают причину противоречия.
В случае затруднения помогают болельщики.
Балл получает команда первая, подсчитавшая массы и установившая причину экспериментального нарушения.
Жюри подсчитывает количество баллов за данную часть конкурса, а в это время вновь проводится конкурс с болельщиками:
1. Когда был открыт закон М. В. Ломоносовым?
1748 году.
2. Его современная формулировка?
Масса веществ, вступивших в реакцию равна
массе веществ образовавшихся в результате неё.
3. А как звучит историческая формулировка?
Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния,
что сколько чего у одного тела отнимется,
столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько
материи, то умножится в другом месте.
4. В чем состоит значение этого закона?
Составление уравнений химических реакций.
Каждый правильный ответ на вопрос: «1» и «2» – один балл, «3» - 5 баллов, «4» - 3 балла.
Болельщики своими баллами помогают командам.
Жюри суммируют баллы и называют команду победительницу.
Ведущие ещё раз отмечают важность проведённого мероприятия, которое заканчивается выступлением ученика в образе М. В. Ломоносова:
О вы которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Рефлексия:
ведущий интересуется:
- понравилось ли школьникам мероприятие;
- что нового они узнали;
- какое значение на их взгляд имеют подобные мероприятия,
- чему они научились в ходе проведённого мероприятия.
- Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
____________________________________________________________________________________
- Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
____________________________________________________________________________________
- Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И смёткою монахов удивлял?
____________________________________________________________________________________
- Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем Родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
____________________________________________________________________________________
- Не он ли дал Российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
____________________________________________________________________________________
- В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой.
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
____________________________________________________________________________________
М. В. Ломоносов:
Начало:
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странах не помеха…
Завершение мероприятия:
О вы которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок, посвященный А.С. Пушкину (английский язык+ литература).
Нельзя воспитывать толерантное отношение к чужой цивилизации, культуре, национальным традициям, обычаям, если отсутствует уважение к своей собственной культуре, к своей стране. Известно, что каж...
Внеклассное интегрированное мероприятие посвященное дню родного языка.
Мероприятие содержит сценарий праздника родного языка с большим объемом детского фольклора как английского так и русского и татарского народов. Также вы найдете татарские пословицы о родном язык...
Внеклассное интегрированное мероприятия, посвященное 70- летию образования Приморского края "Милый сердцу край - Приморье!"
Данная работа посвящена 75- летию образования Приморского края. В работе представлены: история образования Приморского края,г. Уссурийск...
Интегрированное занятие, посвященное дню космонавтики «Космическое путешествие»
Конспект можно использовать как развлечение или праздник...
Интегрированное мероприятие посвященное 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева.
Методический замысел интегрированного мероприятия (литература, история, география), посвященного 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева, проводится в форме урока-воспоминания. ...
Сценарий выступления на конкурсе, посвященном юбилею Великой победы, победитель муниципального конкурса "Радуга" в 2015-2016 учебном году, г.Одинцово
Сценка о войне на английском языке "Из будущего в прошлое", соавторы и исполнители - учащиеся 6 класса;Песня про войну на английском языке "Алеша", соавторы и исполнители - учащиеся 8 класса, ссылка н...
Всероссийский детско-юношеский литературный конкурс «Умеете ли вы любить?» Конкурс посвящен 150-летию со дня рождения А.И.Куприна
Сочинения моих учеников на тему "Умеете ли вы любить?"...