Интегрированное мероприятие посвященное 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева.
методическая разработка на тему

Методический замысел интегрированного мероприятия (литература, история, география), посвященного 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева, проводится в форме урока-воспоминания.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного мероприятия

 для учащихся 9-11 классов

     Дар слов, неведомый уму, мне был обещан от природы…

( 100-летию со дня рождения выдающегося ученого, философа, этнографа, поэта, историка Л.Н.Гумилева посвящается)

Методический замысел интегрированного мероприятия (литература, история, география), посвященного 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева, проводится в форме урока-воспоминания.  

Цели урока:

1. Обучающие:

  • познакомить учащихся с основными фактами биографии выдающегося ученого, философа, этнографа, поэта, историка Л.Н.Гумилева;
  • познакомить учащихся с   научными  и литературными трудами  Л.Н.Гумилева;

2. Развивающие:

  • привлечь внимание учащихся к проблеме памяти;
  • формировать и развивать  интерес к историческому наследию Л.Н.Гумилева

 

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения, гордости  и патриотизма к русскому народу и его  лучшим представителям

Форма урока: интегрированный урок с использованием ИКТ.


Оборудование урока: презентация; фотографии  Л.Н.Гумилева, выставка книг

Оформление урока: на доске тема урока-воспоминания, эпиграф,  выставка книг Л.Н.Гумилева по истории.


Методические приемы: рассказы учащихся ( литературоведы, историки, географы), выразительное чтение стихотворений и их анализ, метод оценки исторических событий и явлений, персонифицирующий ( библиографический)

Приемы деятельности учителя: фронтальная беседа, анализ воспоминаний и архивных материалов, использование мультимедийных средств.

Технологии обучения: личностно-ориентированная, дифференцированное обучение,  ИКТ

Опережающие задания:

Учащиеся были  разделены  на 3 группы : литературоведы, историки, географы

 Каждая  группа, основываясь на автобиографических данных, предложенных для изучения учителем, подготовила:

  • краткий рассказ по биографии
  • выразительное исполнение стихотворения;
  • анализ стихотворений по плану:

- название;

- тема, основная мысль;

- художественные выразительные средства.

Ход  урока

Есть красота возвышенной души.

Она ему досталась по наследству

И тихо приказала: «Напиши

И в трате откровенности не бедствуй».

Он это понял точно. И всерьез дошел до самой сокровенной сути.

Дорогой правды, мужества и  без слез,

Через пустыни мерзости и жути.

Каким он чудом оказался цел в застенках смерти и на поле боя,

И не попал случайно под прицел вниманья волгодонского конвоя?

Он видел путь народов и веков,

Позор побед и славу поражений,

И мировых страстей переполох,

Который останавливает гений.

Он сам себе тогда сказал:

«Пиши!» —

И в мир ушли пророческие книги

И сняли в тишине с его души

Божественного знания вериги.

М.Дудин

Вступительное слово учителя: Так, к сожалению, нередко бывает в жизни: истинное значение человека, его вклад в развитие науки и общества, осознается по-настоящему тогда, когда его уже нет на свете. Так, мне кажется, было и со Львом Николаевичем.

1 октября (18 сентября по ст. ст.). 1912 года в Царском селе в семье двух русских поэтов  «серебряного века» — Николая Степановича Гумилева и Анны Андреевны Ахматовой (урожд. Горенко) — родился сын — Лев Николаевич Гумилев. До 1916 года он живет у бабушки — Анны Ивановны Гумилевой — в Царском Селе, под Санкт-Петербургом.

Вот как сам поэт пишет в воспоминаниях:

Детство свое я помню очень туманно и толково сказать о нем ничего не могу. Известно мне только, что я был передан сразу на руки бабушке — Анне Ивановне Гумилевой, увезен в Тверскую губернию, где у нас был сначала дом в деревне, а потом мы жили в городе Бежецке, в котором я и кончил среднюю школу. В это время я увлекся историей, и увлекся потрясающе, потому что перечитал все книги по истории, которые были в Бежецке, и по детской молодой памяти я очень много запомнил ( слайд 1,2,3).

В Бежецке он узнает о трагической гибели отца, обвиненного в 1921 году в сопричастности « контрреволюционной деятельности». Дело «Петроградской боевой организации В.Н.Таганцева « ПБО», по которому проходил его отец Николай Степанович, представитель научной и творческой интеллигенции,  стало одним из крупных «расстрельных дел» в Советской  России. По одной из версий расстрелять Гумилева «по какому угодно делу»  в 192 1году потребовал «вождь» Коминтерна Г.Е.Зиновьев, до которого была доведена информация о том, что Гумилев публично сравнивал его с Распутиным.

В 1930 году он переезжает в Ленинград к матери,  поселившись в Фонтанном доме.

Фрагмент фильма о Л.Н.Гумилеве : http://гумилёв.рф/filmi_o_gumilyove_ln/

 1 ученик ( из воспоминаний) : Когда я вернулся обратно в Ленинград, то я застал картину очень для меня неблагоприятную. Для того чтобы закрепиться в Ленинграде, меня оставили в школе еще на один год, что пошло мне только на пользу, так как я уже мог не заниматься физикой, химией, математикой и прочими вещами (которые мне были известны), а занимался я главным образом историей и попробовал поступить на курсы немецкого языка, готовящие в Герценовский институт. Это был 1930 год, но конечно в этот год меня не приняли в Герценовский институт из-за моего дворянского происхождения. К счастью, биржа труда отправила меня работать коллектором в Геологоразведочный институт. Я попытался изучать геологию, но успеха никакого не имел, потому что эта наука была не моего профиля, но я тем не менее в должности наименьшей — младшего коллектора — поехал в Сибирь, на Байкал, где участвовал в экспедиции, и месяцы эти, которые я там провел, были для меня очень счастливыми, и я увлекся полевой работой.

Учитель: В последней экспедиции в Таджикистан он успешно совмещал обязанности лаборанта с изучением таджикского языка, что в будущем помогло ему в научной работе. Желание Гумилева продолжать обучение было огромным.  В 1934 году  Лев Николаевич ненадолго становится студентом восстановленного исторического факультета . «Поступив на истфак, я с охотой занимался, потому что меня очень увлекли те предметы, которые там преподавались»,-пишет Гумилев .

2 ученик: Осенью 35-го года были арестованы тогдашний муж моей матери Николай Николаевич Пунин, и я, и еще несколько студентов. Но тут мама обратилась к властям, и так как никакого преступления реального у нас не оказалось, нас выпустили. Больше всех от этого пострадал я, так как после этого меня выгнали из университета, и я целую зиму очень бедствовал, даже голодал, т. к. Николай Николаевич Пунин забирал себе все мамины пайки (по карточкам выкупая) и отказывался меня кормить даже обедом, заявляя, что он «не может весь город кормить», т. е. показывая, что я для него совершенно чужой и неприятный человек. Только в конце 36-го года я восстановился благодаря помощи ректора университета Лазуркина, который сказал: «Я не дам искалечить жизнь мальчику». Он разрешил мне сдать экзамены за 2-й курс, что я сделал экстерном, и поступил на 3-й курс, где с восторгом начал заниматься уже не латынью на этот раз, а персидским языком, который я знал как разговорный (после Таджикистана) и учился теперь грамоте. ( слайд 4,5,6)

Учитель: Осенью 1935 года был арестован муж Ахматовой Николай Николаевич Пунин, Гумилев и еще несколько студентов. Но Ахматова обратилась с личным обращением к Сталину, никакого преступления не оказалось и нас выпустили. Началось прозябание на свободе и работа в археологических экспедициях. 1937 год долгожданное восстановление Льва Николаевича на историческом факультете.

3 ученик:  (из воспоминаний): Но в 38-м году я был снова арестован, и на этот раз уже следователь мне заявил, что я арестован как сын своего отца, и он сказал: «Вам любить нас не за что». Мне было предложено подписать протокол, который не я составлял и который я даже не смог прочесть, будучи очень избитым. Суд, трибунал меня и двух студентов, с которыми я был еле знаком осудили нас по этим липовым документам с обвинением в террористической деятельности, хотя никто из нас не умел ни стрелять, ни на шпагах сражаться, вообще никаким оружием не владел. Прокурор тогдашний объявил, что приговор в отношении меня слишком мягок, а сверх 10-ти лет по этой статье полагался расстрел. Был Беломорский канал , дальнейшее следствие, которое  показало полное отсутствие каких-либо преступных действий, и меня перевели на особое совещание, которое  дало мне всего-навсего 5 лет, после чего я поехал в Норильск и работал там сначала на общих работах, потом в геологическом отделе и, наконец, в химической лаборатории архивариусом.

В марте 1938 года студент 4-го Лев Гумилев был опять арестован и на этот раз — надолго. Пребывание в Крестах, с пытками и избиениями, приговор — 10 лет исправительно-трудовых лагерей: сначала — Беломорканал, затем — пересмотр дела и новый срок — 5 лет в Норильске на шахте.

Военный билет Льва Николаевича Гумилева

Военный билет Льва Николаевича Гумилева

Вот свидетельство Льва Николаевича об этом времени: «Заполярная зима угнетает не только морозом и пургой, но и вечной ночью. Отсутствие солнечного света постепенно лишает людей сил. Они становятся вялыми, безразличными… В марте от блеска солнца, освежающего снежный наст, люди слепнут, если не надевают черные очки. В апреле наступают белые ночи, как над Невой, но здесь сквозь них идут пурги не меньшей силы, чем зимой. И только в середине мая наступает странная весна. Огромные сугробы не тают, а испаряются на глазах… И к концу мая наступает весна в нашем смысле… Жара бывает такая, как на Украине. Но в сентябре тундра желтеет и становится еще прекраснее. Это золотой ковер, в который инкрустированы сапфиры озер. Жаль только, что эта пора недолга…

…Самое тяжелое в тюремной жизни не голод и не холод, а тоска, возникающая от унылого однообразия и отсутствия положительных эмоций. Оказывается, потребность в созерцании прекрасного и радость, даруемая красотой, — это своего рода витамин, без которого скудеет психическая структура и слабеет сопротивляемость организма болезням и утомлению».

После окончания срока в марте 1943 года Гумилев работал в экспедиции от Норильского комбината.

Учитель: По окончании срока в 1943 году, как безупречно проведший все годы заключения без нарушений и нареканий лагерного режима Гумилев был выпущен на свободу без права покидать Норильск.  Льву Николаевичу очень хотелось попасть добровольцем на фронт. Было очень холодно, голодно, очень тяжело.  В Бресте эшелон, в котором ехал Гумилев, отправили обучаться в течение двух недель стрелять из зенитных орудий. После короткого обучения в звании рядового воевал в зенитной и полевой артиллерии, закончив службу в Берлине. Гумилев вспоминает, что «..в этой части — полк 1386 31-й дивизии Резерва Главного командования — я закончил войну, являясь участником штурма Берлина». За время службы был удостоен медалей «За участие в героическом штурме и взятии Берлина», «За участие в ВОВ» и двух Благодарностей Верховного командования.

Удостоверение к медали «За взятие Берлина»

Удостоверение к медали «За взятие Берлина»

Шла война, и он добился разрешения пойти на фронт добровольцем в 1944 году. В составе зенитных войск участвовал в боях на территории Польши и Германии. Получил несколько военных наград и благодарственных грамот.

Впоследствии, вспоминая эти годы, Гумилев писал: «Вступив в добровольческую армию, я дошел до Берлина, был демобилизован по возрасту и вернулся на дорогие для меня берега Фонтанки, чтобы заниматься любимой наукой… Если для тебя что-либо интересно, то обстоятельства и обстановка не помеха. Думать ведь можно везде.

Я воевал в тех местах, где выживали только русские и татары. Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары — могут, немцы — нет… Немцы воюют по часам, и только когда кофе попьют, а мы — всегда…

Боже, какой это был 45-й год, когда мы все вернулись с войны и все хотели жить и любить друг друга! Меня встретили, как родного (я же был в шинели с погонами). Разрешили сдавать экзамены экстерном за два курса, вместе с аспирантскими. Но потом мне отозвалась моя отзывчивость…»

Военный билет Льва Николаевича Гумилева

ВОЗВРАЩЕНИЕ  В  Петербург 1945 год

1 ученик: ( из воспоминаний): После этого я вернулся в Ленинград, пришел с удовольствием по знакомым улицам домой, встретил свою мать, которая обняла меня, расцеловала и очень приветствовала. Мы с ней всю ночь проговорили, потом я пошел в университет, где декан исторического факультета Мавродин встретил меня также ласково и приветливо, называл «Лёва» и разрешил мне на выбор: или поступить на очный, или на заочный, или сдать экстерном экзамены за 4-й и 5-й курс. Я выбрал последнее и за один месяц сдал все экзамены (поскольку я и в лагере занимался, ну и подготовка у меня была хорошая — историю я знал), сдал кандидатский минимум по французскому языку и по марксизму (так сказать, по истории философии). Сдал вступительные экзамены в аспирантуру Института востоковедения, где меня сразу же приняли, и я начал заниматься дальше, поехал в экспедицию.Однако репрессии ужесточаются. 6 ноября 1949 года Льва Николаевича арестовывают. По трагическому стечению обстоятельств он оказывается в одном лагере с младшим сыном ректора университета. Сам А.А.Вознесенский был расстрелян.

Учитель: Однако, 1946 год был черным годом  не только для Анны Ахматовой, но и ее сына. Поэтесса  была исключена из Союза писателей, что в прямом смысле означало прозябание физическое и творческое. Потеря работы в голодные послевоенные времена означала невозможность получать продовольственные карточки, дающие право на выживание. Перекрывалась возможность печататься, что для творческого человека было хуже физического насилия. Ахматову обвиняли как «типичную представительницу безыдейной  поэзии, пропитанной духом пессимизма и упадничества».Сын поэта-контрреволюционера и безыдейной поэтессы стал «несоответствовать»  избранной специальности. «Меня выгнали из Института востоковедения с мотивировкой: «за несоответствие филологической подготовки избранной специальности», хотя я сдал и персидский язык тоже. Но несоответствие действительно было — требовалось два языка, а я сдал пять. Но тем не менее меня выгнали, и я оказался опять без хлеба, без всякой помощи, без зарплаты. На мое счастье, меня взяли на работу библиотекарем в сумасшедший дом на 5-й линии» , - вспоминает Лев Николаевич.

Справка о восстановлении Льва Гумилева на историческом фаультете ЛГУ

Велико было желание серьезно заниматься научной деятельностью. В декабре 1948 года он защитил диссертацию на степень кандидата исторических наук по теме «Политическая история первого тюркского каганата VI-VIII веков» и был принят на должность научного сотрудника Музея этнографии народов СССР. Идеологические противники сделали все возможное, чтобы «завалить» защиту , выдвинув против Гумилева  обвинения в искажении марксисткого подхода к изучаемой теме и плохом знании восточных языков. Гумилев указал на ошибки оппонента, а по поводу « .. поводу восточных языков — я с ним сначала заговорил по-персидски, а потом привел цитаты по-древнетюркски. Оказалось, что он не знает ни того, ни другого. Из 16-ти членов Ученого совета 15 проголосовали за меня, один голос был против».  ( слайд 7,8,9,10)

Лев Николаевич не дождался утверждения свой диссертации.

«Меня арестовали снова, почему-то привезли из Ленинграда в Москву, в Лефортово, и следователь майор Бурдин два месяца меня допрашивал и выяснил: а) что я недостаточно хорошо знаю марксизм, для того чтобы его оспаривать, второе — что я не сделал ничего плохого — такого, за что меня можно было преследовать, третье — что у меня нет никаких поводов для осуждения, и, в-четвертых, он сказал: «Ну и нравы у вас там!» После чего его сменили, дали мне других следователей, которые составили протоколы без моего участия и передали опять-таки на Особое совещание, которое мне на этот раз дало уже 10 лет. Прокурор, к которому меня возили на Лубянку из Лефортова, объяснил мне, сжалившись над моим недоумением: «Вы опасны, потому что вы грамотны».  Затем последовали лагеря под Карагандой, в Кемеровской области, в Саянах. Врачебная комиссия признает Гумилева инвалидом, он был определен на работу библиотекарем, что позволило ему активно заниматься историей восточных  народов.1956 год-  реабилитация Гумилева. Л.Н.Н.Гумилева полностью реабилитируют только в 1956 году, но и эти семь лет несвободы физической он превратил в годы свободы духа: «Это тогда, когда я продумал содержание докторской диссертации». Даже лагерную жизнь он использовал как долгосрочную этнографическую экспедицию. Занятие любимой наукой помогало выжить в трудных лагерных условиях. Постоянные посылки от матери с продуктами и книгами поддерживали. На оберточной бумаге разного цвета и формата Гумилеву удалось создать черновые рукописи двух будущих монографий . 

Возвратившись в Ленинград , Гумилев был принят на должность библиотекаря в Эрмитаж к профессору, крупному специалисту по культуре хазар, скифов и ранних славян, директору Государственного Эрмитажа Михаилу Илларионовичу Артамонову. Ангарская экспедиция, а затем астраханская археологическая экспедиция, монографический труд Гумилева «Хунны», защита докторской диссертации по истории  «Древние  тюрки VI-VIIIв.» в Институте востоковедения, именно там, откуда он в свое время был отчислен из аспирантуры и откуда на него ученые мужи писали доносы в «компетентные органы». После защиты диссертации Лев Николаевич по приглашению ректора перешел старшим научным сотрудником на работу в ЛГУ.

Учащиеся -историки: ( рассказывают о теории Пассионарности)

Учащиеся –географы:  Занимаясь научной деятельностью в ЛГУ, в 1960 Гумилев оформил материалы своих изысканий в книгу «Открытие Хазарии», которая сделала его имя известным среди географов). 1979 год  - положительный отзыв на работу «Этногенез и биосфера Земли». Пассионарная теория этногенеза. Его очень любили на геофаке все, от лаборанта до профессора, потому что он был со всеми ровен и доброжелателен, для него существовали только хорошие и плохие люди, а звания и титулы были ни при чем. И сам он называл географический факультет своей «экологической нишей», где, работая вовсю, отдыхал от внешних неприятностей. В мае 1974 года на ученом совете географического факультета Л.Н.Гумилев защитил вторую докторскую диссертацию на степень доктора географических наук. Из 21 члена совета 19 проголосовали «за», но ВАК отказал в присуждении искомой степени. А ведь именно в этом труде были сформулированы ученым основы «пассионарной» общей теории этногенеза. В связи с этим из плана издательства ЛГУ была изъята книга «Этногенез и биосфера Земли». Только через 4 года удалось добиться депонирования рукописи в ВИНИТИ и она стала доступной для читателей и исследователей.

Л.Н.Гумилев был великолепным лектором. Учащимся предлагается посмотреть фрагмент фильма: http://гумилёв.рф/filmi_o_gumilyove_ln/

http://journal.spbu.ru/wp-content/uploads/2012/09/gumilev_books_01-196x300.jpg

Учитель: Талантливый человек, историк, географ, Лев Николаевич обладал особым  поэтическим даром поэта и переводчика. И пусть эпиграфом к разговору о поэтическом даре Л.Н.Гумилева станут его строки из «Философских миниатюр»

Сущность поэзии

И в тайну всего живого
Не в силах проникнуть сами,
Мы зовем чудесное слово
Начинаем писать стихами.
И мир открывается новый,
И жизнь чем дальше, тем краше
Идет перед нашим словом,
Открытая словом нашим

Если у большинства других поэтов содержанием стихов являются чувства и ощущения героев, то у этого поэта, наряду с чувствами, содержанием и героем является также и мысль. У Льва Гумилева стих рождается легко, как дыхание. Стихи Гумилева – это разговор двух равноправных собеседников – поэта и читателя. подлинность и органичность поэтического языка свойственны не только стихотворениям поэта, но и многочисленным его переводам. Полноценный перевод стихотворной речи с восточных языков – дело трудное, почти невозможное. Дело в том, что в восточных языках очень много синонимов; например, в казахском языке только для названия слова «дядя» существует четыре значения. По-разному называют дядю со стороны отца и со стороны матери, более того, младший брат и старший брат матери и отца называются по-разному.

Поэтому каждое слово в восточных языках имеет свой оттенок и поэтическую ценность и без связи с контекстом, оно как отдельно взятый драгоценный камень. И задача восточной поэзии – демонстрация красоты каждого слова, а не остроты сюжета или динамичности характеров. Многие годы, проведенные Львом Николаевичем в лагерях, позволяли ему общаться с представителями разных национальностей.

Молодой китаец был хозяином мастерской в Харбине, где работали и русские эмигранты. Свои двадцать лет он тоже получил за шпионаж, на этот раз в пользу американцев. По вечерам они с Л.Н. занимались просмотром древних китайских документов из присланного тому академического издания. Так Гумилев изучал китайские иероглифы. Была среди его гостей и совершенно экзотическая личность - настоящий буддийский лама из самой Лхасы, схваченный чекистами во время паломничества в монгольском дацане. После этих бесед, потирая руки, Лев Николаевич говорил: "Ну, скажите, пожалуйста! Как я, живя в Ленинграде, смог бы встретиться и поговорить с настоящим монахом из Лхасы? Так что я по гроб жизни должен быть благодарным нашим мудрым чекистам, а он только что рассказал мне интереснейшие подробности о перевоплощениях Будды!".

Однажды он привел в барак эвенка, шамана с Нижней Тунгуски. Л.Н. очень этим гордился и говорил соседям: "С вами шаман не делится своими секретами и правильно делает. Потому что вы все равно не поверите, а я ему верю, и он это знает". Порой шаман входил в раж и начинал подпрыгивать, что-то выкрикивать, временами подвизгивать, вертя над головой крышку от ящика, заменявшую ему бубен. Лев Николаевич не спускал с него глаз, напрягался и подавался вперед, мысленно повторяя телодвижения шамана.

Существует мнение, что поэтические и переводческие достоинства творчества Гумилева – плод его знаний и жизненного опыта.

Как же выглядит переводческая мастерская Гумилева? 

Об этом он ясно пишет сам: «В одном из писем Анна Андреевна пишет сыну, что, по мнению академика Струве, Лев был бы очень полезен ей в её «азийских» переводах. А он отвечает ей: «Я долго думал, чем бы помочь тебе в восточных делах. Будь я дома, я просто объяснил бы тебе некоторые особенности восточ[ной] психологии, истории и культуры, но кроме меня это, пожалуй, никто не сможет…». В том же письме он советует матери пойти в Институт востоковедения, посмотреть китайские и корейские картины и постараться почувствовать эпоху. «Ты не просто смотри на картинки. А замечай века, и когда уловишь последовательность перехода стиля, - ты поймешь то ощущение, которое тебе нужно и тогда китайцы и корейцы будут твоими переводами довольны». Поэтическим творчеством Гумилев занимался только в молодости – в 1930-е и позже, в Норильском лагере, в 1940-е годы. А В. Кожинов писал, что “...несколько опубликованных стихотворений в последние годы не уступают по своей художественной силе поэзии его прославленных родителей", т.е. классиков русской литературы Н.С. Гумилева и А.А.Ахматовой. Одно из его стихотворений – "Поиски Эвридики" - было включено в антологию русской поэзии XX века “Строфы века” (под ред. Е.Евтушенко).

Учащиеся читают стихотворения Л.Н.Гумилева.

Стихи. История.

1

В чужих словах скрывается пространство:

Чужих грехов и подвигов чреда,

Измены и глухое постоянство

Упрямых предков, нами никогда

Невиданное. Маятник столетий

Как сердце бьется в сердце у меня.

Чужие жизни и чужие смерти

Живут в чужих словах чужого дня.

Они живут, не возвратясь обратно

Туда, где смерть нашла их и взяла,

Хоть в книгах полустерты и невнятны

Их гневные, их страшные дела.

Они живут, туманя древней кровью

Пролитой и истлевшею давно

Доверчивых потомков изголовья.

Но всех прядет судьбы веретено

В один узор; и разговор столетий

Звучит как сердце, в сердце у меня.

Так я двусердый, я не встречу смерти

Живя в чужих словах, чужого дня.

1936

Год создания: 

1934 - 1937

Стихи. Петербург

3

Колонна

Над столпом самодержавия

Вековым гранитом прав

Черный ангел крылья ржавит

Свитки славы растеряв.

Нету воли, нету доли

Даже доблесть как стекло.

И бироновскою болью

Царский столп обволокло.

Днесь выходит из под спуда

Черных, каменных невзгод

Окаянный как Иуда

Сумасшедший новый год.

Скажешь да ли, так ли, нет ли

О друзьях ли, о врагах;

Все равно считаешь петли

На восьми пустых столбах.

Горе, горе и размаха

Бирюзовая струя

На плацу казенном плаха

Плаха радуга моя.

Чтоб на ней перед народом

До конца и без труда

Рассчитаться с новым годом,

Годом боли и стыда.

1936

Земля бедна, но тем богаче память,

Ей не страшны ни версты, ни года.

Мы древними клянемся именами,

А сами днесь от темного стыда

В глаза смотреть не смеем женам нашим,

Униженный и лицемерный взор

Мы дарим чашам, пьяным винным чашам,

И топим в них и зависть и позор.

1935

Философские миниатюры 

Путь на землю

Возьмем любовь путей земных основой
И не увидим в мире пустоты.
И будем все смотреть на землю снова
К земле приглядываться с высоты
Мы мало, в сущности, с землей знакомы,
Земную жизнь скрывают облака
Мы с ней в гостях у времени пока,
И только в вечности бываем дома.

Учащийся-литературовед:

Поэзия за решеткой

Многие знают Гумилева-младшего как ученого, и немногие - как поэта. Удивительно, но в лагерях Лев Николаевич писал стихи. Правда, записывать сочинения иногда было нечем - приходилось напрягать память.

- Память у него была замечательная еще с детства. Но в Норильске ему повезло - он четыре месяца проработал в хранилище проб, описывал образцы различных пород. Конечно, там ему давали чернила и бумагу, - рассказывает Марина Козырева. - Листки со стихами он хранил в потайном кармане ватника - иначе нашли бы и отправили в карцер. Долгие годы Гумилев держал в голове две сказки в стихах - «Посещение Асмодея» и «Волшебные папиросы». Разумеется, о том, чтобы их напечатать, не было и речи. Часто в стихах Гумилев обращался к образу Петербурга. «Качается ветхая память в пространстве речных фонарей, стекает Невой меж камнями, лежит у железных дверей».Северную столицу он любил беззаветно и всегда называл ее «Город» - с большой буквы.

Впрочем, выйдя на свободу в 56-м, Лев Гумилев больше занимался не поэзией, а научной работой, а чтобы заработать на хлеб, переводил книги с различных языков.

- Видите, на этом сборнике поэта Ивана Франко написано: перевод Анны Ахматовой. А вот приписка от руки: «а точнее, ее сына, Л. Г.». Дело в том, что мать Льва Николаевича была более известна и за ее имя платили больше.

Учитель: Последние два с половиной года своей жизни (январь 1990 – июнь 1992) ученый прожил в квартире № 4 дома № 1/15 по Коломенской улице (угол Кузнечного переулка), на втором этаже большого четырехэтажного старого доходного дома. После смерти Гумилева его вдова переехала в Москву и хотела передать эту квартиру городу для создания в нем мемориального музея. Во времена перестройки это оказалось сложной задачей, и организовать музей удалось лишь через 10 лет. В 2004 году он получил статус филиала Государственного музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме ( слайд №15,16,17,18).

http://www.akhmatova.spb.ru/muzey-lva-nikolaevicha-gumileva.

http://levgumilev.spbu.ru/node/67

15 июня. После тяжелой и продолжительной болезни скончался Лев Николаевич Гумилев.
20 июня 1992 года  Л. Н. Гумилева  похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Л.Н.Гумилев, гражданин Мира, почетный гражданин нашего города, пример гражданского мужества, чести, совести. «Я не был одинок, был всегда со своей страной, своим народом»,- говорил Л.Н.Гумилев. Сохранить память об этом удивительном человеке, ученом, поэте – наш долг.

Дальнейшее знакомство с фактами биографии Л.Н.Гумилева и А.А.Ахматовой мы продолжим , побывав в Фонтанном  доме.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

        Для учащихся, обучающихся на дому,  необходимо ознакомиться с презентацией, дополнительными  автобиографическими материалами . Учитывая разный уровень подготовки обучающихся, предлагается следующий вид дифференцированного домашнего  задания:

  1. Написать эссе  по теме: «В чужих словах скрывается пространство..»  ( 1 группа учащихся)
  2.  Мое впечатление от экскурсии. ( 2 группа учащихся)

Интернет-ресурсы

Биография ученого, история рода Гумилевых, видео- и аудио выступления ученого

http://гумилёв.рф/filmi_o_gumilyove_ln/

Творческое наследие Л.Н.Гумилева ( сайт Санкт-Петербургского университета)

http://levgumilev.spbu.ru/node/67

Музей Л.Н.Гумилева на Коломенской в Санкт-Петербурге

http://www.akhmatova.spb.ru/muzey-lva-nikolaevicha-gumileva.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия», посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Презентация Ивачева Юлия Викторовна Ознакомить учащихся и педагогов со следующими задачами материала: Причины и предпосылки войны Вторжение Наполеона в Россию Бородинское сражение. Коренной пе...

Музыкальная викторина, посвященная 75-летнему юбилею В.В. Шаинского

Задачи:1.Обучающая-познакомить с творчеством композитора В. Шаинского.2.Коррекционная- развитие голоса, внимания, памяти, мелкой моторики.3.Воспитательная- прививать любовь к музыке, чувство дружбы....

Классный час, посвященный 200-летнему юбилею Бородинской битвы «Недаром помнит вся Россия…»

подвести учащихся к пониманию стратегической значимости Бородинской битвы в ходе Отечественной войны 1812 г; - показать роль солдат, офицеров и генералов в победе России над наполеоновской армией; - п...

КВН « Наш Кузбасс»( посвящен 70-летнему юбилею Кемеровской области)

Создание развития интереса к природе родного края...

Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летнему юбилею первой мировой войны

Современники называли эту войну Великой мировой или просто Великой войной. Сейчас же эту войну скорее можно назвать забытой: ещё более страшные испытания, обрушившиеся в XX веке на мир  и Россию,...

План проведения мероприятий, посвященных 130-летнему юбилею МКОУ «ТООШ»

План проведения мероприятий,посвященных 130-летнему юбилею МКОУ «ТООШ»№п/псодержание деятельностисрокипроведенияответственные1. Организационные мероприятия...

Внеклассное мероприятие по литературе «А.М. Горький: путешествие в детство», посвященное 155 –летнему юбилею писателя, для 5-9 классов.

Внеклассное мероприятие по литературе«А.М. Горький: путешествие в детство»,посвященное 155 –летнему юбилею писателя,для 5-9 классов. Проведено для ШМО в марте 2023 года....