Сценарий воспитательного мероприятия "Как жили наши предки"
учебно-методический материал по теме

ПОНОМАРЁВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

 

Занятие рассчитано на детей 6-8 лет.

Занятие рассчитано на два учебных часа.

Цель:

Прививать любовь к национальному наследию предков.

Задачи:

-Дать первоначальные исторические знания, показать небольшие исторические зарисовки;

-Формировать у детей значимость народного искусства как части культурной жизни народа;

-Воспитывать чувство патриотизма и эстетический вкус;

-Воспитывать любовь к национальному наследию предков;

-Развивать у детей интерес к изучению истории, культуры и быта русского народа;

-Формировать художественно творческие способности;

Оборудование:

Гербы Каргополя, Вельска, Архангельска, овощи в мешочке, ягоды малины и шапочка медведя, кегли, два кружка, вырезанные из линолиума.

Содержание занятия:

1 блок- Окружающая природа древнего русича;

2 блок- Город- крепость;

3 блок- Крестьянская изба;

4 блок- Уклад дома.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhili_nashi_predki.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Коношский районный Дом детского творчества»

   

Методическая разработка занятия

«Как жили наши предки»

                           

 Автор                                                                                  

                                                      Пономарёва Галина Алексеевна,

                                                               педагог дополнительного

                                                               образования детей,

                                                               1 квалификационная категория

Т.89210779027

gala200873@mail.ru

Как жили наши предки

Занятие рассчитано на детей 6-8 лет.

Занятие рассчитано на два учебных часа.

Цель:

Прививать любовь к национальному наследию предков.

Задачи:

-Дать первоначальные исторические знания, показать небольшие исторические зарисовки;

-Формировать у детей значимость народного искусства как части культурной жизни народа;

-Воспитывать чувство патриотизма и эстетический вкус;

-Воспитывать любовь к национальному наследию предков;

-Развивать у детей интерес к изучению истории, культуры и быта русского народа;

-Формировать художественно творческие способности;

Оборудование:

Гербы Каргополя, Вельска, Архангельска, овощи в мешочке, ягоды малины и шапочка медведя, кегли, два кружка, вырезанные из линолиума.

Содержание занятия:

1 блок- Окружающая природа древнего русича;

2 блок- Город- крепость;

3 блок- Крестьянская изба;

4 блок- Уклад дома.

Ход занятия:

Сейчас трудно себе представить, что получится, если из нашей жизни исчезнут телевизоры, радио, телефоны, автомобили, компьютеры..А ведь эти изобретения сделаны совсем недавно. Когда наши старенькие бабушки и дедушки были  маленькими, никаких компьютеров и сотовых телефонов не было. Вот так сильно изменилась жизнь за последние сто лет.

Давайте представим себе, как жили наши предки много лет тому назад. Это было время наших пра-пра-пра-прабабушек и пра-пра-пра-прадедушек. Тогда всё было иначе, всё по-другому. Одно только не изменилось: земля, на которой мы живём, земля наших предков.

1 блок- Окружающая природа древнего русича;

 (слайд 2)

        Наша Родина всегда была богата густыми лесами и широкими лугами, многоводными реками и огромными голубыми озёрами. Тогда не было магазинов, где можно было бы купить себе еду к ужину. Всё, что попадало на стол к древнему русичу он добывал своими руками. Мужчины охотились, ловили рыбу, женщины и дети собирали ягоды, грибы, мёд. Каждый сам строил себе дом, ткал ткани, шил одежду.

-Посмотрите на слайд и ответьте, чем занимались древние русичи, как они добывали себе еду.

-Каких зверей и птиц вы видите на слайде?

-Назовите ягоды, растущие в лесах.

Игра «Назови занятие»

(слайд 3)

На слайде рыболовный сачок, сеть, крючок, червяк.

 Чем занимался древний русич, имея эти предметы?(ловил рыбу рыбак-раньше рыбник)(слайд 4)

(слайд 5)

На слайде пчела , мёд, бочонок, дупло

Чем занимался древний русич, имея эти предметы?(добывал мёд- бортник)(слайд 6)

(слайд 7)

На слайде капкан, сокол, лук, пёс.

Чем занимался древний русич, имея эти предметы?(охотник)(слайд 8)

Игра «У медведя во бору»

2 блок- Город- крепость;

(слайд 9)

Раньше, когда произносили слово «город», все без исключения представляли себе крепость, потому что словом «город» в то время обозначали такое поселение, которое имело ограду, «крепкую стену»- крепость.

        Когда наступали враги, жители близлежащих сёл и деревень старались укрыться за городской оградой. Если стена была высокая и прочная, то город превращался в неприступную крепость и жителям легче было отражать вражеские набеги. Поэтому когда строили крепостные стены, никто не жалел сил. Чем надёжнее стена, тем легче держать оборону.

        Крепостные стены кажутся простыми только на первый взгляд. На самом деле всё продумано до мелочей: глубокий ров с подъёмным мостом,. Высокие стены с зубцами, башни, бойницы для пушек и бойницы для стрельцов, дозорные вышки. А кроме того потайные ходы для разведчиков и хотроумные ловушки для врагов.

        Часто крепостные стены строили из брёвен. Но, конечно, каменные были намного прочнее.

-Посмотрите на слайд и скажите, какие постройки сделаны из камня, а какие из дерева.

-Зачем крепостной ров наполнялся водой?

-Для чего делали подъёмные мосты?

-Объясните выражение «жить как за каменной стеной», «лезть на стену».        

        Каждый город имел своё название и свой герб- отличительный знак в форме щита, на котором изображался символ города.

        Посмотрите на изображения гербов самых старинных городов Архангельской области.

(слайд 10) Каргополь

(слайд 11) Архангельск

 (слайд 12) Вельск

3 блок- Крестьянская изба;

(слайд 13)

Дерево всегда было на севере главным строительным материалом. В деревне дом с печкой называли избой. У нас на севере, где зимы долгие и снежные, с трескучими морозами, под одной крышей строились и жилые комнаты и хозяйственные помещения. Так делалось для того, чтоб лишний раз не выходить на улицу.

        Дома строили или, как говорили раньше, рубили из сосны. Складывали брёвна очень плотно друг к другу, так, что не оставалось даже щёлочки. А на концах брёвен делали особые вырубки, которые «вязали» брёвна между собой так прочно, что никаких гвоздей плотники не применяли.

-Посмотрите на слайд и расскажите, чем заняты крестьяне.

        Около дома всегда был огород, где сажали лук, морковь, горох, репу.

Игра «Овощ в мешочке»

(слайд 14)

-Посмотрите на слайд и скажите, каких домашних животных держали крестьяне.

        (слайд 15)

Глубокой осенью всякое движение на дорогах замирало. Горе тому путнику, который не мог переждать распутицу и вынужден был пускаться в путь в осеннюю слякоть. Поэтому люди всегда радовались, когда на землю ложился первый снег, а реки сковывались льдом. Наконец-то можно было ехать в лес за дровами, или на ярмарку, или в соседнюю деревню.

(слайд 16)

-Посмотрите на слайд и скажите, каким транспортом пользовались зимой, а каким летом. (летом- телега, пролётка, зимой- сани, розвальни)

Игра «Болото»

(Дети встают друг за другом в две шеренги. Первому участнику команды выдаются по два кружка, вырезанные из линолиума. Задача игрока дойти до кегли и обратно, переступая с одного кружка на другой. Игра проводится в форме эстафеты.)

4 блок- Уклад дома.

(слайд 17)        

Самой большой ценностью в доме были иконы. Если вдруг случался пожар, то хозяин первым делом бросался в красный угол, снимал иконы и уносил их в безопасное место. А уж после этого начинал тушить пожар.

Красный угол- это самое почётное и самое заметное место в избе. Каждый, кто переступал порог дома, в первую очередь видел красный угол, поскольку он находился как раз напротив двери. В красном углу висели иконы. В красном углу находился большой стол. Во время праздника его покрывали скатертью. В красный угол приглашали сесть самых уважаемых гостей. «Красному гостю- красное место», - говорили в народе.

-Посмотрите на слайд, и найдите на рисунке красный угол.

Важное место в избе занимала печь. Русская печь обогревала, кормила вкусными пирогами, хлебом, давала место для сна и отдыха, избавляла от хвори, а у нас на севере служила ещё и баней, в которой мылись и парились. Недаром говорили: «Печь нам мать родная». Печка стояла слева от входа. Место , где стояла печь, назывался бабьим углом, здесь хозяйничали женщины.

-Сколько людей в доме?

-Чем занят каждый из них?

(слайд 18)

-Найдите на слайде валенки, коромысло, люльку, ухват, светец с горящей лучиной, умывальник, прялка.

А сейчас проверим, правильно ли вы назвали предметы в доме. (слайд 19)

(слайд 20)

        В старину питались очень просто. Даже обычный сахар считался лакомством и на часто перепадал ребёнку. Не зря говорили: «Щи да каша- пища наша».

(слайд 21)

        Наши предки не только много работали, но они любили и умели отдыхать.

Сейчас мы с вами потанцуем в хороводе, как танцевали древние русичи.

Вы замечательно потанцевали. Молодцы!

А сейчас пришла пора прощаться. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"

Примерный план-конспект первого занятия по истории в 5 классе по теме "откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"...

Откуда мы знаем, как жили наши предки?

Вводный урок по истории для 5 класса. Презентация...

"Откуда мы знаем как жили наши предки". Технология критического мышления.

Формирование представлений о науке изучающей прошлое человечества на основе исторических источников....

Откуда мы знаем как жили наши предки

Вводный урок истории в 5 классе...

Презентация "Откуда мы знаем как жили наши предки". 5 класс

Вводный урок в 5 классе по истории Древнего мира...

Откуда мы узнаем, как жили наши предки

1 урок истории Древнего мира 5 класс...

Как жили наши предки-славяне

Занятие элективного курса...